Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа


Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ Николаевская СОШ
Петрова В.В.
2015 год
Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"
Цель: показать значимость полученных за период обучения грамоте знаний.
Задачи:
- Создать атмосферу праздничного дня, удовлетворения от собственных результатов, формировать умение общаться.
-Развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, память внимание.
-Воспитывать положительное отношение к чтению, к книгам, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: празднично украшенный класс: шары, надпись «Прощай, Азбука!», выставка рисунков «По страницам Азбуки», музыкальное оформление, компьютер, костюм Азбуки, Бабы Яги, Буратино.
Ход праздника.
Учитель.
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложения и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Мы закончили наше весёлое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека - …
Дети. Азбука!
Учитель. Итак, праздник начинается! Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем почти все их секреты. Сейчас мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.
1. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем,
О своих успехах. (Костя)
2. В день осенний , в день чудесный
В класс несмело мы вошли,
Азбуки для всех подарок
На столах своих нашли.(Степа)
3. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами. (Карина)
4. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Но ведём мы дневники,
Всё же мы ученики.(Саша)
5. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!(Антон)
6. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут (Даша)
7. Я с этой книжкой первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» (Матвей)
8.Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
НЕ надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать! (Вероника)
9. Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Песня «Азбука».
Учитель. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя – Азбуки - нет. Давайте, ребята, позовём её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждём тебя!
Входит Азбука.
Здравствуйте, ребята!
Учились все по мне всегда.
Я книга ваша- Азбука!
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про реки, звезды, и моря-
Не обойтись вам без меня.
Милую Азбуку помните, дети!
Прежде чем попасть в страну «Литературию», вы должны доказать, что готовы к этому. А я на вас посмотрю и послушаю.
Учитель. Докажем, ребята, что готовы к новым знаниям? (Да.)
Итак, в путь.
Перед вами лежат буквы, расставьте их на свои места.
(дети читают стихи, берут букву и встают в ряд)
Буква эта – начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать её легко:
Ноги ставит широко. (А)
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3.(З)
Посмотри на колесо
И увидишь эту букву. (О)
Полумесяц в небе тёмном
Буквой той повис над домом. (С)
Буква Р перевернулась –
Этим знаком обернулась. (Ь)
С на букву ту дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка! (Э)
Азбука Ты эти буквы заучи.
Их три десятка слишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Учитель: Вот все буквы перед вами,
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать.
ДРУЖБА, ШКОЛА, АЗБУКА (БУКВЫ ЗАПИСАНЫ В РАЗБРОС)
Ребята, буквоежка съела части букв. Восстановите буквы.
Азбука А знаете ли вы сколько букв в русском языке? (33 буквы)
- Буквы мы пишем, а звуки? (произносим ,слышим)
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (гласные, согласные)
- А что вы про них знаете? (согласные бывают: твердые, мягкие, звонкие, глухие, парные, непарные; гласные обозначающие мягкость и твердость согласных и некоторые имеют по два звука)
Учитель. А сейчас давайте покажем Азбуке и нашим гостям, чему мы научились. Итак, начнём конкурсную программу.
1 задание.
Мы находимся в Переулке Слов. Поиграем в игру «Наборщик».
Из слова ГРАМОТЕИ составьте другие слова. (мир, море, Рим, том, тема, март, мера, рот, тигр, гром)
2 задание.
Сейчас мы находимся на Площади Предложений. Вам нужно из слов собрать пословицу:
Возьми книгу в руки – не будет скуки.
Корень ученья горек, а плод сладок
Не говори – не умею, а говори – научусь!
3 задание.
Мы с вами пришли в Сквер Сказок. По трём словам узнайте сказку.
Гуси, печка, Иванушка.
Внучка, Жучка, мышка.
Машенька, медведь, пирожки
4 задание.
А сейчас мы находимся на Улице Звуков и Букв. Вам нужно к звуковым схемам подобрать соответствующие слова. (эхо, юла, гусь, шкаф,)
5. Ребусы.
Азбука.
Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работаете. У вас осталось последнее задание, и я вам помогу. За моим городом протекает река Речь, вам нужно её перейти.
А перейти через реку вам помогут конверты, в которых находятся тексты. Вы должны прочитать их выразительно и тогда окажитесь на том берегу:
Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга. Ой! Куда это меня занесло. Что у вас тут – праздник? Какие дети нарядные и, наверное, очень умные. А попробуйте мои задания выполнить! Если выполните – улечу к себе в лес. А не выполните –
заканчивайте свой праздник! Для начала отгадайте мои загадки:
1. Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (тетрадь)
3. Стальной конек
по белому полю бегает
За собой фиолетовые
Следы оставляет.(ручка)
4. Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)
5. Ты беседуй чаще чаще с ней,
Будешь вчетверо умней. (книга)
Баба-Яга. Ух, какие умные тут дети!
Баба-Яга. Молодцы! Нет, всё запутаю, всё перепутаю! Сказки вы читаете, а названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим:
«Сказочная викторина»
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
10. Луковый мальчик. (Чипполино.)
11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Учитель. Мы не только умеем отгадывать названия сказок, но знаем и их героев. Хочешь проверить?
Баба-Яга. Конечно, хочу. У меня и загадки есть. Ну, готовы? Назовите сказочного героя.
1. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
(Колобок)
2. Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
(Карабас Барабас)
3. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)
4Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
(«Дюймовочка» Г.-Х.Андерсена.)
5Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир –
Знаменитый…(Мойдодыр).
6. А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём…
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла!
(«Кошкин дом»).
Учитель. Видишь, Баба-Яга, ты ребят не провела.
Баба Яга. Выполняю своё обещание – ухожу. До свидания!
Звучит музыка, появляется Буратино.
Буратино. Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (хлопает себя по лбу) Я ведь в цирк собирался!
Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Буратино. Вот, здорово! Значит, и я сейчас
распрощаюсь со своей Азбукой, ух, как она мне надоела! (подкидывает вверх и ловит свою азбуку).
Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!
(подбегает к сидящим детям, поднимает их с места).
Вставайте, вставайте, я сейчас вам танец классный покажу, он вам непременно понравится.
Тётенька (обращается к учителю), подержите, пожалуйста, мою книжку.
Танец Буратино и детей.
Азбука. Буратино, мне кажется, ты слишком торопишься со мной расстаться, вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам…
Буратино. Тётенька, да вы чего? Я его ни разу ещё не открывал, я до школы ещё не дошёл, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу…
Учитель. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, хотя обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в цирке пропадаешь?
Буратино. Ну, всё, я влип! Ну ладно, я пошёл, мне пора…(пытается уйти, Азбука его удерживает)
Азбука. Нет, дорогой наш Буратино! Мы уйдём с тобой вместе. Пока не выучим все буквы, не научишься читать, я тебя от себя никуда не отпущу. Зато как обрадуется
этому бедный папа Карло! (Буратино в ужасе смотрит на Азбуку)
Буратино. (шёпотом спрашивает детей) Ребята, а кто это?
Ой, мамочки мои! Всё, я пропал!
(К Буратино подходят 3 детей и утешают его)
Дети:
- Не бойся, миленький Буратино, это совсем не страшно! (Вероника)
- Даже наоборот – очень интересно! (Даша)
- Не бойся, мы тебе поможем! (Карина)
Учитель. Молодцы, ребята! А теперь ещё поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы дружно хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья! » Или, топая ногами, говорите: «Нет, не я, нет, не я, нет не все мои друзья!»
Давайте порепетируем: Хлопая в ладоши: «Это я, это я, это все мои друзья! » Топая ногами: «Нет, не я, нет, не я, нет не все мои друзья!»
1 Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу…. 2.Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч ….. 3.Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором… 4.Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки…. 5.Кто из вас, приходит в класс с опозданием на час…. 6.Кто из вас, скажите вслух на уроке ловит мух….. 7.Кто из вас, сюда принес песни, шутки, смех….
А теперь немного отдохнули, нужно выделить звук, который повторяется в данном стихотворении.
1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит. /Р/
2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а в мае на берёзе
Жук её узнать поможет. /Ж/
3. С этой буквой добрым утром
Долгою дорогой в дом
День за днём назло недугам,
Даже под дождём идём. /Д/
4. Эту букву паровоз
На своей трубе привёз
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/.
5. Эта буква бодрым шагом
В бой идёт под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/
Азбука. Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают Удостоверения
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
Вручение Удостоверений.
Азбука. За вас я, ребята, абсолютно спокойна. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужна, поэтому все свои силы направлю на то, чтобы хоть немножко дать ума этому молодому человеку. (показывает в сторону Буратино)
В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте и растите умными!
1. Прощай, родная Азбука, учебник первый мой.
Три четверти дружили, играли мы с тобой.
2. Спасибо чудо, Азбука, наставник первый мой!
Пусть правила ученые останутся со мной.
3. До свидания, учебник! А на следующий год
Ты других читать научишь, тех, кто в 1 класс придет.
Учитель. Ой, а, что это за конверт? Адрес совпадает, ребята, это нам. Давайте посмотрим, что там? Да это же книга, которую вы будете теперь читать на уроках.
(Детям выдаются учебники литературного чтения)
Конкурс для родителей: Детский лепет. Дети рассказывают о своей школе, родители должны догадаться о чем речь. 1. Он говорит, говорит и не перестает говорить даже тогда, когда мы устали (учитель) 2. Там много мальчиков и девочек, они получают двойки и пятерки. (школа) 3. Он не умеет читать, писать. Он учится клеить, рисовать, писать. (первоклассник) 4. На него все бегут. Когда он идет, на нем тихо сидят, слушают. (урок)
-Ребята, правда умные у нас родители?
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Дети Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)(Антон)
Слово предоставляется родителям.
Учитель. Вот прочитана Азбука до последней страницы.
Только в школьной стране она лишь начало пути.
И Вам еще многому придется научиться.
Все сюрпризы и открытия ждут тебя впереди.
Как друзья пусть учебники будут рядом.
Пусть помогут они вам все на свете узнать.
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошёл.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!
Приложение
Ребусы




