СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cтатья Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Cтатья Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

«Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры»





В современном мире особую роль занимает задача формирования духовного мира человека , возрождение и расцветание культурных традиций народов России. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

Мною было принято решение не нарушать традиции нашего народа, и приобщать детей дошкольного возраста  к русской народной культуре. Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Моя задача, как педагога – научить детей  проявлять сочувствие, понимание, быть неравнодушными в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

Народное искусство может быть включено в самые различные формы работы с детьми: в оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия.  Дети становятся активными участниками народных праздников. Так же активными участниками совместно с педагогами детского сада становятся и родители. Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными партнерами, семьями наших воспитанников. 

  Данная работа позволяет воспитывать у дошкольников патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Таким образом были применены следующие формы работы по приобщению к истокам русской народной культуры:

  • Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, легенд.

  • Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры.

  • Знакомство с календарными народными праздниками.

  • Тематические выставки детского творчества.

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц.

  • Дидактические игры.

  • Экскурсии

  • Проведение праздников, развлечений, досугов, ярмарок, народных гуляний.

  • Оформление в группе мини-музея народных ремёсел, русской избы

  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству

  • Театрализованная деятельность

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен

  • Использование народных игр, в том числе хороводных.

Свою работу я веду по следующим направлениям:

Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом, то есть «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней» и тд. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, расширяя тем самым представления детей о русской народной культуре. А так же окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям понять, что они – часть великого русского народа. 

Второе направление – знакомство дошкольников с русской  народной игрушкой.  Игрушка – непременная принадлежность детства. Во все исторические эпохи игрушка связана с ребёнком. Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помощью которого ребёнок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует мышление.

Третье направление – знакомство детей с русскими народными промыслами. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Народные художественные промыслы  раскрывают исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории.

Четвертое направление – знакомство детей с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем  заклички,  считалки, приговорки.

Пятое  направление – знакомство с традициями. Знакомство проходит через беседы, викторины, развлечения, просмотр видеороликов и презентаций, чтение художественной литературы и   праздники, такие как: «В гостях у бабушки Загадушки», «Широкая масленица», «Праздник деревянной ложки», «Праздник русской берёзки», «Ярмарка народных игрушек» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей. 


Немаловажную роль при этом играет создание развивающей предметно-пространственной среды. В группе  создан мини музей «Русских народных промыслов », «Русская изба», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего я добилась – это огонёк заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!