СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дальний Восток, ГП, ресурсы и развитие хозяйственной деятельности в регионе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием проектной технологии

Просмотр содержимого документа
«Дальний Восток, ГП, ресурсы и развитие хозяйственной деятельности в регионе.»

Тема «Дальний Восток. ГП, ресурсы и развитие хозяйственной деятельности в регионе»

Цель: сформировать «образ территории» региона.

Задачи: - определить особенности ГП, субъекты федерации, входящие в его состав;

- формы рельефа, климат, внутренние воды

- какие отрасли промышленности и с.х. могут быть здесь развиты.

Планируемые результаты:

метапредметные

предметные

РегулятивныеУУД: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи.

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.


-закрепить умение работать с разными источниками географической информации;

- определять факторы, влияющие на специализацию района;

- познакомиться с особенностями, влияющими на развитие хозяйства района.


Ход урока

Деятельность учителя


1.орг. момент

Эмоционально -положительный настрой на урок.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обратите внимание на строки из произведения А. Твардовского.


Но край, таким богатством чудный

Что за окном, красуясь тек.

Лесной, земельный, горнорудный,

Простертый вдоль и поперек

Как изобилен и широк

Не просто край иной, далекий

А …., именно, .…


Итак, как называется этот удивительный край?


Освоение и присоединение Д.Востока далось нашей стране нелегко.

История освоения Д. Востока началась в в 17 веке с первых походов казаков. В ряду известных исследователей Д.Востока: Е.Хабаров, С. Дежнев, В.Беринг, И.Ф.Крузенштерн.

Но я хотела бы вам рассказать о походе контр – адмирала Невельского.

На свой страх и риск, он решил доказать , что Сахалин это остров. И не смотря на запрет начальства, сделал это. Должен был быть наказан, но Царь Николай I сказал:

«Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!»

Так как Вы думаете, нужен нам Д.Восток?

А если нужен, то зачем? Почему?

А можно ли сходу понять важность того или иного региона для блага РФ? Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем экономические районы и попробуем назвать (определить) цели нашего урока.

План

1.Состав района. ЭГП.

2. Природные условия и ресурсы



2. изучение нового материала


Организация работы в парах (сильный ученик – слабый ученик)

Работа в парах со взаимной проверкой (создаем пары: сильный ученик – слабый ученик)

Состав

Начнем изучение Д.Востока с изучения его административного состава. Определите субъекты РФ и их столицы.

 Состав территории

Дальневосточный экономический район является самым большим по площади среди экономических районов (36% площади РФ) и имеет самую маленькую плотность населения.

Состав:

  1. Республика Саха (Якутия) – г. Якутск

  2. Приморский край – г. Владивосток

  3. Хабаровский край – г. Хабаровск

  4. Амурская обл. – Благовещенск

  5. Сахалинская область – г. Южно-Сахалинск

  6. Чукотский авт.округ – г. Анадырь

  7. Камчатский край – г. Петропавловск-Камчатский

  8. Магаданская обл. – г. Магадан

  9. Еврейская автономная область – г. Биробиджан.

2. Географическое положение

1) Границы ДВЭР:

  1. ДВЭР располагается на восточной окраине России и выходит к сухопутной границе РФ с Китаем, КНДР и к морской границе России с США (Берингов пролив), Японией (Кунаширский пролив и пролив Лаперуза).

  2. ДВЭР граничит с Восточно-Сибирским экономическим районом.

На контуре обозначаем

– сухопутные границы, подписываем соседние государства;
– морские границы, подписываем соседние государства и проливы;
– граница с другим районом (с Восточно-Сибирским ЭР)

Контролирует заполнение к.к.




Природные ресурсы. Необходимо их оценить.

  1. Рельеф и минеральные ресурсы

По какой карте атласа мы можем больше узнать о рельефе.


Боль­шая часть Даль­не­го Во­сто­ка (около 75% тер­ри­то­рии) за­ня­та плос­ко­го­рья­ми и невы­со­ки­ми на­го­рья­ми (до 1000–2000 м). На Ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье пре­об­ла­да­ют мо­ло­дые горы, плос­ко­го­рья, гор­ные цепи и хреб­ты: Си­хотэ-Алинь, Бу­ре­ин­ский, Вер­хо­ян­ский, Ста­но­вой, Джу­гд­жур­ский, Ко­ряк­ский, а также Чу­кот­ское и Ал­дан­ское на­го­рья.


Какой рельеф преобладает? Почему?


         На Кам­чат­ке на­счи­ты­ва­ет­ся 160 вул­ка­нов (28 дей­ству­ю­щих), много гей­зе­ров. Кам­чат­ка и Ку­ри­лы вхо­дят в сей­сми­че­ский пояс. На Кам­чат­ке на­хо­дит­ся один из круп­ней­ших дей­ству­ю­щих вул­ка­нов мира – Клю­чев­ская сопка (4750 м). Рав­ни­ны и низ­мен­но­сти за­ни­ма­ют около 25% тер­ри­то­рии: Зей­ско-Бу­рей­ская, Сред­не­амур­ская, При­хан­кай­ская, Цен­траль­но-Якут­ская.

Можем ли мы на основании этого определить полезные ископаемые региона. Есть ли взаимосвязь?

Полезные ископаемые.

Какие полезные ископаемые преобладают при таком типе рельефа?

          Вдоль всей во­сточ­ной пе­ри­фе­рии Азии про­хо­дит склад­ча­тая по­ло­са так на­зы­ва­е­мо­го Ти­хо­оке­ан­ско­го ме­тал­ло­ге­ни­че­ско­го пояса. К ней при­уро­че­ны бо­га­тей­шие ме­сто­рож­де­ния цвет­ных и ред­ких ме­тал­лов. От­кры­та и раз­ве­да­на об­шир­ная ал­ма­зо­нос­ная про­вин­ция в За­пад­ной Яку­тии (ме­сто­рож­де­ния Мир, Айхал, Удач­ное со­став­ля­ют 80% рос­сий­ских за­па­сов ал­ма­зов). На се­ве­ро-во­сто­ке на­хо­дят­ся глав­ные зо­ло­то­нос­ные рай­о­ны Рос­сии.

         По раз­ве­дан­ным про­мыш­лен­ным за­па­сам олова и воль­фра­ма Даль­не­му Во­сто­ку при­над­ле­жит ве­ду­щая роль в стране. Круп­ное и бо­га­тое по со­дер­жа­нию ме­тал­ла ме­сто­рож­де­ние воль­фра­ма «Во­сток-2» от­кры­то в цен­траль­ной части хреб­та Си­хотэ-Алинь. За­ле­жи ком­плекс­ных руд с про­мыш­лен­ным со­дер­жа­ни­ем воль­фра­ма раз­ве­да­ны в Яку­тии и Ма­га­дан­ской об­ла­сти. Много ме­сто­рож­де­ний по­ли­ме­тал­лов, же­лез­ной руды, слюды, гра­фи­та, фос­фо­ри­тов и дру­гих ре­сур­сов.

         На Даль­нем Во­сто­ке на­хо­дят­ся круп­ней­шие уголь­ные ре­сур­сы (Лен­ский бас­сейн, Юж­но-Якут­ский), но боль­шин­ство ме­сто­рож­де­ний пока слабо раз­ве­да­но и на­хо­дит­ся в слож­ных по при­род­ным усло­ви­ям рай­о­нах Се­ве­ра. Юж­но-Якут­ский бас­сейн хо­ро­шо раз­ве­дан и имеет боль­шие за­па­сы цен­но­го кок­су­ю­ще­го­ся угля. На Са­ха­лине до­бы­ва­ют­ся уголь, нефть и газ. На­ча­то осво­е­ние ме­сто­рож­де­ний нефти на шель­фе Охот­ско­го моря. Огром­ные, но еще слабо раз­ве­дан­ные за­па­сы газа со­сре­до­то­чи­ва­ет Лено-Ви­люй­ская кот­ло­ви­на.


Контролирует заполнение к.к.


















  1. Климат и климатические ресурсы

Какие условия добычи полезных ископаемых на Дальнем Востоке? Влияют ли на это климатические условия? По какой карте атласа мы можем определить климатические условия?


Кли­мат от­ли­ча­ет­ся осо­бой кон­траст­но­стью – от резко кон­ти­нен­таль­но­го (вся Яку­тия, ко­лым­ские рай­о­ны Ма­га­дан­ской об­ла­сти) до мус­сон­но­го (юго-во­сток), и мор­ско­го – на ост­ро­вах

В се­вер­ной части кли­мат ис­клю­чи­тель­но су­ро­вый. Зима ма­ло­снеж­ная, про­дол­жа­ет­ся 9 ме­ся­цев. В южной части – кли­мат мус­сон­но­го типа с хо­лод­ной зимой и влаж­ным летом. Часто воз­ни­ка­ют цик­ло­ны, с ко­то­ры­ми свя­за­но боль­шое ко­ли­че­ство осад­ков. На Кам­чат­ке вы­па­да­ет много снега, неред­ки ме­те­ли. По во­сточ­но­му бе­ре­гу по­лу­ост­ро­ва вы­со­та снеж­но­го по­кро­ва может ме­ста­ми до­сти­гать 6 м. Зна­чи­тель­ны сне­го­па­ды и на Са­ха­лине. Летом воз­душ­ные по­то­ки устрем­ля­ют­ся со сто­ро­ны Ти­хо­го оке­а­на. Мор­ские воз­душ­ные массы вза­и­мо­дей­ству­ют с кон­ти­нен­таль­ны­ми, вслед­ствие чего на всей тер­ри­то­рии Даль­не­го Во­сто­ка летом идут мус­сон­ные дожди. Мус­сон­ный кли­мат охва­ты­ва­ет Амур­скую об­ласть и При­мор­ский край


Можно ли при таком климате заниматься с/х? Где?


  1. Реки и водные ресурсы

Реки рай­о­на от­но­сят­ся к круп­ней­шим в стране по про­тя­жен­но­сти, вод­но­сти, ве­ли­чине гид­ро­энер­го­по­тен­ци­а­ла (Лена, Амур, Ин­ди­гир­ка, Ко­лы­ма).




  1. Флора и фауна

Флора и фауна чрезвычайна богата. Почему?

Зна­чи­тель­ная часть (31%) за­па­сов дре­ве­си­ны Рос­сии скон­цен­три­ро­ва­на на Даль­нем Во­сто­ке и удач­но рас­по­ло­же­на вдоль Транс­си­бир­ской и Бай­ка­ло-Амур­ской ма­ги­стра­лей. Пред­при­я­тия лес­но­го ком­плек­са за­го­тав­ли­ва­ют свыше 5 млн. м³ дре­ве­си­ны в год. Лес­ная про­мыш­лен­ность раз­ви­та, в ос­нов­ном, в Ха­ба­ров­ском и При­мор­ском краях и в Амур­ской об­ла­сти. За­го­тов­ка леса ве­дет­ся также в цен­тре и на юге Са­ха­ли­на, в рай­оне БАМа. Боль­шая часть про­дук­ции на­прав­ля­ет­ся на экс­порт. В Ха­ба­ров­ском и При­мор­ском краях про­из­во­дит­ся кар­тон.

Моря, окру­жа­ю­щие Даль­ний Во­сток, имеют бо­га­тей­шие за­па­сы про­мыс­ло­вой рыбы. По улову и пе­ре­ра­бот­ке рыбы и мо­ре­про­дук­тов Даль­не­му Во­сто­ку при­над­ле­жит 1-ое место среди эко­но­ми­че­ских рай­о­нов Рос­сии. В При­мор­ском и Кам­чат­ском краях и в Са­ха­лин­ской об­ла­сти про­дук­ция рыб­ной про­мыш­лен­но­сти со­став­ля­ет 40-50% от объ­е­ма про­мыш­лен­ной про­дук­ции. Глав­ные мор­ские порты и цен­тры ры­бо­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти – го­ро­да Вла­ди­во­сток, На­ход­ка, Невельск, Кор­са­ков, Холмск, Юж­но-Ку­рильск, Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский.


Проверка выполненной работы на к.к.

Меняемся работами с соседней партой – проверяем, выставляем оценки

Работа в группе по 4 человека: определить какие отрасли промышленности могут быть развиты в этом регионе, опираясь на знания урока сегодня.

Заполняем таблицу:

Используем текст параграфа 54 стр.207-209

Ресурс

Отрасли:

Алмазы и золото

Добыча и переработка, ювелирная промышленность

Цветные металлы: вольфрам, олово, свинец, цинк

Цветная металлургия

Каменный уголь

Топливная

Нефть и газ

Нефте-и-газодобывающая, нефтеперерабатывающая (НПЗ)

Рыбные ресурсы

Пищевая – добыча рыбы и морепродуктов и их переработка

Биологические

Лесная (на экспорт Китай, Япония)





Закрепление материала, выполнение тестовой работы (приложение №1)



3. Рефлексия.

Так надо ли отдавать Курилы японцам?

Если нет, то территорию надо осваивать. А Вы готовы участвовать в проекте «Дальневосточный гектар».

Подумайте, найдите «+» и «-«

Проблемы Дальнего Востока
Плюсы ЭГП Дальнего Востока?
- омывается двумя океанами,
- преобладание равнин в южной части Дальнего Востока,
- размещение в южной части Дальнего Востока муссонного климата,
- разнообразие природных богатств и ресурсов на территории Дальнего Востока.
Минусы ЭГП Дальнего Востока?
- большую часть территории Дальнего Востока занимают горы,
- большая часть территории находится под влиянием воздушных масс Северного Ледовитого океана,
- на полуострове Камчатке, островах Курильского архипелага и острове Сахалин возможны землетрясения и другие виды стихийных бедствий связанных с горообразовательными процессами,
- полуостров Камчатка и Курильские острова находятся в зоне подверженной воздействия цунами,
- неосвоенность и незаселенность севера Дальнего Востока - препятствуют суровые условия (горы, тундра, полярная ночь, суровая зима),
- удаленность от центра затрудняет связи с европейской территорией, удорожая перевозки
- развитие транспортной сети на суше ( железные и автомобильные дороги).

Представление результатов работы

1.Выслушивает выступление представителей из групп. Корректирует ответ наводящими вопросами.




4. Самооценка.

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь скажите Вам могут понадобиться полученные сегодня знания? Когда?


5. Итог урока.

Домашнее задание: параграф 52,53

Творческое задание: Составить проект о перспективах развития Дальнего Востока.
















Приложение 1


Вопрос № 1

И.Д. Черский – выдающийся исследователь Южной, Восточной и Северо-Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. В 1891 г. Черский возглавил экспедицию в малоизвестный район бассейнов рек Колыма и Индигирка. В его донесениях из Верхнеколымска и Якутска было много новых данных о жизни и обычаях местного населения, о следах прежнего оледенения, о рельефе исследуемой территории. Какой из перечисленных географических объектов назван в честь И.Д. Черского?

  

1) 

остров

  

2) 

пролив

  

 3) 

море

  

 4) 

хребет






Вопрос № 2


Какая из перечисленных горных систем России имеет наибольшую высоту?

1) хребет Черского

2) Сихотэ - Алинь

3) Верхоянский хребет

4) Джугджур


Вопрос № 3


Этот край рас­по­ло­жен в во­сточ­ной части России. Его тер­ри­то­рия имеет выход к морю и к го­су­дар­ствен­ной границе с Китаем. Ад­ми­ни­стра­тив­ный центр, рас­пло­жен­ный на бе­ре­гу судоходной реки, — важ­ный транспортный узел. Одной из глав­ных отраслей хо­зяй­ства является лес­ная и де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щая промышленность.


Вопрос №4


Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.

 

СЛОГАН

 

РЕГИОН

А) Здесь можно побывать и в Западном, и в Восточном полушарии!

Б) Полюбуйтесь на высочайший действующий вулкан Евразии!


 

1) Чукотский автономный округ

2) Амурская область

3) Камчатский край

4) Республика Алтай

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!