СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней.»


ФИО автора, должность, место работы учитель биологии Колесникова Елена Анатольевна учитель физики Красавина Наталья Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Целинская средняя общеобразовательная школа № 8»

Тема урока (занятия): Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней.

Класс:8

Цель урока (занятия): совершенствование имеющихся и формирование новых знаний об особенностях зрительного восприятия человека;

Планируемые результаты:

1.Формирование предметных умений:

- строение глаза и зрительного анализатора

- особенности бинокулярного зрения

- механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза: при близорукости и дальнозоркости

- причины нарушения зрения и меры профилактики глазных заболеваний.

2. Формирование метапредметных умений:

личностные:

-принимать и осваивать роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

- организовывать учебную деятельность и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- определять и формулировать цель учебной деятельности;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- отличать верное выполнение задания от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- определять границы знаний, незнаний;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные:

- внимательно слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Тип урока (занятия): урок формирования и совершенствования новых знаний

Форма урока (занятия): индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Технологии урока (занятия): проблемное обучение, диалоговое обучение, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникативные, системно- деятельностный подход.


Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключенный к интернету, мультимедийный проек­тор, интерактивная доска, модель глаза, презентация.

Структура и ход урока, внеурочного занятия


п/п

Этапы урока, (занятия)

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты

1

Организационный


Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.  Давайте сделаем глубокий вдох и представим, как вместе с воздухом вы вдыхайте хорошее настроение, энергию; при выдохе выдыхайте усталость, напряжение. Говорят, улыбка -это бесплатная терапия, а успех в работе – это хорошее настроение.

Вы с хорошим настроением сегодня пришли на урок? Замечательно. Обратите внимание, что сегодня у нас необычный урок: перед вами 2 учителя - биологии и физики, значит рассматривать,

сегодняшнюю тему мы будем с двух

сторон.

Обучающиеся приветствуют учителя, рабочие места подготовлены.



2

Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Анализаторы».


Прислушаемся к совету Аристотеля: «Сначала собирать факты и только после этого связывать их мыслью».

Слайд 1

Учитель проверяет знания учащихся, изученного на прошлом уроке материала, используя слайд «Общая схема анализатора»











Учащиеся, используя схему «Общая схема анализатора», отвечают на поставленные вопросы (текущий контроль в форме фронтального опроса).

http://www.prosvetlenie.org/esoteric/7/22.html

(Аристотель. Афоризмы)




http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c407a317-3bc0-4a07-8aae-e94bcf887036/%5BBIO8_11-51%5D_%5BIM_01%5D.swf

3

Формирование новых знаний:

а) вспомогательный аппарат глаза

б) оптическая система глаза

в) световоспринимающая система глаза



Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зрении. Слайд 2

Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы.  А теперь откройте глаза. Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть! Слайд 3

Всё видеть, всё понять,

Всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета

Вобрать в себя глазами…  .   ( Волошин. М)

Но всегда ли мы это ценим и понимаем? Почему у многих людей возникают проблемы со зрением, и как их предупредить? Обо всём этом мы поговорим сегодня на уроке.

Учитель, рассказывая материал лекции, демонст­рирует слайд, на котором показано строение

зрительного анализатора

Проследить за работой хрусталика.

Проведение опыта: взять лист бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см, по краям которого написаны буквы. Держать лист на расстоянии 10–15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была видна доска с написанным текстом. Прочесть надпись на доске и ответить на вопрос, почему буквы вокруг отверстия кажутся размытыми. Затем рассмотреть буквы вокруг отверстия и ответить на вопрос: У всех ли людей зрение бывает в норме? Как определить для близоруких или для дальнозорких глаз предназначены очки?

Результаты записываем в рабочую карту урока.

Ваши мнения различаются, поэтому предлагаем в этом разобраться в процессе урока.

Чем корректируют проблемы со

зрением?

Какой оптический прибор вам

напоминает хрусталик?

Совершенно верно. В оптике линзы

различают по форме и по виду. Слайд 6

Давайте вспоминать особенности

функционирования глаза. Так как хрусталик, роговица и стекловидное тело оптическая система глаза, т.е. собирающая линза, то она даёт перевёрнутое уменьшенное

изображение, и мир мы должны видеть

перевёрнутым.

А что позволяет видеть предметы

неперевёрнутыми? давайте вернемся к

нашим подсказкам. Слайд 7

При изучении процесса построения изображения на сетчатке

учитель знакомит с понятием оптическая система глаза, с нарушениями механизма построения изображения при близорукости и дальнозоркости. Слайд 8

Слайд 9- 12

При изучении процесса световосприятия вводит понятия: фоторецепторы: палочки и колбочки, бинокулярное зрение. «Восприятие света»


Задает наводящие вопросы для наилучшего восприятия материала детьми. Опыт. Функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите карандаш в красной рубашке. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя). Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, почему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод: по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение.







































Учащиеся запи­сывают основные части зрительного анализатора, указывают значение их целостности для работы зрительного анализатора.


















































Учащиеся, используя знания из курса физики, рассказывают о работе оптической системы глаза, сравнивая ее с работой светопреломляющих оптических систем.



Ответы учащихся: нормальное, а не перевёрнутое видение предметов обусловлено их повторным переворачиванием в корковом отделе

зрительного анализатора.














По ходу объяснения учителя ребята заполняют таблицу: Близорукость и дальнозоркость Слайд13

Учащиеся сравнивают работу палочек и колбочек, характеризуют особенности их световосприятия, оценивают значение бинокулярного зрения, характеризуют работу зрительного анализатора.





.





































http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c407a317-3bc0-4a07-8aae-e94bcf887036/%5BBIO8_11-51%5D_%5BIM_01%5D.swf











































http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000588-1000-4ddd-637d-1a0046bc501b/7_007.swf






4

Закрепление знаний:


Учитель предла­гает нескольким учащимся поочередно выйти к интерактивной доске и ответить на вопросы онлайн - теста по теме «Строение глаза»

После того, как на экране появляется вопрос, учитель обсуждает с учащимися варианты ответа и вызванный ученик вводит выбранный вариант. В случае неверного ответа учитель объясняет причину ошибки.

Учащиеся выходят и вводят ответы на вопросы, представленные в интерактивном тесте у интерактивной доски.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/188849ed-703c-41ad-9be1-66385eec8282/view


5

Контроль изученного материала:



Учитель, для контроля изученного материала, предла­гает каждому ученику на компьютерах пройти онлайн – тестирование по теме «Анализаторы и органы чувств»

и ответить на вопросы, тем самым проверяет знания, полученные на уроке.

Какие нарушения зрения мы сегодня с вами изучили? Слайд15

Какие правила гигиены зрения нам необходимо соблюдать?

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Учащиеся садятся за компьютеры и отвечают на вопросы.

Выполняют задание учителя.













Ребята отвечают: (Не работать без перерыва за компьютером, правильно организовывать рабочее место при работе за столом, не смотреть близко телевизор, не читать книгу лежа, при слабом освещении.)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e78b70a3-5b73-49d6-b428-800e736957e7/view/


6

Домашнее задание


Параграф учебника. Создать презентацию по теме «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней Информацию найти в интернете Учитель предлагает увлеченным учащимся дополнительное задание из журнала «Наука и жизнь».

«Вернуть зрение»

И в завершении урока я хочу прочитать отрывок из сказки

«Самое большое богатство» и постарайтесь уловить её главную мысль.

Один юноша всё время жаловался на свою бедность:

- Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Какой я бедный, у меня ничего нет!

Однажды старый каменотёс услышал эти слова юноши и спросил:

- Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством.

- Я владею большим богатством? - удивился юноша, - Где же оно?

- Твои глаза. Что бы ты хотел получить за свои глаза? Много золота?

- Что ты! – в испуге ответил юноша, - Глаза я не отдам ни за какое золото!

- Хорошо, - сказал каменотёс, - Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь большие сокровища.

- Нет! Ни за какие сокровища я не отдам своих рук! – вскричал юноша.

- Теперь ты видишь, что ты очень богат, - сказал старый каменотёс, - Так чего же ты жалуешься?

Самое большое богатство человека – это здоровье, и его нельзя купить ни за какие деньги. Ребята, я вам тоже желаю крепкого здоровья.

Спасибо за урок!











Учащиеся в ознакомительном плане знакомятся с содержанием статьи.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39221/?interface=electronic