СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cтатья "Развитие творческих способностей школьников средствами информационных технологий в условиях внеурочной деятельности по английскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о том, как с помощью информационных технологий можно развивать творческие способности школьников во внеурочной деятельности по английскому языкую Наиболее эффективным способом достижения этого является принцип участия школьников в дистанционных творческих олимиадах и конкурсах.

Просмотр содержимого документа
«cтатья "Развитие творческих способностей школьников средствами информационных технологий в условиях внеурочной деятельности по английскому языку"»



Развитие творческих способностей школьников средствами информационных технологий в условиях внеурочной деятельности по английскому языку.


На сегодняшний день компьютерные технологии стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по английскому языку играет важную роль в развитии творческих способностей учащихся. По мнению Е. С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Систематическая работа по развитию данных способностей представляет собой совокупность следующих направлений: базовая подготовка, внеурочные занятия, выход на саморазвитие и самообразование ребенка.

Наиболее эффективным способом достижения этого является принцип участия школьников в дистанционных творческих олимпиадах и конкурсах.

На сегодняшний день система дистанционных олимпиад и конкурсов является огромным мотивирующим фактором, обеспечивающим решение ряда проблем:

- общение со сверстниками из других городов;

- неисчерпаемый источник обмена и получения информации, как для ученика, так и для учителя;

- высокий образовательный и воспитательный эффект;

Дистанционные олимпиады и конкурсы позволяют школьникам сравнить деятельность свою и сверстников из других городов и стран, а также в значительной степени повышают эмоциональный фон учебных занятий.

Ориентация на такие формы работы расширяет возможности творческого самовыражения учителя, стимулирует поиск новых форм и методов работы с учебным материалом.

Подготовка к олимпиадам дает возможность выходить на работу с учащимися в двух взаимосвязанных направлениях:

1. Активное освоение эвристических методов решений, тренировка и развитие вариативности мышления, способностей к оригинальности и самостоятельности в рассуждениях;

2. Активизация общетехнической подготовки, освоение компьютерных средств.

Такая подготовка позволяет справиться с рядом конкурсных заданий. Лучшими из них являются те, которые ориентируют учащихся не просто искать ответы на вопрос, выполнять задания, но и создавать свои замыслы, модели, образы. Например: «Перевести стихотворение на русский язык, стараясь выразить чувства автора


«Little Things» by Julia A. Carney.


Little drops of water, So our little errors

Little drains of sand, Lead the soul away,

Make the mighty ocean From the paths of virtue

And the pleasant land. Into sin to stray.

And the little moments, Little deeds of kindness,

Humble though they be, Little words of love,

Make the mighty ages Make our earth an Eden,

Of eternity. Like the heaven above.



Такой перевод предложил учащийся 8б класса Воробьев Дмитрий, ставший лауреатом в этой номинации:


Mощь океана в капельках воды.

И из песчинок создана Земля.

А вечность из мгновений состоит.

И лишь одно мгновенье жизнь твоя.

И стоит оступиться только раз,

Душа собьется с верного пути.

Ей будет трудно средь грехов твоих

Путь истинный и правильный найти.

А небольшие добрые дела,

Слова любви, негромкие совсем

Планету нашу превращают в рай,

В цветущий и божественный Эдем.


Достоинство дистанционной эвристической олимпиады состоит в том, что все задания являются открытыми, т.е. не имеют единственного правильного ответа, а предполагают множество вариантов, что позволяет каждому участнику проявить фантазию и творчество.

Задания могут быть приближены к житейским ситуациям. “Once upon a time there lived a boy who loved a girl very much. But the girl's father didn't like the boy and didn't want his daughter to meet him. One day the boy decided to write the girl a love letter. He knew that the girl's father would read it first so he used one simple trick. Here is his secret love letter”.

Задания могут носить более оторванный от жизни характер. Например: “Продайте английские артикли “a”и “the”.

У участников дистанционных олимпиад и конкурсов появляется возможность расширить пространство овладения необходимыми компьютерными навыками. Оформить и отправить свою работу, пользуясь текстовым и графическим редактором, участникам младшей возрастной группы (1-4-е классы) помогает локальный координатор проекта, либо учащийся старших классов. Старшеклассники, участники олимпиады, имеют возможность сами работать с компьютером: набирать текст, владеть графическим редактором, уметь создавать, сохранять, архивировать файлы, отправлять их по электронной почте.

Овладение данными навыками является не только необходимым техническим требованием для успешного участия в олимпиаде, но и расширяют возможности для работы с компьютером. К тому же, в младшей возрастной группе выше оцениваются рисунки, созданные на компьютере, чем отсканированные с бумажного варианта. Даже если детский рисунок уступает профессиональным работам, он может получить высокую оценку за оригинальность решения или попытку найти выразительные средства для воплощения своей идеи. В условиях ограниченного времени (2-3 часа) участник должен сосредоточиться полностью на содержании выполняемых заданий и тратить меньше времени на решение технических проблем.

Роль педагога при подготовке детей к эвристическим олимпиадам в том, чтобы ориентировать на определенные типы заданий, научить соотносить время и объем работы, порядок выполнения заданий, а также развить достаточный уровень самостоятельности мышления ребенка с целью максимального раскрытия его творческого потенциала. Второй год мои ученики принимают активное участие в дистанционных эвристических олимпиадах,

проводимых посредством Интернет Центром "Эйдос" и Российской академией образования, Центра творческих инициатив «Snail». Главная цель этих олимпиад - выявить наиболее талантливых в творческом отношении ребят. Особенностью реализации проекта является ограничение на число участников. Это позволяет, используя задания прошлых лет, провести отборочные соревнования среди желающих. Конечно, такие соревнования становятся прекрасным тренингом творческого мышления, а кроме того, повышают интерес к предмету. Основные критерии оценки работ - их оригинальность, объем и содержание созданного продукта. Девиз: "Не бойся необычных идей и сумасшедших ответов! Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!"

Задания эвристических олимпиад составляются без учета учебных программ по школьным дисциплинам, что позволяет на равных соревноваться в творчестве ученикам с достаточной разницей в возрасте и уровне базовых знаний. Задания в дистанционных олимпиадах, проводимых Центром "Эйдос", распределяются по трем возрастным группам: 1-4-е классы (6-9 лет), 5-8-е классы (10-13 лет),

9-11-е классы (14-16 лет).

Опыт показывает, что знания, как и творческие способности не делятся на классы, наоборот, бывает, что идеи третьеклассника оказываются ярче и оригинальнее работ семиклассника или даже выпускника школы. Этот факт объясняется тем, что ведущую роль при подготовке к эвристической олимпиаде занимают нетрадиционные уроки с использованием новых информационных технологий, специальные занятия, организуемые вне рамок традиционного общеобразовательного процесса.

В то же время дистанционная эвристическая олимпиада позволяет решать такие общеобразовательные задачи, как развитие умений исследовать объекты и генерировать идеи в конкретной области, выражать свои мысли в письменной и графической форме, использовать компьютерные средства. Работа с эвристическими заданиями развивает гуманитарные, творческие, логические способности в направлении познания универсальных объектов - символов, понятий, категорий. Эвристическая олимпиада связывает разные дисциплины воедино с помощью специально разрабатываемых заданий. Например, задание « Из чего сделана Австралия? Составь визитную карточку Австралии » требует также и знаний по географии.

Таким образом, педагогам следует использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовывая процесс обучения, направляя усилия на формирование у ребят самостоятельного творческого мышления, инициативы, умения общаться, находить способы решения поставленных задач в нестандартных ситуациях.


Литература

1. Андрианова Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады как средство развития творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008