СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дать понятие учащим о части речи наречие. 10 класс русский язык.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дать понятие учащим о части речи наречие. 10 класс русский язык.»

Учитель русского языка и литературы общеобразовательной средней школы № 28 имени Асана Шеркулова Рахматова Эльмира Куламжановна
  • Учитель русского языка и литературы общеобразовательной средней школы № 28 имени Асана Шеркулова Рахматова Эльмира Куламжановна
НАРЕЧИЕ

НАРЕЧИЕ

Цели//задачи изучение новых знаний о наречии формирование у обучающихся умений и навыков нахождения классификации и правописания наречий обеспечить в ходе цикла уроков усвоение, повторение, закрепление основных понятий, правил , связанных темой «Наречие»

Цели//задачи

  • изучение новых знаний о наречии
  • формирование у обучающихся умений и навыков нахождения классификации и правописания наречий
  • обеспечить в ходе цикла уроков усвоение, повторение, закрепление основных понятий, правил , связанных темой «Наречие»
ЗНАЧЕНИЕ//ВОПРОС Н  признак действия здесь (находился)  предмета (яйцо) всмятку   признака очень (красивый) зачем? как? откуда?  где? сколько? куда? когда? насколько? почему?

ЗНАЧЕНИЕ//ВОПРОС

Н признак действия здесь (находился)

предмета (яйцо) всмятку

признака очень (красивый)

  • зачем? как? откуда?
  • где? сколько? куда?
  • когда? насколько? почему?
В ПРЕДЛОЖЕНИИ Н в предложении НАРЕЧИЕ , НАРЕЧИЕ , НАРЕЧИЕ, ,/ ВВОДНОЕ СЛОВО/,  Ладно. Будет  по-твоему . Только лечись. [Б. Екимов]  А где же мне быть? Где же мне работать,  по-твоему ? В школе? [С. Довлатов.]  Но сейчас ей было  весело , впереди предстояла..., закуска и десерт ― торт с розами. [В. Токарева.] Кофе  натощак   вас взбодрит.

В ПРЕДЛОЖЕНИИ

  • Н в предложении НАРЕЧИЕ , НАРЕЧИЕ , НАРЕЧИЕ, ,/ ВВОДНОЕ СЛОВО/,
  • Ладно. Будет  по-твоему . Только лечись. [Б. Екимов]
  • А где же мне быть? Где же мне работать,  по-твоему ? В школе? [С. Довлатов.]
  • Но сейчас ей было  весело , впереди предстояла..., закуска и десерт ― торт с розами. [В. Токарева.]
  • Кофе  натощак   вас взбодрит.
В ПРЕДЛОЖЕНИИ Пятью три – пятнадцать. Четыре – четное число; Площадь треугольника –пять квадратных сантиметров. ЧИСЛ – ЧИСЛ

В ПРЕДЛОЖЕНИИ

  • Пятью три – пятнадцать.
  • Четыре – четное число;
  • Площадь треугольника –пять квадратных сантиметров.
  • ЧИСЛЧИСЛ
Н НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ Прийти сегодня сего дня Очень сильный  делать по-моему по моему следу Нет // не было //не будет окончания
  • Н НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
  • Прийти сегодня сего дня
  • Очень сильный
  • делать по-моему по моему следу
  • Нет // не было //не будет окончания
СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ 1 2 ? ? ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ 3 5 ? ? 4 МЕСТОИМЕННЫЕ 6 ? ? 8 9 ? 7 ? ? 10 ? 11 ?

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

1

2

?

?

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

3

5

?

?

4

МЕСТОИМЕННЫЕ

6

?

?

8

9

?

7

?

?

10

?

11

?

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ 1. ВРЕМЯ 2. МЕСТО КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? всегда помнить, идти впереди, издавна известный,  отправить туда, гулять дотемна, приехать издалека;   долго готовится

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ

1. ВРЕМЯ

2. МЕСТО

КОГДА?

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

всегда помнить,

идти впереди,

издавна известный,

отправить туда,

гулять дотемна,

приехать издалека; 

долго готовится

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ 3. ЦЕЛЬ 4. ПРИЧИНА ЗАЧЕМ? уронить нарочно, сказать в насмешку, Встретиться специально ;      ПОЧЕМУ? ударить сгоряча, герой поневоле; 

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ

3. ЦЕЛЬ

4. ПРИЧИНА

  • ЗАЧЕМ?
  • уронить нарочно,
  • сказать в насмешку,
  • Встретиться специально ;     
  • ПОЧЕМУ?
  • ударить сгоряча,
  • герой поневоле; 
СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ 6. МЕРА //СТЕПЕНЬ СКОЛЬКО? В КАКОЙ МЕРЕ// СТЕПЕНИ? много работать, вдвое быстрее, слишком громко, чуть-чуть поднять;  5. ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? идти пешком, разбить вдребезги, смотреть исподлобья; 

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ

6. МЕРА //СТЕПЕНЬ

  • СКОЛЬКО? В КАКОЙ МЕРЕ//

СТЕПЕНИ?

  • много работать,
  • вдвое быстрее,
  • слишком громко,
  • чуть-чуть поднять; 

5. ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ

  • КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
  • идти пешком,
  • разбить вдребезги, смотреть исподлобья; 
СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ Качественные (обозначают качество действия или признака)   смело ответить, быстро приехать,  кое-как сделать, трепетно мерцающая звезда .    Местоименные (не называют  признак, а лишь указывают на него.) указательные – здесь, там, тут, туда, тогда и др .;  неопределённые    – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.;  вопросительные    – где, куда, когда, зачем и др.;   отрицательные    – нигде, никуда, негде и др. 

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ

  • Качественные
  • (обозначают качество действия или признака) 
  • смело ответить,
  • быстро приехать, 
  • кое-как сделать,
  • трепетно мерцающая звезда . 
  •  
  • Местоименные
  • (не называют  признак, а лишь указывают на него.)
  • указательные – здесь, там, тут, туда, тогда и др .; 
  • неопределённые    – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.; 
  • вопросительные    – где, куда, когда, зачем и др.;  
  • отрицательные    – нигде, никуда, негде и др. 
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ 1. МЕСТА 2 ВРЕМЕНИ где?куда? откуда? ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ когда? 5 ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ 3ЦЕЛИ как?каким образом? зачем? МЕСТОИМЕННЫЕ 6 МЕРЫ И СТЕПЕНИ 4 ПРИЧИНЫ 8 УКАЗАТЕЛЬНЫЕ насколько?в какой мере?//степени? почему? Там, туда 7 КАЧЕСТВЕННЫЕ 9 ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ Смело, быстро где? 10НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ Кое-где 11.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ Нигде, негде

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

1. МЕСТА

2 ВРЕМЕНИ

где?куда? откуда?

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

когда?

5 ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ

3ЦЕЛИ

как?каким образом?

зачем?

МЕСТОИМЕННЫЕ

6 МЕРЫ И СТЕПЕНИ

4 ПРИЧИНЫ

8 УКАЗАТЕЛЬНЫЕ

насколько?в какой мере?//степени?

почему?

Там, туда

7 КАЧЕСТВЕННЫЕ

9 ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ

Смело, быстро

где?

10НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ

Кое-где

11.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Нигде, негде

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПРЕВОСХОДНАЯ Признак проявляется в... простая составная

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

Признак проявляется

в...

простая

составная

 СРАВНИТЕЛЬНАЯ Признак проявляется в сравнении  ^  П Р О С Т А Я  + -ЕЕ//Й приветливее//й └┘ + -Е громче   + -ШЕ тоньше  С О С Т А В Н А Я Более+//Менее+ НАРЕЧИЕ.  Более громко

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

  • Признак проявляется в сравнении
  • ^ П Р О С Т А Я

+ -ЕЕ//Й приветливее//й

└┘ + -Е громче

+ -ШЕ тоньше

  • С О С Т А В Н А Я
  • Более+//Менее+ НАРЕЧИЕ.
  • Более громко
ПРЕВОСХОДНАЯ Признак проявляется в наибольшей/наименьшей степени ПРОСТАЯ + - ЕЙШЕ// -АЙШЕ УМНЕЙШЕ//ШИРОЧАЙШЕ  С О С Т А В Н А Я Н в ср. ст.-ЕЕ + ВСЕХ  Горячее ВСЕХ

ПРЕВОСХОДНАЯ

  • Признак проявляется в наибольшей/наименьшей степени
  • ПРОСТАЯ
  • + - ЕЙШЕ// -АЙШЕ
  • УМНЕЙШЕ//ШИРОЧАЙШЕ
  • С О С Т А В Н А Я
  • Н в ср. ст.-ЕЕ + ВСЕХ
  • Горячее ВСЕХ
НЕ С НАРЕЧИЕМ НЕ СЛИТНО: НЕ РАЗДЕЛЬНО:  1) без НЕ не употребляется Неряшливо 1)есть противопоставление с союзом А  Не _ красиво, а страшно  2) НЕ- - приставка  2) есть слова: ВОВСЕ, ДАЛЕКО, НИЧУТЬ, СОВСЕМ некрасиво(=страшно) Нисколько не_ красиво

НЕ С НАРЕЧИЕМ

НЕ СЛИТНО:

НЕ РАЗДЕЛЬНО:

1) без НЕ не употребляется Неряшливо

1)есть противопоставление с союзом А

Не _ красиво, а страшно

2) НЕ- - приставка

2) есть слова: ВОВСЕ, ДАЛЕКО, НИЧУТЬ, СОВСЕМ

некрасиво(=страшно)

Нисколько не_ красиво

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ НЕ-  НИ-   / ниотк у да  /   н е когда   / никогд а НО  /  н е откуда ,

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ

НЕ-

  • НИ-
  • /
  • ниотк у да

/

н е когда

  • /
  • никогд а

НО

/

н е откуда ,

Н-//-НН- в наречиях Н-//-НН-в наречиях= -Н-//-НН- в прилаг.  Мужеств енн о = мужеств енн ый,  НО  опас н о = опас н ый

Н-//-НН- в наречиях

Н-//-НН-в наречиях= -Н-//-НН- в прилаг.

Мужеств енн о = мужеств енн ый,

НО

опас н о = опас н ый

О// Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  / / - О  горячО ,  НО /  -Е  пев у че;  ЕЩЁ

О// Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

/ /

- О горячО ,

НО /

-Е пев у че;

ЕЩЁ

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Императрица Екатерина 2 читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок.  Она делала четыре ошибки в слове из трёх букв: вместо «ещё» она писала «исчо».

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

  • Императрица Екатерина 2 читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок.
  • Она делала четыре ошибки в слове из трёх букв: вместо «ещё» она писала «исчо».
ЧЕРЕЗ «-» Если есть ¬¬ ПО-, В-, ВО- + ^^ -ИХ, -ЫХ, -ОМУ, -ЕМУ, -И  по-моему, во-вторых, по-заячьи Если есть ¬ КОЕ- или ^^-ТО, - ЛИБО, -НИБУДЬ  Кое-где, где-то В сложном Н  еле-еле, чуть-чуть

ЧЕРЕЗ «-»

  • Если есть ¬¬ ПО-, В-, ВО- + ^^ -ИХ, -ЫХ, -ОМУ, -ЕМУ, -И

по-моему, во-вторых, по-заячьи

  • Если есть ¬ КОЕ- или ^^-ТО, - ЛИБО, -НИБУДЬ

Кое-где, где-то

  • В сложном Н
  • еле-еле, чуть-чуть
УМЕЙ РАЗЛИЧАТЬ НАРЕЧИЯ Думать(как?) по-моему ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ По?моему пути →  по пути(чьему?) моему Во?вр Е мя сна →  Во_ время (чего?) сна Прийти (когда?)в О время На?верх крыши →  На_верх (чего?) крыши Подняться (куда?)наверх

УМЕЙ РАЗЛИЧАТЬ

  • НАРЕЧИЯ
  • Думать(как?) по-моему
  • ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ
  • По?моему пути →
  • по пути(чьему?) моему
  • Во?вр Е мя сна →
  • Во_ время (чего?) сна
  • Прийти (когда?)в О время
  • На?верх крыши →
  • На_верх (чего?) крыши
  • Подняться (куда?)наверх
раздельно Н. на –АХ(обозначают состояние, время, место) В сердцах, в головах, НО впотьмах, впопыхах Предл – на СОГЛ, слово – на ГЛ бе З О глядки, бе З У держу

раздельно

  • Н. на –АХ(обозначают состояние, время, место)
  • В сердцах, в головах,
  • НО впотьмах, впопыхах
  • Предл – на СОГЛ, слово – на ГЛ
  • бе З О глядки, бе З У держу
Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  пишется   наотмаш ь , настеж ь , проч ь ... Исключения:    замуж, невтерпёж, уж .

Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

  • пишется
  • наотмаш ь , настеж ь , проч ь ...
  • Исключения:  
  • замуж, невтерпёж, уж .
Гласные О // А на конце наречий ПРАВ ЫЙ →  В ПРАВ О СВЕТЛ ЫЙ →  ЗА СВЕТЛ О КРЕПК ИЙ  →  НА КРЕПК О СЫТ ЫЙ →  ДО СЫТ А РЕДК ИЙ →  ИЗ РЕДК А НОВ ЫЙ →  С НОВ А ПРИЛ  → ̚ НАР ˄

Гласные О // А на конце наречий

  • ПРАВ ЫЙ →
  • В ПРАВ О
  • СВЕТЛ ЫЙ →
  • ЗА СВЕТЛ О
  • КРЕПК ИЙ →
  • НА КРЕПК О
  • СЫТ ЫЙ →
  • ДО СЫТ А
  • РЕДК ИЙ →
  • ИЗ РЕДК А
  • НОВ ЫЙ →
  • С НОВ А

ПРИЛ → ̚ НАР ˄

Гласные О // А на конце наречий ПРИЛ  → ̚ НАР ˄ ̚ ˄ ̚ ˄ В О ИЗ А НА + О ДО + А ЗА О С А

Гласные О // А на конце наречий

  • ПРИЛ → ̚ НАР ˄
  • ̚ ˄ ̚ ˄
  • В О ИЗ А
  • НА + О ДО + А
  • ЗА О С А
ЛИТЕРАТУРА http://old-rozental.ru/orfografia.php?sid=63#pp63  НАРЕЧИЕ в предложении http://rusgram.ru/ Наречие http://www.bitclass.ru/rus/theory/ Морфология/Наречие  http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172  СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ http://ucheba-legko.ru/education/russkiy_yazik/6_klass/morfologiya/narechie/lecture_lec_narechie_kak_chast_rechi__smyislovyie_gruppyi_narechiy__pravila.html ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ http://www.liveinternet.ru/users/tantana/post344258911/   ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ 2 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bb/Katharina-II-von-Russland.jpg  Опорные схемы сайт http:// галаур.рф/  ИЗОБРАЖЕНИЕ ОКНА http://dizegrup.com/images/pvc_pen_b2.jpg

ЛИТЕРАТУРА

  • http://old-rozental.ru/orfografia.php?sid=63#pp63
  • НАРЕЧИЕ в предложении http://rusgram.ru/ Наречие
  • http://www.bitclass.ru/rus/theory/ Морфология/Наречие
  • http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172
  • СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ
  • http://ucheba-legko.ru/education/russkiy_yazik/6_klass/morfologiya/narechie/lecture_lec_narechie_kak_chast_rechi__smyislovyie_gruppyi_narechiy__pravila.html
  • ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ http://www.liveinternet.ru/users/tantana/post344258911/
  • ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ 2 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bb/Katharina-II-von-Russland.jpg
  • Опорные схемы сайт http:// галаур.рф/
  • ИЗОБРАЖЕНИЕ ОКНА http://dizegrup.com/images/pvc_pen_b2.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!