Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Выходит солнце из-за крыш – И на мою кровать Садится чиж, Мой верный чиж: – Чив-чив, Чего, чего ты спишь? Чив-чив, пора вставать… Я. Аким | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; имеют желание учиться | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Д. Хармс «А вы знаете?..». – С каким автором мы познакомились на предыдущих уроках? – Какие его стихотворения вы запомнили? – Прочитайте еще одно его стихотворение. КОРАБЛИК По реке плывет кораблик. Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки, Только кошки да коты! – Кто плыл на кораблике? Как вы узнали? – Прочитайте его шипящим способом | Читают по ролям. – Даниил Хармс. – «Вы знаете?», «Игра». Выполняют задание. Отвечают на вопросы педагога | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстни- ками. Личностные: осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | | Формулирует тему урока. Ставит учебные задачи | Внимательно слушают, осознают учебные задачи | Фронтальная | |
IV. Работа по теме урока | 1. Сообщение о чиже. 2. Словарная работа | См. ресурсный материал. Чтение стихотворения учителем. Судомойка – женщина, которая моет посуду. Кухарка – прислуга, готовящая пищу. На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, помощник. Кочережка – кочерга. Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. Тетерка – тетерев. Таратайка – двухколесная повозка. Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты. Оглобля – длинный брус, который крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади | Заранее подготовленный ученик рассказывает о чиже. Дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | Работа с разными источниками информации |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа с текстом. 2. Выразительное чтение по ролям | – Кому посвятили это стихотворение поэты? – Почему они сравнили детей и чижей? – Найдите и прочитайте слова, которые помогают услышать чижей? – Прочитайте стихотворение друг другу. Приготовьтесь читать его в классе. Предлагает прочитать произведение по ролям | Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Устные ответы, выполненное задание |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какое настроение создают стихи Д. Хармса? – Что нового узнали на уроке? – За что бы вы похвалили себя? – Что вам особенно удалось? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выразительное чтение | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |
Чиж – это серовато-зеленая птичка с робким характером, маленькая, тихая, неприметная. Сколько ни пытайся найти гнездо чижа среди больших зеленых лап ели – напрасно, эта птица умеет маскироваться.
Своё название чиж получил за характерный «чижиный» писк, которым беспрерывно перекликаются отдельные птицы в стаях. Песня чижа довольно разнообразна и состоит как из собственных его коротких «слов и ударов», так и из подражания пению других птиц, преимущественно синиц. Под конец лета откочуют чижи в лиственный лес – березняки, ольшаники, сюда их привлекают семена березы и ольхи. Излюбленной пищей чижей являются семена ольхи, которые они достают из шишек, подвешиваясь к ним на цепких лапках, порою даже вниз головой. Зимой чиж питается в основном семенами березы, а летом не только семенами, но и насекомыми.