Технологическая карта изучения темы
Автор | Зайцева Елена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №15», г. Кемерово |
Предмет | Математика |
Класс | 2 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема | Cоставление числовых выражений |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями о составлении выражений, в соответствии с заданными условиями для формирования УУД обучающихся |
Основные термины, понятия | Сумма, разность, произведение, частное, числовое выражение, название компонентов действий. |
Планируемый результат |
Предметные умения - читать и записывать цифрами числа - уметь читать простые выражения, находить значение числового выражения - уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием письменных и устных приемов вычислений - воспроизводить по памяти результаты табличного умножения однозначных чисел; результаты табличных случаев деления - знать свойства натурального ряда чисел - уметь сравнивать числа, располагать их в порядке увеличения - знать названия компонентов и результаты арифметических действий - знать порядок действий в числовых выражениях содержащие скобки. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция В. Н. Рудницкая. Математика 2 часть, Технические средства обучения Компьютер Экран |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены, на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? организации своего «рабочего места» | Учащиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Учащиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной |
Актуализация знаний | Предметные: - читать и записывать цифрами числа - уметь читать простые выражения, находить значение числового выражения Метапредметные (УУД): познавательные: - выполнять анализ; обобщение; регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные - уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием письменных и устных приемов вычислений - воспроизводить по памяти результаты табличного умножения однозначных чисел; результаты табличных случаев деления | 1)Запись числа и классной работы -Откроем тетради. Какие цифры пропишем. - Какое число обозначено этими цифрами. - Что вы можете сказать про число? Почему? 2)Актуализация ранее полученных знаний - Давайте вспомним, о чем мы говорили на последнем уроке математики. Что такое выражение? Напомните, пожалуйста, как называются к-ты действия сложения (вычитания, умножения, деления). Молодцы! 3)Устный счет - Что я записала на доске? - Прочитайте выражения разными способами. Назовите результат действий. 3+2 7-0 3*3 11:1 3*5 20-3 14+5 5) Работа в тетрадях - Выполните следующее задание в парах. Найти значения выражений 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | Взаимопроверка по образцу | Запись числа. Прописывают минутку чистописания. Слайд 2,3. Мы говорили о выражениях. Выражение это математическая запись, в которой используются числа, знаки действий, результат действия Учились читать выражения, узнали, как называются компоненты действий. Дети вспоминают компоненты действий Выражения Ученики читают выражения разными способами. Ученики выполняют работу в тетрадях. Слайд 4 |
Постановка учебной проблемы
Формулировка проблемы. планирование | Предметные: - знать свойства натурального ряда чисел - уметь сравнивать числа, располагать их в порядке увеличения Метапредметные (УУД): познавательные: -определять границы знания/незнания; регулятивные: -высказывать свои предположения; осуществлять самоконтроль; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли Предметные: - уметь выделять части выражения | 1) Сообщение темы урока - Прочитайте числа, поставьте их в порядке увеличения. 5 | 7 | 9 | 11 | 15 | 17 | 18 | 19 | ч | И | с | л | о | в | ы | е | 21 | 23 | 25 | 27 | 29 | 31 | 33 | 35 | 37 | в | Ы | р | а | ж | е | н | и | я | Итак, тема нашего урока определена. Назовите ее. - Можно ли назвать эту запись числовым выражением? 9-(3+4) - Докажите. - Как составлено выражение? - Посмотрите, на карточку, которую показывает Волк. - Как он составлял выражение. - Прочитайте выражение. - Почему у вас много разных мнений? 2)Постановка проблемного вопроса - Чему мы сегодня попробуем научиться? Схема: Числовые выражения ? составление чтение выражений | Двое учеников работают у доски, остальные у себя в тетрадях. Слайд 5 Числовые выражения Слайд 6 Обучающиеся высказывают мнения. Слайд 7, 8 Сначала Волк находил сумму чисел 3и4, а затем от 9 отнял получившуюся сумму. Учащиеся читают выражения, испытывают затруднения. Мы не умеем еще читать выражения такого вида. Учиться читать и составлять выражения. Слайд 9, 10 |
Открытие новых знаний | Предметные: - знать названия компонентов и результаты арифметических действий - знать порядок действий в числовых выражениях содержащие скобки. Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
| 1) Работа по учебнику - Чем мы можем воспользоваться, чтобы найти правильный ответ на наш вопрос. - Какой источник информации находится у вас на столе? - Я предлагаю вам получить информацию по нашей теме по учебнику на стр. 100. - Как вы думаете, из скольких частей состоит данное выражение? - Докажите. - Что входит во вторую часть выражения? - Каким знаком соединены две части? - Какое действие мы будем выполнять первым? Почему? - А последним? - Напомните, как называется выражение со знаком «минус»? - Чтобы найти разность, мы должны найти сначала сумму. - Так принято, что выражение получает своё «имя» по последнему действию. Поэтому и мы выражение будем читать, отталкиваясь от знака действия перед скобкой. - Взгляните, какой знак стоит перед скобками в предложенном выражении. Кто попробует прочитать по-новому данное выражение? 2) Физминутка - Вспомните, над каким вопросом мы работаем на уроке? - Чтобы хорошо запомнить, как читаются сложного выражения данного вида, я предлагаю составить алгоритм. Итак, с чего мы начинали? 3) Составление алгоритма чтения сложного выражения со скобками 1. Определи порядок действий. 2. Назови части сложного выражения 3. Определи, что представляет собой сложное выражение сумму или разность, произведение или частное. 5. Начинай читать с последнего действия.
| Спросить у взрослых, найти ответ в книге, интернете, энциклопедиях. -Книга Учащиеся читают сначала про себя, затем в слух: «.В выражении 9- (3+4) последним выполняется вычитание. Поэтому выражение называют разностью числа 9 и суммы 3и 4» Слайд 11 - Двух. Дети объясняют, каким образом они разделили выражение на части Знаком минус. - В выражение на это указывают скобки. Вычитание. Разность.
Должен прозвучать проблемный вопрос. Слайд 12 Дети восстанавливают ход работы. (На экране вразброс написаны предложения, определяющие ход работы. Дети расставляют предложения по порядку) Слайд 13 |
Применение нового материала | Предметные: - учиться записывать и читать сложные выражения Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 1) Работа над алгоритмом - Давайте потренируемся составлять и читать сложные выражения. - Итак, слушаем. Сумма числа 12 и частного чисел 48 и 6. - Давайте проверим запись: 12+(48:6) - Запишите второе выражение: произведение числа 5 и (разности чисел 67 и 58) - Проверим запись: 5*(67-58) - Может быть, кто-нибудь из вас ребята, готов составить свое выражение? -Ученики из 2 «А» класса составили для вас выражения и попросили меня передать их вам. Прочитайте эти выражения. 81:(57-48) 34+(25::5) 97-(6*7) 8*(2+6)
| Учащиеся записывают в тетрадь сложные выражения. Один ученик работает у доски. Учащийся проговаривает вслух: «Определяю порядок действий. Выражение состоит из 2-х частей. Записываю число 12, ставлю знак плюс, открываю скобку, записываю частное чисел 48 и 6, скобку закрываю. Читаю записанное выражение. Сумма числа 12 и частного чисел 48 и 6
Учитель из параллельного класса дает задание.
|
Рефлексия | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | -Какой вопрос мы поставили перед собой на уроке? - Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.  | Учащиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Учащиеся отмечают слово Я на выбранной шкале.
|
Домашнее задание |
| -Дома найдите значения записанных нами выражений. Составьте свои и приготовьтесь нам их прочитать. |
|
Технологическая карта изучения темы
Предмет | Математика |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Частично - проблемная |
Тема | Сочетательное свойство сложения |
Цель | Cоздание условий для овладения обучающимися знаниями о сочетательном свойстве сложения для рационализации вычислений, в соответствии с заданными условиями для формирования УУД обучающихся |
Основные термины, понятия | Сумма, разность, произведение, частное, числовое выражение, название компонентов действий. |
Планируемый результат |
Предметные умения - уметь читать числа - уметь читать простые и сложные выражения, находить значение числового выражения - уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с использованием письменных и устных приемов вычислений - знать свойства натурального ряда чисел - уметь сравнивать числа, располагать их в порядке увеличения - знать названия компонентов и результаты арифметических действий - знать порядок действий в числовых выражениях содержащие скобки. - уметь применять переместительное свойство сложения - уметь применять сочетательное свойство сложения | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция В. Н. Рудницкая. Математика 3 класс, 1часть, Технические средства обучения Компьютер Экран |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположен на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? организации своего «рабочего места» | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. |
Актуализация знаний
Постановка учебной проблемы
Формулировка проблемы, планирование
Открытие новых знаний
Применение нового материала
| Предметные: - читать и записывать цифрами числа - уметь читать простые выражения, находить значение числового выражения Метапредметные (УУД): познавательные: - выполнять анализ; обобщение; предметные: - знать свойства натурального ряда чисел - уметь сравнивать числа, располагать их в порядке увеличения; регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. предметные - уметь выполнять сложение и чисел в пределах 1000 с использованием письменных и устных приемов вычислений
Метапредметные (УУД): познавательные: -определять границы знания и незнания; - ориентироваться в учебнике; - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения; регулятивные: -высказывать свои предположени: коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли Предметные: - уметь выделять части выражения - читать выражения
Предметные: - учиться применять сочетательный закон Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верное выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| Запись числа и классной работы -Откроем тетради. Какие цифры пропишем. - Какое число обозначено этими цифрами. - Что вы можете сказать про число? Почему? Актуализация ранее полученных знаний Устный счет -Прочитайте числа, которые я записала на доске? 126, 205, 74, 17, 383,82 Работа в тетрадях - Расположите числа в порядке возрастания и запишите их в тетради. - Проверьте и оцените работу по образцу. -Назовите соседей самого большого трехзначного числа. -Назовите соседей самого маленького двузначного числа. - На какие группы можно разделить все числа указанные мною.
Работа в группах - Составьте выражение и найдите сумму чисел четной и нечетной группы в группе. - Давайте проверим, какие выражения вы составили. -Для чего меняем местами слагаемые? - Какие значения выражений у вас получились? - Какое свойство сложения вы использовали? - Как вы думаете, какой из предложенных способов удобнее для нахождения суммы. - Почему? Сообщение темы урока - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Сегодня мы познакомимся ещё с одним свойством сложения. 1. Работа по учебнику (с.79) - Рассмотрите рисунок на с. 79. -Скажите, в чём сходство и различие выражений, написанных на табличках у Волка и Зайца. - Выполнив задание под №2, мы с вами сделаем вывод. Фронтально выполняется №2. Запись в тетради и на доске с чтением выражений. - Давайте проверим наше предположение. Прочитаем рубрику «Это важно знать». Как можно сложить три числа? Как называется свойство сложения трёх чисел? - Как вы думаете для чего нужно знать сочетательное свойство сложения? ФИЗМИНУТКА 2. Первичное закрепление. - Перелистните страницу. Прочитайте задание под №3. - Выполним это задание по вариантам. 1 вариант найдет значения выражений 1 столбика, а 2 вариант найдет значения выражений 2 столбика. - Проверьте и оцените работу одноклассников и свою. | Запись числа. Прописывают минутку чистописания. Дети читают числа. Один ученик выполняет на доске. 17, 74, 82, 126,205,383 382, 384. 16, 18 Числа можно разделить на двузначные и трёхзначные; на четные и нечетные. Обучающиеся составляют выражения. 74+82+126 17+205+383 Или 126+74+82 383+17+205 Для удобства Одинаковые Переместительное свойство сложения. Обучающие высказывают мнения При сложении первых двух чисел получаем круглое число, а потом легче к круглому числу прибавить третье О свойствах сложения. Каждое выражение сумма одинаковых чисел, но различаются порядком выполнения действий. К сумме 5 и 3 прибавить 6 и к 5 прибавить сумму 3 и 6 Обучающиеся делают вывод: при сложении трёх чисел можно к сумме прибавить число, или к числу прибавить сумму. Дети читают правило Дети отвечают на вопросы, используя текст рубрики. - Чтобы быстрее находить сумму слагаемых. Двое обучающихся работают у доски, остальные у себя в тетрадях. Проверка и оценивание работы |
Рефлексия | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | - Что нового узнали сегодня на уроке? - Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.  | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале. |
Домашнее задание | | -Дома выполните задание на с. 80, №4, №5 (1) | |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи | Показатели выполения дидактических задач | Условия выполения образовательных задач |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | доброжелательныйнастрой учителя и уч-ся - кратковременностьэтапа;- полная готовностькласса к уроку;- быстрое включениеуч-ся в деловой ритм; - формулирование целевых установок урок | собранность учителя; последовательность в предъявлении требований; использование небольшой пси-хологической паузы и вопросов,побуждающ |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | умения учителя представлятьосновное содержание учебногоматериала, необходимого дляглавного этапа урока | Актуализация знаний проходит через устный счет и составление выражений, анализ решения выражений удобным способом |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | Сообщение цели в виде проблемного задания. | Постановка цели через конечный результат групповой работы |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | | |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | показателем выполнения дидакти-ческой задачи может слу-жить качество (правиль-ность, полнота, осознан-ность, действенность, сис-тематичность) ответов уч-ся | - использование системы зада-ний,в основе которой лежитчетко спланированная последо ательность действий (на узна-вание, на применение знаний пообразцу) |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | правильность, пол-нота, осознанность,действенность знанийуч-ся;- самостоятельностьуч-ся в выполнениизаданий;- углубление знаний испособов действий уч-ся | использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполении(самостоятельная работа) |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | | |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Активная и продуктивнаядеятельность уч-ся полвключению части в це-лое, классификация и систематизация знаний | |
Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
IV. Структурные элементы урока.
1.Организационный этап.
Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.
Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН.
Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.
Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.
Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.
3.Этап всесторонней проверки ЗУН.
Дидактическая задача этапа. Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
Содержание этапа. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН.
Условия достижения положительных результатов. Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Требования к ЗУН. Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.
Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН. Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок .
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала .
Дидактическая задача этапа. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
Условия достижения положительных результатов. Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).
5. Этап усвоения новых знаний.
Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
Содержание этапа. Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.
Условия достижения положительных результатов. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.
Требования. Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.
Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.
Ошибки, допускаемые при реализации. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала. Этап усвоения новых знаний.
Дидактическая задача этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Содержание этапа. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.
7. Этап закрепления нового материала.
Дидактическая задача этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
Содержание этапа. Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний
Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся
Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий
Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность
Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока
Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.
Требования к ее реализации дидактической задачи урока. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).
Ошибки, допускаемые при реализации. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
Подведение итогов урока.
Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.
Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
Х. Самоанализ урока
Класс___________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Наметить перспективы своей деятельности.
Методы:
словесные;
наглядные;
практические;
репродуктивные;
эвристические;
проблемно-поисковые;
исследовательские и др.
Средства:
оборудование для проведения эксперимента;
дидактический материал;
карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ;
компьютер и т. п.
5. Контроль качества знаний и их корректировка.
Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы.
Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний.
Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.
3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | 3*7 | 60-29 | 50-27 | 14+19 | 5*5 | 7*5 | 9*3 | 100-63 | 14+15 | | |
81:(57-48)
34+(25:5)
97-(6*7)
8*(2+6)
Алгоритм чтения сложного выражения со скобками 1. Определи порядок действий. 2. Назови части сложного выражения 3. Определи, что представляет собой сложное выражение сумму или разность, произведение или частное. 5. Начинай читать с последнего действия. Алгоритм чтения сложного выражения со скобками 1. Определи порядок действий. 2. Назови части сложного выражения 3. Определи, что представляет собой сложное выражение сумму или разность, произведение или частное. 5. Начинай читать с последнего действия. | Алгоритм чтения сложного выражения со скобками 1. Определи порядок действий. 2. Назови части сложного выражения 3. Определи, что представляет собой сложное выражение сумму или разность, произведение или частное. 5. Начинай читать с последнего действия. Алгоритм чтения сложного выражения со скобками 1. Определи порядок действий. 2. Назови части сложного выражения 3. Определи, что представляет собой сложное выражение сумму или разность, произведение или частное. 5. Начинай читать с последнего действия. | Алгоритм чтения сложного выражения со скобками 1. Определи порядок действий. 2. Назови части сложного выражения 3. Определи, что представляет собой сложное выражение сумму или разность, произведение или частное. 5. Начинай читать с последнего действия. Алгоритм чтения сложного выражения со скобками 1. Определи порядок действий. 2. Назови части сложного выражения 3. Определи, что представляет собой сложное выражение сумму или разность, произведение или частное. 5. Начинай читать с последнего действия. |