СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д. Хармс «Веселые чижи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Д. Хармс «Веселые чижи»»

Урок 52. Д. Хармс «Веселые чижи» (с. 170–173)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворением Д. Хармса; способствовать развитию внимания, навыков чтения, умения подбирать рифмы

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; ориентироваться в журнале; находить интересные и нужные статьи в журнале; придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Метапредметные: познавательные: выбирают адекватные средства достижения цели деятельности; ориентируются в речевом потоке; регулятивные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: осознают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе, владеют навыками сотрудничества в разных ситуациях

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

http://allforchildren.ru/poetry/birds61.php

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор


организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Выходит солнце из-за крыш –

И на мою кровать

Садится чиж,

Мой верный чиж:

– Чив-чив,

Чего, чего ты спишь?

Чив-чив, пора вставать…

Я. Аким

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; имеют желание учиться

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Д. Хармс «А вы знаете?..».



– С каким автором мы познакомились на предыдущих уроках?

– Какие его стихотворения вы запомнили?


– Прочитайте еще одно его стихотворение.

КОРАБЛИК

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

– Кто плыл на кораблике? Как вы узнали?

– Прочитайте его шипящим способом

Читают по ролям.



– Даниил Хармс.


– «Вы знаете?»,

«Игра».

Выполняют задание.









Отвечают на вопросы педагога

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстни-
ками.

Личностные: осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи


Формулирует тему урока. Ставит учебные задачи

Внимательно слушают, осознают учебные задачи

Фронтальная


IV. Работа по теме урока

1. Сообщение о чиже.

2. Словарная работа

См. ресурсный материал.

Чтение стихотворения учителем.

Судомойка – женщина, которая моет посуду.

Кухарка – прислуга, готовящая пищу.

На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, помощник.

Кочережка – кочерга.

Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.

Тетерка – тетерев.

Таратайка – двухколесная повозка.

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.

Оглобля – длинный брус, который крепится
одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади

Заранее подготовленный ученик рассказывает о чиже. Дают толкование слов

Фронтальная, индивидуальная

Работа
с разными источниками информации

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа
с текстом.






2. Выразительное чтение по ролям

– Кому посвятили это стихотворение поэты?

– Почему они сравнили детей и чижей?

– Найдите и прочитайте слова, которые помогают услышать чижей?

– Прочитайте стихотворение друг другу. Приготовьтесь читать его в классе.

Предлагает прочитать произведение по ролям

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации.

Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Устные ответы, выполненное задание

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок

– Какое настроение создают стихи Д. Хармса?

– Что нового узнали на уроке?

– За что бы вы похвалили себя?

– Что вам особенно удалось?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выразительное чтение

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


Ресурсный материал

Сообщение ученика о чиже

Чиж – это серовато-зеленая птичка с робким характером, маленькая, тихая, неприметная. Сколько ни пытайся найти гнездо чижа среди больших зеленых лап ели – напрасно, эта птица умеет маскироваться.

Своё название чиж получил за характерный «чижиный» писк, которым беспрерывно перекликаются отдельные птицы в стаях. Песня чижа довольно разнообразна и состоит как из собственных его коротких «слов и ударов», так и из подражания пению других птиц, преимущественно синиц. Под конец лета откочуют чижи в лиственный лес – березняки, ольшаники, сюда их привлекают семена березы и ольхи. Излюбленной пищей чижей являются семена ольхи, которые они достают из шишек, подвешиваясь к ним на цепких лапках, порою даже вниз головой. Зимой чиж питается в основном семенами березы, а летом не только семенами, но и насекомыми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!