Стихотворения
В зоопарке мы бывали,
Птиц, зверей там повидали.
Полосатые тигры
В клетках рычали:
Р – р- р
Львы раскатисто
Им отвечали:
Р –р –р
Рыси, как кошки,
На дереве спали.
Они не мурлыкали –
Грозно рычали:
Р- р – р
Рыси, львы и тигры
Целый день играют в игры.
Упражняясь то в молчании,
То в раскатистом
Грозном рычании.
Как рычит тигр? Как рычит лев? Как рычит рысь?
Дождь прошел,
Ушла гроза.
В небе радуга-дуга
Разноцветная.
Разноцветная дуга –
Семицветная.
Только выйдешь за забор,
Сразу входишь в темный бор.
А в бору грибы растут.
Мы их собирали.
Только красный мухомор
В корзиночку не клали.
Какое слово спряталось в слове забор?
Ворона песню не споет
И внешним видом не блеснет.
И за то бывает
В нее камушек бросают.
Но вороне и жуку,
И букашке, и слону
На земле есть место.
Земля – большая,
На ней не тесно.
Давайте, ребята.
Друг с другом дружить.
С людьми и природой
В согласии жить.
Чистоговорки
Ра –РА – раки, раки-забияки.
Ра- ра – раки, не боятся раки драки.
Ры- ры –ры – вылезают они из норы.
Ра – ра – радуга, радуга-дуга, как мост небесный радуга, радуга –дуга.
Ра- ра – радуге, к радуге-дуге, побегу я к радуге, к радуге-дуге.
Ра –ра - - радугу, радугу-дугу. Не могу догнать я радугу, радугу-дугу.
Ра –ра – радуге, по радуге-дуге. Мечтаю пробежаться я по радуге-дуге.
Ра- ра – радуги, с радуги-дуги потрогать можно солнышко, с радуги-дуги.
Ор- ор –ор- ядовитый мухомор.
Ор – ор – ор в бору вырос мухомор.
Ор – ор – ор – нельзя есть мухомор.
Ор – ор – ор – темный бор.
Ру- ру –ру – тихо осенью в бору.
Ру-ру –ру – растут сосны в бору.
Ру –ру- ру – грибы беру в бору.
Ру- ру –ру –мухоморы не беру.
Ор – ор – ор – вот топор.
Ор –ор – ор – я принес топор.
Ром – ром – ром – папа рубит топором.
Ра- ра –ра –не нарубишь дров без топора.
Ор – ор – ор – это помидор.
Ор – ор – ор – красный помидор.
Ор – ор – ор – растете на грядке помидор.
Ор – ор – ор – мы сорвали помидор.
Ор – ор – ор – вкусный помидор.
Ор – ор – ор вот наш двор.
Ра- ра –ра – во дворе у нас гора.
Ры –ры- ры – мы катаемся с горы.
Ра- ра –ра – очень рада детвора.
Ар – ар –ар – горячий пар.
Ар –ар- ар – над кастрюлей вьется пар.
Аром – аром –аром – я дышу над паром.
Ар – ар – ар – лечит горло пар.
Ор – ор – ор это светофор.
Ор –ор – ор – на перекрестке светофор.
Ора- ора – ора- есть глаза у светофора.
Ор- ор – ор – нам моргает светофор. Красный – стой! Желтый – жди, а зеленый загорит: он идти нам разрешит.
Рока- рока –рока – сидит на дереве сорока.
Року– року-року – мы видели сороку.
Рока – рока – рока – целый день трещит сорока.
Рока- рока –рока – разносит новости сорока.
Рока- рока –рока – сплетница-сорока.
Ра –ра –ра – у мышки есть нора.
Ре- ре –ре – мышка прячется в норе.
Ра –ра –ра – хорошее убежище – нора.
Ре –ре – ре – не достать коту мышей в норе.
Рона – рона – к нам во двор прилетела ворона.
Рона – рона – серая ворона.
Рона – рона – рона -хочет кость украсть ворона.
Рону – рону –рону – увидал Трезор ворону.
Ор – ор – ор – рычит н а ворону Трезор.
Ор – ор – ор – к нам во двор забрался вор.
Рона – рона- рона - воровка-ворона.
Ры –ры –ры – на реке живут бобры.
Ров –ров –ров –зубы остры у бобров.
Ры – ры –ры – грызут дерево бобры
Ры – ры –ры –строят хатки бобры.
Ров – ров – ров – хвост на лапу похож у бобров.
Ры –ры –ры – рулят хвостом бобры.
Ры –ры –ры – для бобрят бобры добры.
Ор – ор –ор- горит костер.
Ра –ра –ра – собрались мы у костра.
Ре – ре – ре – уху варили на костре.
Ра – ра – ра – хорошо нам у костра.
Ар – ар –ар – вот воздушный шар.
Ар –ар –ар - мне купили шар.
Ар –а р-а р – я надую шар.
Ры –ры –ры - летят воздушные шары.
Ар –а р-ар – мы купили самовар.
Ар –а р- ар – на стол поставим самовар.
Ар –а р-а р – закипел наш самовар.
Ар – ар – ар -кипит наш самовар.
Ара –ара –ара – чай мы пьем из самовара.
Ор –ор –ор –высокий забор.
Ор – ор -ор - петух взлетел на забор.
Ора – ора –ора – все видит он с забора.
Ар – ар – ар – летит комар.
Ар – а р- ар пищит комар.
Ров – ров –ров – много комаров.
Ры – ры – ры – боятся дыма комары.
Ро – ро – ро – потеряла гусыня перо.
Ро – ро – ро – Роман нашел перо.
Ром - ром – ром – у Романа фуражка с пером.
Рох – рох – рох - растет в огороде горох.
Рох – рох – рох – посадили мы горох.
Рох – рох – рох – поливали мы горох.
Рох – рох – рох – рвали мы горох.
Рох – рох – рох – любим мы горох.
Ор – ор – ор -это хор.
Ор – ор – ор – поет песню хор.
Ором – ором – ором – споем песню хором.
Роп –роп –роп – вот укроп.
Роп – роп – ароматный укроп.
Роп –роп –роп – растет в огороде укроп.
Ропом – ропом – ропом – варим суп с укропом.
Ропа – ропа – ропа – суп невкусный без укропа.
Ар – ар –ар – там пожар.
Ар –ар –ар – пожарники тушат пожар.
Рад – рад – рад – это виноград.
Рад –рад –рад –сладкий виноград.
Рада- рада –рада – висят кисти винограда.
Раду –раду – мы нарвали винограду.
Ран – ран –ран – вот баран.
Ран –ран – упрямый баран.
Рана –рана – рана – рога есть у барана.
Рана- рана –рана – повстречались два барана.
Рова – рова – вот корова.
Ровы – ровы – рога есть у коровы.
рову – рову – мы пасем корову.
Рова – рова – ест траву корова.
Ров а –рова- молока дает корова.
Руза – руза – это кукуруза.
Руза –руза – растет в поле кукуруза.
Рузу – рузу -мы сорвали кукурузу.
Рузу – рузу – мы сварили кукурузу.
Руза – руза – варилась долго кукуруза.
Рузу – рузу – все мы любим кукурузу.
Ру –ру –ру – это кенгуру.
Ру – ру –ру – скачет кенгуру.
Ру – ру –ру –сумка есть у кенгуру.
Рята –рята -в сумке сидят кенгурята.
Скороговорки
Учил рачонка
Папа-рак
Ходить вперед,
Потом назад.
Мы в бору с тобой найдем
Боровик и мухомор.
Надел сосновый бор
Вечнозеленый хвойный убор.
Сорок сорочат с утра
Стрекочут и кричат.
Нашла мышка корку.
Утащила корку в норку.
Сидит она в норке.
Грызет сухую корку.
Загадки
Когда живой – зеленый,
А красный он вареный. (рак)
Построила природа
Разноцветную дорогу.
Не на земле, не на воде –
Отгадай-ка что и где? (радуга в небе)
Был он вкусный и зеленый,
На кустике висел.
Постепенно потолстел,
Сочный стал и покраснел. (помидор)
Три глаза –
Три приказа.
Красный –
Самый опасный. (светофор)
Стрекотунья и трещетка
Целый день летает.
Все новости узнает.
Их на хвост себе кладет,
Потом по лесу разнесет. (сорока)
Потешки
Папа рубит дрова и бросает,
А сын кладет дрова, не ленится.
Растет вдоль забора поленница.
Во дворе стояла горка.
С горки лихо ехал Борька.
Лихачу кричат ребята:
«Не спешил бы, Борька,
Будешь плакать горько!»
Учила ворона
Своих воронят:
«Вороны в лесу
Вот так говорят –
Кар –кар –кар – картина.
Кар – кар – кар – корзина.
Кар – кар –кар – картошка.
Кар – кар –кар – кормежка».
Подскажи словечко
Для здоровья просто дар
Русской бани жар и … (пар).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ
Повтори (прочитай) слова:
[РА]
рак рога радуга ратник
раб рабы ракета рогатка
рань рагу ракита ракетка
рать Роман работа равнина
рама ранет рампа рафинад
рана рахит родня романтик
Рая радио родник раковина
Повтори (прочитай) слова:
[РА] (в словах со свистящими звуками)
роса рассудок радость расписка
разум ротозей розетка ровесник
ранец рассвет росинка росомаха
Россия рассказ росянка роговица
рация раскат разница растение
радиус романс развязка распутица
Повтори (прочитай) словосочетания:
[РА]
Новый рояль. Раина расчёска.
Ранний рассвет. Разбитая раковина.
Радушная родня. Работящий рабочий.
Разные ракушки. Раненый разведчик.
Разлитый рассол. Радостные родители.
Повтори (прочитай) словосочетания:
Рыбный рынок. Рытвина у дома.
Рычание рыси. Рабочий рычаг.
Рассказ рыбака. Рыжий рысёнок.
Последний рывок. Разделанная рыба.
Повтори (прочитай) слова:
[РО] (в ударной позиции)
рот род Рома Родина
ром рог робот рондо
рок роба рокот родинка
ров рота ропот ромб
Повтори (прочитай) словосочетания:
[РО]
Розовые розы. Робкий Рома.
Ромб на робе. Ровный ров.
Роль робота. Осиновые рощи.
Маленькие рожки. Роспуск роты.
Повтори (прочитай) слова: [РУ]
рука рубин рубанок рукоятка
руда рукав рубка рукомойник
руно рубаха румба
румын руина рундук
[РУ] (в словах со звуками [Л], [Л'])
руль рулевой русалка руководитель
рулет рубли рубильник
рулон русло рукоделие
Повтори (прочитай):
Румяный рулет. Рукав рубашки.
Рубец на руке. Русский рубеж.
Русая русалка. Рукавицы на руках.
Рундук для робы. Румынские руины.
Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.
Роза читает рассказ. В саду розовые розы.
В рундуке рабочая роба. Рабочий закончил работу.
В клетке рыжий рысёнок. У лося роскошные рога.
На кустах радужная роса. У Раи новые рукавицы.
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Повтори (прочитай) предложения:
По равнине тёк ручей.
У рубахи длинные рукава.
Мы идём на рыбный рынок.
В роще расцвели незабудки.
Ракушки рассыпались по песку.
В оконной раме разбили стекло.
Рома поехал к родным в Ростов.
Из ракетницы выпускают ракеты.
Над ручьём раскинула ветви ракита.
Автоматизация звука [Р] в интервокальной позиции
Повтори (прочитай) слова:[РА] (в ударной и безударной позиции)
ура тара Иран герань
нора пара баран тарань
кора фара варан конура
бура фура буран пироги
гора Вера барак борода
дыра Кира бурак города
тура эра пират гитара
пора парад карат фанера
Ира уран Марат
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в ударной и безударной позиции)
аромат карабин веранда керамика
ураган парапет баранка Буратино
барабан парафин контора пирамида
таракан пароход пантера панорама
караван подарок куранты бородавки
хоровод короед городки куропатки
городок муравей детвора бумеранг
фараон воробей карантин орангутанг
боровик каравай воротник обморок
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в словах со свистящими звуками)
сера Серафим гороскоп заморозки
сарай карапуз зверобой сыворотка
карась керогаз соратник хворост
Сахара керосин царапина сырость
сирота саранча поросёнок ярость
сарафан борозда операции
паровоз городки заработок
Повтори (прочитай) слова:
[РА] (в словах с шипящими звуками)
Шура шарада пирожок порожняк
жара мишура барашек горожане
гараж широта урожай жаворонок
вираж пещера чародей сыроежка
мираж парашют фуражка Чебурашка
тираж бородач карандаш сороконожка
жираф
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в словах со звуками [Л], [Л'])
лира поролон караул тарантул
марал генерал корабли водоросли
Урал минерал заросли морозильник
коралл каракуль адмирал караульщик
мораль карамель лаборант
Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях
Повтори (прочитай) словосочетания:
Румяный каравай. Родной город.
Рыхлый сыр. Старый сарай.
Рыбный рынок. Ранний урожай.
Раненая ворона. Оранжевые шары.
Широкая дорога. Воробьёвы горы.
Парусный корабль. Разбитое корыто.
Короткий карандаш. Ровный румянец.
Ароматная карамель. Розовый сарафан.
Рассыпчатое пирожное.
Повтори (прочитай) словосочетания:
Коровьи рога. Ровная дорога.
Хороший урок. Рыбный пирог.
Серая рубашка. Рыжий муравей.
Ромовый рулет. Короткий шнурок.
Творожный сырок. Заросший огород.
Розовый поросёнок. Дорожный короб.
Мороженая морошка. Дорогой подарок.
Бурая кора.
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Повтори (прочитай) предложения:
Дорога ведёт в город.
Корова живёт в сарае.
Юра не боится мороза.
В огороде растёт горох.
Ворона клюёт кукурузу.
У машины разбита фара.
У Раи короткий сарафан.
Маруся собирает помидоры.
Муравей и саранча — насекомые.
Повтори (прочитай) предложения:
Жора купил гитару.
Тарас ловит карасей.
На балконе растёт герань.
Буратино увидел муравья.
Журавль нашёл горошину.
Воробей испугался вороны.
Сороконожка ползёт по дорожке.
Тамара испекла румяный каравай.
Из молока коровы делают мороженое.
Рома дал Марусе коробку карандашей
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ра, ра, ра — тёплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ра, ра, ра — весенняя пора.
Ра, ра, ра — весёлое «ура».
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ра, ра, ра — мы ловим комара.
Ра, ра, ра — стоит летняя жара.
Ра, ра, ра — это наша детвора.
Ра, ра, ра — убежали со двора.
Ра, ра, ра — мне домой идти пора
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ры, ры, ры — летят комары.
Ры, ры, ры — наточили топоры.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ры, ры, ры — у нас синие шары.
Ры, ры, ры — зелёные дворы.
Ры, ры, ры — не люблю жары.
Ры, ры, ры — лось поел коры
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Рок, рок, рок — покупаю я сырок.
Рок, рок, рок — потяните за шнурок.
Ром, ром, ром — по реке плывёт паром.
Рок, рок, рок — осторожно: бугорок
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ру, ру, ру — котлеты на пару.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ру, ру, ру — ручку в школу я беру.
Ру, ру, ру — ёжик забежал в нору.
Ру, ру, ру — У забора кенгуру.
Ру, ру, ру — закатился мяч в дыру.

У Веры в руках корзинка.
В корзинке много помидоров, огурцов, морковки и картошки.
Помидоры, огурцы, морковка и картошка растут в огороде.




Цели: Автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Систематизировать представления ребёнка о признаках осени. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, фонематический слух. Закреплять умение изменять существительные по падежам, образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать сущ. во множественном числе, подбирать притяжательные местоимения, согласовывать числительные и существительные, делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные, отвечать на вопрос полным ответом, отвечать на вопросы полным ответом, образовывать однокоренные слова. Оборудование: игральный кубик, копилка, жетоны, планшет с резиночками, игра «Варежки», «астероиды» - картинки, открытка с заданием, Черепаха, грамматические кубики, картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук[ р], конструктор «Магнетикс», картинки с изображением мальчика и девочки. |
Организационный момент.
- Здравствуй, Саша!
- Здравствуйте.
- Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Сейчас осень.
- Ой, посмотри , кто-то наступил в лужу и оставил следы. Ты должен, наступая на каждый след, назвать признаки осени. Но помни, что каждое твоё предложение должно начинаться со слова «Осенью».
Ребёнок наступает на каждый след и называет признак осени.
- Осенью день становится короче, а ночь длиннее.
- Осенью часто идут дожди.
- Осенью птицы улетают в тёплые края и т.д.
Основная часть.
Игра «Кости».
- Давай попробуем произнести звук, который ты научился произносить. Логопед показывает ребёнку символ этого звука.
- Р____________ (длительное произношение).
- Молодец! А теперь соединим его с гласными звуками.
Логопед показывает символы гласных звуков.
- Ра, ро, ру, ры.
- Бросай кубик. Сколько точек выпадет на грани кубика, столько раз ты должен произнести данный слог (логопед соединяет символы звука[ р] и звука [а]).
- Ра, ра, ра.
- Бросай кубик ещё раз (логопед соединяет символы звуков [с] и [о]).
Затем ребёнок произносит слоги[ ру] и [ры], также бросая кубик.
Игра «Копилка» .
- Перед тобой стоит копилка и жетоны. Слушай внимательно слова и повторяй их. Если ты произнесёшь слово правильно, бери жетон и бросай его в копилку. Чем больше слов ты правильно произнесёшь, тем больше жетонов ты получишь.
Логопед проговаривает слова, ребёнок слушает слова и повторяет. Через 2-3 слова логопед просит поменять руку и бросать жетоны не правой, а левой рукой. Через несколько слов всё повторяется.
- Молодец, ты постарался и набрал много жетонов.
Игра «Четвёртый лишний».
- Смотри, тебе пришло письмо от Лопушка с просьбой о помощи. Надо помочь старой Черепахе. Ты согласен?
- Да.
- Тогда смотри. Перед тобой лежит 4 варежки. На каждой из них нарисована картинка. Назови картинки.
- Ракета, рак, Рома, рысь.
- Посмотри на них внимательно, подумай и скажи какая картинка лишняя и почему?
Ракета – лишняя, потому что она неживая, а все остальные предметы живые.
- Молодец, это верно.
- А теперь посмотри внимательно ещё раз и скажи, может есть другой ответ.
- Рысь – лишняя, потому что варежка, на котором она нарисована на левую руку, а все остальные на правую.
- Правильно.
Игра «Волшебные резиночки».
- Но это ещё не все. Посмотри, что здесь нарисовано?
- Это ракета.
- Вот тебе дощечка с кнопочками и резиночки. Сделай такую же ракету.
Логопед даёт ребёнку планшет и резиночки.
- Что ты сделал?
- Я сделал ракету.
-Надо нам немножко отдохнуть. Вот и коврик я вижу.
Игра «Камни на пути».
- Но к коврику нам никак не подойти. Нам можно только к нему подлететь на ракете. Но перед нами много разных камней. космосе. Подлетать можно только к темкамням,в названии которых есть звук[ р]. Ты наступаешь на картинку и называешь её.
Перед ребёнком лежат «камни» - зашумлённые картинки, на которых изображены различные предметы, в названии которых есть или нет звук[р].
- Рыба, роза, рысь, ракушка, ручка.
- Молодец, ты прошёл и совсем немного замочил ноги.
Физ.минутка – движения выполняются под музыку, при этом ребёнок стоит на специальном коврике, наполненном горохом.
- Снимай обувь, вставай на коврик и слушай музыку.
Ребёнок выполняет движения под музыку.
Упражнение «Открытка».
- Пока мы отдыхали, Лопушок прислал нам открытку с новым заданием.
- Посмотри, кто нарисован на открытке.
-Это девочка, которую зовут Рая.
-Давай откроем открытку. Здесь нарисовано много всяких картинок (внутри открытки нарисованы/ наклеены картинки). Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать на них полным ответом.
- Хорошо.
- Что нюхает Рая?
- Рая нюхает ромашки.
- Кого видит Рая?
- Рая видит рака.
- Чему радуется Рая?
- Рая радуется радуге.
- Чего ещё нет у Раи?
- У Раи нет ракетки.
- Чем пишет письмо Рая?
- Рая пишет письмо ручкой.
- О чём мечтает Рая?
- Рая мечтает о ранце.
- Саша, ты очень хорошо справился с этим заданием. Пойдём, поиграем.
Игра «Морской бой».
Ребёнок садится за парту, которая стоит напротив парты логопеда.
- Перед нами лежат картинки. Это твоё поле, а это моё. Назови картинки, которые лежат на моём поле.
- Рак, радуга, ручей, рубашка, рысь, рынок, роза, ромашка, ручка, расчёска, ракета, радио.
- Я назову картинки, которые лежат на твоём поле: диван, кот, книга, дыня, медведь, паук, тыква, индюк, бантик, юбка, рыба, волк. По очереди каждый из нас спрячет три корабля под разными картинками на своём поле Затем мы будем по очереди поднимать картинки и искать корабли. Выиграет тот, кто первым соберёт все корабли.
Сначала логопед закрывает глаза, а ребёнок прячет свои картинки-кораблики. Затем наоборот.
- Убери сову (ребёнок поднимает картинку, на которой нарисована сова).
Если под картинкой нет «корабля», игра продолжается. Если под картинкой спрятан «кораблик», то игрок, который его нашёл забирает себе. Так игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не соберёт все три корабля противника.
Игра «Грамматический кубик».
Ребёнок пересаживается за парту логопеда. Логопед даёт ребёнку кубики, на гранях которого нарисованы различные схемы заданий («Назови ласково», «Жадина», «Один-много» и т.д.).
- Я выбираю тебе картинку, ты кидаешь кубик и выполняешь то задание, которое нарисовано на грани кубика.
- Ромашка (ребёнок кидает кубик). Назови множественное число.
- Ромашки.
- Ручей (ребёнок кидает кубик). Придумай предложение.
- Я видела быстрый ручеёк.
- Рубашка (ребёнок кидает кубик). Раздели это слово на слоги.
- - Ру-баш-ка.Три слога.
Так проделывается со всеми картинками из игры «Морской бой».
Заключительная часть.
Игра «Магнетикс».
На отдельном столе лежат картинки мальчика Ромы и девочки Раи. Вокруг них лежат картинки, в названиях которых присутствует или отсутствует звук[ р]. Сверху на эти картинки положены детали конструктора «Магнетикс».
- Саша, это твоё последнее задание. Посмотри и скажи, как зовут девочку и мальчика.
- Девочку зовут Рая, а мальчика – Рома.
- Найди среди этих картинок те, в названиях которых есть звук[ р]. Называешь картинку, выделяешь звук и берёшь деталь конструктора.
- Ранец, ракетка, рубашка, роза.
- Молодец! А теперь определи, кому принадлежат эти вещи: Роме или Рае. Но сказать об этом ты должен правильно. Чья роза?
- Это Раина роза.
- Чья рубашка?
- Это Ромина рубашка.
- Отлично. Ты всё сказал правильно. Собери теперь из тех деталей, что ты держишь в руке любой предмет.
- Что у тебя получилось?
- У меня получилось кресло.
- А мне больше напоминает корону. Давай подойдём к зеркалу и посмотрим.
- Ты сегодня сделал всё правильно, поэтому ты король.
Заключительная часть.
Игра «Семейка слов» с мячом.
- Чтобы выйти из моего кабинета нужно выполнить последнее задание. Я называю слово, а ты должен найти его родственника. Наше слово «рыба».
- Назови ласково?
- Рыбка (ребёнок делает один шаг к выходу)
- Как называется огромная рыба?
- Рыбина.
- Мелкая рыбка?
- Рыбёшка.
- Суп из рыбы?
- Рыбный.
- Молодец! Наше занятие закончено. До свидания, Саша.
- До свидания.
Автоматизация звука Р
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделенный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, ребенок произнести не сможет, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у неба. Если в слогах слышится мягкое произношение (например, вместо слога тра слышится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами.
Можно сначала автоматизировать мягкий звук, а затем, перейти к твердому. Или необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта. Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твердом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р (рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжен. При твердом р кончик языка поднят к альвеолам.
На начальном этапе автоматизации можно прибегать к механической помощи.
Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Обратитесь в качестве образца к разделу: «Свистящие звуки (с, с', з, з')». Выполняйте аналогичные задания с данным звуком. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Произнесение слогов
Тра - тра - тра тру - тру - тру тры - тры - тры
Тро - тро - тро трэ - трэ - трэ
Тра - тро тра - тру тры - тра тро - тру
Тро - тры тру - тры тру - тро тры - тро
Атр - атр - атр ытр - ытр - ытр ятр - ятр - ятр
Отр - отр - отр итр - итр - итр ютр - ютр - ютр
Адры - адры - адры адру - адру - адру адрэ - адрэ - адрэ
Адра - адра - адра адро - адро - адро одро - одро - одро
Атр - отр - утр ятр - ётр - ютр ытр - атр - отр
Отр - ытр - утр итр - етр - ятр атр - утр - ытр
Произносить слова со звукосочетаниями тр и др.
Образец: тр - ап, те - тр - адь.
Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осетры
Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитры, осмотры, театры, отрывать
Образец: завтр - а, стр - уна.
Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроем, быстро, струя, струна, стружка, острый, пестры, центры, костры, министры
Образец: те - атр - .
Театр, педиатр, Петр, осетр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр
Образец: др - ан - ка, ква - др - ат.
Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дронов, подросток, друг, вдруг, дружны, подруга
Образец: др - у - гой, эска - др - а.
Пудра, выдра, ведра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружна, друзья, кадры, кедры, щедрый
Произносить предложения
Образец: На тр - аве др - ова. Мы уезжаем завтр - а.
У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осетра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пестрые гетры. Трамвай везет нас по центру. Завтра мы идем в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несет ведро с водой. У метро кинотеатр для детей. Петр увидел страуса. Трофим поит лошадь из ведра. В тетради осталась одна страница.
Произнести текст
После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесное. Иван Петрович ищет ведра и зовет сына Трофима. За ними идет и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят ведра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки - по ведру. Втроем они быстро полили капусту.
Произносить раскатистый звук р.
Выключение голоса не допускается. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка еще не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее усилие со стороны мышц языка, так как опорный звук т (д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов и предложений со звукосочетаниями тр и др.
Образец: а - р - , о - р - , у - р - , я - р - , ё - р , ю - р - , и - р - , е - р - .
Ар - ор - ур - ыр ыр - ур - ор - ар
Ер - ир - юр - ер - яр ар - яр - ор - ёр
Ыр - ир - яр - ар ёр - ер - ир - юр
Произносить слова
Образец: хо - р - , а - р - ка, фо - р - точ - ка.
Вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук
Бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий, горка, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор
Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырчатый
Ярка, ярче, доярка, ерш, бобер, актер, ковер, боксер, монтер, шофер, шахтер, костер, терка, пятерка, дергать, озерный, черный
Юрта. Юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пионер, офицер
Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный
Арба, арбуз, артист, повар, сахар, барбос, барсук, карман, картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
Пурга, огурцы, шнурки
Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки
Произносить предложения
Федор метет двор. Егор чистит ковер. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Офицер в форме. На стене картина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марки наш герб: двуглавый орел. У Германа мама доктор. Федор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идет на дежурство. Захарка дергает за шнур. Федор натер паркет. Мама дает Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.
Произносить тексты
Егор, Егор, укажи свой двор!
А вот мой двор, голубой забор.
Утро
Федор встает с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Федор утром его не пьет. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.
Радуга
В небе гром, гроза. Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блести, в небе радуга стоит. (С. Маршак)
Произнесение длительного звука р.
Это упражнение выполнимо, если язык достаточно натренирован. В начале будет слышаться короткий звук р-р, а затем после некоторой тренировки длительный звук р---. Звук р надо произносить раскатисто и длительно без выключения голоса. Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать выше представленные упражнения.
Произносить слоги
Ра - ро - ру - ры ры - ру - ро - ру
Ро - ры - ру - ра ры - ру - ра - ро
Ра - ру - ро - ры ро - ра - ры - ру
Произносить слова
Образец: р - ак, го - р - ох, дво - р - ы.
Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина
Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, мороз, народ, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, рожки, макароны
Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза
Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, рыть
Ира, Юра, Вера, Нюра, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида
Парус, рука, рукав, рубить, ручей, ружье, рукавица
Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актеры, шоферы, базары, помидоры, рыбаки, перышко
Образец:вр - ач, кр - ошка
Брат, враг, врач, град, грач, грамота, граната, графин, кран, краска, крапива, красавица, цифра
Брови, брошка, бросил, гром, грохот, грозы, кровь, крот, крошка, пробка, провод, простыня, срок, фронт
Брусника, груз, груша, группа, грубый, грудь, грузди, круг, кружка, крупа, кругом, крутой, пруд, пружина, фрукты
Брызги, грызуны, крыса, крышка, крыша, закрыть, прыгать, прыжок
Образец: р - азгар - , р - азмер - б ро - ор - убь.
Простор, разгар, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, проверка, разорвать, фарфор, прорубь, оркестр, раскрывать, разгружать
Произносить предложения
Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Рома идет на урок. Ира пасет корову. У Тамары красный карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик громко барабанит. Тропинка обрывается у оврага. Без труда не вынешь и рыбку из пруда (Поговорка). На рынке продают разные фрукты. В саду дорожка заросла травой.