СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д.И.Фонвизин "Недоросль" Уроки, темы, герои.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ»

"Говорящие" имена и фамилии в комедии "Недоросль" Фонвизина


"Говорящие" имена и фамилии в комедии "Недоросль" появились как дань традициям русской дворянской комедии. Об этом литературовед Г. А. Гуковский пишет следующее:

"В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм... Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица." (Г. А. Гуковский, статья в книге "Недоросль. Фонвизин Денис Иванович", 1935 г.)


Значение имен и фамилий героев в пьесе "Недоросль"


Ниже представлена расшифровка "говорящих" имен и фамилий героев комедии "Недоросль":


Тарас Скотининскотоподобный и скотолюбивый.


Госпожа Простаковаурожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.


Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец. 


Митрофан Простаковв переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову. 


Правдинстоит за правду.


Милонмилый молодой человек.

Софья: по-гречески София означает "мудрость". Действительно, героиня Софья - разумная, умная девушка.

Стародумпридерживается старины, старинных дворянских добродетелей.


Вральманврун, обманывающий своих хозяев.


Цыфиркинобучает математике, то есть цифрам, 


Кутейкинв XVIII веке церковнослужителей презрительно называли "кутейниками" ("кутья" - это особое церковное кушанье, каша с изюмом). 



Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по Недорослю для ОВЗ»

Контрольная работа по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1.Укажите верное имя и отчество Фонвизина.

Иван Денисович

Денис Иванович

Николай Васильевич

Федр Иванович

2. Каким словом во времена Фонвизина называли дворянина, не получившего должного образования и которому поэтому было запрещено поступать на службу и жениться?

_____________________________________


3. Сколько действий в произведении?

1)3

3)5

2)4

4)6

4.Выберите верное продолжение фразы:  Митрофан страшен тем, что это:  

а) неповоротливый лентяй б) безвредный невежа и обжора в) жестокий, неблагодарный и бездушный невежда г) молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться

5. Укажите девичью фамилию г-жи Простаковой

1) Правдина

3) Простакова

2) Стародумова

4) Скотинина

6. Укажите, к кому или чему испытывал страсть г-н Скотинин

1) к Софье

3) к свинкам

2) к Еремеевне

4) к новым книгам

7. Кем был Вральман до того, как стал учителем Митрофана?

1) военным полководцем

3) врачом

2) придворным императрицы

4)кучером

8. Укажите, какому языку обучал Митрофана немец Адам Адамыч Вральман

1) русскому

3) немецкому

2) английскому

4) французскому

9. За что г-жа Простакова ругала Тришку?

1) за кафтан

3) за потерянный кошелек

2) за сломанную катеру

4) за сон на службе



10. Укажите, кем Стародум приходится Софье

1) наставником

3) дядей

2) братом

4) отцом

11. Укажите причину, по которой Софья живет в доме Простаковых

1) Софья осиротела

3) Софья – дочь Простаковых

2) Софья потеряла все свое имущество

4) Софья остановилась там погостить

12. Установите соответствия между репликами и лицами, их произнесшими.

А. И! Ваше благородие. Я солдат.

1) Вральман

2) Тришка

3) Цыфиркин

4) Кутейкин

Б. Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал.

В. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.

Г. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой.


13. Письменно ответьте на вопрос:

Митрофанушка жаловался, что видел плохой сон, «всякая дрянь в голову лезла». Какой сон? Почему Митрофан в этом сне пожалел маменьку?

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по Недорослю»

Контрольная работа по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1.Укажите верное имя и отчество Фонвизина.

Иван Денисович

Денис Иванович

Николай Васильевич

Федр Иванович

2. Каким словом во времена Фонвизина называли дворянина, не получившего должного образования и которому поэтому было запрещено поступать на службу и жениться?

_____________________________________

3. К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

1) реализм 2) классицизм 3) сентиментализм 4) романтизм


4.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

1) воспитания и образования 2) обличения невежества 3) любовная 4) борьба с самодержавием.

5. Художественный прием, который использует автор в произведении:

1) «говорящие фамилии»; 2) нейтральная авторская позиция; 3) несколько сюжетов.

6. Сколько действий в произведении?

1)3

3)5

2)4

4)6

7.Выберите верное продолжение фразы:  Митрофан страшен тем, что это:  

а) неповоротливый лентяй б) безвредный невежа и обжора в) жестокий, неблагодарный и бездушный невежда г) молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться

8. В финале комедии Стародум произносит реплику, объясняющую суть произошедшего в доме Простаковой: «Вот … достойные плоды». Какое слово пропущено?


9. Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

1) «Не хочу учиться, хочу жениться» Правдин

2) «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Стародум

3) «Между свиньями я сам всех умнее» г-жа Простакова

4) «Тиранствовать никто не волен» Митрофан

5) «При твоих глазах мои ничего не видят» Скотинин

6) «Глупому сыну не в помощь богатство» г-н Простаков

10. Укажите девичью фамилию г-жи Простаковой

1) Правдина

3) Простакова

2) Стародумова

4) Скотинина

11. Укажите, к кому или чему испытывал страсть г-н Скотинин

1) к Софье

3) к свинкам

2) к Еремеевне

4) к новым книгам

12. Кем был Вральман до того, как стал учителем Митрофана?

1) военным полководцем

3) врачом

2) придворным императрицы

4)кучером

13. Укажите, какому языку обучал Митрофана немец Адам Адамыч Вральман

1) русскому

3) немецкому

2) английскому

4) французскому

14. За что г-жа Простакова ругала Тришку?

1) за кафтан

3) за потерянный кошелек

2) за сломанную катеру

4) за сон на службе





15. Укажите, кем Стародум приходится Софье

1) наставником

3) дядей

2) братом

4) отцом

16. Укажите причину, по которой Софья живет в доме Простаковых

1) Софья осиротела

3) Софья – дочь Простаковых

2) Софья потеряла все свое имущество

4) Софья остановилась там погостить

17. Установите соответствия между репликами и лицами, их произнесшими.

А. И! Ваше благородие. Я солдат.

1) Вральман

2) Тришка

3) Цыфиркин

4) Кутейкин

Б. Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал.

В. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.

Г. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой.

18. Назовите художественный прием, при котором фамилия или имя содержит в себе черту характера персонажа.

  1. Укажите жанр произведения «Недоросль».

  1. Вставьте пропущенное слово так, чтобы получилось верное высказывание.

В названии («Недоросль») содержится отсылка к указу ______________, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не могли поступить на службу и получить венечных памятей.

  1. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получилось верное высказывание. Ответ записывайте через запятую.

Произведение «Недоросль» построено по законам _____________ – единство времени, места и действия. Однако в пьесе также есть и черты _____________.


  1. Письменно ответьте на вопрос:

Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?


  1. Письменно ответьте на вопрос:

В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?



Просмотр содержимого документа
«ПРОСТАКОВЫ»

лены семьи Простаковых


Семья Простаковых состоит из следующих персонажей:

  1. Госпожа Простакова - жестокая и властная помещица

  2. Господин Простаков - муж-подкаблучник Простаковой, бесхарактерный "простачок"

  3. Митрофанушка - сын Простаковых, избалованный и глупый подросток

Также членом семьи Простаковых можно считать Тараса Скотинина - брата госпожи Простаковой.

В доме Простаковых также живут следующие герои:

  • Софья - сирота, родственница Простаковых, живущая в их доме

  •  Еремеевна - няня (кормилица) Митрофана

  • Вральман - учитель Митрофанушки, живущий у Простаковых  




Характеристика семьи Простаковых в комедии "Недоросль": описание в цитатах


Характеристика семьи Простаковых представляет собой общее описание трех персонажей - госпожи Простаковой, ее мужа и сына.

Главой этой нехорошей семьи является злая и жестокая помещица, госпожа Простакова:

"...Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю..." 

Господин Простаков, робкий и бесхарактерный человек, во всем потакает своей злой жене и от нее же терпит оскорбления и побои:

"...Я женин муж..." 

В семье Простаковых муж - дурак, а жена - злая фурия:

"...Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома..." 

"...положить скоро границы злобе жены и глупости мужа..."

Семья Простаковых - настоящие животные:

"...От таких-то животных пришел я свободить..." (Стародум приехал освободить Софью)

Простаковы - грубые люди. Исключение в семье составляет тихий и робкий господин Простаков:

"...Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть мое чувство..."

Госпожа Простакова бьет и обижает крестьян. Ее сын Митрофанушка также плохо относится к слугам:

"... то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!.."

Простаковы - бессовестные люди, по мнению доброй Софьи:

"...Бессовестные мои свойственники..." (Софья)

Семья Простаковых - недостойные люди, по мнению Милона:

"...Недостойные люди!.." (Милон)

Простаковы - "корыстолюбцы", корыстные люди:

"...Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве..."

Простаковы - бесчеловечные люди:

"...Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме..." (Правдин)









Простаковы ведут себя как варвары:

"...Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры..."

В доме Простаковых происходит "бесовщина":

"...Что за бесовщина! С самого утра толку не добьешься. Здесь каждое утро процветет и погибнет..."

Простаковы любят командовать:

"...Здешни господа добры командеры!.."

В Простаковых нет благородства:

"...таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками..."

Простаковы - невежды, малообразованные люди:

"...невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?.."

Крепостные крестьяне Простаковых живут как на войне:

"...Я сам видал здесь беглый огонь в сутки сряду часа по три..." (*беглый огонь - интенсивный обстрел)

Жизнь в доме Простаковых напоминает жизнь с лошадьми:

"...Живучи со здешними господами, казалось мне, что все с лошадками..." ("...Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками...")




Описание членов семьи Простаковых


Госпожа Простакова - глава семьи, женщина с "адским" характером, злая и жестокая. Она безжалостна к своим крепостным, которых постоянно оскорбляет и бьет.

Господин Простаков - это настоящий "простачок", безвольный и глупый мужчина. Он слепо верит своей жене и очень ее боится. Он терпит оскорбления и побои от жены. Простаков - безразличный и молчаливый соратник своей супруги.

Митрофанушка Простаков - единственный сын Простаковых, 15-летний подросток. Митрофан - избалованный, грубый, ленивый, невоспитанный и необразованный человек. Митрофанушка перенял от своей матери ее худшие качества.



Просмотр содержимого документа
«ТАБЛИЦА ПО ГЕРОЯМ»

Герои комедии «Недоросль» Фонвизина
(краткая характеристика)

1. Госпожа Простакова

Простакова - злая и жестокая помещица. Она обижает и бьет своих крестьян. Она также обзывает и бьет своего мужа. Простакова безумно любит своего единственного сына Митрофанушку и всячески балует его. 

2. Господин Простаков

Терентий Простаков – муж Простаковой, робкий и тихий «простачок». Он потакает своей злой жене во всем, терпит ее побои и оскорбления. Простаков очень любит сына Митрофана и гордится им. 

3. Митрофанушка

Митрофан Простаков – сын Простаковых. Ему 15 лет. Митрофан - глупый и ленивый подросток. Он 3 года учится разным наукам, но ничему не научился. Митрофан - избалованный, жестокий, неблагодарный человек. 

4. Скотинин

Тарас Скотинин - брат госпожи Простаковой. Очень любит свиней. Грубый и необразованный человек. Хочет жениться на Софье из-за ее приданого. Он не любит читать и думать.

5. Стародум

Стародум – дворянин, дядя Софьи. Ему около 60 лет. Он нажил свое состояние в Сибири честным трудом. Мудрый, добрый человек. 

6. Софья

Племянница Стародума, дальняя родственница господина Простакова. Простаковы держат сироту Софью у себя в деревне и хотят выдать ее замуж за Скотинина (затем за Митрофана). Софья - добрая, милая девушка.











7. Милон

Милон - честный, милый и скромный молодой офицер. Он любит Софью. Дружит с Правдиным и служил с Цыфиркиным. 

8. Правдин

Правдин - честный и гуманный чиновник и помещик. Он ездит по губерниям, чтобы пресекать жестокое обращение с крестьянами. Правдин наказывает Простаковых за их жестокость и берет их имением под опеку государства.

9. Цыфиркин

Пафнутьич Цыфиркин - учитель арифметики Митрофана. Бывший военный. Он 20 лет отслужил в армии. Малообразованный, плохой учитель, но добрый и честный человек. Он не любит Митрофана за его глупость и лень.

10. Кутейкин

Сидорыч Кутейкин - учитель грамоты Митрофана. Дьячок из городской церкви. Малообразованный, плохой учитель. Расчетливый, но трусливый человек. Он также не любит Митрофана за его глупость.

11. Вральман

Немец, учитель Митрофана. Якобы обучает его французскому языку и другим наукам. Обманщик и лицемер. Он работал 3 года кучером у Стародума. 

12. Еремеевна

Старуха-крестьянка, няня Митрофана, которая заботится о нем с рождения. Служит Простаковым уже 40 лет. Получает мало денег, но терпит много обид от Простаковых. 

13. Тришка

Портной-самоучка, крепостной крестьянин Простаковых. Неглупый, рассудительный крестьянин, который осмеливается спорить со своей злой госпожой.



Просмотр содержимого документа
«ТЕМА ВОСПИТАНИЯ»

Тема воспитания в комедии "Недоросль": проблемы воспитания и образования


Г. А. Гуковский о теме воспитания в комедии "Недоросль":

"...Воспитание для Фонвизина... - это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом.

Для Фонвизина тема воспитания - основная в его литературном творчестве; о воспитании дворянских детей писал Фонвизин в комедии "Выбор гувернера", в статьях для журнала "Друг честных людей или Стародум", о недостатках своего собственного воспитания скорбел в своей неоконченной автобиографии...

И "Недоросль", прежде всего, комедия о воспитании. Воспитание для Фонвизина - не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема..."

(Г. А. Гуковский, статья из книги "Недоросль. Фонвизин Денис Иванович", 1935 г.)








В. О. Ключевский о проблемах воспитания и образования в комедии "Недоросль":

"...В "Недоросле" показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы

Она [госпожа Простакова] любит сына [Митрофана] любовью собаки к своим щенятам, как сама с гордостью характеризует свою любовь, поощряет в сыне неуважение к отцу, а сын, 16-летний детина, платит матери за такую любовь грубостью скотины.

Она позволяет сыну объедаться до желудочной тоски и уверена, что воспитывает его, как повелевает родительский долг. ... ненавидит науку до ярости, но бестолково учит сынка для службы и света...

Самый дорогой из учителей Митрофана, немец, кучер Вральман, подрядившийся учить всем наукам, не учит ровно ничему и учить не может, потому что сам ничего не знает, даже мешает учить другим, оправдывая перед матерью свою педагогику тем, что головушка у ее сынка гораздо слабее его брюха, а и оно не выдерживает излишней набивки; и за это доступное материнско-простаковскому уму соображение Вральман - единственный человек в доме, с которым хозяйка обращается прилично, даже с посильным для нее респектом.

...Митрофан - синоним глупого неуча и маменькина баловня. ...воспитание изуродовало его...

Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях... Митрофан по состоянию своих родителей учится дома, а не в школе: ... закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами.

Митрофан учится уже года четыре, и из рук вон плохо: по часослову едва бредет с указкой в руке и то лишь под диктовку учителя, дьячка Кутейкина, по арифметике "ничего не перенял" у отставного сержанта Цыфиркина, а "по-французски и всем наукам" его совсем не учит и сам учитель, дорого нанятой для обучения этим "всем наукам" бывший кучер, немец Вральман. Но мать очень довольна и этим последним учителем, который "ребенка не неволит".

...бледные добродетельные фигуры Стародума, Правдина и других, которые пришли сказать... людям, что времена изменились, что надобно воспитываться, мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать, что дворянину бесчестно ничего не делать..."

(из статьи В. О. Ключевского "«Недоросль» Фонвизина")


Это были материалы о теме воспитания в комедии "Недоросль" Фонвизина, проблемах воспитания и образования в пьесе.



Просмотр содержимого документа
«ТЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ»

Тема материнской любви в комедии "Недоросль" Фонвизина


В. Н. Малинин о слепой материнской любви в "Недоросле":


"...сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы.  


Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее."

(В. Н. Малинин, книга "Д. И. Фонвизин" под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)



С. С. Дудышкин о материнской любви в "Недоросле":


"...Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов ...

Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет: эта лучшая характеристика такой любви.

Она сварлива, никому не подчиняется, но любовь к сыну может ее подвинуть на унижение, подличанье перед Стародумом; в ее глазах имеют значение одни физические силы и богатства; все остальное - тлен. Ум и сердце ее беспрестанно заняты коплением денег для Митрофанушки, всякого рода стяжаниями в пользу его; она даже его учит, потому что говорят, будто ученье начинает приносить пользу молодым людям; но в действительную пользу учения она нисколько не верит, и потому соблюдает один внешний обряд учения. ...она верит Вральману больше, нежели Кутейкину и Цыфиркину...

Митрофан есть то лицо, которое составляло задушевную тревогу ее жизни; эта пружина всех ее действий. Фонвизин выбрал женитьбу Митрофана как лучшее средство показать натуру Простаковой, и в этом случае поступил удачно, потому что это был действительно тот пункт, от соприкосновения с которым вся природа Простаковой освещалась ярким пламенем. это была та нежная струна ее сердца, которую стоило затронуть, чтоб заговорило ее ретивое*..." (*ретивое - сердце)
(С. С. Дудышкин, статья "Сочинения Фонвизина", журнал "Отечественные записки", 1847 г. № 8 и 9)


Это были материалы по теме "Материнская любовь в комедии «Недоросль»", анализ отношения помещицы Простаковой к ее сыну-недорослю Митрофанушке и т. д.



Просмотр содержимого документа
«ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ НЕДОРОСЛЯ»

Темы, проблемы и идеи комедии "Недоросль" Фонвизина (проблематика пьесы)


П. А. Вяземский:

"В комедии «Недоросль» автор имел ... цель важнейшую: гибельные плоды невежествахудое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными."
(П. А. Вяземский "Фон-Визин", 1830 г.)



В. Острогорский:

"... "Недоросль", справедливо считающийся первой русской комедией. Здесь, с одной стороны, выставлено поразительное невежество в виде воспитания Митрофанушки, с другой - безобразия крепостного права, в лице Простаковой, Скотинина, Еремеевны и Тришки.

Уважение к себе и людям, какого бы звания они ни были, стремление к истинному просвещению ума и, больше всего, сердца, - вот к чему, по мнению писателя, должен человек стремиться. По этим прекрасным мыслям Фонвизин справедливо причисляется к лучшим людям екатериниского века."

(В. Острогорский: "Двадцать биографий образцовых русских писателей", сост. Виктор Острогорский, Санкт-Петербург, 1890 г.)



Г. П. Макогоненко:

"...«Недоросль» — центральное сочинение Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века...


Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправно крепостных — становится темой комедии. В драматическом сочинении тема с особой силой убедительности раскрывается в развитии сюжета, в действии, в борьбе. Единственным драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотининым.

В комедии Фонвизин показывает пагубные следствия рабовладения, которые должны подтвердить зрителю моральную правоту Правдина, необходимость борьбы со Скотиниными и Простаковыми. Следствия же рабства воистину ужасны.

Крестьяне Простаковых разорены вконец. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Рабство превращает крестьян в холопов, начисто убивая в них все человеческие черты, все достоинство личности. С особой силой проступает это в дворовых. Фонвизин создал образ огромной силы — рабы Еремеевны. Старая женщина, нянька Митрофана, она живет жизнью собаки: оскорбления, пинки и побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». Надругательства, поношения и унижения сделали из Еремеевны холопа, цепного пса своей госпожи, который униженно лижет руку побившего ее хозяина.

Но рабство развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово заявляет: русские помещики превращаются в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, становятся жестокими палачами окружающих их людей, всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Рабовладельцы превратили не только своих крестьян в «тяглый скот», но и сами стали гнусными и презренными скотами.








В лице Правдина и Стародума впервые на сцене появились положительные герои, которые действуют, осуществляя свои идеалы на практике. Кто же такие Правдин и Стародум, отважно ведущие борьбу с крепостниками Простаковыми и Скотининым? Почему они оказались способными вмешаться не только в ход действия комедии, но, в сущности, и в политическую жизнь самодержавного государства?

Как произведение народное, комедия «Недоросль», естественно, отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Бесправие русских крепостных, низведенных до положения рабов, отданных в полное владение помещикам, с особой силой проявилось именно в 80-е годы. Полный, безграничный, чудовищный по разнузданности произвол помещиков не мог не вызвать в среде передового дворянства чувства протеста.

Второй темой «Недоросля» и явилась борьба дворянских просветителей с рабовладельцами и деспотическим правительством Екатерины II после разгрома пугачевского восстания.

...Стародум, политический деятель, уже понявший, что вера в Екатерину не только наивна, но и губительна...


Фонвизин заставляет Стародума разъяснять..., что вера в Екатерину бессмысленна, что легенда о ее просвещенном правлении лжива, что Екатерина утвердила деспотический образ правления, что именно благодаря ее политике может процветать в России рабство, могут хозяйничать жестокие Скотинины и Простаковы.

Именно эта политическая мысль была положена в основание «Недоросля», — в преступлениях Скотининых и Простаковых виновата Екатерина. Вот почему борьбу с Простаковыми ведут частные люди, а не правительство (то обстоятельство, что Правдин служит, не меняет дела, так как он действует по своим убеждениям, а не по приказам начальства). Екатерининское же правительство благословляет крепостническую политику распоясавшихся дворян..."


(По материалам статьи Г. П. Макогоненко "Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина" ("Собрание сочинений Фонвизина в двух томах", 1959 г., том 1).


А. Кокорев:

"...«Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества Фонвизина... В своей комедии Фонвизин отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Фонвизин дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

(А. Кокорев, "А. Фонвизин // Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929—1939 гг.)


Это был анализ основных тем, проблем и идей комедии "Недоросль" Фонвизина - выдающегося произведения русской литературы времен Екатерины II. 



Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ ПО КОМЕДИИ»

Тест по комедии "Недоросль" в вопросах и ответах, викторина

Митрофанушка.
Иллюстрация
Н. И. Калиты

В этой статье представлен тест по комедии "Недоросль" Фонвизина в вопросах и ответах на знание текста. Тест также можно использовать для проведения викторины по пьесе.

Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста.

Смотрите: 
Краткое содержание комедии
Все материалы по комедии "Недоросль"









Тест по комедии "Недоросль" в вопросах и ответах (викторина)


1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе?

  1. 10

  2. 15

  3. 18

  4. 21


2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве?

  1. Правдина

  2. Зверева

  3. Волкова

  4. Скотинина


3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой домашним обучением?

  1. один

  2. два

  3. три

  4. четыре


4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума?

  1. Тришка

  2. Кутейкин

  3. Скотинин

  4. Вральман


5. Кто из героев особенно любит свиней?

  1. Тришка

  2. Скотинин

  3. Госпожа Простакова

  4. Простаков


6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе?

  1. Стародум

  2. Милон

  3. Правдин

  4. Простаков


7. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы?

  1. Скотинин

  2. Милон

  3. Митрофанушка

  4. Простаков


8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке?

  1. немецкий

  2. японский

  3. французский

  4. итальянский









9. Как зовут помещика Скотинина?

  1. Денис

  2. Тарас

  3. Александр

  4. Григорий


10. Как зовут крепостного крестьянина - портного Простаковых?

  1. Тришка

  2. Петрушка

  3. Сашка

  4. Мишка


11. Откуда Стародум приезжает к Простаковым?

  1. Из Франции

  2. Из Сибири

  3. Из Китая

  4. Из Пруссии


12. Накануне ночью Митрофан съел много:

  1. картошки

  2. варенья

  3. пирогов

  4. котлет


13. Каким рукоделием госпожа Простакова занимается в одном из эпизодов?

  1. шьет рубашку

  2. вяжет кошелек

  3. плетет корзинку

  4. разрисовывает вазу


14. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин?

  1. арифметике

  2. химии

  3. итальянскому языку

  4. грамоте


15. Как зовут господина Простакова?

  1. Григорий

  2. Терентий

  3. Василий

  4. Петр


16. Как зовут няню Митрофана?

  1. Петровна

  2. Власьевна

  3. Еремеевна

  4. Ивановна


17. Как зовут офицера, который останавливается с солдатами в деревне Простаковых?

  1. Правдин

  2. Стародум

  3. Милон

  4. Вральман


18. Куда в конце пьесы забирают Митрофана?

  1. На бал

  2. На службу

  3. На свадьбу

  4. В театр


19. Кто из героев является дядей Софьи?

  1. Простаков

  2. Правдин

  3. Скотинин

  4. Стародум


20. Портной Простаковых "плохо сшил" для Митрофана:

  1. Жилет

  2. Кафтан

  3. Панталоны

  4. Рубашку




Ответы на вопросы теста по комедии "Недоросль"

  1. (2): 15 лет

  2. (4): Скотинина

  3. (3): три

  4. (4): Вральман

  5. (2): Скотинин

  6. (1): Стародум

  7. (2): Милон

  8. (3): французский

  9. (2): Тарас

  10. (1): Тришка

  11. (2): из Сибири

  12. (3): пирогов

  13. (2): кошелек

  14. (4): грамоте

  15. (2): Терентий

  16. (3): Еремеевна

  17. (3): Милон

  18. (2): на службу

  19. (4): Стародум

  20. (2): кафтан


Это был тест по комедии Фонвизина "Недоросль" в вопросах и ответах (материалы для викторины).



Просмотр содержимого документа
«УЧИТЕЛЯ МИТРОФАНА»

Учителя Митрофана в комедии "Недоросль": характеристика, описание Кутейкина, Вральмана и Цыфиркина

Митрофан Простаков.
Иллюстрация Н. И. Калиты

В комедии "Недоросль" ленивый подросток Митрофанушка Простаков с трудом обучается разным наукам у трех преподавателей - Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана.

В этой статье представлено описание учителей Митрофана в комедии "Недоросль": краткая характеристика каждого из трех персонажей.

Смотрите: 
Краткое содержание комедии
Все материалы по комедии "Недоросль"














Учителя Митрофана Простакова в комедии "Недоросль": характеристика, описание Кутейкина, Вральмана и Цыфиркина


В комедии "Недоросль" Митрофана Простакова обучают три так называемых учителя:

  1. Кутейкин - учитель грамоты (учит писать и читать)

  2. Цыфиркин - учитель арифметики (учит основам математики)

  3. Вральман - учитель французского языка и прочих наук


Ниже представлена таблица с краткой характеристикой учителей недоросля, а также цитаты из комедии с описанием учителей.



Учителя Митрофана в комедии «Недоросль» Фонвизина

1. Цыфиркин

Учитель арифметики (математики).

Отставной сержант, отслуживший 20 лет в армии. Теперь подрабатывает тем, что помогает неграмотным чиновникам, которые сами не умеют считать. В свободное время он учит детей.

Цыфиркин – честный и добрый человек, но плохой учитель, потому что сам является малограмотным. За 2 года учебы Митрофан ничему не научился. Цыфиркин не любит Митрофанушку за лень.

2. Кутейкин

Учитель грамоты: учит Митрофана читать и писать. Кутейкин - дьячок (церковнослужитель низшего разряда). Сам Кутейкин бросил учебу в семинарии, испугавшись «заумных» наук.

Кутейкин плохой, малообразованный, невежественный учитель. Кутейкин трусливый и недобрый человек. 

3. Вральман

Вральман служит учителем французского языка и других наук.

На самом деле Вральман – бывший кучер Стародума. Вральман - плохой, хитрый и ленивый человек. Вральман зарабатывает хорошие деньги и ничему не учит Митрофана. Он льстит Простаковым и за это получает все блага.

Характеристика учителей Митрофана в цитатах


Учителя Митрофана в комедии "Недоросль" не в состоянии дать Митрофанушке настоящие знания, потому что они сами являются невежественными, малограмотными людьми.

Госпожа Простакова с гордостью рассказывает о том, что учителя уже несколько лет обучают Митрофана наукам:

"...Уж года четыре как учится. [...] Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин.  

Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин.  [...] 

По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит..." 

Но на самом деле учителя Митрофана - бездарные "педагоги", которые не способны никого и ничему научить. Господин Стародум называет учителей Митрофанушки "невеждами":

"...Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина..."

"...невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям..." 


Критика об образах учителей в "Недоросле"

"Кутейкин, Цыфиркин и Вральман забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учителя в дом Простаковых."  

(П. А. Вяземский "Фон-Визин", 1830 г.)

"Состав учителей ... таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. Глубоко невежественный и недобросовестный Вральман, добросовестный, но малосведущий Цыфиркин, малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки.   было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился." 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!