СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д. Дефо "Робинзон Крузо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлене 1 урок из 2-х, выделенных на изучение произведения Д.Дефо "Робинзон Крузо". Изучение материала планируется с опорой на знаний учащихся по английскому языку, географии.

Просмотр содержимого документа
«Д. Дефо "Робинзон Крузо"»

Тема: Даниель ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО».

Цели: знакомство учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы; обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни, проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Предметные умения:знать биографию и творчество Д. Дефо, содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, анализировать поведение и характер героя.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, делает выводы, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Мотивационный этап

То strive, to seek, to find, and not to yield. Бороться и искать, найти и не сдаваться

Эти строки были вырезаны на надгробном кресте, который был поставлен (январь 1913) в Антарктиде на вершине «Обсервер Хилл» в память английского полярного путешественника Роберта Скотта (1868— 1912). Стремясь достичь Южного полюса первым, он тем не менее пришел к нему вторым, спустя три дня после того, как там побывал норвежский первопроходец Руальд Амудсен. Роберт Скотт умер на обратном пути.

В русском языке эти слова стали популярны после выхода в свет романа «Два капитана» Вениамина Каверина (1902—1989). Главный герой романа Саня Григорьев, мечтающий о полярных походах, делает эти слова девизом всей своей жизни (т. 1, гл. 14).


  1. Целеполагание

II. Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве
Д. Дефо (стр 199 – 200)

1 Игра «Верю –не верю» -
-Верите ли вы, что настоящая фамилия автора романа «Робинзон Крузо» была Фо?
(Да. Писатель частицу “де” прибавил, чтобы фамилия звучала благородно, к примеру, как граф де Ла Фер. Вероятно, стыдился своего скромного происхождения(его родители были купцами). Молодой человек стал именовать себя «Мистером Де Фо». Слитное написание фамилии пришло позже.)

-Верите ли вы что Даниель Дефо за всю свою жизнь написал только одну книгу- «Робинзон Крузо»?
(Нет. Дефо - плодовитый и разносторонний писатель, он написал более 300(около 500 книг), памфлетов и статей в журналах на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.).

-Верите ли вы что полное название романа состоит из 39 слов?
(Нет. В полном названии романа 49 слов. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» )

-Верите ли вы, что существует продолжение романа, в котором Даниель Дефо описал приключения Робинзона Крузо на территории России?
(Да. Престарелый Робинзон, посетив свой остров, и потеряв Пятницу, добравшись по торговым делам до берегов Юго-Восточной Азии, был вынужден добираться в Европу через Россию. Он в течение 8 месяцев пережидает зиму в Тобольске. Летом того же года Крузо добирается до Архангельска и отплывает в Англию.)

-Верите ли вы, что история РК - абсолютная выдумка писателя?
(Нет. У Робинзона Крузо был прототип - шотландский матрос Александр Селькирк, который прожил на острове Масс-а-Тьерра, возле побережья Чили, в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. )

Дополнительно:
-На карте мира можно найти остров Робинзона Крузо?
(Да. В 70 годах 20 столетия остров Масс-а – Тьерра был переименован в остров Робинзона Крузо.)

-Верите ли вы, что писательДефо в своей жизни много путешествовал?
(Нет. Сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине. )


2. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»? тех, кто оказался вдали от людей наедине с природой

  • Пояснение понятия «приключенческая литература» (Это книги, где действия совершаются в далёких, неизведанных краях, с героями происходят всевозможные происшествия). Запись в тетради


II. Работа по теме урока

  • Беседа по прочитанному материалу.

– Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге.

– Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).


Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном. Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.

– О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

  • Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море. (1 сентября 1651 года в Лондон.).

Аналитическая беседа по вопросам:

1. Что больше восхитило вас в действиях героя?

2. Какими чертами характера обладал герой?

3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?

4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.

5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?

6. Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.


7.Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.


8. В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?

Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.


9. Какие ремёсла освоил Робинзон на острове? – Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра.


10. Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?

Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

  • Чтение VI главы романа «Робинзон Крузо».


Г р у п п а 1.
- Прочитайте фрагмент главы 6 с начала до слов «...мой плот со всем грузом оказался на сухом берегу», отрецензировав чтение одноклассников.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Какие положительные черты характера проявил Робинзон в первый день на необитаемом острове? Докажите, что в его спасении огромную роль сыграла его активная деятельность.


Г р у п п а 2.
- Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Теперь мне предстояло осмотреть окрестности...» до слов «...и привозил с собою всё новые и новые вещи», отрецензировав чтение одноклассников.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Как Робинзон понял, что он на острове? Какие ещё открытия он сделал? Как он строил своё жилище?
-Как в этом проявилась его смекалка и находчивость?
- Какие вещи Робинзон взял с затонувшего корабля в первую очередь? Как это его характеризует?

Г р у п п а 3.
- Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Особенно успешным было третье моё путешествие...» до конца главы, отрецензировав чтение одноклассников.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Что придумал Робинзон для нового использования тех вещей и предметов, которые он привёз с корабля? Какие неудачи ему пришлось пережить?
-Как он отнёсся к деньгам, сохранившимся на корабле? Прочитайте его слова при виде денег и дайте им оценку.

Г р у п п а 4.

- Прочитайте пять заключительных абзацев главы.
- Какие условия хотел учесть Робинзон при постройке жилища на острове?
- Какую ограду он сделал вокруг будущего жилища? Как эта работа характеризует Робинзона?

III. Рефлексия

– Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:

Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?

(Ученики высказывают свои суждения)

Учитель:

– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге , помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона.

А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос :

Как вы думаете, пригодиться лично вам эта книга?


IV. Домашнее задание: «Послание в бутылке».

Учащиеся пишут пожелания человеку, который нуждается в помощи и поддержке, и помещают записки в бутылку.































Г р у п п а 1.
- Прочитайте фрагмент главы 6 с начала до слов «...мой плот со всем грузом оказался на сухом берегу»,.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Какие положительные черты характера проявил Робинзон в первый день на необитаемом острове?

- Докажите, что в его спасении огромную роль сыграла его активная деятельность.






Г р у п п а 2.
- Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Теперь мне предстояло осмотреть окрестности...» до слов «...и привозил с собою всё новые и новые вещи».
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Как Робинзон понял, что он на острове? Какие ещё открытия он сделал? Как он строил своё жилище?
-Как в этом проявилась его смекалка и находчивость?
- Какие вещи Робинзон взял с затонувшего корабля в первую очередь? Как это его характеризует?





Г р у п п а 3.
- Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Особенно успешным было третье моё путешествие...» до конца главы.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Что придумал Робинзон для нового использования тех вещей и предметов, которые он привёз с корабля? Какие неудачи ему пришлось пережить?
-Как он отнёсся к деньгам, сохранившимся на корабле? Прочитайте его слова при виде денег и дайте им оценку.






Г р у п п а 4.

- Прочитайте пять заключительных абзацев главы.
- Какие условия хотел учесть Робинзон при постройке жилища на острове?
- Какую ограду он сделал вокруг будущего жилища? Как эта работа характеризует Робинзона?

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя