Носковой Татьяны Сергеевны.
Урок будет выдан: 01.10.2024.
Школа: МБОУ СОШ №17.
Учитель: Ракита Галина Денисовна.
Методист: Холодовская Елена Александровна.
Носкова Татьяна Сергеевна.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2 «А».
Тема урока: «Явления природы».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении явлений природы.
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация учебной к деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. – Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. – Присаживайтесь те, кто замёрз сегодня по пути в школу. Теперь садятся, кто оделся тепло и не замёрз. Проверка готовности. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг… – На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, что такое природа и какая она бывает? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. – Природа – окружающий мир, не созданный рукой человека. Живая и неживая. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения. – На прошлых уроках вы говорили про живую и неживую природу. Посмотрите на слайд, что вы видите? – Верно, а может ли существовать живая природа без неживой природы? – Давайте вспомним верхний рисунок на странице 34 в учебнике. – К какой природе относится олень? – А чтобы ему жить, что он делает? – А чем он питается? – А что нужно чтобы растение жило? – А трава относится к какой природе? – Верно, мы с вами знаем, что в хлорофилловых зёрнышках образуются питательные вещества. – А что ещё делает олень? – А воздух и вода к какой природе относятся? – Значит связана живая и неживая природа? – Помните игру с карточками на прошлом уроке? Поднимите руки те, у кого была молния, дождь, гард и т. д. У вас возникли проблемы с тем, чтобы назвать к какой природе они относятся? А является ли вообще дождь или дождь объектами природы? – Сейчас мы посмотрим видео, чтобы ответить на этот вопрос. | – Объекты живой и неживой природы. – Нет. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | | К: соблюдать правила ведения диалога. К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П: устанавливать причинно-следственные связи. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы. Формировать умение понимать связи живой и неживой природы в жизни человека |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | Проводит подводящую к теме и цели беседу. Видео. – Так к какому ответу мы пришли? – Тогда, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? – Как вы думаете, что означает слово «явление». И что это такое «явление природы»? – Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова, нам стоит заглянуть в словарь. Организует работу с учебником. – Откройте учебники на странице 36 и проверьте, правильно ли мы определили тему урока? – А для того, чтобы определить цель нашего урока прочитайте текст, подчёркнутый красной линией. – Прочитайте нашу цель со слайда. | – Дождь – это явление природы. – Явления природы. Предлагают варианты. Явление – всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить (С. И. Ожегов). – Да. – Узнаем, что такое явления природы. Научимся различать явления неживой и живой природы. Будем учиться описывать сезонные явления. – Цель: узнать, что такое явления природы; научиться различать явления неживой и живой природы; учиться описывать сезонные явления. | | К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | – А сейчас давайте восстановим пункты плана в правильном порядке. | План: - выяснить какие бывают явления неживой и живой природы; - научиться находить связи в живой и неживой природе. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. – Давайте на странице 36 прочитаем в первом абзаце определение явлений природы. – Смена дня и ночи, снег и дождь, цветение растений, листопад – это примеры явлений природы. – Люди давно стали замечать, что природные явления взаимосвязаны. Так появились народные приметы, позволяющие предсказать погоду. Например, считается, что, если осенью птицы рано улетают в тёплые края, зима наступит рано и будет холодной. – Выполните первое задание (соедините иллюстрации к объектам или явлениям природы) в листах исследователя. – Вспомните видео, а бывают ли какие-то особенные явления природы? – Давайте послушаем историю про случай на уроке в другом классе. Ребята устанавливали причины, по которым в природе происходят сезонные явления. Снежана говорит, что сезонные явления связаны со сменой дней недели. Катя предполагает, что сезонные явления связаны со сменой дня и ночи. Лиза говорит, что сезонные явления связаны со сменой времён года. Кто сделал правильный вывод? – На странице 37 рассмотрим иллюстрацию. Какие времена года (сезоны) показаны на иллюстрации? По каким признакам это можно определить? – Посмотрите, какие явления природы вы можете наблюдать из окна прямо сейчас? – Возьмите лист исследователя и во втором задании (допишите пропущенные слова в определениях «явление природы» и «сезонные явления» и соедините иллюстрации сезонных явлений с сезоном). – Давайте снова вспомним про карточки на прошлом уроке. Как вы думаете, могут ли явления природы делиться на живую и неживую природу? – Выполните третье задание (в парах подумайте и отнесите природные явления к живой и неживой природе). – Какие пункты плана мы выполнили? | – Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Выполняют задание. – Сезонные явления природы. – Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в природе зависят от количества солнечного тепла, которое получают разные части земного шара. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Высказывают своё мнение. Выполняют задание. | Учащиеся научатся объяснять понятие живой и неживой природы. Учащиеся получат возможность научиться различать объекты живой и неживой природы. | К: воспринимать суждения. П: определять существенный признак для классификации. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: определять существенный признак для классификации. П: устанавливать причинно-следственные связи. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | – Сейчас я предлагаю вам выполнить задание 4 (заполнить табличку сезонных явлений). Выполняют самопроверку по слайду. – Теперь мы будем использовать эту табличку, чтобы устно описать изменения в жизни растений и животных в течение года. Я начну с осени, один человек с третьего ряда продолжит описывать зиму; второй ряд – весну; третий – лето. – Осенью все собирают урожай для того, чтобы прокормить себя, так как близится зима. Некоторые животные впадают в спячку, поэтому тоже запасаются пропитанием, а птицы улетают в тёплые края. Лиственные деревья сбрасывают свои листочки, которые поменяли свой цвет с зелёного на жёлтый, красный, оранжевый. | | Учащиеся научатся определять связь между живой и неживой природой. | К: соблюдать правила ведения диалога. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: устанавливать причинно-следственные связи. П: определять существенный признак для классификации. П: определять существенный признак для классификации. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы. Формировать умение понимать связи живой и неживой природы в жизни человека |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Наглядный (демонстрация) Практический (контрольный лист) | – Теперь возьмите в руки контрольный лист. Вам нужно выполнить тест. Выполняют взаимопроверку по слайду. – Поставьте пять, если нет ошибок. Четыре – если допущено 1-2 ошибки, три – больше двух. | Решают тест. | Учащиеся научатся объяснять понятия живой и неживой природы. Учащиеся научатся определять связь между живой и неживой природой. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: создавать и анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании живой и неживой природы. |
8. Включение изученного в систему знаний и повторений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | – Ребята, выполним задание 5 (прочитайте отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Назови о каких природных явлениях в нём говорится) в группах. Какие правила нужно соблюдать для работы в группах? Жестом покажите, что вы готовы. Прочитай отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». О каких природных явлениях в нём говорится? А как быстро летело время… Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… – Давайте вернёмся к нашему плану и посмотрим, на все ли вопросы мы с вами ответили. – Как мы должны относиться к природе? | Называют правила. Отвечают на вопросы плана урока. Отвечают на вопрос. | Учащиеся получат возможность научиться составлять связь между живой и неживой природой | К: воспринимать суждения. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Формировать умение понимать связи живой и неживой природы в жизни человека |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | – Оцените свою деятельность на уроке. | Выполняют рефлексию. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |