СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Куликовская битва".Окружающий мир. 4 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован учителями, работающими по другим УМК.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Куликовская битва".Окружающий мир. 4 класс, УМК "Школа России"»

Окружающий мир

Тема: «КУЛИКОВСКАЯ БИТВА»

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.

2. Познакомить с деятельностью князя Дмитрия Ивановича.

3. Развивать умение учащихся работать с исторической картой.

4. Развивать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта, иллюстрации с изображением вооружения русских воинов, карта-схема расположения русских полков перед боем; проекционное оборудование; презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

-Прежде чем начнём урок, на минуточку закройте глаза и пожелайте себе и своим одноклассникам удачи на уроке.

(2 слайд)

Стадия вызова.

-Сегодня на уроке мы продолжим учиться самостоятельно работать с учебником, работать в группе, сотрудничать друг с другом. (Карточки)

(3слайд)

- Поднимите руку, кому нравится работать в группе? Почему?

2. Повторение изученного.

а. Работа с лентой времени.

-Найдите на Ленте времени точку отсчета татаро-монгольского ига. (1237г.)

-Вспоминаем по схеме, в чем заключалось иго.

( 1 ученик собирает схему на доске.)

б. (1380 г.)

- Сколько лет прошло от начала ига до данной даты? (143 года)

-Как вы думаете, почему мы остановились на этой дате?

(Наверное, в этот год произошло какое-то решающее событие…)

в. Восстановите порядок слов в предложении. Слайд 4.

(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падет.)

- Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем в этом разобраться.

г. Какие изменения на Руси произошли к данному времени?

-Усилилось влияние какой части русских земель?

( Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.)

(Предложения на слайде появляются после ответов детей.): Слайд 5

  1. Усилилось влияние Северо - Восточной Руси;

-Почему? Какой город стал центром объединения русских земель? (Москва)

  1. Москва стала центром объединения русских земель;

- При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?

( Это произошло при князе Иване Калите. Прозвали его так о названию кожаного мешка, который висел у него на поясе.)

  1. При правлении Ивана Калиты, Русь получила 40-летнюю передышку от нашествия татар;

  2. Самое главное – изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за её освобождение;

  3. Главное желание, которое зрело в сердцах людей, -победить свой страх и испытать себя в борьбе.

д. Положение русских земель к концу 14 века.

-По мере того, как росло богатство и могущество Московского княжества , князья все больше стали тяготиться с зависимостью от Золотой Орды . Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду , то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

-Чьим же родственником был сей славный сын земли русской ?

е. Работа с родословным деревом . Слайд 6

– Используя родословное древо московских князей , давайте разберемся , кто чей родственник :

Даниил Московский (сын Александра Невского )

Иван Калита (сын Данила Московского )

Дмитрий Донской ( по родственному древу Московских князей мы видим, что он был сыном Ивана Красного и внуком Ивана Калиты.)

ж.И пишет летописец… (читают дети или учитель ) Слайд 7 .

«В тот год у оружейников были большие заказы , была большая работа . Многие тысячи людей всякого звания записывались копьем или рогатиной , боевым топором или шестопером , луками или кольчугами , шлемами . Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом , защищать друг друга от вражеской сабли , живому похоронить убитого.»

ФИЗМИНУТКА Слайд 8

Еле-еле-еле-еле (Медленно кружатся на месте

Завертелись карусели. в правую сторону.)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, (Легкий бег на месте.)

Тише, тише, не спешите, (Постепенно замедляют бег,

Карусель остановите. остановились, покружились,

Покружились, завертелись, сели.)

Отдохнуть уселись.

3. Постановка проблемы, сообщение темы урока .

-Как вы думаете, для чего запасались боевым снаряжением русские люди?

(чтобы сражаться за свою свободу)

-О каком событие мы будем говорить сегодня на уроке ?

(о какой-то битве…)

-Подумайте, о какой битве пойдет речь ( может кто-нибудь по дате узнает) ? Зачем она была нужна?

-Тема нашего урока сегодня … (Куликовская битва) Слайд 9.

- А эпиграф – слова московского князя того времени … (слова читают дети)

« Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань , чем , пришедши сюда и ничего не сделавши , назад возвращаться.»

(Дм. Донской «Куликовская битва»)

4.Работа над темой урока.

1.Положение Золотой Орды .

-Итак , Русь собирает силы .Что же происходит в этот момент в Золотой Орде?

Темник Мамай захватывает власть в Золотой Орде . Он женился на дочери хана Бердибека . Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть , в результате которой погиб ещё 21 хан .Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай , наконец , закрепился в междуречье Днепра ,Дона и Волги ,на Кавказе в Таври , фактически став правителем Орды.

Мамай решил добиться власти, усмирив Русь .

2.Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой .

-В это время на Московском престоле …

Он хорошо понимал , что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы . Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами .За 30 дней собралось такое войско , какое ещё никогда не собиралась на Руси .

Главные дружинники явились во всеоружии.

(изображения русского и монгольского воинов –на доске )

-Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

Как изготовлялись доспехи? (Рассказы детей .)

-Какими качествами должны были обладать русские ремесленники , чтобы так искусно выполнять работу ? ( Трудолюбие и терпение)

5.Куликовская битва.

1.Работа с учеником. Комментированное чтение, (стр.70)

-О каком Сергии идет речь?

(Сергий Радонежский-основатель Троицкого монастыря под Москвой )

Читаем до слов: «… русское войско вышло к Дону .»

-Почему не стали дожидаться прихода Мамая ?

( Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы .)

2.Посмотрите на схему. Слайд 10.

Какие реки окружали Куликово поле ? (Дон и Непрядва)

Почему выбрали это место? (размышление детей )

Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты . Почему? (Чтобы врагам некуда было бежать…)

3.Работа по картине Ю.Ракши «Утро на Куликовом поле» Слайд 11.

-Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют ?

(Страх перед неизвестностью .)

-Каждому из них надо преодолеть свой страх , каждом из них понятно ,что … (вернемся к эпиграфу ).Переход к слайду 9.

Прочитать ещё раз эпиграф .

-А сам князь как поступает ? Слайд 11.

-Зачем он встал в строй с простыми войнами , ведь он полководец , у него другая задача ?

(Чтобы быть наравне со всеми, рядом со своими воинами .)

Работа по картине В.Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем» Слайд 12

-Существует легенды , что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей : Пересвета и Челубея… (рассказ подготовленных учеников )

Возникновение проблемной ситуации.

Работа с картой – схемой (на партах).

-У полководца возникает проблема: как расставить войска .

-Поработайте в группах и расскажите ,как бы вы расставили войска на данной местности (работа с картой –схемой на партах).

Рассказ детей .

Посмотрите , как расставил свои войска князь Дмитрий ?

В чем проявился его талант как полководца ?

( Он спрятал засадный полк , а ещё отдельно оставил резерв…)

6. Рассказ о битве .

-Используя текст учебника и карту – схему , расскажите о ходе сражения .

(Учитель может добавить …)

- И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке . Стрелы падали дождем ,копья ломались, как солома ,молниями сверкали на солнце мечи.

Теснили ордынцы русских . тогда и гляди , их окружат . Но устоял большой полк . Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг . Страшен был набег ордынской конницы .

Но тут вышли из засады отборные русские дружины .Это произошло столь стремительно и внезапно ,что ордынцы растерялись , русские стали их теснить .беспорядочно отступавшая конница татаро- монгол опрокинула и растоптала собственную пехоту .

7.Итоги Куликовской битвы.

-Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси ? Подумайте в группах и запишите .

(Ученики в группах обсуждают и записывают ответы ) Слайд 13.

(После ответов учеников на слайде по 1 появляются итоги).

1)С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской .

2)Выросло значение Москвы и московского князя .

3)Дала народу веру ,что зависимость не будет вечной .

4) Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии .

5)Власть передавалась от отца к сыну .

-Почему князя назвали Донским ?

(Битва произошла недалеко от реки Дон )

- К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь .Почему?

(Погибло очень много воинов )

-Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле . Все оно обильно пропиталось кровью , а воды Дона 3 дня были красными .

-В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей - храм Сергею Радонежского. Слайд14.

-А это – медаль, выпущенная к 625-летию Куликовской битвы. Слайд 15.

5.Подведение итогов. Слайд 16

1.-Какими качествами должны были обладать воины в ту пору ?

Напишите.

2.-Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал…»

Оценки за урок.

Урок окончен! Слайд 17





Скачать

© 2018 261 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс