Тема: Даниель ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО».
Цели: знакомство учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы; обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни, проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.
Предметные умения:знать биографию и творчество Д. Дефо, содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, анализировать поведение и характер героя.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, делает выводы, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания
-
Мотивационный этап
То strive, to seek, to find, and not to yield. Бороться и искать, найти и не сдаваться
Эти строки были вырезаны на надгробном кресте, который был поставлен (январь 1913) в Антарктиде на вершине «Обсервер Хилл» в память английского полярного путешественника Роберта Скотта (1868— 1912). Стремясь достичь Южного полюса первым, он тем не менее пришел к нему вторым, спустя три дня после того, как там побывал норвежский первопроходец Руальд Амудсен. Роберт Скотт умер на обратном пути.
В русском языке эти слова стали популярны после выхода в свет романа «Два капитана» Вениамина Каверина (1902—1989). Главный герой романа Саня Григорьев, мечтающий о полярных походах, делает эти слова девизом всей своей жизни (т. 1, гл. 14).
-
Целеполагание
II. Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве
Д. Дефо (стр 199 – 200)
1 Игра «Верю –не верю» -
-Верите ли вы, что настоящая фамилия автора романа «Робинзон Крузо» была Фо?
(Да. Писатель частицу “де” прибавил, чтобы фамилия звучала благородно, к примеру, как граф де Ла Фер. Вероятно, стыдился своего скромного происхождения(его родители были купцами). Молодой человек стал именовать себя «Мистером Де Фо». Слитное написание фамилии пришло позже.)
-Верите ли вы что Даниель Дефо за всю свою жизнь написал только одну книгу- «Робинзон Крузо»?
(Нет. Дефо - плодовитый и разносторонний писатель, он написал более 300(около 500 книг), памфлетов и статей в журналах на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.).
-Верите ли вы что полное название романа состоит из 39 слов?
(Нет. В полном названии романа 49 слов. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» )
-Верите ли вы, что существует продолжение романа, в котором Даниель Дефо описал приключения Робинзона Крузо на территории России?
(Да. Престарелый Робинзон, посетив свой остров, и потеряв Пятницу, добравшись по торговым делам до берегов Юго-Восточной Азии, был вынужден добираться в Европу через Россию. Он в течение 8 месяцев пережидает зиму в Тобольске. Летом того же года Крузо добирается до Архангельска и отплывает в Англию.)
-Верите ли вы, что история РК - абсолютная выдумка писателя?
(Нет. У Робинзона Крузо был прототип - шотландский матрос Александр Селькирк, который прожил на острове Масс-а-Тьерра, возле побережья Чили, в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. )
Дополнительно:
-На карте мира можно найти остров Робинзона Крузо?
(Да. В 70 годах 20 столетия остров Масс-а – Тьерра был переименован в остров Робинзона Крузо.)
-Верите ли вы, что писательДефо в своей жизни много путешествовал?
(Нет. Сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине. )
2. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»? тех, кто оказался вдали от людей наедине с природой
-
Пояснение понятия «приключенческая литература» (Это книги, где действия совершаются в далёких, неизведанных краях, с героями происходят всевозможные происшествия). Запись в тетради
II. Работа по теме урока
– Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге.
– Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).
Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном. Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.
– О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).
Аналитическая беседа по вопросам:
1. Что больше восхитило вас в действиях героя?
2. Какими чертами характера обладал герой?
3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?
4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.
5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?
6. Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?
– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.
7.Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?
– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.
8. В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?
– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.
9. Какие ремёсла освоил Робинзон на острове? – Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра.
10. Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?
– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.
Г р у п п а 1.
- Прочитайте фрагмент главы 6 с начала до слов «...мой плот со всем грузом оказался на сухом берегу», отрецензировав чтение одноклассников.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Какие положительные черты характера проявил Робинзон в первый день на необитаемом острове? Докажите, что в его спасении огромную роль сыграла его активная деятельность.
Г р у п п а 2.
- Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Теперь мне предстояло осмотреть окрестности...» до слов «...и привозил с собою всё новые и новые вещи», отрецензировав чтение одноклассников.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Как Робинзон понял, что он на острове? Какие ещё открытия он сделал? Как он строил своё жилище?
-Как в этом проявилась его смекалка и находчивость?
- Какие вещи Робинзон взял с затонувшего корабля в первую очередь? Как это его характеризует?
Г р у п п а 3.
- Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Особенно успешным было третье моё путешествие...» до конца главы, отрецензировав чтение одноклассников.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Что придумал Робинзон для нового использования тех вещей и предметов, которые он привёз с корабля? Какие неудачи ему пришлось пережить?
-Как он отнёсся к деньгам, сохранившимся на корабле? Прочитайте его слова при виде денег и дайте им оценку.
Г р у п п а 4.
- Прочитайте пять заключительных абзацев главы.
- Какие условия хотел учесть Робинзон при постройке жилища на острове?
- Какую ограду он сделал вокруг будущего жилища? Как эта работа характеризует Робинзона?
III. Рефлексия
– Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:
Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?
(Ученики высказывают свои суждения)
Учитель:
– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге , помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона.
А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос :
Как вы думаете, пригодиться лично вам эта книга?
IV. Домашнее задание: «Послание в бутылке».
Учащиеся пишут пожелания человеку, который нуждается в помощи и поддержке, и помещают записки в бутылку.
Г р у п п а 1.
- Прочитайте фрагмент главы 6 с начала до слов «...мой плот со всем грузом оказался на сухом берегу»,.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Какие положительные черты характера проявил Робинзон в первый день на необитаемом острове?
- Докажите, что в его спасении огромную роль сыграла его активная деятельность.
Г р у п п а 2.
- Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Теперь мне предстояло осмотреть окрестности...» до слов «...и привозил с собою всё новые и новые вещи».
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Как Робинзон понял, что он на острове? Какие ещё открытия он сделал? Как он строил своё жилище?
-Как в этом проявилась его смекалка и находчивость?
- Какие вещи Робинзон взял с затонувшего корабля в первую очередь? Как это его характеризует?
Г р у п п а 3.
- Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Особенно успешным было третье моё путешествие...» до конца главы.
- Озаглавьте этот фрагмент.
- Что придумал Робинзон для нового использования тех вещей и предметов, которые он привёз с корабля? Какие неудачи ему пришлось пережить?
-Как он отнёсся к деньгам, сохранившимся на корабле? Прочитайте его слова при виде денег и дайте им оценку.
Г р у п п а 4.
- Прочитайте пять заключительных абзацев главы.
- Какие условия хотел учесть Робинзон при постройке жилища на острове?
- Какую ограду он сделал вокруг будущего жилища? Как эта работа характеризует Робинзона?
6