Священство против сектантства.
В Тамбовской губернии, как известно в течение столетий существовали различные религиозные секты, а для молоканства наш моршанский край стал родиной. Жизнь тамбовских крестьян была полна лишений, население страдало от притеснения помещиков, чиновничьего и полицейского произвола. Крестьяне и посадский люд с недоверием относились не только к помещику и становому приставу, но и иногда к приходскому священнику. Простые люди в сектах искали защиту и поддержку, что позволяло им просто выжить в условиях неурожайных и голодных лет, которые часто сменялись эпидемиями.
Одной из крупнейших на Тамбовщине была секта духоборов. В 1779 году жителю села Горелое Иллариону Побирохину удалось восстановить секту после высылки его единоверцев Таганрогскую и Азовские крепости на военную или крепостную службу. Побирохин не признавая Священного Писания, проповедовал, что «Бога в собственном существе нет, а пребывает он в роде избранных, то есть в духоборах». Получалось, что И. Побирохин сам отводил себе роль «сына Божьего». Сектанты в церковь не ходили, священства не признавали, посты не соблюдали, икон не почитали.
Именно в селе Горелом познакомился Семен Матвеевич Уклеин, основатель молоканства, с Побирохиным. Однодворец С. Уклеин, оставив жену и детей в Борисоглебском уезде, зарабатывал на «хлеб насущный» тем, что шил одежду для людей всякого звания. Оказавшись в доме Побирохина, Семен без памяти влюбился в его дочь. Ради любви он не только бросил свою семью, но и отрекся от православной веры. Однако теплые родственные отношения между Побирохиным и Уклеиным продолжались не долго. Грамотный, хорошо знающий Священное Писание, умеющий ярко выступать перед людьми, Уклеин открыто высмеивал невежество фанатика Побирохина. Не остался в долгу лидер духоборов, который подослал к Уклеину трех «смертоносных ангелов», чтобы убить своего способного зятя. Только случайно ему удалось спастись, благодаря хозяйке дома, в котором ночевал Уклеин. На крики испуганной женщины сбежались соседи, которые и прогнали убийц.
Став основателем секты молокан Семен Уклеин поселился в селе Рыбное Моршанкого уезда. К новому пророку толпами шли не только духоборы, но и православные христиане. Что же проповедовал новый пророк? Согласно учению Уклеина церковь основанная Спасителем существовала только до 4 века, а затем вселенские соборы и отцы Церкви извратили и смешали христианское учение с язычеством. Фактически новоявленный пророк трактовал Священное Писание по своему усмотрению.
Молокане не признавали государственную и церковную власти, отрицали таинства церкви. Но больше всего крестьян привлекала в секту идея равенства людей во Христе. Простые люди мечтали, что наступит новый мир, где нет помещиков – угнетателей. Молоканское учение быстро распространилось не только по Тамбовской губернии, но и по соседним Саратовским и Воронежским губерниям. Потеряв чувство реальности, в подражание Христу, входящему в Иерусалим, окруженный семьюдесятью учениками с пением псалмов, Семен Уклеин торжественно вошел в Тамбов. Тамбовская городская полиция быстро схватила и отправила сектантов в острог. Отсидев в тюрьме год, Уклеин сделал вид, что раскаялся и поселился в Рассказово, где продолжил свою проповедь. Однако из-за преследования властей проповедник Уклеин вынужден всю жизнь скитаться. Правительства Екатерины II и Александра I достаточно жестко реагировали на распространение различных сект и в их числе молоканства.
В обычной жизни сектанты – молокане алкоголь не употребляли, не ели свинины, много трудились на своих участках и ухаживали за скотиной. По отношению друг к другу «не отличались дурною нравственностью». Однако по отношению к православным христианам молокане могли себя вести грубо и бесцеремонно.
Власти сектантов отправляли на каторжные работы, ссылали в Таврическую губернии и Закавказье. Однако эти жесткие мероприятия против сектантов необходимых результатов не давали, а только укрепляли авторитет мучеников за веру Христову.
В 1890 году «Тамбовские епархиальные ведомости» отмечали, что в селе Рыбное проживало 200 молокан обоего пола, которые имели тесные торговые отношения с молоканами Таврической губернии (т.е. с крымскими). Очень часто молоканские проповедники приезжали с село, чтобы распространять свое учение, привлекая все больше людей. Эти проповедники не гнушались идти на прямой обман, подкупая даже представителей властей. Им даже удалось расколоть секту жителей села Рыбное на два направления «духовных» или «сухопуты» и «евангелических» или «водяники».
В одну ночь крымский миссионер не только смог окрестить в реке половину молокан, но и перессорил земляков. Водяники стали прямо называть сухопутов «упрямыми уклеинцами» не знающими Священного Писания. Так 1888 году проповедник Захаров, прибывший из Крыма, оказал щедрую финансовую помощь рыбинским молоканам.
Огромную роль в борьбе с сектантством на Тамбовщине сыграло духовенство. Тамбовский штатный епархиальный миссионер Дмитрий Боголюбов в течение всего года совершал поездки по селам, где проводил беседы с крестьянами - сектантами. В 1898 году в церковных школах в селах Рысли, Рыбное, Новотомниково, Дмитрий Боголюбов проводил непростые беседы с «пресвитерами» или лидерами молокан, уже давно потерявшими авторитет среди моршанских крестьян. При этом, он вел так называемый «путевой журнал», в котором подробно записывал свои беседы с сектантами. В «путевом журнале» о посещении сел населенных молоканами он откровенно написал «… Я видел на опыте, как трудно бороться сектанту с нашими понятиями, как нелегко даются ему новые православные воззрения. Обратить при этих условиях кого-либо из сектантов – дело в высшей степени сложное. Оно требует многих и многих бесед, оно предполагает близкое сердечное общение между проповедником и оглашаемым лицом, что, однако не мыслимо для миссионера, одного на всю огромную епархию».
Однако епархиальный миссионер Дмитрий Боголюбов неправ, когда пишет в своем дневнике, что он борется в Тамбовском крае с сектантством в одиночку. Кроме штатного епархиального миссионера, существовали окружные миссионеры, проводившие работу против сектантов сразу в нескольких уездах. Так протоиерей Вознесенского храма города Моршанска В. И. Викторов отвечал за миссионерскую работу сразу в четырех северных уездах Тамбовской губернии: Моршанском, Темниковском, Елатомском, и Шацком уездах. При гужевом транспорте и отсутствии хороших дорог, деятельность штатных губернских и окружных миссионеров в сельской местности не могла носить серьезный и систематический характер. Поэтому главная роль в борьбе с сектантством отводилась местным приходским священникам, которые вели в своих приходах постоянную и кропотливую борьбу с сектантами и раскольникам.
Священники, живущие в сельской местности хорошо знали кто и как живет, так как жизнь священника от крестьянской в то время мало чем отличалась.
Как правило, сельский батюшка со своей семьей держал в хозяйстве скотину, работал на сенокосе, копал огород, ухаживал за садом.
Поэтому священники во внебогослужебных беседах, иначе говоря, во время полевых работ или на сенокосе, когда крестьяне садились чтобы, немного отдохнуть и перекусить, убеждали крестьян-сектантов в необходимости возвращения их в лоно православной церкви.
Огромную роль в борьбе с сектантством сыграло моршанское отделение Тамбовского Казанско - Богородничного миссионерского братства, начавшего свою деятельность в январе 1892 года.
В состав отделения вошли наиболее опытные и образованные священники, в частности председателем Моршанского отделения Братства долгое время был протоиерей Троицкого Собора Иоанн Кобяков, известный моршанцам своими прекрасными проповедями. В состав отделения Братства входили известные в городе священнослужители: протоиерей Кладбищенской церкви Иоанн Архангельский, протоиерей Никольской церкви Дмитрий Лебедянский.
Умело и рачительно распоряжался денежными средствами Братства казначей - предприимчивый купец первой гильдии А.И. Каверин. Члены братства проводили беседы с сектантами, открыли библиотеку, где были собраны книги и брошюры религиозно-нравственного содержания для собеседований с сектантами и раскольниками. Православные миссионеры распространяли брошюры и противосектанские книги. Однако в условиях всеобщей неграмотности крестьян эти книги не могли дать желаемого результата.
Жителям города Моршанска священнослужители, ставшие членами братства, после воскресных и праздничных служб бесплатно раздавали «Троицкие», «Афонские», «Почаевские» религиозные листки, иконки и крестики.
В «Тамбовских епархиальных ведомостях» публиковались случаи присоединения сектантов и раскольников к православию. При храмах города Моршанска создавались «миссионерские кружки» членами, которых состояли люди из различных сословий: купцов, дворянства, мещанства, в них входили даже рабочий люд с моршанских фабрик. Словом все те, кто всем сердцем был предан Русской православной церкви. Однако имена их мы вряд ли когда узнаем, так как огромное количество документов относящихся к истории Русской православной церкви было безвозвратно уничтожено в советское время.
В 1895 году в «Тамбовских епархиальных ведомостях» в рубрике «О присоединении к православию» сообщалось, что Священник Тюремной церкви города Моршанска Дмитрий Ястребов в декабре 1894 года присоединил к православию из молоканской секты арестанта крестьянина села Носины Ивана Глаткова с женой Анной.
В другом номере «Ведомостей» мы можем узнать, что «Священник Александро-Невской Зареченской церкви города Моршанска Даниил Костров присоединил к православию мещанина молоканской секты Ивана Правдина».
Большую работу по борьбе с сектантством проводило сельское духовенство.
Так «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1895 год говорилось, что «священник села Новое Устье, Моршанского уезда Александр Никольский, рапортом от 3 марта сего года донес консистории, что им присоединено девять человек крестьян села Нового Устья к православию из секты молокан, Никифор Григорьевич Шутов с женой и их семь детей».
Опытный священник села Екатериновка отец Иоанн Симонов присоединил к православию молоканку Варвару Есканову. В селе Рыбное, где проживало около 200 молокан священнику Алексею Викторову удалось присоединить к православию крестьянку Марию Ивановну Разволяеву. В сельском храме при огромном стечении народа с участием местного хора, таинство крещения совершил священник отец Иоанн (Симонов). Крестьянка Мария Разволяева причастилась и прочитала вслух Символ веры. По совершении таинства крещения отец Иоанн торжественно подарил новообращенной икону Божьей Матери.
В 1891 году молокане моршанских сел вместе с православными крестьянами присутствовали на богослужениях по случаю неурожая. Духовенство организовало крестные ходы, где при огромном стечении народа совершали молитвенное пение ко Господу Богу и Пресвятой Богородице.
Так как особенного выбора у крестьянства не было, то дети православных и сектантов обучались в одной церковно-приходской школе. Каждый свой день ученики и учителя церковных школ начинали с молитвы перед иконами Спасителю, Пресвятой Богородицы и святым. Получается, что наряду с изучением арифметики, грамматики, российской истории и чистописания, дети молокан – сектантов, вынуждены были слушать православного священника, который с увлечением разъяснял им Закон Божий. Постепенно и трудно они начинали осознавать красоту и истинность православной веры. Шли годы учения, росли крестьянские парни и девчата, у них появлялось взаимное чувство симпатии и любви. Бывали случаи, когда из-за любви дочери и сыновья сектантов - молокан уходили не только из секты, но из родной семьи.
На наш взгляд, православное духовенство в предреволюционное время понимало всю важность миссионерской работы среди населения, так становилось все более ясным, что сектанты и раскольники разрушают духовные корни русского народа.
Рязанов О.Г. учитель истории МБОУ СОШ №1(с углубленным изучением отдельных предметов) города Моршанска Тамбовской области
7