Лазарев Арсений Иннокентьевич,
бакалавр педагогики и психологии, библиотекарь I категории,
член Учебно-методического совета Уральского филиала
Финансового университета при Правительстве РФ
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации и совершенствования форм электронного обучения и заочного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в условиях цифровой модели государства и глобальной информатизации общества. Дается анализ опыта дистанционного обучения в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. Рассмотрены преимущества и недостатки обучения по дистанционной форме, предложены пути повышения его качества. Перечислены нормативно-правовые акты в сфере реализации дистанционных образовательных программ, указаны образовательные организации г. Челябинска, имеющие длительный опыт обучения по дистанционной форме, указаны категории обучающихся, которым рекомендовано дистанционное образование.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии.
ОПУБЛИКОВАНО: Лазарев, А. И. Динамика развития и совершенствование форм дистанционных образовательных технологий в системе профессионального образования/ А. И. Лазарев // Экономика и общество в условиях пандемии: взгляд молодых [Электронный ресурс]: сборник статей и тезисов докладов XVII национальной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием (16 февраля 2021 г.) // Редколл.: А. А. Якушев и др. ; Уральский филиал Финуниверситета. – Москва : Перо, 2021. – С. 444–448.
Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий на современном этапе способствовало трансформации видов профессиональной деятельности практически во всех сферах экономики и социальной жизнедеятельности. В настоящий момент идет активное использование услуг по дистанционному банковскому обслуживанию, безналичными расчетам и платежам, оказанию услуг почтовой связи и курьерской доставки и другим сферам сервиса, т.е. происходит глобальная информатизация общества. В качестве ответа на данное общественное явление, Правительством Российской Федерации на основании распоряжения от 28 июля 2017 г. № 1632р была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [5], которая предполагает внедрение и активное использование информационных технологий во всех отраслях народного хозяйства.
Отечественная система образования не осталась в стороне от глобальных процессов цифровизации. Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в России реализуются образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [3].
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на отдалении) взаимодействии обучающихся и преподавателей. В последние десятилетия в России дистанционные образовательные технологии получили широкое применение [2, с. 91]. Дистанционное обучение возможно по всем специальностям и направлениям подготовки, реализуемых образовательными организациями России, за исключением специальностей и профессий, определенных «Перечнем специальностей и профессий среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [4, 6].
Новая форма обучения, которая постепенно стала появляется в российский вузах и центрах дополнительного профессионального образования в 2000-е годы, вызвала активные дискуссии в педагогическом сообществе [1, с. 188]. Прежде всего, ставился вопрос о качестве обучения и получаемых профессиональных компетенциях. Взгляды профессионалов и ученых разделились, не каждый из них согласился с новой моделью обучения. Однако в современной России идет процесс изменения традиционной парадигмы профессионального образования. Меняются и запросы от молодого поколения обучающихся.
В настоящий момент, программы высшего образования в г. Челябинске реализуют факультет заочного и дистанционного обучения Челябинского государственного университета, институт открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета. По программам дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и профессионального обучения) обучают слушателей Челябинский областной учебно-методический центр службы занятости населения, Учебный центр «Перспектива», Учебно-кадровый центр «Эверест», Академия профессионального образования, Многопрофильный центр «Феникс» и другие учреждения образования. Поэтому, опыт реализации дистанционных программ у образовательных организаций Челябинске уже есть.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. В качестве большого преимущества дистанционного обучения можно признать возможность для студентов совмещать учебную и трудовую деятельность, т.е. получать образование без отрыва от работы. И, опять же, обучаясь по определенной образовательной программе, осваивать получаемую в вузе или центре ДПО профессию уже на практике, быть подкованным не только с точки зрения теоретической базы своей специальности, но и практической деятельности. Еще одним плюсом является максимальная индивидуализация обучения – возможность учиться без участия в студенческой группе и выстраивания взаимоотношений со сверстниками, а направить все силы на освоение специальности, получение новой профессии. Это качество, которое свойственно молодым людям с интровертированной направленностью личности. Также такой ритм обучения подходит для юношей и девушек с меланхолическим темпераментом. И еще одним плюсом данной формы обучения является выгодная стоимость и отсутствие необходимость выделения личных и семейных средств для оплаты проезда, проживания в общежитии, питания в другом городе. Особенно актуально это для людей, проживающих в отделенной местности, которые не имеют возможности переехать в более крупный населенный пункт. Невысокая стоимость дистанционного образования имеет также большую значимость для обучающихся и их родителей в сложной социально-экономической ситуации, когда малообеспеченных людей с каждым годом становится все больше.
Из недостатков обучения по дистанционной форме можно выделить тот фактор, что качество знаний и формирование профессиональных компетенций, в большей степени, зависит от личности самого обучающегося, от его мотивов обучения, усилий для освоения образовательной программы. Необходима самостоятельность, навыки планирования своей учебной деятельности, развитая волевая регуляция качеств личности. Еще одним недостатком является отсутствие личного контакта с преподавателем, что важно для многих студентов и слушателей. Преподаватели в рамках данной формы обучения работают со студентами в удаленном режиме.
По нашему мнению, повысить качество профессионального образования при реализации дистанционных образовательных программ возможно, при следующих условиях:
При формировании электронно-образовательной платформы обучения – личного кабинета обучающегося, с возможностью обратной связи с тьютором, наличием всех необходимых учебно-методических материалов и цифровых ресурсов.
При создании в личном кабинете студента/слушателя электронной коллекции научно-обоснованных учебно-методических материалов по четкой классификационной структуре для быстрого и удобного поиска. Это могут быть учебники, учебные пособия, учебно-методическое комплексы, рабочие тетради, электронные презентации, конспекты лекций, статьи из научных журналов и др. Конечно, материалы должны быть качественными по своему обучающему содержанию. Желательно также разместить учебный план, календарный график, перечень навыков и компетенций, которые должны быть усвоены обучающимися после завершения обучения, положения об итоговой и промежуточной аттестации, учебных и производственных практиках, курсовых и выпускных квалификационных работах.
При наличии электронной коллекции видео- и/или аудиолекций преподавателей по основным темам учебных дисциплин или модуля обучения. Это быть могут краткие обзорные лекции по основному содержанию дисциплины, консультации для студентов по основным вопросам промежуточной или итоговой аттестации в видеозаписи.
В условиях применения в качестве промежуточной или итоговой аттестации не только тестовых заданий, но и в форме подготовки эссе по темам дисциплины (модуля), домашних творческих заданий, контрольных работ, рефератов, электронных презентаций, других письменных работ в традиционной или творческой формах.
При оперативной взаимосвязи обучающихся с куратором обучения или тьютором по организационным вопросам обучения, технологии работы в личном кабинете, графику обучения.
При организации и проведении вебинаров, консультаций в прямом эфире и семинаров по каналам видеосвязи с преподавателем, индивидуальной и коллективной работе в академической группе в режиме онлайн.
Резюмируя выше сказанное, отметим, что дистанционное образование активно внедряется в учебный процесс образовательных организаций и постепенно становится в один ряд с традиционными формами обучения. Имея определенные недостатки, она имеет и свои значительные преимущества, позволяется получить образование из любой точки страны и оперативно освоить новую профессию. Как точно подчеркивает О. В. Козелков [2, с. 92], дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием.
Список использованной литературы
Иванова, Е. Е. Образование в удаленном доступе [Текст]: взгляд преподавателя / Е. Е. Иванова // Вестник Московского гуманитарного университета. – 2020. – № 8. – С. 188–193.
Козелков, О. В. Дистанционное обучение в высшем образовании: реальность и перспективы [Текст] / О. В. Козелков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 3. – С. 91–93.
Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 10.02.2021).
Об утверждении перечней профессий среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 (ред. от 10.12.2014) / Справочно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70600458/paragraph/1151:0 (Дата обращения: 10.02.2021).
Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (Дата обращения: 10.02.2021).
Перечень специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 (ред. от 10.12.2014) / Справочно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70600458/paragraph/1151:0 (Дата обращения: 10.02.2021).
2