СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук и буква Р во фразе и в предложении.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте представлены задания для коррекции произношения звука Р

Просмотр содержимого документа
«Звук и буква Р во фразе и в предложении.»


Районный семинар КГУ СШ № 3

Тема : Звук и буква « Р» во фразе, в предложении.

Класс: КПП «Б».

Логопед : Трофимова Елена Васильевна.


Ұйымдастырылған оқу ісөәрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности №65

Білім беру аймағы/ Образовательная область

Бөлімдер/ Разделы логопедия, произношение

Тақырыбы/Тема: Звук и буква « Р» во фразе, в предложении.

Аннотация: представлен конспект логопедического занятия для детей, посещающих класс предшкольной подготовки.

Мақсаты/Цель: Автоматизация звука: «Р» во фразе, в предложениях с использованием методов и приемов развивающего обучения, направленных на развитие творческих качеств личности (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, развивающих речь, внимание, память, мышление. Познакомить учащихся со временем года «Весна».

1.Коррекционно - образовательные задачи: Продолжить формировать умение произносить звук « Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения. Закрепить знания детей о времени года «весна» дать представления об изменениях в жизни растений и животных, показать связь этих изменений с неживой природой.

2. Коррекционно - развивающие задачи: Развивать мыслительные процессы, фонематический слух, общую и тонкую моторику, интонационную выразительность речи, воображение. Расширять словарь детей по теме «Весна», « Транспорт», «Профессии»,

3. Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать у детей наблюдательность, трудолюбие и бережное отношение к природе. Воспитывать доброжелательные отношения на занятии, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование: демонстрационные картинки на тему «Весна», « Профессии», « Транспорт», предметные картинки на звук(Р), музыкальные фонограммы из песен, речевой материал на тему «Весна».

Әдістері /Методы и приёмы : показ, практический, словесный





Іс әрекет

Кездері

Этапы деятельности

Тіл маманы іс әрекеті

Действия логопеда

Балалардын

Іс әрекеті действия детей

Мотивациялық-

танымдык

Мотивационно-

побудительный























1.Организационный момент:

Сегодня у нас необычное занятие к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

1.1Речевой настрой:

«Прозвенел звонок для нас, поработаем сейчас! Звуки будем говорить, слушать их внимательно

И слова произносить правильно, старательно»

1.2.Пальчиковая гимнастика:

«Пришла весна»

Туча,туча улетай небо солнцу отдавай,

Небо стало чистое,от солнышка - лучистое.

Снег повсюду тает и водою убегает.

«Сосульки»

Капли звонко капали: все сосульки плакали:

Солнце светит ярко,нам сосулькам, жарко!

«Птички»

Я пройдусь по лесам- много птичек там.

Все порхают поют,гнезда теплые вьют.

1.3. Дыхательная гимнастика:

Птички прилетели на деревья сели, сели посидели,дальше полетели.

1.4.Фонетическая зарядка:

- Едет мотоцикл:дррр

- Едет трактор: тррр

- Кони храпят : хррр

-Тигры рычат:р-р-р

Вороны кричат: (кар-кар-кар)

Здравствуйте!


Дети проговаривают

речевой настрой

хором.



Дети

выполняют

упражнения для пальцев рук.







Дети

выполняют дыхательную гимнастику.

Дети проговаривают

хором.


Ұйымдастыру

шылық – ізденушілік

Организационно-

поисковый


















































































































































Рефлестік –үйлесімділік

Рефлективно -

коррегирующий





2. Сообщение темы занятия

2.1. Фонематическая зарядка:

Назовите транспорт, который летает по воздуху?

«Мы отправимся в полёт заведём свой вертолёт»

Какой звук мы слышим, когда работает мотор у вертолёта?

На нашем занятии мы продолжим работу со звуком (Р),который будем закреплять во фразе, в предложении.

Что это за звук (Р)?

Чтобы этот звук произносить правильно, необходимо выполнить специальные упражнения для языка.

2.2.Артикуляционная гимнастика:

Наказать непослушный язык, Вкусное варенье, Чистим зубки, Маляр, Индюк, Грибок, Лошадки.

2.3. Стихи о букве:

Букву «Р» писать не сложно, справа к палочке осторожно нарисуем мы, кружок и получится флажок.»

2.4.Игра: « Повторите как я»

Я прошу со слогом (Ра) мне сейчас назвать слова:

Рак, ракета, радуга, рама, раковина,барабан,гора.

Много слов со слогом ( Ро) – роза, робот,ворона

ведро,метро,сорока, рог.

Вот слова со слогом (Ры)- горы, шторы, комары, тигры, куры, рыбы и шары.

Вот слова со слогом (Ру)- продолжаем мы игру:

рука, ручка, ружьё, рубашка, рукавицы,

кенгуру,карусель.

2.5.Дополните фразу:

- Где обедал воробей? в зоопарке, у (зверей)

- Все ребята со двора малярам кричат:- (ура!)

- Кто один имеет рог, догадались - (носорог)

- От солнца, ласковых лучей проснулся в рощице (ручей)

- Горячий призыв к народ, берегите родную (природу)

-Научись держать в порядке свои школьные (тетрадки)

2.6.Физминутка:

В понедельник я - купался,

А во вторник - рисовал,

в среду долго - умывался,

а в четверг – футбол играл,

в пятницу – я прыгал, бегал, очень долго танцевала,

А в субботу, в воскресенье на домбре я поиграл.

2.7.Повторим чистоговорки:

Ру-Ру-Ру- начинаем мы игру.

Ор-Ор-Ор- подмели мы двор.

Ар-Ар-Ар- кипит наш самовар.

Ро-Ро-Ро- потерял павлин перо.

Ра-Ра-Ра- у сластен в зубах дыра.

2.8.Отгадайте загадку

Я раскрываю почки в зелёные листочки, природу украшаю, деревья одеваю,

движения полна - зовут меня …. (весна)

А теперь наши дети расскажут о времени года «Весне» , что мы знаем в стихах,

где мы с вами закрепим наши дежурный звук (Р)


  1. Всю ночь капелям не до сна, растаял снег, пришла – весна.

  2. Что ни сутки, по минутке день - длинней, короче - ночь,

Потихоньку, полегоньку - весна гонит зиму прочь.

  1. К нам весна шагает- быстрыми шагами и сугробы тают, под её ногами.

Черные проталины на полях видны, видно очень тёплые ноги у весны.

  1. Замер лес в прозрачной дымке на деревьях тают льдинки.

С веток капает капель и летит синицын трель.

  1. Зажурчал ручей в овражке, прилетели с юга пташки.

Греет солнышко с утра, нам весну встречать пора.

6.Хоровод лучей резвиться за окном звенит капель,

Ветерочком - нежным, теплым веет солнечный апрель.

7.Вновь в природе оживленье, птицы гнёзда мастерят,

Солнце дарит вдохновенье, чувства пламенем горят.

8.Сказки зимние забыты, март теплом их растворил,

А апрель – шальной художник, акварелью все размыл.

9.Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною.

Засвищут, скоро соловьи и лес оденется лист вою.

10. Снег растаял, снег растаял - это новость не простая,

это значит, наступает - настоящая весна.

Это значит – теплый воздух, Это значит - яркий свет.

Это значит, что в совхозах, все начнут – весенний сев.

11. Первый март пришёл - белый снег сошёл.

12. А за ним и апрель отворил окно и дверь.

13. А как пришёл май – солнце в дом приглашай.

2.9. Игра с элементами Триз: «Хорошо- плохо»

Что нам приносит хорошего время года весна?

(Тепло, яркий свет, день становиться длиннее,

синие небо, капель, оттепель, бегут ручьи, птицы весело поют, оживает природа.

Что нам приносит плохого время года весна?

(грязь, лужи, ветер холодный, дождь, днем тепло, а ночью холодно, гололёд)

3. О каких профессиях говорится в стихотворениях?

- Дрожит мостовая и воет мотор, это к нам едет папа - ( шофёр)

- Тёплые вещи быстро и тихо шьёт для детишек мама - (портниха)

- Пишет в газеты, стать и записки мама – писатель и (журналистка)

- Кран установит, починит засор, папа сантехник или ( монтёр)

- Кто выступает на сцене на бис, это известный папа - (артист)

- Ходит в белом колпаке с поварёшкою в руке, он готовит нам обед: кашу, щи и винегрет (повар)

- Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (врач)

3.1. Игра: « Кто что делает?»

Строит – строитель, грузит- грузчик, продаёт- продавец, варит- повар, лечит-врач, рыбачит - рыбак, ремонтирует- монтёр, играет – актёр, убирает - уборщица.

3.2. Игра « Подбери нужное слово»:

Рыбак какой?( храбрый, смелый)

Уборщица какая? (старательная, аккуратная),

Шофёр какой? ( внимательный, осторожный),

Врач какой? ( старательный, добрый, умный )

Артист какой? ( талантливый, красивый, интересный)

Продавец какой ? ( вежливый,честный)

Строитель какой? ( умелый, старательный)


4. Итог занятия.

4.1. Повторение:

О чем мы с вами говорили, чем занимались?

Какие звуки закрепляли?

4.2. Оценка деятельности детей.

У вас в руках лучики солнца, а на доске солнышки с плохим и хорошим настроением. Попрошу Вас прикрепить лучик к солнышку.



(Самолёт, ракета,

вертолёт)

(Р-Р-Р)




Согласный,

Звонкий






Выполняют артикуляционную гимнастику.








Дети называют предложенные картинки.








Дети дополняют фразу.








Дети выполняют физминутку.












Дети повторяют хором,

мальчики, девочки.



Дети отгадывают загадку.



Дети рассказывают стихи о весне















































Ответы детей








Дети дополняют предложения.















Дети называют

профессии по действию.



Дети характеризуют

профессии



Күтілетін нәтиже/ ожидаемый результат

Білу/ Знать: При произношении звука (Р) форма губ и расстояния между резцами зависит от произношения следующего гласного.Язык поднят в форме ложечки к альвиолам, и он вибрирует. Голосовые связки работают.

Болу/ Иметь: Представление, что звук (Р) в окружающем мире можно услышать когда:

- Едет мотоцикл:дррр

- Едет трактор: тррр

- Кони храпят : хррр

-Тигры рычат:р-р-р

- Вороны кричат: (кар-кар-кар)

Істей білу/ Уметь: Произносить звук (Р) во фразах, в предложениях.

Колданылғанәдебиет/ Используемая литература:


1. «Говори правильно» А.Д. Филлипова, Н.Д. Шуравина

2. «Логопедический альбом» С.С. Касымова

3. «Логопедический букварь» Н. А. Крылова

4. «Учись говорить правильно» Л.П. Успенская, М.Б. Успенский

5.«Коррекция нарушений произношения сонорных звуков» Е.И. Шаблыко

6.«Какие месяцы в году» Т.А. Шорыгина





























1.Всю ночь капелям не до сна, растаял снег, пришла – весна.

2. Что ни сутки, по минутке день - длинней, короче - ночь,

По тихоньку, по легоньку - весна гонит зиму прочь.

3.К нам весна шагает- быстрыми шагами и сугробы тают, под её ногами.

Черные проталины на полях видны, видно очень тёплые ноги у весны.

4.Замер лес в прозрачной дымке на деревьях тают льдинки.

С веток капает капель и летит синицын трель.

5.Зажурчал ручей в овражке, прилетели с юга пташки.

Греет солнышко с утра, нам весну встречать пора.

6.Хоровод лучей резвиться за окном звенит капель,

ветерочком - нежным, теплым веет солнечный апрель.

7.Вновь в природе оживленье, птицы гнёзда мастерят,

Солнце дарит вдохновенье, чувства пламенем горят.

8.Сказки зимние забыты, март теплом их растворил,

А апрель – шальной художник, акварелью все размыл.

9.Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною.

Засвищу, скоро соловьи и лес оденется листвою.

10. Снег растаял, снег растаял - это новость не простая,

это значит, наступает - настоящая весна.

Это значит – теплый воздух, Это значит - яркий свет.

Это значит, что в совхозах, все начнут – весенний сев.

11. Первый март пришёл - белый снег сошёл.

12. А за ним и апрель отворил окно и дверь.

13. А как пришёл май – солнце в дом приглашай.


























Введение в замысел

  1. Анализ урока : Звук и буква « Р» во фразе, в предложении.

Урок проводился в КГУ СШ №3, в классе КПП, групповое занятие.

Логопедическое занятие, первый этап коррекционного обучения.В течении первого этапа коррекционого обучения ведется активная работа над автоматизацией звука (Р) и развитием и совершенствованием фонематического представления. Данное занятие входит в комплекс коррекционно- воспитательного воздействия обучающихся с недостатками развития речи.В процессе реализации данного учебного занятия обучающиеся уточняют практические представления о звуке (согласном звонком твердом и мягком ) и букве (Р). Структура занятия определена составом группы: большая часть временно отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко- буквенном составе слова. Кроме того, у обучающихся методом устного опережения уточняется и активизируется имеющийся словарный запас и модели простых синтаксических конструкций. Использование стихотворных текстов, загадок активизирует память, развивает припоминание, развивает речеслуховую память, внимание, восприятие, мышление, мелкую моторику рук.

Прогнозируемые результаты.

Обучающиеся должны:

  1. Четко произносить звук (Р), без ошибочно различать его на слух в слогах, в словах, во фразе, в предложениях.

  2. Обогатить активный словарь новыми словами по теме: «Весна», «Транспорт», «Профессии людей»

  3. Почувствовать интерес к процессу познания на логопедических занятиях.

  4. Усовершенствовать свои коммуникативные навыки.

Тип урока : комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения:

1.Стимулирование и мотивация учебно- познавательной деятельности: соучастие, познавательная игра.

2. Организация и осуществление учебно - познавательной деятельности.

Наглядный, практический, сравнение.

3. Контроль и самоконтроль.

Формы реализации методов:

Психогимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Мақсаты/Цель: Автоматизация звука: «Р» во фразе, в предложениях с использованием методов и приемов развивающего обучения, направленных на развитие творческих качеств личности (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, развивающих речь, внимание, память, мышление. Познакомить учащихся со временем года «Весна».

1.Коррекционно - образовательные задачи: Продолжить формировать умение произносить звук « Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения. Закрепить знания детей о времени года «весна» дать представления об изменениях в жизни растений и животных, показать связь этих изменений с неживой природой.

2. Коррекционно - развивающие задачи: Развивать мыслительные процессы, фонематический слух, общую и тонкую моторику, интонационную выразительность речи, воображение. Расширять словарь детей по теме «Весна», « Транспорт», «Профессии»,

3. Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать у детей наблюдательность, трудолюбие и бережное отношение к природе. Воспитывать доброжелательные отношения на занятии, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Принципы обучения:

  1. Тесная связь развития речи и познавательных процессов,

  2. Взаимосвязь развития речи и моторики,

  3. Комплексный и системный подход.

Средства обучения: наглядные пособия, музыкальные отрывки из песен.

Оборудование: тексты стихов, тексты загадок, предметные картинки.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная.

Духовные ценности: Дружелюбное отношение при общении.Формирую умение у учащихся контролировать правильное произношение своих товарищей.

Концепция: Формирование слуховой зоркости, через развитие речи учащихся. Звук (Р) встречаются во многих словах, в устной речи.

Обучение идет на доступном уровне, с учетом интеллектуального развития детей и в соответствии с программными требованиями.

При подготовке к уроку использовала книги:

1.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи у учащихся»

2.Крылова «Логопедический букварь

3.Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»

4.Шорыгина «Какие месяцы в году»

5.Шаблыко « Корекция нарушений произношения сонорных звуков»