Тема урока: «Знакомство с буквой С, с.»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить с буквой С с, читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.
Задачи урока:
Формирование научных понятийных знаний на доступном учащимся материале;
Развитие навыков исследовательской деятельности, эрудиции, общей культуры;
Воспитание личности, стремящейся к познанию.
Оборудование: презентация по ходу урока, схемы для обозначения звуков, карточки с буквами
Планируемые результаты:
Личностные: формировать воображение; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.
Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить определять тему урока и учить решать поставленную проблему.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения .
Предметные: развивать умение выделять и различать звуки в словах; умение обозначать их буквами; читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.
Ход урока
Организационный момент.
- Проверьте, чтобы у вас на партах все лежало, что нужно на уроке. А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы в хорошем настроении начать наш урок.
Актуализация знаний
- Посмотрите на экран. Прочитайте, какие буквы вы видите.
(читают буквы: А, И, Е, З, У, Ы)
- Как вы думаете, какая в этой строчке лишняя буква. Почему? Какие звуки обозначает эта буква?
(Буква З)
- Давайте прочитаем слоги с буквой З по строчкам:
за зу зя зо зю зы зе
аз уз яз оз юз ыз ез
- Молодцы!
3. Постановка цели и задач урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. А с какой, сейчас узнаете. Послушайте загадки:
1. Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки:
Ведь это .... (Снегири)
2. Гладишь — ласкается.
Дразнишь — кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака)
3.Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он.
Ты узнал, кто это? ... (слон)
- Что общего в словах отгадках?
(Все слова начинаются на букву С)
- Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Сс.
4. Открытие нового знания
- Откройте учебник на с. 91. Рассмотрите рисунки со схемами. Какие слова зашифрованы в схемах?
(Гуси, сумка)
- Правильно. Выполним звуковой анализ слов. Откройте рабочие тетради, отступите 4 клетки и запишите число на полях. Напечатайте слова в ваших тетрадях. Сначала разделите на слоги и поставьте ударение.
(Дети выполняют задание)
- Давайте сравним звуки, обозначенные стрелочками. Произнесите слова, выделяя нужный звук.
(гуси, сумка)
- Какой звук мы слышим в первом слове? Во втором?
- Охарактеризуем данные звуки: звук [с] - гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Звук [с`] - гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой.
(Дети рассказывают)
- Теперь закрасьте звуковые домики.
(Закрашивают в тетрадях, двое учеников выкладывают на доске цветные схемы)
Физкультминутка
- Отдохнем немного. Встаем из-за парт. Я буду называть слова. Если вы услышите твердый звук [с], то вы приседаете, если мягкий, то хлопаете в ладоши.
Сапог, самолет, сирень, стакан, сентябрь, слон, коса, усики, весна, сила.
- Молодцы, тихонько сели на места. Тетради закройте.
6. Первичное закрепление
- Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой С на странице 91. Все пальчик поставили на первую строчку. Читаем вместе, хором.
- Теперь читаем слова: 1 столбик – 1 ряд, 2 столбик – 2 ряд, 3 столбик – 3 ряд.
- Все вместе читаем 4 столбик и продолжаем на с.92.
7. Работа в парах
- Сейчас вы поработаете в парах. Выполните задание на карточках. Вам нужно переставить буквы в словах, чтобы получились новые.
(весна – навес, насос – сосна, масло – смола, сел – лес)
- Проверяем. На доске слова.
8. Физминутка для глаз
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Молодцы, ребята. Как интересно мы поиграли со словами. А сейчас мы немного пофантазируем. Представьте, что за окном снежная зима. Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с.
(Называют)
- Давайте прочитаем «Зимнюю сказку» шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с. Замените картинку словом и получится текст.
- Найдите стихотворение внизу, которое написала Агния Барто. Давайте прочитаем его. (Читают три ученика)
10. Рефлексия. Итог урока.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 | 1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 |
1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 | 1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 |
1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 | 1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 |
1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 | 1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 |
1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 | 1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 |
1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 | 1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 |
1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 | 1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 |
1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 | 1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 |
1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАВЕС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 | 1 2 3 4 5 НАСОС | 3 4 5 1 2 |
1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 | 1 2 3 4 5 МАСЛО | 3 1 5 4 2 |
1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 | 1 2 3 СЕЛ | 3 2 1 |