СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь египетского вельможи

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это проект урока. Прилагается технологическая карта урока.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь египетского вельможи»







Проект урока



































  1. Проект урока

    1. Описание проекта

Тема проекта

Жизнь египетского вельможи

Автор учебника, по которому ведётся обучение

«История древнего мира» А.А. Вигасин, Г.И. Годер,И.С. Свенцицкая. М., «Просвещение», 2015 г.


Классификация урока

Комбинированный урок

Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса

В классе 25 человек, из них: 13 девочек и 12 мальчиков. Учащиеся все одного возраста. По успеваемости класс находится на среднем уровне. Средний балл по предмету на Iчетверть 2016-2017 гг. –4,2 . Качество знаний – 80%. В целом класс активный, стремится к изучению новой информации.

Наиболее эффективные методики преподавания: проблемное обучение, репродуктивный метод и частично-поисковый или эвристический метод.

Проблемное обучение. Оно направлено на такую организацию и методику учебного процесса, при которой учащиеся творчески ищут ответы на интересующие их вопросы и пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний

Репродуктивный метод.Его

смысл – в конструировании заданий на воспроизведение, выборе необходимого количества упражнений в педагогически оправданной системе, а

затем репродуцировании, т.е. воспроизведении действия учеником в соответствии с заданием.

Частично-поисковый или эвристический метод. Смысл его заключается в том, что учитель, поставив проблему, малодоступную для самостоятельного решения, делит ее напод проблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения. Происходит поэтапное обучение решению исследовательской задачи. Свое выражение этот метод находит в эвристической беседе.

Скорее всего может создаться шум при обсуждении поставленных задач, в связи с этим в массовой работе не все учащиеся смогут поработать. Решить это можно с помощью контроля учителя. Так же учащиеся могут попросить тоже поработать с интерактивной доской. Решение: попросить, чтобы ученики выходили и давали вельможе по одному заданию.

Цели проекта

Цель урока: Выяснить условия жизни знатных египтян

Цель педагогическая: Содействовать ознакомлению с образом жизни и службой вельмож, назначением гробниц; создать условия для развития умений работать с текстом, извлекать из него необходимую информацию.

Задачи проекта

ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы; продолжить формирование умений анализировать исторические факты; распознавать существенные признаки различных общественных групп

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики

Развитие аналитических умений

Развитие коммуникационных умений

Наполнение учебной деятельности личностным смыслом

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

Понимание культурного многообразия мира; Уважение к культуре своего и других народов, Толерантность

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Способность применять понятийный аппарат исторического знания (фараон, вельможа, гробница) и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность











1.2.Технологическая карта урока

Тема урока:Жизнь египетского вельможи

Цель урока:Выяснить условия жизни знатных египтян

Задачи урока:

Обучающие:

  • ознакомить учащихся с жизнью египетского вельможи.

Развивающие:

  • способствовать формированию умений анализировать исторический материал посредством работы с историческими документами;

  • способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.

Воспитательные:

  • способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира.


Ключевые понятия урока:Вельможа, гробница

Тип урока: урок – изучение нового материала.

План урока:

1. В усадьбе вельможи

2. Служебные обязанности вельможи

Форма организации обучения:массовые, групповые и индивидуальные.

Основные виды деятельности учащихся:работа в парах, опережающее задание, индивидуальная работа

Домашнее задание:дифференцированное домашнее задание

Этапы урока:

    1. постановка учебных задач

    2. совместное исследование проблемы

    3. моделирование

    4. конструирование нового способа деятельности

    5. переход и применение общего способа действия для решения частных задач

    6. контроль на этапе окончания учебной темы



1.3.Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1 мин.

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе


Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место.

Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

Вводно-мотивационный

9 мин.








- Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем? (Древний Египет)

- Что вы узнали о Древнем Египте на прошлых уроках?


-А как жили и работали земледельцы и ремесленники мы с вами вспомним, выполнив задание: трое учащихся отвечают на вопрос письменно на отдельных листочках (дают определения пяти понятиям: писец, шадуф, налоги, ремесленник, фараон)

Оценки выставляются так:

без ошибок: «5»

1 ошибка: «4»

2 ошибки: «3»

3 и более ошибок: «2»

В это время ещё три учащихся кратко повествуют о жизни земледельца, писца и ремесленника.


Познавательные:

закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других

примерные ответы:

  • географическое положение; природные условия;

  • образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном;

  • как жили и работали земледельцы и ремесленники










Остальные учащиеся внимательно слушают, дополняют и участвуют в обсуждении какую оценку поставить отвечающим.

Актуализация знаний

5 мин.

- Ребята, на слайде вы видите изображения и слова, обозначающие понятия данных изображений. Вам необходимо соотнести картинку и слово, а затем ответить на вопрос:





-«Что объединяет изображения?»

- О каком из жителей Египта мы говорили?

-Кто проживал на территории Древнего Египта помимо простых жителей?

Исходя из выше сказанного, сформулируйте тему нашего урока:

-Молодцы!

-Кого ученые-египтологи называют вельможей?

-Что бы вы хотели узнать о жизни египетских вельмож?

-Хорошо!

-Итак, сегодня мы узнаем:

1. В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались.

2. Чем занимались вельможи.

3. Как фараон относился к вельможам.


Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале


- жители Древнего Египта

- крестьяне, ремесленники, писцы

- вельможи

«Жизнь египетского вельможи»




  • в каких домах жили вельможи;

  • чем питались;

  • как одевались;

  • чем занимались вельможи;

  • как фараон относился к вельможам;

  • кому подчинялись.


Изучение нового материала

20 мин.















- Ребята, в домашнем параграфе у вас было написано кто такой вельможа. Скажите пожалуйста это определение

-Хорошо! Ребята, скажите, пожалуйста, из каких источников ученые-египтологи берут информацию о жизни вельмож?

-Правильно! Это могут быть и найденные во время раскопок артефакты, исторические документы, рисунки, и, конечно же, гробницы.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами побывали в гостях у простых египтян, а вот в гостях у знатного египтянина мы не были. Давайте заглянем к нему в гости! Для этого прочитайте текст пункта 2 параграфа 8.

-Ребята, хотели бы вы так жить, как эти вельможи?

- А как вы думаете, за что вельможи получили такие богатства?

-Давайте проверим свои предположения. Для этого объединитесь в пары и выпишите из документа их обязанности.

Та пара, которая первая выполнила задание выходит к интерактивной доске и соотносит поручения для вельможи, а все остальные проверяют.(Приложение № 1)

-Конечно е вельможа имея такие богатства и власть боялся их потерять. И даже когда вельможа умирал, он пытался всё что имеет перенести в загробную жизнь.

-Лиза, расскажи нам, что происходило в загробном мире по мнению египтян.

- мы свами выяснили, что вельможа жил лучше, чем простой египтянин. Но это благодаря тому, что он служил фараону.

-Найдите ответ на вопрос «Как фараон относился к вельможам?» стр.45

-Молодцы!


Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию

Коммуникативные:

умение работать в паре со сверстником;

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями

- вельможа – это царский советник, военачальник.


- гробницы, археологические вещественные находки, документы









Учащиеся читают и отвечают, что жил вельможа в большом каменном доме, кушал разную вкусную пищу: мясо, рыбу, фрукты, вино и т.д. Развлекали его танцовщицы, передвигался он на носилках, дом стоял в саду с прохладным водоёмом и носил он лёгкую одежду с украшениями.

-Да!


- По наследству, помогал фараону и т.д.


- Ребята работают в парах и по окончанию берутся за руки показывая, что они готовы ответить.













Один ученик рассказывает опережающее задание, остальные внимательно его слушают и смотрят презентацию. (Приложение № 2 )





Дети выясняют, что не всегда фараон относился хорошо к вельможам. За любую оплошность он мог их наказать и всё отобрать.

Первичное закрепление

3 мин.

Первичное закрепление проходит в виде физкультминутки.

Игра «Да» или «Нет» (на «Да» дети хлопают на «Нет» приседают).

Я утверждаю, что…

• Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

• Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

• Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

• Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

• Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

• Вельможа не работал. (Нет.)

• Вельможа носил много украшений. (Да.)

• Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

- Молодцы! Садимся.

Ученики встают, готовятся к выполнению задания. Благодаря рефлексии происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации у учащихся.

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль


Выводы по уроку

3 мин.

- Итак, вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?

-Что вы запомнили о жизни и деятельности вельможи?

-Хорошо!

Выставление отметок учащимся за работу на уроке

Регулятивные:

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль

Личностные:

проявление эмоционального отношения к отметке


Организация изучения домашнего задания

4 мин.

-Ребята, домашнее задание каждый выберет для себя сам. Вам предлагаются задания, выполнив которые вы можете получить «3», «4», «5»

На «3» вам нужно будет ответить на вопросы: «Да», «Нет»

На «4» нужно будет составить исторический рассказ на одну из тем: «Вельможа при дворе фараона», «В гостях в доме египетского вельможи», используя исторический документ «Приключения Синухета» на стр. 45 учебника

На «5» вам нужно будет заполнить сравнительную таблицу жизни земледельцев, ремесленников и вельмож, используя §7,8 (приложение № 3)


Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Воспринимают задание, уточняют

Выбирают домашнее задание




Приложение № 1







Приложение № 2

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождаются египетской «Книги мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Приложение № 3

Домашнее задание на «3»

Я утверждаю, что ………….

Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. ____________

Вельможа жил в доме из глины. ______________

Вельмож хоронили в гробницах. _____________

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. ____________

Фараон мог приказать побить вельможу палками. ______________

Простой египтянин мог подойти к фараону. ___________________

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. _____________

Вельможа пахал землю у себя на участке. ________________

Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. _______________

Вельможа носил много украшений. __________________

Фараон считал вельмож своими слугами. _____________

Домашнее задание на «3». Ответы Я утверждаю, что        

Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. (Да.)

Вельможа жил в доме из глины. (Нет.) Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.) Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. (Да.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.

Домашнее задание на «4»

Используя древнеегипетскую повесть на стр. 45 учебника «Приключения Синухета» составьте исторический рассказ на одну из тем:

«Вельможа при дворе фараона»

«В гостях в доме египетского вельможи»

Домашнее задание на «5»

Используя §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:

Вопросы для сравнения

Земледельцы

Ремесленники

Вельможи

В каких домах жили




Чем питались




Как одевались




Чем занимались




Как относился фараон




Список использованной литературы

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса: - М. «Просвещение», 2014

2. История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. 5 класс (CD)

3. Г. И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях

4. Е. А. Крючкова. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс

5. Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс

Самоанализ проведённого урока:

Данный урок был запланирован по календарно-тематическому планированию. На тот момент, когда я его давала в классе присутствовали коллеги, которые дали свои рекомендации и оценку моему уроку.

Урок связан с предыдущей темой, так как на прошлом уроке Учащиеся познакомились с социальными группами Древнего Египта. Они разобрали кто такие земледельцы, ремесленники, писцы и логично стали изучать новый материал касающийся ещё одной группы-вельможи. Учащимся было важно понять какое место занимал каждый человек в древности, изучая социальные группы на примере жителей Древнего Египта, дети в последующем сами будут выделять примерно такие же группы и в других древних цивилизациях при их изучении. При разработке урока я руководствовалась требованиям ФГОС и пыталась детей заинтересовать, подвести к тому, чтобы они могли сами догадаться и понять социальную роль вельмож в Древнем Египте. Уникальность заключалась в том, что я дала возможность «путешествовать» детям на уроке побывав в гостях у вельможи и тем самым сравнить его жизнь с жизнью простого египтянина. Так же дети работали с новыми терминами, отвечали на вопросы, работали с иллюстрациями в учебнике, составляли устные рассказы по иллюстрациям, работали с текстом учебника. Максимально использовалась самостоятельная деятельность учащихся в добывании знаний. Дети были очень активны, поднимали руки, выдвигали свои версии. Я ликвидировала типичные ошибки и неверные представления учащихся, тем самым дети шли от незнания к знанию. Дети самостоятельно выполнили ряд заданий. Учащиеся развивали коммуникативные способности, сравнивали, выделяли главное. Обратная связь имела место на протяжении всего урока. Для учащихся были созданы условия для их самореализации.На уроке были созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности ученика с учеником, для сотрудничества ученика с учителем. Была открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия. На уроке полностью соблюдались санитарно-гигиенические условия: кабинет проветривался, доска к началу урока была чистая, кабинет был чистым. Соблюдались начало и конец урока, время использовалось рационально. Дети были обеспечены учебниками и тетрадями. После проведенного урока состоялась беседа с присутствовавшим на уроке учителем. Были даны анализ и оценка успешности достижения цели, намечены перспективы для последующей работы. Я усвоила для себя, что нужно дальше работать по новой программе ФГОС, активно вовлекать учащихся в самостоятельную добычу знаний.

Вывод. Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока были логически связаны друг с другом, что позволило формировать интерес к изучению исторического материала. Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Новое знание дети получили в результате работы с текстом учебника, терминами и иллюстративным материалом, под руководством учителя. Новые факты они пытались выразить своими словами. На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (география) проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. В завершении подвела итоги обсуждения новой темы. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (дети объяснили, что считают общественное неравенство в древнееегипетском обществе несправедливым). Вместе с тем в будущем собираюсь уделять при изучении новой темы большего количества времени самостоятельному поиску учащимися нового материала, развитию их умений находить важное в тексте, работать в группе, делать самооценку, это моя цель для дальнейшего саморазвития. Считаю, что поставленные цели на уроке были реализованы.



7