СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живая и неживая природа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Живая и неживая природа»

Конспект учебного занятия

по окружающему миру

во 2 «А» классе

Тема: «Явления природы»

студентки 302 группы

Носковой Татьяны Сергеевны.



























Урок будет выдан: 01.10.2024.

Школа: МБОУ СОШ №17.

Учитель: Ракита Галина Денисовна.

Методист: Холодовская Елена Александровна.


Новосибирск, 2024


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Носкова Татьяна Сергеевна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2 «А».

Тема урока: «Явления природы».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении явлений природы.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

1. - Учащиеся научатся объяснять понятие явления природы.

  • Учащиеся получат возможность научиться различать явления живой и неживой природы.

2. - Учащиеся научатся описывать сезонные явления.

  • Учащиеся получат возможность научиться определять связь между явлениями природы и объектами природы.

Дидактические:

1. Формировать представление о понятии явления природы и как различать явления живой и неживой природы.


2. Формировать умения описывать сезонные явления и определять связь между явлениями природы и объектами природы.

Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

  • с помощью педагогического работника формулировать цель;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • определять существенный признак для классификации.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

  • соблюдать правила ведения диалога;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • воспринимать суждения.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

Уч-ся научатся:

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; определять существенный признак для классификации; устанавливать причинно-следственные связи.




2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.







3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

  • познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании живой и неживой природы;


  • понимание связи явлений природы в жизни человека.

Воспитательные:

  1. Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы.

  2. Формировать умение понимать связи явлений природы в жизни человека.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: лист исследователя, учебник, контрольный лист.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной к деятельности.

Словесный

(беседа)











Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию к учебной деятельности.

– Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

– Присаживайтесь те, кто замёрз сегодня по пути в школу. Теперь садятся, кто оделся тепло и не замёрз.

Проверка готовности.


Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…

– На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, что такое природа и какая она бывает?




Приветствуют учителя.







Проверяют готовность к уроку.













– Природа – окружающий мир, не созданный рукой человека. Живая и неживая.


























К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения.

– На прошлых уроках вы говорили про живую и неживую природу. Посмотрите на слайд, что вы видите?

– Верно, а может ли существовать живая природа без неживой природы?

– Давайте вспомним верхний рисунок на странице 34 в учебнике. – К какой природе относится олень?

– А чтобы ему жить, что он делает?

– А чем он питается?

– А что нужно чтобы растение жило?

– А трава относится к какой природе?

– Верно, мы с вами знаем, что в хлорофилловых зёрнышках образуются питательные вещества.

– А что ещё делает олень?

– А воздух и вода к какой природе относятся?

– Значит связана живая и неживая природа?


– Помните игру с карточками на прошлом уроке? Поднимите руки те, у кого была молния, дождь, гард и т. д. У вас возникли проблемы с тем, чтобы назвать к какой природе они относятся? А является ли вообще дождь или дождь объектами природы?

– Сейчас мы посмотрим видео, чтобы ответить на этот вопрос.






– Объекты живой и неживой природы.

– Нет.



Отвечают на вопросы.



















Отвечают на вопросы.


















К: соблюдать правила ведения диалога.





К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


П: устанавливать причинно-следственные связи.


Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы.

Формировать умение понимать связи живой и неживой природы в жизни человека

3. Выявление места и причины затруднения.

Словесный(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Проводит подводящую к теме и цели беседу.


Видео.

– Так к какому ответу мы пришли?

– Тогда, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

– Как вы думаете, что означает слово «явление». И что это такое «явление природы»?

– Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова, нам стоит заглянуть в словарь.



Организует работу с учебником.

– Откройте учебники на странице 36 и проверьте, правильно ли мы определили тему урока?

– А для того, чтобы определить цель нашего урока прочитайте текст, подчёркнутый красной линией.

– Прочитайте нашу цель со слайда.




– Дождь – это явление природы.

– Явления природы.


Предлагают варианты.


Явление – всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить (С. И. Ожегов).



– Да.

– Узнаем, что такое явления природы. Научимся различать явления неживой и живой природы. Будем учиться описывать сезонные явления.

– Цель: узнать, что такое явления природы; научиться различать явления неживой и живой природы; учиться описывать сезонные явления.







К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.




П: с помощью педагогического работника формулировать цель.


Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный(беседа)

Наглядный (демонстрация)

– А сейчас давайте восстановим пункты плана в правильном порядке.






План:

- выяснить какие бывают явления неживой и живой природы;

- научиться находить связи в живой и неживой природе.



Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный(беседа)














Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по реализации построенного проекта.

– Давайте на странице 36 прочитаем в первом абзаце определение явлений природы.



– Смена дня и ночи, снег и дождь, цветение растений, листопад – это примеры явлений природы.

– Люди давно стали замечать, что природные явления взаимосвязаны. Так появились народные приметы, позволяющие предсказать погоду. Например, считается, что, если осенью птицы рано улетают в тёплые края, зима наступит рано и будет холодной.


– Выполните первое задание (соедините иллюстрации к объектам или явлениям природы) в листах исследователя.

– Вспомните видео, а бывают ли какие-то особенные явления природы?

– Давайте послушаем историю про случай на уроке в другом классе. Ребята устанавливали причины, по которым в природе происходят сезонные явления. Снежана говорит, что сезонные явления связаны со сменой дней недели. Катя предполагает, что сезонные явления связаны со сменой дня и ночи. Лиза говорит, что сезонные явления связаны со сменой времён года. Кто сделал правильный вывод?

– На странице 37 рассмотрим иллюстрацию. Какие времена года (сезоны) показаны на иллюстрации? По каким признакам это можно определить?

– Посмотрите, какие явления природы вы можете наблюдать из окна прямо сейчас?


– Возьмите лист исследователя и во втором задании (допишите пропущенные слова в определениях «явление природы» и «сезонные явления» и соедините иллюстрации сезонных явлений с сезоном).

– Давайте снова вспомним про карточки на прошлом уроке. Как вы думаете, могут ли явления природы делиться на живую и неживую природу?

– Выполните третье задание (в парах подумайте и отнесите природные явления к живой и неживой природе).

– Какие пункты плана мы выполнили?




– Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями.













Выполняют задание.




– Сезонные явления природы.



– Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в природе зависят от количества солнечного тепла, которое получают разные части земного шара.








Отвечают на вопросы.





Отвечают на вопросы.






Выполняют задание.







Высказывают своё мнение.





Выполняют задание.




Учащиеся научатся объяснять понятие живой и неживой природы.


Учащиеся получат возможность научиться различать объекты живой и неживой природы.


К: воспринимать суждения.















П: определять существенный признак для классификации.






К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.







П: определять существенный признак для классификации.


П: устанавливать причинно-следственные связи.


Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный(беседа)


Наглядный (демонстрация)


– Сейчас я предлагаю вам выполнить задание 4 (заполнить табличку сезонных явлений).

Выполняют самопроверку по слайду.


– Теперь мы будем использовать эту табличку, чтобы устно описать изменения в жизни растений и животных в течение года. Я начну с осени, один человек с третьего ряда продолжит описывать зиму; второй ряд – весну; третий – лето.


– Осенью все собирают урожай для того, чтобы прокормить себя, так как близится зима. Некоторые животные впадают в спячку, поэтому тоже запасаются пропитанием, а птицы улетают в тёплые края. Лиственные деревья сбрасывают свои листочки, которые поменяли свой цвет с зелёного на жёлтый, красный, оранжевый.









Учащиеся научатся определять связь между живой и неживой природой.

К: соблюдать правила ведения диалога.


К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


П: устанавливать причинно-следственные связи.


П: определять существенный признак для классификации.


П: определять существенный признак для классификации.

Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы.

Формировать умение понимать связи живой и неживой природы в жизни человека

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Наглядный (демонстрация)


Практический (контрольный лист)


– Теперь возьмите в руки контрольный лист. Вам нужно выполнить тест.

Выполняют взаимопроверку по слайду.

– Поставьте пять, если нет ошибок. Четыре – если допущено 1-2 ошибки, три – больше двух.

Решают тест.


Учащиеся научатся объяснять понятия живой и неживой природы.

Учащиеся научатся определять связь между живой и неживой природой.


К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


П: создавать и анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы.

8. Включение изученного в систему знаний и повторений.

Словесный (беседа)

























Наглядный (демонстрация)

– Ребята, выполним задание 5 (прочитайте отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Назови о каких природных явлениях в нём говорится) в группах. Какие правила нужно соблюдать для работы в группах? Жестом покажите, что вы готовы.

Прочитай отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». О каких природных явлениях в нём говорится?

А как быстро летело время… Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы…


– Давайте вернёмся к нашему плану и посмотрим, на все ли вопросы мы с вами ответили.


– Как мы должны относиться к природе?


Называют правила.


Отвечают на вопросы плана урока.



Отвечают на вопрос.

Учащиеся получат возможность научиться составлять связь между живой и неживой природой

К: воспринимать суждения.














К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение понимать связи живой и неживой природы в жизни человека

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный(беседа)





Наглядный (демонстрация)

– Оцените свою деятельность на уроке.

Выполняют рефлексию.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.