СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по теме: "Поэты о Великой Отечественной войне. Константин Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Давид Самойлов «Сороковые»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе на тему: "Поэты о Великой Отечественной войне. Константин  Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»,  Давид Самойлов «Сороковые»"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме: "Поэты о Великой Отечественной войне. Константин Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Давид Самойлов «Сороковые»"»

Тема урока: Поэты о Великой Отечественной войне.

Константин Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...», Давид Самойлов «Сороковые»

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством поэтов военной поры; развивать умение анализировать стихотворения, навыки выразительного чтения; воспитывать чувство патриотизма и уважения к подвигу народа в ВОВ.

Тип урока: урок изучения и формирования новых знаний


Ход урока

 

І. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. И надеюсь, что хорошо поработаем: будем поднимать руки, отвечать активно на вопросы. А в конце урока, я надеюсь, у нас будут только хорошие и высокие оценки за работу.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Дети, а урок мы начнем с просмотра небольшого видео

1) Видео

2) Беседа

-Дети, я думаю, что вы догадались, о каком событии пойдет речь сегодня на уроке?!

-Скажите, пожалуйста, а из каких источников вы можете узнать о ВОВ?

Да, совершенно правильно. Наш предмет называется "Литература"

-А как вы думаете, а почему на уроках литературы мы говорим об этом? (Потому что очень многие поэты и писатели обращались к этой теме в своих произведениях)

ІІІ. Оглашение темы, цели урока

Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве замечательных поэтов: (портреты) Константина Михайловича Симонова и Давида Самуиловича Самойлова. Оба они были очевидцами и свидетелями тех событий, на военных дорогах они часто встречали не только взрослых, но и детей, и все эти военные воспоминания и легли в основу их произведений.

Слайд. И поэтому тема нашего урока: Поэты о Великой Отечественной войне.

К уроку я подобрал такие эпиграфы:

...Писать о войне трудно.

К. М. Симонов


Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А. Т. Твардовский


Как вы понимаете их смысл?

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа и тему урока.

Я уверен, что эта тема не оставит вас равнодушными.

-А скажите, как вы думаете, какова цель нашего урока?

Мы кратко познакомимся с личностями этих поэтов, прочитаем и проанализируем стихотворения и попробуем выразительно почитать.


ІV. Работа по теме урока.


1. Итак, Константин Симонов. Ребята, знакомиться с поэтом мы будем необычно. Упражнение называется "Вопрос веером". У вас на партах карточка № 1, где основная информация о поэте. Ваша задача прочитать и составить вопрос соседнему ряду, а тот, кто будет отвечать - получает право задать свой вопрос. Понятно? Итак, 2 минуты вам познакомиться с текстом.

1-й ряд, ваш вопрос 3 ряду... Кто ответит?

3-й ряд, ваш вопрос 2 ряду...Кто нам ответит?

2-й ряд, ваш вопрос 1 ряду...Желающие ответить?

Молодцы какие. А теперь мы переходим к произведению Константина Симонова "«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

1.1. Учитель читает произведение «Рассказ танкиста».

1.2. Беседа по содержанию стихотворения:

-Какое настроение в произведении?

Словарная работа.

Тракт – большая наезженная дорога.

Околица – край деревни.

Погост – кладбище, обычно сельское.

Салоп – широкое женское пальто с пелериной, с прорезями для рук или с короткими рукавами.

Плисовая – хлопчатобумажная ткань с ворсом.

Всем миром – вместе, сообща.


Жанр необычный: Стихотворение- послание, адресовано другу-фронтовику, поэту Алексею Суркову, написано в 1941 году

-Скажите, а какое это стихотворение? Выберите те эпитеты, которые подходят к нашему произведению

-А теперь сформулируйте тему стихотворения?

- Что поражает поэта?

- Что поэт думает о русских женщинах?

- Как в стихотворении соотносятся живые и мертвые?

- Какая картина предстает перед глазами? Свои мысли подкрепите цитатами.

- для описания Родины какие поэт использует обобщенные и символические образы: великая Русь, вся Россия, всем миром, самая милая, горькая земля, «где я родился».

-Символически поэт связывает образ Родины с каким образом? терпеливой и самоотверженной русской женщины, вера и любовь которой спасет солдата на трудной дороге войны.


Ребята, чтобы немного отвлечься от работы - ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (представьте, что вы встречаете наших солдат, как бы вы их встретили: подняли руки, махайте им, попрыгали от радости, обняли, обнимите, рядом стоящего, а я обнимаю вас всех. Присаживаемся за парты)


- Назовите ассоциации, которые у вас возникают со словом война? (ветеран, танк, пулемет, солдат)

- А фильмы какие знаете о войне? ("В бой идут одни старики", "А зори здесь тихие", "Мы из будущего", "В июне 41 -ого")

- Какова ж идея данного стихотворения?


2.2. Давид Самойлов. И снова наше знакомство с автором пройдет в необычной форме. Упражнение "Микрофон". На карточке № 2 краткая информация о поэте, вы читаете, А после мы на некоторое время станем журналистами. Будем делиться информацией. Готовы?

- Скажите, что вы узнали о поэте? Микрофон передаю ....имя

Дети обмениваются информацией

А сейчас мы прослушаем стихотворение Давида Самойлова "Сороковые", открыли страницу учебника....

2.3. Прослушивание произведения «Сороковые» (аудиозапись)...Дети следят в учебнике по тексту

- Итак, о чём стихотворение Д.Самойлова «Сороковые»? С чего вы взяли, что это стихотворение о войне?

Давид Самойлов – поэт-фронтовик, попал на войну 20-летним юношей. Ему пришлось бросить литературный институт и пойти в армию пехотинцем. Стихотворение «Сороковые, роковые» написано в 1961 году.7 Спустя 20 лет ужасы войны не отпускали автора. Его молодость пришлась на тяжелое время. военные «кадры» поэт воссоздает в своей памяти уже после войны, когда он далеко не мальчишка, а закаленный жизнью человек.

2.4. Выразительное чтение стихотворения Попытайтесь передать настроение.

- Только ли война описывается в стихотворении? Кто ещё?

- Выпишите в 2 столбика эпитеты-прилагательные, при помощи которых описывается война и лирический герой стихотворения



Война

Лирический герой

Сороковые

Роковые

Похоронные (извещенья)

Эшелонные (перестуки)

Накатанные (рельсы)

Свинцовые

Пороховые

Замурзанная (ушанка)

Не уставная

Вырезанная из банки (звёздочка)

Худой

Весёлый

Задорный

Наборный (мундштук)

 


-Как называется такой прием в литературе? (антитеза)

- А для чего автор прибегает к этому приему?

В первых двух строфах картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву «р»: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы» (два раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.

V. Закрепление изученной темы на уроке.

Дети, давайте подведем итог. И скажем, что и Давид Самойлов, и Константин Симонов в своих произведениях описывают какие события?

Почему именно эту тему затрагивают? (Потому что сами были свидетелями этих страшных событий)

-А в чем заслуга поэзии периода войны?

1. Рефлексия. Упражнение "Арт-вопросы"

На доске вы видите цветные квадраты. Скажите, а с каким цветом вы бы сравнили войну? А мир?

-Дети, а что нужно для счастливой жизни, счастливого детства?

VІ. Подведение итогов.

-Каким был сегодняшний урок?

-А чему вы научились на уроке?

К сожалению, вы не понаслышке знаете о войне. Её отголоски присутствуют и сегодня. Но я желаю, чтобы наша жизнь, ваше детство выглядели безоблачно и без отголосков войны

VІІ. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение (на выбор)

2. Нарисовать рисунок к произведению (по желанию)

Оценки!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!