СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Буквы И, У, А после шипящих.Части речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков 3-5 по новому учебнику (2023г) Т.Ладыженской.Уроки построены на основе упражнений учебника и дополнительного материала.

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Буквы И, У, А после шипящих.Части речи.»

Вспоминаем, повторяем, изучаем. 5 класс


Урок 3. Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных в корнях слов.


Цели урока: познакомить учащихся с понятием «транскрипция», научить читать отдельные специальные знаки, применяемые при транскрипции; развить представление о соотношении произношения и правописания; продолжить формирование орфографических навыков и навыков анализа текста.

Тип урока: актуализация знаний и умений (урок повторения)


ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап.(приветствие, готовность к уроку, запись числа, вида работы)

  2. Мотивация учебной деятельности.

  1. О чём мы говорили на прошлом уроке? (Лингвистика)

1) Что такое лингвистика? (Лингвистика (языкознание, языковедение) –это наука о

Языке, о его строении, свойствах и роли в жизни человека.).

2) Кто такой носитель языка? (Носитель языка – это человек, который знает его с

рождения и для которого этот язык является основным средством общения).

3) С какими науками связана лингвистика? (Лингвистика связана со многими

науками – историей, математикой, кибернетикой, медициной и рядом других).

4) Какие разделы включает лингвистика? (Фонетика, графика, орфография, орфо

эпия, фразеология, текстоведение и др.).

  1. Как вы думаете, интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные? Нужна ли лингвистическая эрудиция современному человеку? Обоснуйте свой ответ.

III. Актуализация опорных знаний

1.Откройте стр.10, прочитайте название раздела. Будем изучать новый материал? (Нет. По-

вторять, вспоминать) С чего начнём повторение? (&3) Запись темы.

2.Из чего состоит речь человека? (Из предложений, предложения из слов, слова из слогов,

слоги из звуков)

Вывод: самая маленькая единица речи — это звук.

Запись: звук — слог — слово — предложение.

Приведите примеры этих единиц. Запишите. (3 человека у доски)

3.Какие 2 вида звуков вы знаете? Чем они отличаются? (Гласные, согласные)

4.Как обозначаются звуки на письме? (Буквами) Как называется раздел лингвистики, изучающий буквы и их начертания? (Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками).

Запись: Буква– графический знак для обозначения звуков на письме

5.Что такое алфавит?( Алфавит – это стандартный, для конкретного языка, набор знаков, или форма письменности, в которой все буквы структурированы по порядку. Каждая буква – это графический рисунок (символ) и определённый звук.)

6.А азбука? Азбука – это изображение графических символов (букв) в определённом порядке, и учебное пособие с иллюстрациями, для изучения алфавита.

Запись: Азбука — к мудрости ступенька.

7.Сколько букв в русском алфавите? (33)

Запись: В русском алфавите 33 буквы

8.Материал для самостоятельных наблюдений на стр.10 + упр.17 (. (Тема- произношение и написание в русском языке.

Вывод: В русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров.

9.Читаем теорию на стр.10. Записать, что такое транскрипция.



IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Упр.18.Проверка.

  2. Стр.11.Материал для самостоятельных наблюдений.

  3. Упр.19.Над какой орфограммой работали? Проверка по цепочке.

  4. Упр.20.Над какой орфограммой будете работать?


V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

- Что такое транскрипция и для чего она нужна?

- Как узнать, какой буквой обозначать тот или иной звук в слове при несовпадении про-

изношения и правописания? (Чтобы писать правильно, надо знать и применять орфогра

фические правила.)

- Почему многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся? (Вопрос пока

остаётся открытым. Мы выяснили только, что написание слов подчиняется орфографи-

ческим правилам.)

- Что вам известно о соотношении звуков и букв, произношения и правописания?

- Что нового вы узнали на уроке?

VI.Д/З:1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7625/main/ ( Сообщение по основной части 1) 2.Упр.22 (Устно)





Урок 4. Буквы И, У, А после шипящих.

Цели урока: повторить правила правописания гласных после шипящих ; упрочить орфографические навыки учащихся; закрепить в памяти учащихся слова-исключения; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать интерес к созданию текстов по опорным словам.

Тип урока:. актуализация знаний и умений (урок повторения)


ХОД УРОКА,


  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания..

1.Сегодня вы в роли учителя и должны рассказать учащимся о звуках и буквах, их произношении и написании. (Урок в РЭШ про Тимофея: Белеет парус одинокий…Что такое орфоэпия. Виды орфограмм: гласные и согласные)

2.Упр.22 (транскрипция в иностранном языке)

3. Как называется раздел лингвистики, изучающий звуки речи? (Фонетика)

4.Задание 1 (слайд1)

Произнесите вслух звуки:

[щ,],[ц],[c],[з ,],[ж],[р],[к ,]

Охарактеризуйте их по плану:

Твёрдый или мягкий, парный или непарный;

Звонкий или глухой, парный или непарный

  1. Мотивация учебной деятельности.

1.Задание 2: Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. (слайд 2)


Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод.

Образец: р_ка [ и] - реки

Делать д_бро [ ] - ..., п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка..

ОЦЕНИТЬ тех, кто справился.


  1. Актуализация знаний и умений.

1.Что такое орфограмма?

2.На стр.12 прочитайте, какую орфограмму мы вспомним сегодня..

3. Запомните стишок: (слайд 3)


В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши.

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У


4.Орфографический диктант(по цепочке у доски.

Мыши, дача, туча, живот, жюри, щука, ужи, чудеса, ужин, свеча, парашют.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.


  1. Упр.26. Что обозначает буква Р? (развитие речи) Сочинение-миниатюра «Летом в лесу» или «Летом на реке» . ОЦЕНИТЬ,


ТЕТРАДИ СОБРАТЬ,

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.


- Какую тему мы сегодня повторили?

- Что нового узнали на уроке?

- Расскажите о правописании букв И, У, А после шипящих.

- Назовите слова - исключения.

- Нарисуйте на полях кружок нужного цвета. (слайд 4)

  1. Домашнее задание.

& 4 (знать правило). Упр.24 выполнить по заданию.





Урок 5. Части речи.

Цели::совершенствовать умение распознавать самостоятельные части речи; познакомить со всеми частями речи; повторить признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов; повторить наречие как неизменяемую часть речи, познакомить с его признаками; продолжить развитие орфографической зоркости учащихся; совершенствовать навыки пересказа повествовательного текста.

Тип урока:. актуализация знаний и умений (урок повторения)


ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.

  1. Что такое орфограмма? Над какой орфограммой вы работали дома? (А,У,И после шипящих)

  2. Расскажите о правописании букв И, У, А после шипящих, приводя примеры из д/упр. 24.

  3. Назовите слова – исключения.

  4. Какие орфограммы мы успели повторить? Сейчас мы прверим, как вы усвоили материал.

Орфографическая работа. (слайд 5)

…кно, св…ча, к...стёр, п...сок, доро…ка, ры…ка, , капус...ный, зайч…та, ш...шки,небес...ный, ж...вотные, в..сна, ч...жой, пруж... на, молч...т, ст…лы, моро.., площ...дь, дож…ь, ш...пит, з…мля, тр…ва, б…льшой, сл…варь, ужас…ный.

ТЕТРАДИ собрать.


  1. Актуализация знаний. Постановка задач урока.

  1. Лингвистическая разминка. (слайд 6)

Сравните предложения: На вопрос был найден простой ответ. — За простой машин отвечает диспетчер. — Хочешь испытать свой вестибулярный аппарат — простой две минуты на одной ноге с закрытыми глазами.

— По каким признакам вы определили принадлежность слова простой к той или иной части речи?

  1. Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?

  2. Откройте учебник на странице 13, & 5.Правильно вы определили тему урока?

  3. Какие цели поставите перед собой при повторении этой темы?



  1. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)

1.Упр.27 (Используя схему, сформулируйте определение частей речи.

2. Какие ещё части речи вы знаете? Охарактеризуйте эти части речи.

3. Самостоятельная работа с проверкой упр.28..(Ответы оценить)

4.Упр.30 (изменение частей речи)

5. Упр.31.(Озаглавить, выписать выделенные слова, наречия, вместе со словами, к которым они относятся.


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Игра «Угадай часть речи по признаку»

1.Обозначает предмет, изменяется по числам и падежам.

2.Обозначает действие предмета, имеет неопределенную форму, спряжение.

3.Обозначает признак предмета, изменяется по падежам, родам и числам.


2.Выберите нужное утверждение (цифрой) (слайд 7)

  1. Д/З: Упр.32 (конкурс на лучший пересказ), упр.29 (Доказательство устно)