Обучение грамоте (обучение чтению), 1 класс.
УМК «Начальная школа 21 века».
Подготовила: Борисова Е.В., учитель начальных классов МБОУ Мало-Вязёмской СОШ.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Самоопределение к деятельности (организационный момент). (1-2 мин) |
(В начале урока учитель высказывает добрые пожелания детям). -Ребята, садитесь, пожалуйста. Я желаю вам успехов на уроке. Пусть у вас все получится. Желаю вам успешно справиться со всеми заданиями на уроке. -Как вы думаете, что нужно выполнять, чтобы все получилось? | -Нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать учителя и т.д. | |
Постановка учебной задачи. (2 мин) |
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен? -Их зовут Петя и Поля. Сейчас я вам расскажу, какая история с ними произошла? Жили-были Петя и Поля. Они сильно дружили и никогда не ссорились. Но вот однажды у них возник спор. Поля утверждала, что их имена с Петей начинаются с одной буквы, а Петя говорил, что - с разных. -Что нужно сделать, чтобы это проверить и помирить ребят? | -Дети. -Нужно составить звуковые схемы слов. | Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу; |
Введение нового знания. (7-8мин.) Звукобуквенный анализ слов «Петя» и «Поля». -Произнесем слово и выделим интонационно 1-ый звук в слове «Поля» -Он согласный или гласный? -Объясните почему? -Какой это согласный: твердый или мягкий? -Каким цветом обозначим на схеме? (Аналогичная работа проводится с другими звуками) -Сколько всего звуков в слове «Поля»? -Сколько гласных? Как определили? -Сколько согласных? Как определили? -Определите кол-во слогов в слове. Сколько их? -Как определили? -Поставим ударение. Что нужно сделать, чтобы определить ударение? -На какой слог падает ударение? -Произнесем слово и выделим интонационно 1-ый звук в слове «Петя» -Он согласный или гласный? -Объясните почему? -Какой это согласный: твердый или мягкий? -Каким цветом обозначим на схеме? (Аналогичная работа проводится с другими звуками) -Сколько всего звуков в слове «Петя»? -Сколько гласных? Как определили? -Сколько согласных? Как определили? -Определите кол-во слогов в слове. Сколько их? -Как определили? -Поставим ударение. Что нужно сделать, чтобы определить ударение? -На какой слог падает ударение? -Сравним первые звуки в словах. Чем они отличаются? - Обозначим эти звуки буквой. Какой? (Учитель вывешивает плакат с буквой) -Рассмотрите букву «П». На что похожа буква? -Какая буква «П» мне понадобится: заглавная или строчная? Почему? (Учитель записывает букву в схемы слов) -Ребята, кто же из детей был прав? -Поля и Петя помирились. Их имена начинаются с одной буквы П. | -[п]. - согласный. - он встречает преграду. - твердый. - синим. - четыре. - два. Два красных квадратика. - два. 1 квадратик синий и 1 зеленый. - два. - Сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове два гласных, значит два слога. - Нужно «позвать» слово. - На первый «по». -[п,]. - согласный. - он встречает преграду. - мягкий. - зеленым. - четыре. - два. Два красных квадратика. - два. 2квадратика зеленые. - два. - Сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове два гласных, значит два слога. - Нужно «позвать» слово. - На первый «пе». -Звук [п] твердый, а звук [ п,] мягкий. -П,п. -(ответы детей). - Заглавная. Так как это имена людей. -Поля | Познавательные УУД: использовать общие приемы решения учебных задач; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; сравнение; построение рассуждений; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема); Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания. Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. |
Физкультминутка Игра на внимание «Дельфинчик» (1 мин) |
Первичное закрепление (5 мин) |
Чтение слогов. Работа по учебнику с.113. -Девочки вместе читают 1-ую строчку, мальчику вместе 2-ую строчку. -Прочитайте в первой строке слоги, в которых твердый звук [п]. -Прочитайте во второй строке слоги, в которых мягкий звук [п,]. Чтение слов. Работа по учебнику с.113. -Прочитайте первый столбик. -Что общего в словах? Чем отличаются? -Прочитаем второй столбик, 3столбик, 4столбик, 5столбик. -Прочитайте слова, состоящие из одного слога. Как догадались? Докажите. -Кто найдет и прочитает слово, в котором нет буквы «п». -Кто справится с заданием по-труднее. Кто прочитает слова, в которых ударение падает на второй слог? -Кто справится с самым сложным заданием – найдите и прочитайте слова, соответствующие схеме: з-кр.-с-кр. Докажите. Проверим. -Сколько гласных в схеме и в слове? Сколько согласных? Назовите. -Прочитаем слова, написанные разноцветными буквами. Прочитайте слева направо, справа налево. Что заметили? -Как называются такие слова? | -па-пя-по-пё-пу-пю-пы-пи-пэ-пе -по-пё-пы-пи-па-пя-пе-пу-пю -па-по-пу-пы-пэ -пё-пи-пя-пе-пю -пол, пил, пел. -Начинаются с буквы «п», заканчиваются буквой «л», состоят из одного слога. -Меняется вторая буква. - папа, пара, лапа, липа, лапы, плот, поле, луна, пила, полка, палка, пилка. -пол, пил, пел, плот. -в них один гласный, значит один слог. -луна. -луна, пила. -Пила, липа. -потоп, топот. -перевертыши. | Познавательные УУД: смысловое чтение, выбираем вид чтения в зависимости от цели; поиск и выделение необходимой информации из текста; сравнение; классификация по заданным критериям. Регулятивные УУД: - выполнять учебные действия в громкоречевой форме; осуществлять пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; строить монологические высказывания. |
Музыкальная физминутка (1мин) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-6 мин) |
Работа в парах на карточке. -У вас на парте карточка. Рассмотрите. Скажите, что нужно сделать? -Проверим. Выберите, кто будет отвечать в паре? -Назовите первое слово. С какой буквы оно начинается? Какую букву написали первой? (Аналогичная работа с другими иллюстрациями) -Поднимите руку те, у кого получилось такое же слово. Работа в паре. Работа в тетради «Я учусь читать и писать» с.57 -Найдите задание под первым голубым квадратом. Вы догадались, что нужно сделать? -Возьмите карандаш и составьте предложение. -Давайте проверим первый столбик. Кто в паре будет отвечать? Читайте предложения, которые получились? -Сколько слов в предложении? Докажите. Проверим. -Какие слова не использовали? Почему? -Проверим второй столбик. Прочитаем предложения, которые получились? -Сколько слов в предложении? Проверим. -Какие слова не использовали? Почему? | -Нужно выделить первый звук. Записать буквы. Получить новое слово. (Учащиеся работают в паре) -На первой иллюстрации изображена пуговица. Это слово начинается с буквы «П». Значит первая буква в нашем слове «П». (Аналогичная работа с другими картинками) -Получилось слово «парус». -Нужно составить предложения. (Учащиеся работают в паре) -Мы ели малину. Мы ели лимон. Мы ели пирог. -три. -Молоток, лампу. Они не подходят по смыслу. -Мама купила муку. Мама купила лампу. -три. -Лес, ветер, лето. -Они не подходят по смыслу. | Познавательные УУД: - использовать общие приемы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; смысловое чтение; использовать знаково-символические средства; -поиск и выделение необходимой информации для решения поставленной задачи; - рефлексия способов и условий действия, построение рассуждений; Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу; -сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений отличий от эталона; Коммуникативные УУД: -проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; строить монологические высказывания; слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; определять общую цель и пути ее решения. |
Физминутка Мы бежим сегодня кросс….. (1мин) |
Включение в систему знаний (закрепление и обобщение) (3мин) |
Разгадывание загадок. Классификация слов. 1)Разгадайте загадки. В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души (пенал). 2)В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке, Только желтые лучи У него не горячи (подсолнух). 3)Хвост крючком, А нос пятачком (поросенок). 4)Новый дом несу в руке, Двери дома на заме, Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные (портфель). 5)На полу - крошка-слон Ездит на колесах он, Гладит хоботом ковер, И гудит он до тех пор, Пока всю пыль не втянет,- И коврик чистым станет (пылесос). 6)Хвост с узорами, Сапоги со шпорами Песни распевает, Времечко считает (петух). 7)Ела,ела дуб-дуб, Поломала зуб-зуб (пила). 8)В темненьком уголке живет, Тоненькую нить прядет. Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался (паук). 9)Железные избушки Держатся друг за дружку Одна с трубой, Тянет всех за собой (поезд). -А теперь распределим картинки на две группы: 1-слова, начинающиеся на звук [п], 2- слова, начинающиеся на звук [п,]. -Придумайте свои слова, которые будут начинать со звука [п]. | -пенал. -подсолнух. -поросенок. -портфель. -пылесос. -петух. -пила. -паук. -поезд. -1-пылесос, подсолнух, портфель, поросенок; -2-пила, петух, пенал. -(ответы детей) | Познавательные УУД: анализ, сравнение, синтез, классификация по заданным критериям; писк и выделение необходимой информации из текста. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат; Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути ее достижения |
Итог урока. Рефлексия. (2 мин) |
- С какой новой буквой познакомились? - Какие звуки эта буква обозначает? -Удалось ли нам помирить ребят? - Что показалось самым интересным на уроке? | -Буква «Пп». -(Ответы детей). | Регулятивные УУД: - учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |