СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д.С. Самойлов "Сороковые"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока-анализа стихотворения Самойлова "Сороковые". Презентация к уроку будет находиться в отдельной разработке

Просмотр содержимого документа
«Д.С. Самойлов "Сороковые"»

Тема: К.С. Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Задачи:


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2

Актуализация знаний

На экране демонстрация слайдов о войне

- На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворением Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». О чем это стихотворение?

Отвечают на вопрос

3

Мотивация к учебной деятельности

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «война»?

- Какие эпитеты самые главные?

(главные эпитеты расположены на доске)

Слово учителя

- ТЕ, кто пережил войну, до сих пор помнят жесточайшие ее проявления. Однако не только героев ВОВ волнуют те чувства, которые вы перечислили, но и их внуков и правнуков, то есть нас с вами тоже.

Обратимся к тебе нашего урока. Именно эти строки стали символом для целого поколения людей, встретившихся лицом к лицу с войной. Много погибло в первые часы войны, еще больше — в следующие годы, некоторые чуть-чуть не дожили до 9 мая… Не осталось тогда такой семьи, которой не коснулось бы горе. Сегодня все меньше остается свидетелей войны. Однако даже спустя многие годы мы стараемся сохранить память об этом страшном событии.

Сверяют свои представления о войне с эпитетами на доске.

Записывают тему урока

4

Работа по теме урока

1. Просмотр фильма о поэтах войны

Беседа после просмотра:

- Как вы думаете, сколько лет этим людям? Что их волнует?

Слово учителя:

- С первых дней войны эти писатели, поэты и корреспонденты, многим из которых было от 16 до 18 лет, встали вместе со всеми на защиту Родины. 941 человек ушел на фронт, 417 из них не вернулись. Они не только писали свои произведения на фронте, но и всячески помогали: были летчиками, пехотинцами, танкистами… Таким образом, их оружием стал не только пулемет, но и русское слово…

2. Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Работа по рядам

1 ряд — 1. Найти незнакомые слова, попробовать подобрать к ним синонимы

2. Для чего события в стихотворении описываются то в настоящем, то в будущем времени?

3. Проследите изменения в настроении героя. От чего оно меняется?

2 ряд — 1. Выпишите из текста эпитеты, которые характеризуют «сороковые»

2. Найдите художественные детали, которые поэт использует для описания войны. Какие чувства они вызывают?

3. Подберите эпитеты к описанию лирического героя.

3 ряд — 1. Найдите средства художественной выразительности.

2. Почему в 6 и 7-й строфах много восклицаний? В чем трагичность последних двух строк стихотворения?

3. Опишите лирического героя.

4. Слово о поэте (портрет поэта на доске)

- Родился Давид Самуилович Самойлов 1 июня 1920 г. в Москве. Его отец — участник Первой мировой и Гражданской войн.

Когда началась война, Давиду Самойлову было 21. В начале ВОВ его не взяли на войну из-за возраста, а направили в трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой.

В первые месяцы поэт писал множество неизданных стихотворений. На трудовом фронте он заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где вскоре поступил в военно-пехотинское училище, а в 1942 г. его направили на Волховский фронт под Тихвин.

Самойлов писал: «Главное, что открыла мне война, - это ощущение народа».

В 1943 г. поэт ранен, жизнь ему спас его друг С.А. Косов, которому Самойлов посвятил стихотворение «Семен Андреич».

После госпиталя Самойлов стал разведчиком, участвовал в освобождении Польши, Германии, окончил войну в Берлине.

В годы войны поэт не писал стихотворений, то есть считал, что впечатление сначала должны «отстояться» в его душе: «У нас было все время ощущение среды. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение сорокового года»». К этому поколению Самойлов относил своих друзей и ощущал их гибель как большое горе.

«Сороковые» вышло в 1961 г. Почему он пишет его спустя столько лет?

Смотрят фильм о поэтах и отвечают на вопрос.











Выполняют письменную аналитическую работу по рядам

5

Рефлексия

- Чем закончилась война?


6

Домашнее задание

1) выучить стихотворение

2) читать «Конь с розовой гривой»

Индивидуальные задания: 1) биография и творчество В.П. Астафьева; 2) история создания произведения

Записывают домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!