СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Даниель Дефо. Слово о писателе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Даниель Дефо. Слово о писателе»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

Урок 88. Тема: Даниель Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо».

Класс: 5

Тип урока: урок комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Даниеля Дефо, с историей создания его знаменитого романа «Робинзон Крузо», закрепить знания о художественных особенностях жанра романа.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомство с творчеством зарубежных писателей и поэтов, познакомить с основными фактами биографии Даниеля Дефо, с историей создания его знаменитого романа «Робинзон Крузо», закрепить знания о художественных особенностях жанра романа. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать интерес к зарубежной прозе, к жанру приключенческого романа, воспитывать чувство сострадания и интереса к сильным личностям, литературным героям.

Планируемые результаты:

Предметные: учить внимательно слушать учителя и конспектировать главное в рабочей тетради, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, формировать умение слушать и выразительно читать прозаические произведения, навыки анализа художественного текста.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: Уметь определять основные человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях, и которые пригодились бы каждому современному человеку.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания

1). Самостоятельная работа ТПО часть 1 с. 76 № 109, 110.

2). Опрос домашнего задания – рассказ о Р.Л. Стивенсоне и его балладе «Вересковый мед».

3). Контрольная работа по изученному: ТПО часть 2 с.52-53 Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» часть А и В.

4). Беседа по части С на с. 53.

Организует проверку усвоения изученного на предыдущем уроке материала, задает вопросы, беседует.

Трудятся в ТПО, выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, выполняют проверочную работу.

3. Целеполагание.

Слайд 1 «Книга щедро расплачивается за любовь к ней. Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, может быть, не хотите. Власть книги огромна», - написал Н.П. Смирнов-Сокольский.

– Ребята, как вы понимаете эти его слова?

Сегодня на уроке мы будем учиться у книги и ее главного героя, учиться постижению мира и самого себя.

- О чем и о ком пойдет речь на уроке? (Мы будем говорить о великом романе, об английской литературе и удивительном писателе, о его необыкновенном герое и его ошеломляющей истории, которой скоро исполнится 300 лет (в 2019 году), истории, которая ничуть не устарела и тревожит умы и сердца юных читателей всего мира).

Запишите тему урока: Даниель Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо».

Цели: определите цели и задачи на данный урок.

Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.









Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

4. Актуализация знаний.

Слайд 2

– Но вначале давайте вспомним, что такое роман. (Роман – жанр литературы, как правило, прозаическое произведение, повествующее о судьбе отдельного человека, являющегося главным героем произведения).

– Какие бывают романы? (Исторические, приключенческие, фантастические, биографические, семейно-бытовые, сатирические, философские, социальные и т.д.).

- Какие романы вы читали? (Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» и др.).

Организует беседу с учащимися о литературоведческом термине – роман.

Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради.

5. Знакомство с биографией и творчеством

Д. Дефо.

Слайды 3-13 1).Слово учителя. Посмотрите, перед вами портрет известного английского писателя Даниеля Дефо, который родился в Бристоле около 1660 года. Его отец, Джеймс Фо, был мясником. Около 1703 года Даниель переменил фамилию на Дефо (он прибавил к своей фамилии частицу «де», как французский аристократ).

Как полагается предприимчивому человеку, он то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба его достаточно потрепала. Но он всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова II, за что его даже преследовали. Однажды, за выступление против правительства его трижды выставили к позорному столбу, но толпа народа лишь приветствовала его и осыпала цветами, и это было лучшей наградой писателю за все его лишения. А еще он занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, в пожилом возрасте он увлекся литературой. Когда ему исполнилось 59 лет, он написал роман, который не просто стал популярен, он прославил его и сделал знаменитым на весь мир.

- Кто назовет этот роман? («Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове»).

2). Беседа по вопросам:

- Кем мечтал видеть сына Джеймс Фо? (Священником).

- О чем мечтал молодой Даниель? (О путешествиях).

- Чем стал заниматься (Торговлей).

- В каких странах побывал? (В Испании, Португалии, Голландии, Франции, Италии).

- Получилось ли у него разбогатеть? (Нет, в комерции он не преуспел, но выгодно женился и был не беден, но потом стал банкротом, все деньги потерял и начал с нуля).

- Чем он занимался потом, в чем преуспел? (Стал журналистом, писал памфлеты, занимался политикой, выступал против несправедливых законов, хотел скорейших и благодатных преобразований в Англии, справедливости в отношении бедняков, облегчения их жизни, потом начал писать романы, стал знаменит).

Организует рассказ о жизни и творчестве Д. Дефо или просмотр с учащимися документального фильма о писателе.

Слушают учителя, конспектируют главные мысли в рабочей тетради.

6.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

7. Знакомство с историей написания романа Д. Дефо.

Слайды 14-15 3). Рассказ о прототипе главного героя.

В 1712 г. в Лондоне была напечатана книга английского капитана Роджерса «Путешествие вокруг света», в которой было рассказано о происшествии, случившемся 31 января 1709 года: «Мы подошли к острову Хуан-Фернандес. Наша шлюпка доставила на корабль человека в козьих шкурах, которые имели более дикий вид, чем их подлинные владельцы. Он прожил на острове четыре года и четыре месяца. Это был шотландец по имени Александр Селькирк».

Вернувшись на родину, Селькирк заявил: «Теперь у меня капитал, но никогда больше не буду я так счастлив, как в те дни...»

Слайды 16-18 4). Написание и издание романа.

Роман о Робинзоне Крузо был издан в апреле 1719 года. Эта книга была необыкновенно популярна не только в Англии, но и во всех странах цивилизованного мира. Взяв в качестве источника сюжета историю пребывания А. Селькирка на необитаемом острове, Дефо многое изменил в ней.

Не всем известно, что история о жизни Робинзона Крузо превратилась в трилогию. Во второй части (1720), названной «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и принятой публикой гораздо более прохладно, герой в очередной раз отправляется в скитания: посещает свой любимый остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой и загадочной России. Третья часть эпопеи, носящая название «Серьёзные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира» (1721), не является в полной мере художественным произведением, а скорее представляет собой эссе на социально-философские и религиозные темы.

Слайд 19 5) Прослушивание отрывка из романа Д,Дефо (12,5 мин)

6). Беседа по прослушанному:

- Меняется ли душевное состояние героя, описанное в «Дневнике»? (Да, меняется).

- Как вы думаете, почему? (Приходит осознание, что на острове герой оказался совершенно один, никто не придет и не выручит его, что всего он может добиться сам, и придется немало потрудиться).

- Как актер передает эти изменения настроения голосом? Ему это удается? (Да. Сначала тревога в голосе, потом уверенность, грусть).

- Как вы думаете, почему автор отказался от продолжения «Дневника» героя? Может быть, дело не в том, что закончились чернила? (Вероятно, появилась тоска и безнадежность).

- Как эти записи характеризуют Робинзона? (Как отважного моряка, практичного, умного, трудолюбивого человека, не привыкшего сдаваться на волю обстоятельств, на милости природы).

Организует беседу с учащимися по балладе, помогая почувствовать, понять и проанализировать ее содержание

Отвечают на вопросы учителя по балладе, понимают, размышляют и анализируют содержание баллады.

8. Заключительное слово учителя

Слайд 19 Поднимите руки все, кто прочитал роман полностью летом! А теперь те, кто захотел его прочитать после сегодняшнего урока! Что вас захватило? Как вы думаете, почему прошло 300 лет после его написания и опубликования, а он остается одним из самых читаемых произведений мировой литературы?

Беседует с учащимися, мотивируя на прочтение романа.

Отвечают на вопросы учителя.

9.Подведение итогов урока.

- О ком и о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

- Ребята, понравился ли вам урок?

- Согласны ли вы с утверждением Н.П. Смирнова-Сокольского, что власть книги огромна?

- А в чем эта власть состоит?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

10. Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 20.

- Роман «Робинзон Крузо» Д.Дефо является …

- Он заставил меня задуматься о …

- Робинзон стал символом …

Организует и выполняет контроль рефлексии.

Выполняют рефлексию.

11. Домашнее задание

Слайд 21

- Приготовить рассказ о Д.Дефо, опираясь на статью учебника на с.199-200 и конспект в тетради;

- Прочитать отрывок из романа «Робинзон Крузо» на с. 200-212;

- Приготовить пересказ от 3 лица (он);

- Поразмышлять над прочитанным на с.213.


Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!