1 | Организационный | | Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Давайте сделаем глубокий вдох и представим, как вместе с воздухом вы вдыхайте хорошее настроение, энергию; при выдохе выдыхайте усталость, напряжение. Говорят, улыбка -это бесплатная терапия, а успех в работе – это хорошее настроение. Вы с хорошим настроением сегодня пришли на урок? Замечательно. Обратите внимание, что сегодня у нас необычный урок: перед вами 2 учителя - биологии и физики, значит рассматривать, сегодняшнюю тему мы будем с двух сторон. | Обучающиеся приветствуют учителя, рабочие места подготовлены. | |
2 | Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Анализаторы». | | Прислушаемся к совету Аристотеля: «Сначала собирать факты и только после этого связывать их мыслью». Слайд 1 Учитель проверяет знания учащихся, изученного на прошлом уроке материала, используя слайд «Общая схема анализатора» | Учащиеся, используя схему «Общая схема анализатора», отвечают на поставленные вопросы (текущий контроль в форме фронтального опроса). | http://www.prosvetlenie.org/esoteric/7/22.html (Аристотель. Афоризмы) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c407a317-3bc0-4a07-8aae-e94bcf887036/%5BBIO8_11-51%5D_%5BIM_01%5D.swf |
3 | Формирование новых знаний: а) вспомогательный аппарат глаза б) оптическая система глаза в) световоспринимающая система глаза | | Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зрении. Слайд 2 Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. А теперь откройте глаза. Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть! Слайд 3 Всё видеть, всё понять, Всё знать, всё пережить, Все формы, все цвета Вобрать в себя глазами… . ( Волошин. М) Но всегда ли мы это ценим и понимаем? Почему у многих людей возникают проблемы со зрением, и как их предупредить? Обо всём этом мы поговорим сегодня на уроке. Учитель, рассказывая материал лекции, демонстрирует слайд, на котором показано строение зрительного анализатора Проследить за работой хрусталика. Проведение опыта: взять лист бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см, по краям которого написаны буквы. Держать лист на расстоянии 10–15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была видна доска с написанным текстом. Прочесть надпись на доске и ответить на вопрос, почему буквы вокруг отверстия кажутся размытыми. Затем рассмотреть буквы вокруг отверстия и ответить на вопрос: У всех ли людей зрение бывает в норме? Как определить для близоруких или для дальнозорких глаз предназначены очки? Результаты записываем в рабочую карту урока. Ваши мнения различаются, поэтому предлагаем в этом разобраться в процессе урока. Чем корректируют проблемы со зрением? Какой оптический прибор вам напоминает хрусталик? Совершенно верно. В оптике линзы различают по форме и по виду. Слайд 6 Давайте вспоминать особенности функционирования глаза. Так как хрусталик, роговица и стекловидное тело оптическая система глаза, т.е. собирающая линза, то она даёт перевёрнутое уменьшенное изображение, и мир мы должны видеть перевёрнутым. А что позволяет видеть предметы неперевёрнутыми? давайте вернемся к нашим подсказкам. Слайд 7 При изучении процесса построения изображения на сетчатке учитель знакомит с понятием оптическая система глаза, с нарушениями механизма построения изображения при близорукости и дальнозоркости. Слайд 8 Слайд 9- 12 При изучении процесса световосприятия вводит понятия: фоторецепторы: палочки и колбочки, бинокулярное зрение. «Восприятие света» Задает наводящие вопросы для наилучшего восприятия материала детьми. Опыт. Функции палочек и колбочек. Ход: Возьмите карандаш в красной рубашке. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя). Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, почему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте. Вывод: по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение. | Учащиеся записывают основные части зрительного анализатора, указывают значение их целостности для работы зрительного анализатора. Учащиеся, используя знания из курса физики, рассказывают о работе оптической системы глаза, сравнивая ее с работой светопреломляющих оптических систем. Ответы учащихся: нормальное, а не перевёрнутое видение предметов обусловлено их повторным переворачиванием в корковом отделе зрительного анализатора. По ходу объяснения учителя ребята заполняют таблицу: Близорукость и дальнозоркость Слайд13 Учащиеся сравнивают работу палочек и колбочек, характеризуют особенности их световосприятия, оценивают значение бинокулярного зрения, характеризуют работу зрительного анализатора. . | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c407a317-3bc0-4a07-8aae-e94bcf887036/%5BBIO8_11-51%5D_%5BIM_01%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000588-1000-4ddd-637d-1a0046bc501b/7_007.swf |
5 | Контроль изученного материала: | | Учитель, для контроля изученного материала, предлагает каждому ученику на компьютерах пройти онлайн – тестирование по теме «Анализаторы и органы чувств» и ответить на вопросы, тем самым проверяет знания, полученные на уроке. Какие нарушения зрения мы сегодня с вами изучили? Слайд15 Какие правила гигиены зрения нам необходимо соблюдать? Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке | Учащиеся садятся за компьютеры и отвечают на вопросы. Выполняют задание учителя. Ребята отвечают: (Не работать без перерыва за компьютером, правильно организовывать рабочее место при работе за столом, не смотреть близко телевизор, не читать книгу лежа, при слабом освещении.) | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e78b70a3-5b73-49d6-b428-800e736957e7/view/ |
6 | Домашнее задание | | Параграф учебника. Создать презентацию по теме «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней Информацию найти в интернете Учитель предлагает увлеченным учащимся дополнительное задание из журнала «Наука и жизнь». «Вернуть зрение» И в завершении урока я хочу прочитать отрывок из сказки «Самое большое богатство» и постарайтесь уловить её главную мысль. Один юноша всё время жаловался на свою бедность: - Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Какой я бедный, у меня ничего нет! Однажды старый каменотёс услышал эти слова юноши и спросил: - Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством. - Я владею большим богатством? - удивился юноша, - Где же оно? - Твои глаза. Что бы ты хотел получить за свои глаза? Много золота? - Что ты! – в испуге ответил юноша, - Глаза я не отдам ни за какое золото! - Хорошо, - сказал каменотёс, - Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь большие сокровища. - Нет! Ни за какие сокровища я не отдам своих рук! – вскричал юноша. - Теперь ты видишь, что ты очень богат, - сказал старый каменотёс, - Так чего же ты жалуешься? Самое большое богатство человека – это здоровье, и его нельзя купить ни за какие деньги. Ребята, я вам тоже желаю крепкого здоровья. Спасибо за урок! | Учащиеся в ознакомительном плане знакомятся с содержанием статьи. | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39221/?interface=electronic |