Тема урока: «Живописцы счастья – художники-импрессионисты».
Класс: 11 класс.
Тип урока: нетрадиционный - изучение нового материала.
Форма урока: урок-панорама.
Цель урока: познакомить учащихся с творческими принципами импрессионистов, с их стремлением раскрыть средствами живописи взаимосвязь человека и окружающей среды.
Задачи урока:
Показать красоту природы, научить ценить ее;
Познакомить учащихся с новой техникой письма импрессионистов (работа на «пленэре») на примере работ Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара;
Прививать учащимся навыки самостоятельной работы, умения работать на опережение;
Формировать познавательную активность, исследовательские навыки;
Воспитывать эстетические чувства у учащихся, умение раскрывать мир искусства.
Оборудование и материалы урока: компьютер, проектор, презентация Power Point.
Методическая литература:
Учебник "Мировая художественная культура" Г.И. Данилова, 11 класс
Энциклопедия «История искусств» 2 том.
Шедевры зарубежного искусства.
Репродукции картин художников Э.Мане, К.Моне, О. Ренуара, Э. Дега, В. Ван Гога, П. Сезанна, Ж. Сера, И. Грабаря, К. Коровина, В. Серова.
Ход урока:
I. Изучение новой темы
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить об импрессионизме и постимпрессионизме, о новых направлениях в искусстве, появившихся во второй половине XIX века, сыгравших немаловажную роль в дальнейшем развитии искусства. Я предлагаю Вам совершить путешествие-панораму по новой теме (слайд 1) "Живописцы счастья" - художники - ипрессионисты".
Слайд 2.
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья положил.
Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
О. Мандельштам
Учитель: Представьте, Париж 1863 год, Дворец промышленности... Жюри знаменитого Салона - художественной выставки, ежегодно проходящей здесь, - отклоняет около семидесяти процентов представленных работ... В разразившийся скандал пришлось вмешаться самому Наполеону III. Познакомившись с отвергнутыми полотнами, он милостиво разрешил представить их в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая 1863 г. была открыта выставка, сразу же получившая выразительное название "Салона отверженных". Годами приученная к официальному академическому искусству, публика пребывает в полном недоумении...
Слайд 3. Особенно потешались посетители над картиной Эдуарда Мане (1832-1883) "Завтрак на траве". Эта «неприличная» картина вызывает взрыв хохота. Еще через два года Мане выставляет картину "Олимпия". Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъяренной толпы. Критика и пресса захлебывалась от негодования: "Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо циничнее, чем эта Олимпия...".
На защиту картины встали очень немногие. В их числе был писатель Эмиль Золя:
"Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль... Место господину Мане в Лувре уже обеспечено".
Слайд 4. (Выступление учащихся - рассказ об Э. Мане)
Учитель: Понадобилось немало лет, чтобы сбылось пророчество Эмиля Золя. Вокруг Мане отныне объединяется немало талантливых художников, которые, как и он, не признают официальное искусство и решают идти своим путем.
Слайд 5. Среди них - Клод Оскар Моне (1840 - 1926), Камиль Писсаро (1830 - 1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919), Альфред Сислей (1839 - 1899), Эдгар Дега (1834 - 1917). Битва за новое искусство продолжалась много лет.
Критики, сосредоточив всю свою ярость на «неприличиях» сюжетов, не заметили того нового, что уже содержали картины единомышленников Эдуарда Мане. Свежий воздух, яркий солнечный свет, радостное, счастливое настроение человека, жизнь которого органично сливалась с ритмом больших городов и лирических пейзажей. Они сумели убедить своих современников в том, что магические эффекты света и воздуха значат в живописи гораздо больше, чем сюжет.
Слайд 6. В отличие от романтиков и реалистов, они уже не склонны были изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Художники больше не желают затрагивать острые социальные проблемы и выносить приговор общественным событиям и явлениям. Они слишком далеки от нравоучений и политики. Максимилиан Волошин очень тонко определил общую тональность нового искусства:
"Зарождение импрессионизма было радостно, как ранняя весна. Первые импрессионисты вышли на свет из темной комнаты и по-детски радовались свету, краскам.
Своим названием импрессионизм обязан картине Клода Моне, впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 г. Она называлась «Впечатление. Восход солнца». Художник запечатлел краткий момент, когда огромный оранжевый шар выплывает из-за облака в полумглу раннего утра...
Критик Луи Леруа нашел это название картины чрезвычайно забавным. Его, как и многих других, раздражало, что на полотне ничего невозможно было разглядеть. Моне только пожимал плечами и говорил: "Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку». Но слово «импрессионизм" (фр. impression - впечатление), произнесенное в насмешку, вскоре было перенесено на художников, работающих в одном стиле.
Выдвинув собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира, они создали новый живописный язык, основанный на некоторых общих положениях и стилистических особенностях.
Слайд 7. (Выступление учащихся - рассказ о К. Моне)
Учитель: В творчестве художников-импрессионистов подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета они пытались запечатлеть "мимолетное виденье", мгновенные впечатления и ощущения от ускользающего мира. Стремление уловить постоянно меняющийся лик природы требовало от художников быстроты действий. Им некогда было подбирать и смешивать на палитре краски.
Слайд 8. Впервые художники-импрессионисты вышли из темных мастерских на пленэр (фр. plein air - вольный воздух). Их главное открытие заключалось в том, что на открытом воздухе человек видит не конкретные предметы, а некую смесь цветных точек, сливающихся в нашем сознании и зрении. Живопись на пленэре стала одним из важнейших правил импрессионистов.
Исключением был лишь Эдгар Дега, который продолжал писать картины в своей мастерской.
Одна американская художница вспоминала, как Клод Моне говорил:
"Когда вы выходите писать, постарайтесь забыть, какие предметы перед вами - дерево, дом, поле или еще что-то. Просто думайте: здесь квадратик голубого, здесь полоса розового, здесь желтая жилка - и пишите это точно так, как вы воспринимаете, до тех пор, пока не будет передано ваше собственное наивное впечатление сцены, находящейся перед вами".
Вот почему в картинах импрессионистов небо могло стать зеленым, а трава синей. Особое предпочтение художники-импрессионисты отдавали светлым тонам солнечного спектра. многие из них вообще отказались от черного света, считая невозможным заставить его играть разными оттенками. Лишь Эдуард Мане предпочитал черный цвет всем остальным. Огромные возможности в использовании цвета открыла техника пастели (фр. pastel) - живописи цветными карандашами или цветным порошком. В ней особенно любил работать Эдгар Дега.
Слайд 9 (Выступление учащихся - рассказ о Э. Дега)
Учитель: Говоря о творчестве импрессионистов, нельзя не отметить их поиски в области живописных композиций. Ренуар писал:
"Я люблю картины, которые возбуждают во мне желание прогуляться в глубину их, если это пейзаж, или коснуться рукой груди или спины, если это изображение женщины". Подлинным чародеем света был Огюст Ренуар.
Слайд 10. (Выступление учащихся - рассказ об О. Ренуаре).
Учитель: Образы Ренуара окутаны солнечным светом, они исчезают, растворяются в его лучах, переливаются множеством радужных бликов. Особенно очаровательны его женские портреты:
"Ренуар превосходен в портретах. Он не только схватывает внешние черты, но и детально воссоздает их характер и внутренний мир. Я сомневаюсь, что какой-либо художник может передать образ женщины в более соблазнительной манере. Быстрая, легкая кисть Ренуара передает женскую грацию, гибкость и непринужденность, делает тело осязаемым, оттеняет восхитительным красным цветом щеки и губы. Женщины Ренуара обворожительны" (Теодор Дюре).
Реалистическим пейзажам художники-импрессионисты предпочли пейзажи-впечатления. В русской живописи представителями импрессионизма были К. Коровин, А. Серов, И. Грабарь.
Слайд 11,12. (Краткое сообщение учащихся о художниках-импрессионистах России.) Учитель: В музыке представителями импрессионизма были Клод Дебюсси и Морис Равель. Я предлагаю Вам послушать эту прекрасную музыку.
(Прослушивание музыки)
Я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока, слова О. Мандельштама, писателя-импрессиониста так тонко передавшего в своих стихах характерные черты живописи импрессионизма.
Став наиболее важным поворотным пунктом в истории искусства 19 столетия, импрессионизм подготовил появление новых, не менее интересных мастеров.
Слайд 13. Громко заявили о себе художники Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Жорж Сера. Они объединились в группу, давшую название новому художественному направлению - постимпрессионизму. Несмотря на общность взглядов, творческая деятельность каждого из этих художников носила глубоко индивидуальный характер, но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.
II. Итог урока. Давайте подведем итог нашего урока. Попробуйте ответить на мои вопросы. Назовите характерные черты живописи импрессионизма. Что нового в изобразительном искусстве появилось с появлением импрессионистов? Какие работы художников-импрессионистов вам наиболее запомнились?
III. Домашнее задание. Сделать анализ одного из понравившихся произведений художников-импрессионистов. Подготовить сообщения о художниках - постимпрессионистах.
Самоанализ урока.
Урок проводился в классе, оборудованном компьютером, проектором. Большинство учащихся класса имеют средний уровень знаний, умений, навыков. Данный урок является изучением новой темы. На момент проведения урока учащиеся подготовили опережающее задание - сообщения.
Исходя из особенностей класса и темы урока, мною были поставлены следующие цели и задачи:
1. познакомить учащихся с творческими принципами импрессионистов, с их стремлением раскрыть средствами живописи взаимосвязь человека и окружающей среды.
2. Показать красоту природы, научить ценить ее;
3. Познакомить учащихся с новой техникой письма импрессионистов (работа на «пленэре») на примере работ Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара;
4. Прививать учащимся навыки самостоятельной работы, умения работать на опережение;
5. Формировать познавательную активность, исследовательские навыки;
6. Воспитывать эстетические чувства у учащихся, умение раскрывать мир искусства.
Для более глубокого усвоения нового материала необходимо иметь основу, а значит, необходимый объем знаний и умений. Учащиеся выполнили опережающее задание и имели представление о некоторых личностях, а так же из изучения на роках ИЗО и истории в разделе "Культура", это помогло более эмоциональному и полному восприятию материала урока.
Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели: как анализировать, логически мыслить, выражать собственное мнение и передавать впечатление.
Исходя из целей урока, было спланировано 5 учебно-воспитательных моментов:
организационный момент;
подготовка учащихся к активному усвоению знаний;
усвоение новых знаний;
закрепление полученных знаний;
вывод и информация о домашнем задании.
Основная часть отведена усвоению учебного материала.
Использование индивидуальной и фронтальной организации познавательной деятельности послужило стимулом для лучшего усвоения знаний, решила обучающую цель урока.
Воспитательный аспект урока раскрылся с помощью просмотра репродукций, погружением мир искусства. Это учащимся более близко и понятно, что позитивно отразилось на конечном результате урока. Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке.
Так, организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, прошел быстро, т.к. класс готовится до урока, быстро настраивается на урок.
На втором учебно-воспитательном моменте была поставлена и реализована задача: подготовить учащихся к восприятию материала.
Третий учебно-воспитательный момент - объяснение нового материала шло через путешествие, применение наглядности (демонстрация слайдов репродукций картин художников и музыкальное сопровождение), частичной беседы. Использование этих методов оправдало себя, т.к. с поставленными задачами учащиеся справились без затруднений. Большинство учащихся класса способно к самостоятельному творческому решению.
На четвертом моменте были подведены итоги урока, учащимися предложено в нестандартной форме выполнение домашнего задания. Главным здесь было то, как дети усвоили новую информацию, что запомнили. Данный урок воспитывает любовь к искусству, живописи.
Структура урока была подчинена основным целям урока и содействовала достижению конечного результата урока: каждый из учебно-воспитательных моментов работал на конечный результат урока, наиболее удачными считаю 3 и 4 учебно-воспитательные моменты, так как в них особенно ярка была взаимообусловленность содержательной, методической и организационной сторон.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.
Образовательная - учащиеся освоили необходимый объем знаний.
Воспитательная – дети эмоционально восприняли материал, что поможет им более глубоко и полно проникнуться чувством любви к направлению импрессионизма.
Развивающая – дети продемонстрировали свои творческие способности. Все это является звеном цепочки на пути духовного развития каждого ребенка.
Чувство удовлетворения от достигнутого результата испытали не только дети, но и сам учитель.