СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект на тему: "Зловещая долина"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект на актуальную тему "Зловещая долина"

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект на тему: "Зловещая долина"»

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

Средняя образовательная школа №2






Индивидуальный проект

по информатике на тему:

«ЭФФЕКТ ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ»









Выполнила:

Ученица 10 класса

МКОУ СОШ №2

Ефремова Наталья Игоревна

Руководитель проекта:

учитель информатики

Долотина Динара Гаясовна




С. Князе-Волконское-1

2023 год

Содержание


Введение 3

Глава 1. Робототехника 5

1.1 Что такое робототехника 5

1.2 История создания роботов. Первые роботы и механизмы 8

1.3 Российская робототехника 11

1.4 Техника – неотъемлемая часть современной жизни 13

1.5 Причины развития технофобии 14

1.6 Робофобия – пример явления «Зловещей долины» 17

Глава 2. Понятие эффекта «зловещей долины» 19

2.2 История создания эффекта 19

2.3 Как работает эффект «зловещей долины» 20

2.4 В каких областях можно столкнуться с эффектом 22

2.5 Роботы-помощники в наше время 23

Глава 3. Использование эффекта зловещей долины в сфере развлечений 25

3.1 Роботы 25

3.2 Инопланетяне и монстры 26

3.3 Потусторонние существа 28

Глава 4. Проведение опроса на тему «Эффект зловещей долины» 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 34









Введение


Человечество развивается с невероятной скоростью: с каждым годом совершается все больше открытий, изобретений, введений новых терминов и понятий. В наше время активно развивается робототехника.

Робототехника улучшилась за несколько десятилетий благодаря развитию компьютерных технологий и электроники. Сначала роботы использовались только в промышленности, в основном для автоматизации производственных процессов. Позже, в области робототехники начали использовать более продвинутые технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, что позволило создавать более умных и функциональных роботов. Сегодня робототехника охватывает широкий спектр областей, включая медицину, сельское хозяйство, транспорт и даже домашние устройства. Роботы уже заменяют людей во многих сферах деятельности и могут значительно упростить различные задачи.

Эффект зловещей долины— явление, основанное на гипотезе, сформулированной японским учёным-робототехником и инженером Масахиро Мори. Это теория, согласно которой люди испытывают чувство тревоги и неопределенности, когда видят робота или другой объект, выглядящий или действующий как человек. Феномен «зловещей долины» до сих пор обладает скорее эмпирическим, чем научным обоснованием. По-английски он называется «Uncanny valley» и под «valley» понимается «яма» на графике, характеризующем степень воспринимаемой «жуткости» наблюдаемых антропоморфных объектов, в особенности масок, кукол и роботов.

Целью данного индивидуального проекта является подробное изучение эффекта «зловещей долины».

Задачи:

  1. Узнать, что подразумевает эффект «зловещей долины».

  2. Ознакомиться с историей возникновения эффекта.

  3. Выяснить, где может появиться эффект.

  4. Как можно использовать эффект «зловещей долины» в сфере развлечений.

Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников.




























Глава 1. Робототехника

    1. Что такое робототехника

Робототехника - это область науки, которая занимается проектированием, созданием и программированием роботов. Роботы могут использоваться в различных сферах жизни, включая промышленность, медицину, науку, бытовую сферу и другие. Робототехника включает в себя такие дисциплины, как мехатроника, электроника, программирование, автоматика, механика и т.д. Главная задача робототехники - создание таких роботов, которые бы эффективно выполняли различные задачи, автоматизировали процессы и повышали качество жизни людей. Это техническая наука, изучающая автоматизацию производственных и иных систем при помощи роботов. Предполагает проектирование, создание и использование роботов для взаимодействия с внешней средой выполнения различных задач без участия человека.

В наше время роботы используются в широком спектре отраслей, включая следующие сферы:

1. Промышленность - для автоматизации производственных процессов, ускорения сборки и контроля качества продукции. Роботы широко используются в промышленности для автоматизации различных производственных процессов. Они могут выполнять задачи, которые для человека являются тяжелыми, опасными или монотонными, что увеличивает эффективность и качество производства. Например, роботы могут обрабатывать и сваривать металл, упаковывать и сортировать продукцию, собирать автомобили и другие сложные механизмы. Они также используются для контроля качества продукции, определения наличия дефектов и многое другое. Роботизированные системы становятся все более широко распространенными в различных отраслях промышленности, от автомобильной до пищевой.

2. Медицина - для проведения сложных хирургических операций, диагностики и лечения заболеваний. Например, хирургические роботы позволяют проводить операции точнее и безопаснее, с минимальным воздействием на организм пациента. Также с их помощью можно производить сложные манипуляции, которые для человека были бы труднодостижимыми. Роботизированные аппараты используются для реабилитации пациентов после инсультов, травм, хирургических вмешательств. Они помогают пациентам восстанавливать двигательные функции и избежать осложнений. В медицине также используются роботы для проведения точной диагностики, мониторинга пациентов, а также для обучения молодых специалистов.

3. Транспорт - для доставки грузов и пассажиров, управления транспортными потоками, контроля безопасности дорожного движения. Роботы в транспортной отрасли могут быть полностью автономными или управляемыми из центра управления транспортной сети. Например, автономные транспортные средства могут использоваться для доставки товаров и почты на короткие расстояния, операции по очистке общественного транспорта и транспортировки грузов с посадки на корабль.

Помимо этого, роботизированные системы могут контролировать дорожное движение и обеспечивать безопасность на дорогах. Они могут определять скорость, расстояние между автомобилями и применять торможение в критических ситуациях. Роботы также могут использоваться в офисе транспортной компании для инвентаризации и сбора данных о грузах, которые поступают в международных портах и находятся в процессе транспортировки.

4. Военная сфера - используются для выполнения разных задач, начиная от разведки и мониторинга территорий до активных боевых действий. Военные роботы могут работать на земле, воздухе и в воде, выполнять миссии, которые для человека могут быть слишком опасными или невыполнимыми. Некоторые роботы, например, могут использоваться для обнаружения и обезвреживания бомб, тревожных устройств и других опасных предметов без привлечения взрывоопасных расчетов или людских жертв. Другие военные роботы предназначены для разведки и наблюдения, на них установлены камеры и сенсоры, которые способны обнаружить и зафиксировать движение, звуки и другие данные на большие расстояния. Роботы также могут быть использованы для осуществления массированной атаки.

5. Бытовая сфера - для автоматизации домашних дел, таких как уборка, глажка, мытье посуды, готовка еды, уход за пожилыми людьми и так далее. Кроме того, существуют роботы-домашние животные, которые могут играть с детьми, распознавать различные команды и общаться с людьми. Роботы в быту могут улучшить качество жизни и сэкономить время для более важных вещей.

6. Научная сфера - для исследования и решения задач, раннее не доступных для человека. Роботы используются в научной сфере для исследования и решения различных задач, которые ранее были недоступны для человека. Например, они могут использоваться для исследования космоса, морских глубин, изучения животных и растений, составления карт местности и многое другое. Роботы могут быть оснащены различным сенсорным оборудованием, которое позволяет им производить точные и четкие измерения, что в свою очередь способствует получению более точных результатов в научных исследованиях и упрощает процессы сбора данных.

7. Образование - для обучения школьников и студентов программированию и основам робототехники. Обучение робототехнике помогает и детям, и взрослым развивать логическое мышление, способность к решению задач, а также развивать их творческий потенциал. Робототехника может быть введена в учебный план как дополнительный предмет, и также использоваться для проведения конкурсов и соревнований среди учащихся. В результате, ученики получают новые знания и навыки в области технологий и науки, что может быть полезным для их будущей профессиональной деятельности.

С каждым годом робототехника становится все более востребованной и находит новые области применения. Роботы могут принимать любую форму, но некоторые из них внешне напоминают людей. Считается, что это помогает принять робота в определенных репликативных формах поведения, которые обычно выполняются людьми. Такие роботы пытаются имитировать ходьбу, подъем, речь, мыслительные способности или любую другую деятельность человека. Многие из сегодняшних роботов вдохновлены природой, внося свой вклад в био-робототехнику.

Робот (в переводе на русский «подневольный труд») — автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе.

Слово «робот» было предложено чешским художником Йозефом Чапеком и использовано его братом, писателем Карелом Чапеком, — впервые в пьесе «Р. У. Р.» («Россумские универсальные роботы», 1920 год). Вот как сам Карел Чапек это описывает:

«…в один прекрасный день …автору пришёл в голову сюжет… пьесы. И пока железо было горячо, он прибежал с новой идеей к своему брату Йозефу, художнику, который в это время стоял у мольберта… Автор изложил сюжет так коротко, как только мог… „Но я не знаю, — сказал автор, — как мне этих искусственных рабочих назвать. Я бы назвал их лаборжи (от английского слова labour — труд), но мне кажется, что это слишком книжно“. „Так назови их роботами“, пробормотал художник, …продолжая грунтовать холст…» В ранних русских переводах использовалось слово «работарь»  

    1. История создания роботов. Первые роботы и механизмы

Робототехника развивалась бок о бок с цивилизацией. За последние 100 лет роботы претерпели существенные изменения и взошли на новый виток развития. Если раньше робототехника подразумевала создание механической конструкции, которая выполняла действия, подобные человеческим, то сегодня, робототехника — совсем другие технологии. Сами роботы давно переросли человеческие размеры (как в большую, так и в меньшую сторону) и расширили способности. В XXI веке основам робототехники обучаются с малого возраста, так как будущее человечества неразрывно связано с этой областью.

Целью разработки автономных машин всегда было спасение человека от утомительной, монотонной или опасной работы.

Еще в Древней Греции люди были заинтересованы идеей самостоятельно передвигать механические конструкции. Некоторые истории происходят из области мифологии, например, железный гигант Талос, который был выкован богом кузнецов Гефеистом, чтобы охранять остров Крит. Но были и вполне реальные подходы к машинам или автоматам, например, планы автоматических устройств, приписываемые греческому математику Герону Александрийскому. Арабские ученые и даже Леонардо да Винчи также рисовали планы по самостоятельному передвижению машин и даже личностных механических конструкций, которые напоминали рыцарские доспехи и поэтому могут считаться первыми рисунками андроида.

Начало зарождения новой науки робототехники берет свое начало в Древней Греции. Аристотель был одним из первых великих мыслителей, который задумался об автоматизации механизмов и о том, как эти приборы повлияют на общество в целом. Примерно в 400 г. до н.э. греческий математик, механик и философ Архит Тарентский создал первый в истории паровой аппарат (см. приложение 1). Его деревянная конструкция была основана на анатомии голубя и имела установленный воздухонепроницаемый, генерирующий пар. Давление пара в конечном итоге превышало сопротивление конструкции, из-за чего птица-робот могла летать на небольшие расстояния.

Одним из самых знаменитых изобретателей того времени можно назвать турка Исмаила аль-Джазари. Ему приписывают создание сегментных механизмов и называют отцом робототехники. Его автоматизированные механизмы приводились в движение водой. Так, турецкий механик изобрел автоматизированные двери и даже человекоподобную служанку, которая могла самостоятельно наливать напитки (см. приложение 2)

Чаще всего Леонардо да Винчи упоминают, когда речь заходит о живописи, но среди множества его работ были удивительные изобретения, одно из которых – человекоподобный робот. Леонардо прекрасно знал механику, анатомию, свойства разных материалов. Нередко мастер создавал то, чего не понимали его современники, и лишь столетия спустя ученые изумлялись, когда находили его чертежи. Одно из таких чертежей является человекоподобный механизм, технология которого была разработана Леонардо да Винчи приблизительно в 1495 году (см. приложение 3). Чертежи робота были найдены в документах Леонардо, обнаруженных в 1950-х годах. Неизвестно, была ли разработка осуществлена. Робот - рыцарь мог садится, вращать руками, двигать головой, открывать и закрывать челюсть. Робот проектировался с учетом возможности что-то держать в руках. Работой рук должно было управлять механическое программируемое устройство в груди. Ноги должны были управляться с помощью рукоятки, приводящий в движение трос, связанный с ногами.

19-й век стал веком создания первых вычислительных машин, которые в свою очередь дали сильный толчок развитию робототехники. Популярным роботом в то время был аппарат, играющий в шахматы. За сто с лишним лет было создано несколько подобных автоматов. Большинство из них имели человекоподобную форму, имитирующую игрока в шахматы. Как выяснилось позже, подобные машины на самом деле были обманом, а в ящике прятался реальный шахматист, который вел игру (см. приложение 4). Тем не менее, подобные автоматические устройства подтолкнули к созданию реальных шахматных аппаратов в начале XX века.

Однако, еще одно знаменитое устройство XIX века Euphonia, безусловно, не было обманом. Euphonia — говорящий, поющий робот, в котором была реализована ранняя технология преобразования текста в речь (см. приложение 5). В августе 1846 года в Египетском зале Британского музея один из залов арендовал ученый-математик из Германии Джозеф Фабер. Любой, заплативший за входной билет шиллинг, могу видеть его устройство - «Изумительную говорящую машину», невероятное приспособление, способное имитировать человеческую речь и даже «дышать». Внешне механизм Эуфонии напоминал пианино, над которым размещалась довольно детально сделанная механическая "женская" голова. Четырнадцать клавиш управляли мимикой рта, языка и челюсти. Голос имитировало сложное устройство - выполненного из слоновой кости язычкового инструмента. Фабер мог даже контролировать акцент своей Эуфонии, подкручивая специальный винтик. Эта чудесная машина в будущем повлияла на создание телефона.

Несмотря на то, что термин «робот» был впервые употреблен в 1920-х годах, только в 1942 году в коротком рассказе Айзека Азимова «Runaround» появился термин «робототехника». В нем говорится о трех главных законах робототехники. Во-первых, роботы не должны приносить людям вред. Во-вторых, они не должны ослушиваться приказов людей. В-третьих, роботы могут защищать себя от механических воздействий и угроз, не нарушая первые два правила. Несмотря на то, что эти законы родом из художественной литературы, они послужили важной основой для этнических вопросов, связанных и с современной технологией.

1.3 Российская робототехника

Российский рынок робототехники развит слабо, говорят аналитики, сравнивая уровень роботизации производств. В мире установлено 2,4 млн промышленных роботов, в России — около 6 тыс. (0,25%). В среднем по миру на 10 тыс. работников приходится 99 роботов, в России — только 5 (в 20 раз меньше).

Однако отечественные компании-разработчики не согласны признавать Россию отстающей, объясняя свою позицию особенностями российского рынка. На мировой арене доминирует промышленная робототехника, в России наиболее развита сервисная. Это роботы, «занятые» в обслуживании: в логистике, медицине, образовании, маркетинге, клининге. Этот сегмент ежегодно удваивается, а производители сервисной робототехники работают на экспорт, поставляя продукцию в десятки стран, включая лидеров роботизации — Японию, США, Европу.

Сейчас внедрение робототехники в России происходит в самых разных отраслях. Робот-курьер от «Яндекса» в апреле 2020 года начал работать в Сколково, микрорайоне на окраине Москвы. Передвигаясь по тротуарам, он доставляет документы и посылки из одного здания в другое или на почту. В конце июня 2020 года начались испытания боевых роботов, которыми управляют при помощи голоса. Испытания ведутся на базе робототехнической платформы «Маркер», сообщает ТАСС. В Петербурге в июле 2020 года на дорогах общего пользования начались испытания беспилотного автомобиля StarLine, разработанного инженерами петербургской компании НПО «СтарЛайн» на базе автомобиля Шкода.

Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров до 1 июля 2023 года утвердить федеральный проект по развитию отечественной робототехники. Соответствующее поручение опубликовано на сайте Кремля 31 января 2023 года.

Также федеральный проект по развитию отечественной робототехники должен содержать меры господдержки внедрения промышленных роботов, включая финансирование научно-исследовательских работ в данной сфере, и целевые параметры, обеспечивающие «ежегодное сокращение отставания количества таких роботов на 10 тыс. производственных рабочих в стране от среднемирового уровня».

программы изменения, предусматривающие внедрение искусственного интеллекта во всех отраслях экономики и социальной сферы.

В России хорошо разработаны роботы для военных целей, которые используются для различных операций, таких как разминирование территорий и обнаружение взрывоопасных предметов. Также в России разрабатываются и производятся роботы для промышленности. Эти роботы используются для автоматизации производственных процессов и повышения эффективности производства. Кроме того, Россия активно участвует в международных робототехнических соревнованиях и выставках, где ее разработки получают высокую оценку экспертов.

1.4 Техника – неотъемлемая часть современной жизни

Техника играет большую роль в нашей жизни. Мы пользуемся ею всегда и везде: дома, на работе, в путешествиях, и даже в дороге. На сегодняшний день в мире существует огромное количество самых разнообразных гаджетов.

Всего можно выделить несколько основных функций, которые техника помогает решать в быту:

1.Освещение – техника, отвечающая за освещение, называется осветительной техникой. Она включает в себя различные источники света, такие как лампы, светодиоды, галогенные лампы и т.д., а также устройства для направления и рассеивания света, такие как рефлекторы, светофильтры, диффузионные материалы и т.д. Осветительная техника используется в различных областях, от сценического и телевизионного производства до освещения домов, улиц и магазинов. Она значительно повышает комфорт и безопасность пребывания в помещении или на улице в условиях недостаточного естественного освещения и способствует созданию нужной атмосферы.

2.Механическая работа – приборы, которые заменяют большую часть физических усилий. Например, такие приборы, как робот- пылесос, мясорубка или посудомоечная машина определенно облегчают нашу жизнь, освобождая время для других дел.

3.Развлечение и досуг – роботы-игрушки и другие механические игры могут представлять отличный способ развлечения для детей и взрослых.

4.Нагрев – используется как для приготовления пищи, так и с целью отопления помещения, нагрева воды или для бытовых нужд.

5.Охлаждение – такие приборы используются как в климатических целях летом за счет кондиционеров, так и в целях продолжения сроков хранения пищи за счет холодильников и морозильных камер.

Современная техника играет огромную роль в повседневной жизни людей. Она помогает упростить различные задачи и значительно ускоряет выполнение работ. Сейчас уже офисы и заводы становятся автоматизированными. Поэтому роль техники в быту просто огромна. Техника помогает решать различные задачи и проблемы, что способствует повышению качества жизни и улучшению условий работы.

1.5 Причины развития технофобии

Несмотря на то, что техника и различные приборы окружают нас буквально повсюду, существуют люди, которые относятся к развитию технологии с опасением.

Технологии развиваются быстрее, чем мы можем осознать их и понять, как они будут влиять на нашу жизнь. А все неизвестное часто вызывает страх и отторжение. Феномен технофобии, в дословной расшифровке – страха технологий, еще плохо изучен как в российской, так и в зарубежной науке. Хотя причины и проявления технофобии могут привести к серьезным социальным последствиям, таким как потеря культурной идентичности, сильная разобщенность в обществе. Поэтому важно понять, что же такое технофобия, каковы ее последствия.

Прежде всего, технофобия — это страх перед технологиями, компьютерами, смартфонами и другими современными устройствами. Люди, страдающие технофобией, часто испытывают тревогу, беспокойство и неудобство при работе с техникой. Они могут чувствовать, что неспособны понять или управлять современными устройствами, бояться ошибиться или навредить чему-то. Технофобия может приводить к социальной изоляции и отставанию от современного общества. Впервые этот страх широко распространился во время промышленной революции, и он наблюдается в различных сообществах по всему миру. Это побудило некоторые группы людей установить свою позицию по отношению к некоторым современным технологическим разработкам в целях сохранения своей идеологии. В некоторых случаях новые технологии конфликтуют с привычными верованиями или личными ценностями людей.

С развитием новых машин работу квалифицированных мастеров смогли делать неквалифицированные малооплачиваемые работники — такие, как женщины и дети, поэтому первые начали опасаться за свои рабочие места (как средства к существованию). В 1675 группа ткачей впервые уничтожила машины, которыми их заменили на рабочих местах. К 1727 году разрушение машин стало настолько распространённым, что правительство назначило наказанием за это смертную казнь. Однако даже это не остановило волну вандализма. В марте 1811 года группа работников, выступавших против машин, объединилась под именем некого Лудда — их стали называть луддитами. Они уничтожали ключевые части вязальных машин, нападали на склады комплектующих и подавали петиции о профессиональных правах, угрожая ещё более активными акциями. Плохие урожаи и голодные бунты помогали их делу, сея беспокойство среди населения и привлекая им сторонников. Для многих мир менялся слишком быстро, они опасались происходивших перемен и хотели вернуть всё назад, как в старое «простое» время.

Технофобия не является официально признанным психологическим или психиатрическим заболеванием. Технофобия чаще всего рассматривается как проявление социального или психологического дисбаланса. Однако, ее проявления могут быть достаточно серьезными для некоторых людей, и приводить к значительным проблемам в жизни. Это иррациональный страх перед компьютерами, роботами, искусственным интеллектом, оружием и другими технологичными объектами.

От других фобий она отличается тем, что человек не может избежать контакта с объектом страха, если только не перестанет принимать активное участие в социальной жизни, что для личности невозможно. В условиях роботизации, интернета, дистанционного образования и электронных документов мы вынуждены пользоваться технологиями.

Причины технофобии могут быть разными:

1. Страх перед неизвестным: Технофобы часто опасаются технологий, с которыми они не знакомы. Они могут не понимать, как эти технологии работают и как ими правильно пользоваться.

2. Негативный опыт: Некоторые люди могут развить технофобию после неудачного опыта с технологиями, например, после потери данных или вируса на компьютере.

3. Социальная изоляция: Если технофобы не умеют пользоваться технологиями, они могут столкнуться со сложностями в общении с другими людьми, которые часто используют технологии для общения.

4. Опасения о приватности: Некоторые люди могут беспокоиться о количестве личной информации, которую они оставляют в интернете при использовании технологий.

5. Снижение качества жизни: Для некоторых людей технологии могут стать источником стресса и беспокойства, что может оказать отрицательное влияние на качество их жизни.

6. Экономические факторы: Некоторые люди могут не иметь достаточных ресурсов, чтобы пользоваться современными технологиями и чувствовать себя комфортно в цифровом мире.

Однако главным страхом современного человека является страх потери своего рабочего места. Исследование в американском институте показало, что к 2030 году более 30% всех рабочих мест в США будут потеряны из-за автоматизации. Это произойдет благодаря достижениям в области робототехники, искусственного интеллекта и машинного обучения. Изменения коснутся всего мира. Ученые говорят, что от 400 млн до 800 млн человек сегодня выполняют «технически автоматизируемую работу». При этом исследователи смотрят в будущее довольно оптимистично. По их прогнозам, при достаточном экономическом росте, инновациях и инвестициях может быть создано достаточно новых рабочих мест, чтобы компенсировать влияние автоматизации. Будут ли работники обладать навыками и поддержкой, необходимыми для перехода на новую работу — серьезный вопрос.

Однако можно выявить и ряд других опасений, которые могут стать причиной развития технофобии: страх недостаточного умения владения современными устройствами; страх интернет-зависимости; опасения потери личной информации на просторах Интернета.

Менее подвергаются технофобии индивидуальные общества, потому что люди в них легче ходят на эксперименты, несмотря на влияние общепринятых мнений. К тому же, как правило, в обществе с высоким уровнем маскулинности у людей возникают новые ожидания о пользе от использования новейших технологий, ведь маскулинность – это ориентация на достижение победы в конкурентной борьбе. Такие ценности, например, характерны для США и Китая. Также есть данные, свидетельствующие о том, что страх перед новейшими технологиями характерен обществам с высоким уровнем «избегания» неопределенностей, где люди чувствуют себя комфортно, если у них есть определенные правила и инструкции и знания как вести себя в определенной ситуации.

1.6 Робофобия – пример явления «Зловещей долины»

Робофобия - это страх, неудовлетворенность и отторжение к роботам и другим автоматизированным системам. Это психологическое состояние может быть вызвано различными причинами, такими как преувеличение возможных угроз со стороны роботов, отсутствие знаний о технологиях автоматизации, предрассудки и общественный дискурс, отмеченный негативным отношением к роботам. Робофобия может приводить к невероятным цепочкам ложных выводов и ограничивать развитие автоматизации в обществе.

Робофобия как болезнь будущего сопоставляется с нынешними феноменами ксенофобии (нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, непривычному; восприятие чужого как неприятного и опасного) и мизантропией (отчуждение от людей, ненависть к ним). Однако уже сейчас у людей есть опасения, что роботы и искусственный интеллект опасны. Учёный Бристольского университета Сабин Оэрт отмечает, что ей и её коллегам приходится проводить отдельные встречи, чтобы объяснить потенциальным инвесторам и простым людям, что изучающие искусственный интеллект и робототехнику не опасны.

«Люди слышат в основном односторонние беседы, которые оставляют у них чувство беспокойства, что роботы займут их рабочие места, а искусственный интеллект представляет угрозу существованию человечества. Уже сейчас они задаются вопросом, нужно ли дополнительное законодательное регулирование, которое сдержит гипотетическую технологию под контролем», — говорит Сабин Оэрт.

Среди потенциальных робофобов есть даже знаменитости. В частности, физик-теоретик и популяризатор науки Стивен Хокинг и инженер-предприниматель Илон Маск призвали разработать меры предосторожности в связи с развитием искусственного интеллекта (ИИ). Они поставили свои подписи под открытым письмом, посвящённым опасности ИИ.

Эксперты отмечают, что враждебное отношение к роботам складывается во многом из-за популярной культуры, а именно из-за кинематографа и литературы.















Глава 2. Понятие эффекта «зловещей долины»

    1. История создания эффекта

Впервые об «эффекте зловещей долины» заговорил японский ученый-робототехник Масахиро Мори. В 1970 году он написал эссе Bukimi No Tani, а через восемь лет название его работы перевели на английский как Uncanny Valley («Зловещая долина»). Мори выдвинул идею: чем сильнее мы будем стараться, чтобы роботы были похожи на людей, тем больше отторжения они будут вызывать. Это будет происходить, пока не удастся преодолеть гипотетический провал, обозначенный как «зловещая долина». Для наглядности ученый создал график того, как может выглядеть этот путь развития человекоподобных роботов (см. приложение 6).

На оси абсцисс здесь «сходство с человеком», на оси ординат — «ощущение близости, привлекательности». Непрерывная линия обозначает неподвижные объекты (на ней отмечены чучело животного, неподвижный ручной протез и труп), пунктир — движущиеся (на нем отмечены промышленный робот, человекоподобный робот, зомби, подвижный ручной протез, кукла традиционного японского театра бунраку и здоровый человек). На графике видно, что плавное нарастание привлекательности по мере того, как нарастает сходство создания с человеком, сменяется резким провалом — «зловещей долиной» (она на графике отмечена фигурной скобкой). Упоминание «трупа» и «зомби» здесь неслучайно: сам Мори считает, что неестественность человекоподобных роботов напоминает человеку о смерти и именно в этом причина «зловещего», незнакомого чувства.

Итак, Масахиро Мори обратил внимание, что в робототехнике робот-машина воспринимается пользователем настороженно и враждебно, но для снижения такой тревожности и отторжения достаточно повысить сходство робота с человеком. Подобная «гуманизация» робота плавно улучшает восприятие робота человеком, пока не приводит к резкому спаду на этапе чрезмерно реалистичной имитации человечности. Мори также впервые отметил, что данный эффект интенсифицируется, если «страшный» объект движется. Сам Мори следующим образом описывал, как пришел к этой идее:

«Я заметил, что, стремясь добиться максимальной человекоподобности роботов, мы постепенно начинаем ощущать все большее «сродство» с ними, пока их возрастающая реалистичность не приводит нас к своеобразной «долине», которую я назову «зловещей».

Далее он упоминает, что в его детские годы как раз разрабатывались первые реалистичные протезы, которые во многом и навели его на такие мысли:

«Кто-то может сказать, что рука-протез во многом сближается по внешнему виду с человеческой рукой, подобно тому, как вставные зубы похожи на настоящие. Но на самом деле, когда мы догадываемся, что перед нами протез, а только что нам казалось, что эта рука настоящая – нас охватывает жуткое чувство. Например, если при рукопожатии мы ощутим протез вместо руки, то сразу отметим, что он бескостный, холодный и по текстуре отличается от кожи. «Сходство» протеза с рукой улетучивается, и искусственная рука становится жуткой.»

    1. Как работает эффект «зловещей долины»

До сих пор считалось, что чувство отторжения возникает, когда человеку в определенный момент подсознательно начинает казаться, что машина обладает разумом, и это внушает страх.

Но исследователи поставили эту гипотезу под сомнение. Человеку свойственно видеть лица в самых разных предметах — от автомобилей до облаков — этот феномен психологи называют «антропоморфизацией». И представление о том, что облако или машина одушевленные не вызывает неприятных чувств.

Роботы, наделенные «интеллектом», пугают многих. Андроиды, которые могут обучаться и выполнять сложные задачи, вызывают чувство страха и тревоги из-за непредсказуемости их действий. Тем временем, роботы, строго выполняющие команды, не вызывают дискомфорта.

Чем более человечным выглядит объект, тем сильнее проявляется отвращение к его дефектам, поскольку они указывают на болезнь, а вероятность заражения болезнью возрастает с увеличением генетического сходства. Визуальные аномалии андроидов, роботов и других анимированных человеческих персонажей вызывают реакцию тревоги и отвращения, подобную реакции при виде трупов или зараженных людей.

Поскольку большинство андроидов являются копиями реальных людей, они также могут вызывать страх быть замененным на работе, в отношениях и других сферах, а резкие движения робота могут вызывать беспокойство у наблюдателя, потому что появляется опасность потери контроля над телом.

Теория восприятия угрозы, разработанная ученым Минсу Каном, говорит о том, что объекты, которые воспринимаются уже не как робот, но еще не как человек, вводят человека в состояние когнитивного диссонанса. Связано это с тем, что наблюдающий не может разгадать истинных намерений робота. Чувство непредсказуемости порождает, в свою очередь, чувство страха.

Чем более застывшее лицо у объекта или чем медленнее он произносит речь, тем хуже к нему относятся люди. Любая неестественность в его действиях (например, резкость движений, странный тембр голоса, медленный темп речи, монотонность и безэмоциональность, рассинхронизация между движениями губ и словами) только ухудшает ситуацию.

«Теория восприятия угрозы» раскрывает страх человека перед андроидами с позиции непонимания относительно дальнейших действий устройств. Данные машины занимают позицию, среднюю между роботами и самим человеком. Отсюда и возникает вполне реальный страх неизвестности – никто не в состоянии предугадать, чего конкретно можно ожидать от андроида.

Большинство ученых признают: эффект зловещей долины существует. О том, что происходит в мозге человека, когда он видит не совсем человека, известно следующее:

  1. Страх смерти. Мори создал убедительную схему, на которой видно, что больше всего мы боимся мертвецов, а еще сильнее — движущихся мертвецов (зомби). И если существо не абсолютно похоже на живое — оно воспринимается как мертвое.

  2. Паника. Чтобы экономить энергию, наш мозг пытается все каталогизировать (отнести объект к определенной категории). И если он не может отнести объект ни к одной категории наверняка, появляется тревожность, которая переходит в панику.

  3. Отвращение. Люди привыкли видеть вокруг себе подобных. Отклонение от норм поведения или визуальное нарушение эстетического вкуса может вызывать не только неприязнь, но и отвращение. Это зависит от того, насколько сильно объект непривычен нашему глазу.

Существуют два способа решения проблемы зловещей долины: избегание и преодоление.

Подход «избегания» требует от дизайнера остановиться на кривой графика Масахиро Мори до того, как наступит пик правдоподобности робота.

Для большинства роботов внешнее сходство с человеком не требуется, главное — качественное выполнение заложенного функционала: например, потребителю не нужен человекоподобный робот-сварщик с двумя ногами и головой, потому что статический промышленный манипулятор для сварки и обойдется гораздо дешевле, и справится со своей специализированной задачей лучше. Компании-производители хотят продавать функциональный и полезный продукт, а не отпугивать потенциальных пользователей своими экспериментальными разработками.

Способ «преодоления» гораздо сложнее: он бросает вызов «эффекту зловещей долины» и предлагает создать робота, максимального похожего на человека. При разработке роботов-гуманоидов требуется преодоление «эффекта зловещей долины», когда робот ( как минимум по физиологическим характеристикам в статике и динамике) не будет отличаться от человека. Это сложный и трудоемкий подход, массовое производство таких роботов ученые ожидают не ранее конца XXI века. Однако, учитывая религиозные и нравственные нормы общества, которые нередко становятся преградой на пути развития науки и технологий, возможно, что роботы, которые могли бы перепрыгнуть яму «зловещей долины», так и останутся единичными лабораторными экземплярами.

    1. В каких областях можно столкнуться с эффектом

Прежде всего этот эффект проявляется в робототехнике. Роботы, которые слишком точно имитируют человеческое поведение и опыт, могут показаться некоторым людям жуткими. Одним из ярких примеров этого является искусственный интеллект (ИИ), который иногда максимально точно имитирует человеческую жизнь. В то время как андроид с голосом робота оправдывает ожидания людей. Робот с человеческим голосом стирает границы и может создать у кого-то ощущение, что персонаж заслуживает опасений.

Эффект «зловещей долины проявляется далеко не только в робототехнике. Она связана и с миром графики, анимации и развлечений.

Компьютерная графика в видеоиграх и фильмах является ярким примером эффекта «зловещей долины». Компьютерные технологии сложны и часто могут реалистично отображать поведение и особенности человека.

Цифровые помощники обычно полагаются только на звук. Что с меньшей вероятностью создаст эффект «зловещей долины». Однако некоторые компании придают своим цифровым помощникам человеческое лицо. Что увеличивает вероятность того, что они станут подвержены эффекту «зловещей долины». Многие из этих цифровых созданий имеют немного неестественную реакцию. Когда дело доходит до выражения эмоций на их лице. Таких как поднятие бровей, движение лба или движение рта, что может вызвать подозрения у зрителя.

Сегодня, однако, эффект зловещей долины является предметом изучения не только инженеров и разработчиков, но и нейробиологов. Исследования в области искусственного интеллекта также не обходят концепцию стороной, ведь устройств, имитирующих человека и его поведения с каждым годом становится больше.

    1. Роботы-помощники в наше время

Высокоинтеллектуальные роботы-помощники появятся в домах и офисах россиян через 10 лет. По словам специалистов, появятся «высокоинтеллектуальные сервисные роботы»: пылесосы, кухонные автоматы, доставщики продуктов, охранники и даже роботы-партнеры для маленьких детей с функцией мониторинга состояний ребенка. Техника станет более совершенной, а роботы станут более интеллектуальными, чем сейчас. Ниже приведу примеры человекоподобных роботов:

1. ASIMO (Advanced Step in Innovative MObility) - разработанный компанией Honda, ASIMO является одним из самых известных человекоподобных роботов. Он умеет ходить, бегать, карабкаться по лестницам, показывать жесты и даже играть в футбол (см. приложение 7).

2. Atlas - разработанный компанией Boston Dynamics, Atlas это высокотехнологичный робот, который способен ходить по труднодоступной местности, устойчиво стоять на одной ноге, поднимать и переносить предметы и выполнить множество других задач (см. приложение 8).

3. Pepper - разработанный компанией Softbank, Pepper это робот, специально созданный для взаимодействия с людьми. Он может читать человеческие эмоции и отвечать на них, узнавать голоса и отличать лица (см. приложение 9).

4. Sophia - созданный компанией Hanson Robotics, Sophia это самый продвинутый человекоподобный робот, который способен вести беседу, узнавать понятия и общаться с людьми (см. приложение 10).

5. NAO - разработанный компанией Aldebaran Robotics, NAO это робот, специально созданный для использования в образовательных целях. Он может говорить на разных языках, танцевать, играть на музыкальных инструментах и выполнять множество других задач (см. приложение 11).


Глава 3. Использование эффекта зловещей долины

в сфере развлечений

3.1 Роботы

Человекоподобные роботы – слуги, созданные по нашему образу и подобию. Своим существованием они ставят вопрос: можно ли создать искусственного человека? Что именно делает человека человеком, каковы критерия этого понятия? Неизбежность этих некомфортных вопросов делает андроидов популярной темой научно-фантастических фильмов. Нередко режиссеры и создатели игр используют эффект зловещей долины специально.

«Искусственный разум» - научно-фантастический фильм 2001 года, главный герой которого – робот-мальчик Дэвид, который запрограммирован на любовь (см. приложение 12). Изначально режиссером должен был быть С. Кубрик, однако после его смерти его место занял Спилберг. Дэвид был запрограммирован для исполнения одной функции – любить свою «маму» и быть любимым ей. И когда он осознает, что она никогда не полюбит его из-за того, что он робот, у него возникает абсурдная идея – стать человеком. В фильме много образов, попадающих под эффект «долины», так как невозможность преодоления грани между человеком и роботом – центральная его тема.

Фильм «Я, робот» (см. приложение 13) заимствует несколько идей и название из рассказа Айзека Азимова. Однако в нем отсутствует сложность и многозначность историй и понимания андроидов, характерная для писателя. «Я, робот» - классическая история восстания машин, которые внезапно осознают себя превосходящими человека интеллектуально и хотят захватить власть. Что же касается «зловещей долины», то здесь эффект присутствует в облике всех человекообразных роботов. Главный герой (человек) даже отмечает; «Зачем делать их такими похожими на людей, это зловеще».

Робот Дэвид – один из главных персонажей «Прометея», первый андроид максимально приближенный к человеку. «Я понимаю эмоцию, пусть я и не ощущаю их сам» - цитата Дэвида из рекламного ролика. Именно его близость к человеку и заставляет его захотеть стать подобным богу, превзойдя создателей, и начать эксперименты по созданию новой жизни. Внешне Дэвид неотличим от человека (см. приложение 14). В нем нет выступающих деталей, и он носит человеческую одежду, чтобы не вызывать отторжение у людей. Но он пугает не тем, что мы узнаем в нем робота, а тем, что он недостаточно человечен. Эффект «долины» возникает от актерской игры. Медленная, тактичная речь Дэвида с отсутствием каких-либо эмоций, а выражение лица – вежливая улыбка – нередко не соответствует ситуации. Этот контраст между живым актером и его крайне спокойным, неизменным поведением пугает. Дэвид идентичен человеку во всех категориях, кроме чувства сострадания.

«Алита: боевой ангел» - киборг, изначально созданный для войны. Внешность Алиты повторяет пропорции аниме персонажа посредством деформации черт актрисы Розы Салазер. Это делает лицо странной ожившей картинкой, не лишенной обаяния живого человека. Тело Алиты напоминает фарфоровую куклу, суставы которой заменены шарнирами. Чем больше подробностей можно разглядеть на лице героини, тем более странной она кажется. Шарнирные пальцы, реалистичная кожа и огромные глаза издалека выглядят мило, а вблизи – по инопланетному (см. приложение 15).

3.2 Инопланетяне и монстры

Человечество привыкло считать себя уникальным феноменом. Поэтому мысль о том, что где-то существует вид, похожий на нас – одна из завораживающих, но крайне пугающих концепций. Она рушит фундаментальное восприятие человечеством своей идентичности как единственных разумных существ.

Принципиально новые создания вызывают страх, причина которого – отсутствие ожиданий. Непонимание, по каким правилам работает сознание монстра лишает возможности спрогнозировать поведение, делая его потенциально опасным. С точки зрения выживания, предположить, что существо враждебно – рациональнее, потому естественная реакция на встречу с неизведанным – это страх.

Инопланетяне и монстры вызывают боязнь наткнуться на непонимание и невозможность коммуникации. Но многие фильмы обращают внимание на то, что эти ощущения взаимны. Мы для них – такие же чужие создания. Монстр часто сталкивается с отторжением из-за своей идентичности.

При создании образов новых существ «зловещая долина» - важный инструмент. Этот феномен позволяет визуально выразить эмоции и вопросы, которые эти создания вызывают по своей сути. Схожесть с человеком заставляет видеть в инопланетянах сознание и интеллект, а различия подчеркивают иную природу и загадочность существа.

Голлум из фильма «Властелин колец: Братство Кольца» был хоббит, но кольцо подчинило его сознание и постепенно превратило в монстра. Пропорции тела хоббита соответствуют пропорциям ребенка, а покрытая морщинами кожа и выпавшие волосы выдают в нем старость. Голлум потерял человечность и вместе с ней – человеческий облик (см. приложение 16). Голлум из оригинальной трилогии фильмов выглядит как выцветший труп. В новом фильме «Хоббит: неожиданное путешествие» 2017 года дизайн Голлума был обновлен. Реалистичные текстуры усугубили эффект «долины».

В фильме «Гибрид» 2014 года военные попадают на территорию закрытой базы, где находят секретную лабораторию. Один из экспериментов – скрещивание ДНК инопланетянина и человека. На базе живут два гибрида, мужская и женская особь. Люди считают их глупыми, измеряя их интеллект по отсутствию речи, однако они обладают иными способностями – например, телекинез. Когда Гете (см. приложение 17) узнает, что его подруга умерла, он сбегает с базы. Размноженные глаза персонажа сразу обращают на себя внимание. Они создают четкое разделение между людьми и «гибридами», а также пугают тем, что напоминают волдыри или личинок. Несколько раз в фильме можно увидеть мир глазами гибрида – фасетчатый и странный.

В центре внимания сюжета сериала «Мы все мертвы» зомби-апокалипсис, быстро распространяющийся по всей Корее. Старшеклассница получает укус от лабораторной крысы, после чего заболевает и заражает других странной болезнью. Вскоре большинство учеников превращается в зомби, а небольшая группа одноклассников спасается, запершись в классной комнате. Эффект «зловещей долины», конечно, проявляется в зомби, которые благодаря гриму и компьютерной графике пугают зрителя (см. приложение 18).

3.3 Потусторонние существа

Потусторонние создания пугают нас не только своими проклятиями, но и своей необъяснимостью. Если есть призрак или демон, значит, существует и «загробный мир», непознаваемый рациональным сознанием. Неочевидно, что пугает нас больше: небытие или неизвестность? «Зловещая долина» отражает двойственность существования призраков – между миром людей и иным миром.

Классический фильм ужасов «Звонок» использует «зловещую долину» для создания пугающего образа для Самары. Девочка ходит как ослабевший, больной человек, а ее лицо скрывает копна волос. При виде силуэта зритель бессознательно стремится отыскать лицо. Однако мы видим его всего на пару секунд, и оно ярко контрастирует с обликом призрака. Морщины, складки и пигментация говорят о том, что перед нами не просто ребенок (см. приложение 19).

Главный антагонист «Оно» - древнее создание, питающееся людьми. По словам Оно, страх делает мясо жертвы вкуснее, поэтому его маскировка должна вызывать ужас. Макияж клоуна деформирует черты лица, чем пугает многих детей, а в случае с Оно, голова, на которую нанесен грим, уже имеет нечеловеческие пропорции (см. приложение 20).

Слендермен – это страшная история, созданная интернетом. Фильм 2018 года использует классический дизайн существа: длинный, вытянутый силуэт (см. приложение 21). Главная пугающая особенность – это отсутствие лица. Если краем глаза посмотреть на силуэт слендермена, можно подумать, что это человек. Однако не нужно приглядываться, чтобы заметить отличия. Существо без лица абсолютно не читаемо, а потому вызывает испуг.


Глава 4. Проведение опроса на тему «Эффект зловещей долины»

В заключении проекта я решила провести опрос на тему «Зловещей долины» среди своих друзей, родственников и знакомых. В опросе приняло участие 28 человек. Участники ответили на следующие вопросы:

  1. Знали ли вы ранее, что подразумевается под понятием "эффект зловещей долины?"

  2. Испытываете ли вы отвращение или страх при виде следующего изображения (см. приложение 22)?

  3. Хотели бы вы, чтобы роботы имели внешние человеческие черты?

  4. Важны ли роботы в современной жизни?

  5. Смогут ли роботы полностью заменить человека в будущем?

По результатам первого вопроса выяснилось, что 53% не знали о существовании этого эффекта до опроса.



На второй вопрос 35,7% ответили, что, скорее всего, испытывали этот эффект на себе; 21,4% уверены в том, что не испытывали страха; 25% испытывали испуг; а 28,6% скорее всего испытывали.

56% опрошенных ответили, что хотели бы увидеть больше роботов с человеческой внешностью, когда 44% - не хотели.




По результатам четвертого вопроса выяснилось, 75% считают, что роботы важны в современной жизни.




Мнения разделились почти поровну на последнем вопросе: 47% считают, что люди могут быть заменены в будущем андроидами,53% уверены – люди незаменимы.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде всего, актуальность моего проекта состоит в том, что робототехника – это одна из самых актуальных и перспективных тем современности. С развитием технологий и прогрессом науки появляется все большее количество автоматизированных систем и роботов, которые способны выполнить множество различных задач. Роботы повышают производительность труда, снижают количество ошибок и повышают безопасность. Они могут заменять людей в тяжелых и опасных условиях, а также дополнять человеческие навыки. Робототехника также является важной областью научных исследований, которые могут привести к новым открытиям и улучшениям жизни людей в целом.

Однако существуют и некоторые проблемы, связанные с развитием робототехники, такие как потеря рабочих мест, этические вопросы и проблемы безопасности. Поэтому важно продолжать обсуждение и развитие этой темы, чтобы обеспечить наибольшую пользу и минимизировать потенциальные негативные последствия.

В проекте я смогла рассмотреть поставленные задачи:

  1. Мы узнали, что означает эффект «зловещей долины».

  2. Мы ознакомились с историей возникновения эффекта.

  3. Выяснили, где проявляется изучаемый мною эффект.

  4. Узнали, каким образом можно использовать эффект в сфере развлечений.

Подводя итоги проекта, могу сделать вывод, что эффект «зловещей долины» - явление временное. В ближайшем будущем ученые-изобретатели смогут разработать робота, максимально приближенного к человеку и не попадающего в «долину». Чтобы вскоре избавится от страха таких роботов, нужно постепенно внедрять их во все сферы жизни, а также с детства приучать детей тому, что роботы в первую очередь созданы для того, чтобы помогать нам. Когда роботы станут привычным элементом жизни, а принципы их работы будут понятны каждому, страх неизведанного уйдет, и роботы сделают нашу жизнь намного легче.




























СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зловещая_долина

  2. https://trends.rbc.ru/trends/futurology/60f179059a794715da3bd9ba

  3. https://4brain.ru/blog/effekt-zloveschej-doliny-chem-nas-tak-pugajut-roboty/

  4. https://lenta.ru/news/2021/10/28/robot/

  5. https://club.dns-shop.ru/digest/51879-robotizirovannyie-pomoschniki-stanovyatsya-realnostu-predstavlen-ch/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F

  6. https://espanarusa.com/ru/news/article/606384

  7. https://espanarusa.com/ru/news/article/606384

  8. https://hi-news.ru/eto-interesno/effekt-zloveshhej-doliny-pochemu-nas-pugayut-roboty-i-kukly-ubijcy.html

  9. https://nanojam.ru/products/nao-h25-evolution-v5

  10. https://wiki5.ru/wiki/Robotics

  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8

  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F

  13. https://trends.rbc.ru/trends/industry/61de8ff59a79470ae2bb42cc

  14. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F

  15. http://biophys.phys.msu.ru/index.php/ru/publikatsii/492-magnitnye-nanochastitsy-v-meditsine-uspekhi-problemy-dostizheniya


ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1















Приложение 2














Приложение 3















Приложение 4



Приложение 5




Приложение 6















Приложение 7



Приложение 8





Приложение 9







Приложение 10



Приложение 11



Приложение 12























Приложение 13





Приложение 14





Приложения 15





Приложение 16







Приложение 17





Приложение 18





Приложение 19





Приложение 20



Приложение 21





Приложение 22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!