Выступление на МО учителей старших классов «Значение трудового воспитания в формировании нравственных качеств детей с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка » Ванькова Л.И., учитель русского языка и чтения, МБОУ «СКШИ VIII вида» 09.01.2020г.
«Я тысячу раз убеждён, что трудовое
воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок, овладеть которым не так просто»
В.А.Сухомлинский
Обучение в коррекционной школе нацелено не только на формирование необходимых базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, но и на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию познавательных функций взаимосвязана с общесоциальной задачей трудового обучения и воспитания в школе.
В процессе обучения школьники получают необходимые знания о разнообразии мира профессий, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Основная нагрузка при этом, безусловно, ложится на уроки трудового обучения, но и на уроках русского языка работаем в данном направлении. Уроки выполняют функцию проводника, через которую обучающимся открывается дверь в мир познания нравственных ценностей, в числе которых позитивное отношение к труду людей, к результатам его труда и уважение к профессиям.
Задачи уроков письма и развития речи:
- формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
- систематизировать представление о многообразии мира профессий;
- стимулировать интерес обучающихся к изучению мира профессий и своего места в нем;
- формировать умение оценивать свои возможности и состояние здоровья с профессиональными качествами конкретной профессии.
Труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
На уроках русского языка использую разнообразные методы, формы и приемы работы:
- работа с пословицами и поговорками о труде, о профессиях;
- сюжетно-ролевые, дидактические и деловые игры, игры -путешествия;
- беседа, рассказ;
- викторины, ребусы, кроссворды и т.п.,
которые, конечно, не учат конкретному навыку той или иной работы, но способствуют подготовке обучающихся к жизни и труду в социуме.
- Существует тесная взаимосвязь русского языка с трудовым обучением, так как на уроках трудового обучения требуются развёрнутые связные ответы, в которых дети должны уметь объяснить технику и порядок выполнения того или иного изделия. Они также должны знать производственные термины и их значение, что способствует расширению словарного запаса школьника и его активизации.
При развитии устной связной речи на уроках русского языка ведётся работа над логическим построением высказывания, расширением сферы употребления школьниками словарных средств, формированием навыков точного употребления слов в структуре предложения. Дети должны не просто называть предметы и действия, совершаемые при производстве изделия, а именно знать терминологию, понимать нюансы тех или иных названий.
Это особенно подробно разбираем на уроках русского языка при изучении темы «Состав слова».
На уроке в 6 классе рассматриваем значение приставок, которое можно показать на примере глаголов, используемых при шитье: с метать , на метать , при метать , за метать , об метать .
При работе по темам «Сложные предложения» или «Глаголы н.формы» 8- 9 классы использую Методику незаконченных предложений:
- 1. Каждый человек должен труди ть ся, потому что…
- 2. Труд должен приноси ть …
- 3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …
- 4. Моя будущая работа требует…
Или предлагаю построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли человека конкретной профессии и рассказать, что входит в его обязанности.
Для развития образной речи использую такой метод, как «Синквейн»:
Например:
1. Учитель
2.Добрый, справедливый
3. Учит, объясняет, советует
4.Любит своих учеников
5.Педагог.
Учитывая такие особенности обучающихся, как тугоподвижность познавательных процессов, недостаточность внимания, использую наглядные методы обучения . С точки зрения подготовки обучающихся к жизни и труду сопровождаю процесс чтения показом иллюстраций, использую картины, кинофильмы, мультфильмы, что позволяет детям более прочно усвоить необходимые понятия.
При изучении словарных слов
Игра “Угадай профессию”
Детям раздаю рисунки, на которых изображены космонавт, директор, инженер, председатель, почтальон, и д.р.
Далее каждому даются карточки, на которых нужно подчеркнуть профессиональные черты человека.
Составить и записать сложные предложения или предложения с однородными членами.
С целью развития представлений обучающихся о мире труда использую различные задания. При изучении темы «Имя прилагательное» или повторении. Например, подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:
Моряк (какой?) – внимательный, ответственный, выносливый, смелый.
Это же задание, но с отрицательным качеством (игра «Четвертый лишний»):
Учитель – добрый, заботливый, ленивый, спокойный.
На уроках русского языка часто использую пословицы и поговорки. Пословицы учат высказывать отношение к лени, например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Помогают подчеркнуть важность труда, например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, так не лежи на печи».
Пословица не воспринимается детьми как нотация, и поэтому она является эффективным средством воспитания.
Работая над пословицами задаю вопрос: «Какое отношение к труду, к человеку дела звучит в русских народных пословицах?»
Учу детей высказываться, рассуждать на доступном речевом уровне:
- Я согласен с пословицей… Ее я понимаю так…
- Пословицу можно употребить в ситуации…
Практика показывает, что обучающимся с интеллектуальными нарушениями нравятся задания в игровой форме. Например , вставить пропущенные профессии в русских пословицах и загадках:
Шить не буд ешь –… (портным) не стан ешь .
Каков … (тракторист) , таков и трактор. (7 класс, «Глаголы 2л.ед.ч.)
При изучении словарных слов ( 5-6 кл.)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок … (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает… (продавец)
В 5 классе мальчики начинают изучать пиление столярной ножовкой, а девочки изучают работу с тканью и ремонт одежды. Параллельно с этим на уроках русского языка даю тексты для списывания, содержащие термины верстак , лучковая пила, долото, игла , швейная машинка , их назначение и рекомендации по технике безопасности.
Или, (8класс) спишите, распространяя предложения однородными членами:
В столярной мастерской мальчики учатся пилить,… Ребята делают табуретки,… Девочки учатся кроить, … Они шьют платья,….
Тем самым, помимо решения задач, поставленных на уроке русского языка, идёт закрепление знаний, полученных на уроках трудового обучения.
На уроках русского языка идёт постоянное знакомство с новыми профессиями, их значением и содержанием.
В 5 классе даю задание: ответить на вопросы, используя рисунки.
Что делает маляр? Что делает стол я р? Что делает плотник? Что делает швея?
Подобные упражнения не только расширяют кругозор школьников, но и способствуют развитию логики и последовательности высказывания
Уроки русского языка направлены не только на развитие речевых умений, знакомство с языковыми понятиями и явлениями, но и воспитывает уважение к слову и русскому языку.
- Большие возможности использования различного дидактического материала на всех этапах урока позволяет наполнить занятия текстами разной трудовой и нравственной проблематиками.
- Использование стихотворной формы работы, чтение пословиц и поговорок имеют большое значение для формирования нравственных и трудовых понятий.
- Изучение синонимов и антонимов не только даёт лингвистические знания школьникам, но и позволяет показать обучающимся богатство и красоту родного слова.
Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми .
В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.
Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.
В заключении хочу сказать словами из поэмы «Мороз, красный нос» Некрасова Н.А.:
«В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде».
Пусть и ваш труд всегда вам несет награду, которая будет отражаться в счастливых глазах ваших учеников и приносить плоды в их, пусть маленьких, но самостоятельных трудах.