СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Частица как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Частица как часть речи

Цели:

  • Дать детям понятие о частице как части речи, показать возможности частиц, “показать, что при помощи частиц в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чём-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого, так или иначе оценивается содержание высказывания” (Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык).

  • Учиться находить частицы в тексте на примере сказок А. С. Пушкина.

  • Развивать навыки логического мышления, выразительное чтение.

  • Воспитывать интерес к родному языку, к творчеству А.С. Пушкина, любовь к русскому слову.

Задачи урока:

Образовательные:

  • показать морфологические особенности частицы и ее отличие от самостоятельных частей речи;

  • развивать умения работать с тестами;

  • практически применять изученный материал.

Развивающие:

  • развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;

  • развить навыки определения разрядов частиц и определение ее роли в предложении;

  • формировать умение отличать частицу от других частей речи.

Воспитательные:

  • развить познавательный интерес, воспитать информационную культуру;

  • воспитать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи;

  • сформировать умение пользоваться полученными знаниями на письме.

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста!

II. Сообщение темы и цели урока. Слайд №2

Сегодня у нас очень необычный урок. Нас ждет увлекательнейшее путешествие в мир сказки. Мы познакомимся с одной из самых сложных служебных частей речи на примере сказок великого русского поэта А.С. Пушкина.

Люблю я Пушкина творенье.  И это вовсе не секрет.  Его поэм, стихотворений  Прекрасней не было и нет!  С мальства его читаем сказки,  В них жар души, природы краски.  Добро цветёт в них, злоба чахнет.  В них русский дух, в них Русью пахнет!

(Краткая биографическая справка)

Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Любовь к родному языку А.С.Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. 

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Учение продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. За шесть лет мальчики очень сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.

Слайд №3

Лучшими друзьями Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер.

А.Пушкин писал:

Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

1911 г. Художник И.Е.Репин написал картину “Пушкин на лицейском акте”, именно так Репин представлял, как сдавал экзамены А.Пушкин. 

- Записываем в тетрадях число

Классная работа

- Пропускаем одну строчку.

- Пишем строчки из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября”. Найдите в них служебные части речи. Запишите их.

(Проверка: бы (б), ни, всё, же)

- К какой служебной части речи вы их отнесете? (К частицам)

- Правильно. Сегодня на уроке, как вы уже догадались, мы будем изучать частицы.

Записываем тему урока: Частица как часть речи.

– Какие служебные части речи мы с вами изучали?

– Что такое предлог? Союз?

– Чем предлог отличается от союза?

- А чем частица отличается от предлога и союза? (Частица не связывает слова в предложении).

- Правильно!

Итак, цель урока: Слайд№4

Познакомиться с частицей как служебной частью речи;

Учиться находить частицы в сказках А.С. Пушкина;

Знать разряды частиц.

III. Изучение нового материла

- Итак, вы немного пополнили свои знания об А.С. Пушкине. А сейчас мы отправляемся в мир сказок великого поэта!

Слайд №5 С.Я. Маршак писал о сказках А.С.Пушкина так: “Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово...”.

Задание: Спишите высказывание С.Я.Маршака, объясните знаки препинания в нём. Найдите все служебные части речи. (Деепричастный оборот, однородные члены предложения). (Проверка: предлоги: о, с. Союзы: и)

Слайд №6. “Что за прелесть эти сказки!..”, - писал А.С.Пушкин.

Запишите слова А.С.Пушкина.

- Какое это предложение по интонации? (Восклицательное)

- Назовите слова, которые усиливают восклицание. (Что за).

- Как вы думаете, какая это часть речи, служебная или самостоятельная? (Служебная)

- Почему? (К ней нельзя задать вопрос, её можно убрать, не имеет лексического значения)

- Правильно!

- Ребята, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”)

- Перед вами сборники сказок поэта (или распечатанные отрывки из сказок на партах)

- Найдите отрывок из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”

“Свет мой, зеркальце! Скажи  Да всю правду доложи:  “Я ль на свете всех милее,  Всех румяней и белее?”

- Найдите в данной строфе частицу, которая усиливает (выражает) вопрос? Кто догадался? (Частица “ль”).

- Правильно! Молоды!

- Назовите все частицы, которые мы нашли в произведениях А.С. Пушкина?

(Частицы: бы, (б), ль, же)

- Ребята, назовите все частицы, которые мы с вами записали. (бы (б), ни, всё, же, ль, что за)

Слайд №7

- Послушайте небольшой рассказ о частицах бы, ли, же Ф.Кривина.

- Какую роль играют данные частицы в предложениях, в речи?

Частицы бы, ли, же...

Хотя все они служебные слова, но у них у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному.

  • БЫ – мечтает.

  • ЛИ – сомневается (и спрашивает).

  • ЖЕ –  утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте!

Попробуйте ничего не утверждать.

Попробуйте ни о чём не мечтать.

Сможете прожить?

Не сможете!

- Итак, что же такое частица? Слайд №8 (у учащихся на партах План морфологического разбора частиц)

1. Частица – это служебная часть речи, которая

1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия;

2) вносит различные оттенки в предложение.

3) не изменяется; не является членом предложения.

2. Самостоятельное чтение материала учебника на странице 167, параграф 62.

- Найдите разряды частиц: параграфы 63,64,65,67

- Сколько вы насчитали разрядов?

- У нас получилось их очень много – целое “море частиц” Слайд №9

- У вас у каждого есть таблица разрядов частиц. Рассмотрите её. Слайд №10

IV. Закрепление нового материла Слайд №11

- Продолжаем наше путешествие в сказочный мир...

- А сейчас прочитайте выразительно два отрывка из сказки. Из какой это сказки? (“Сказка о золотом петушке”). Найдите все частицы.

1)

...Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали: Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать. Справят здесь, — лихие гости Идут от моря. Со злости Инда (даже) плакал царь Дадон, Инда (даже) забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу. Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка...

2)

...Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. “Что за чудо?” — мыслит он. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатёр...

- Работа по вариантам. 1 вариант – 1 текст, 2 вариант – 2 текст.

- Найдите частицы, которые передают отрицание, выражают вопрос, восклицание, указывают на что-либо, усиливают действие. Запишите их в тетрадь, распределяя по разрядам. (Вызывается по одному учащемуся с 1 и со 2 варианта к доске.Работа за закрытой доской).

Слайд №12

Проверка:

  • Отрицательная частица: не (1 в. и 2 в.)

  • Восклицательная: что и (1в.), что за (2в.)

  • Усилительная: инда (даже), и (1в.), уж (2в.)

  • Указательная: вот ((1 в. и 2 в.)

V. Самостоятельная работа. Слайд № 13

- Из какой сказки отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

- Молодцы! Выразительно прочитайте его. Найдите все частицы, определите разряд

“Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела:  Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?” Зеркальце в ответ: “А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее”. Делать нечего...

Слайд №14 (Проверка: Вопросительные : как, ли; усилительные:-то, и, ж (же), вишь, всё ж; выделительные: лишь; отрицательные: не)

Слайд №15

Доказательство (как отличить частицу от других частей речи):

Запись в грамматическую тетрадь (словарь-справочник)

1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.

2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.

3. Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.

4. Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия. Значит, это частица.

VI. Итог урока Слайд №16 (Выводы)

1. Что такое частица?

2. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте?

а) для образования наклонений глагола;

б) для внесения в предложение утверждения или отрицания;

в) для передачи различных смысловых оттенков.

3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?

4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?

5. На какие группы делятся частицы?

VII. Домашнее задание Слайд №17

1. параграф

2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (со слов ““...Чёрт ли сладит с бабой гневной... до слов ...И оставили одну, отходящую ко сну...”

Слайд №18

Читайте Пушкина, читайте,  И не живите днём одним  С ним и любите, и мечтайте.  И размышляйте вместе с ним.  И светлой дружбой дорожите  Её, как свет звезды неся,  Как Пушкин, пламенно живите,-  Жить нам без Пушкина нельзя.

VIII. Слайд №19

Рефлексия

  • “Сегодня на уроке я узнал...”

  • “Сегодня на уроке я научился...”

  • “Сегодня на уроке мне было сложно...”

  • “Сегодня на уроке мне было легко...”

  • “Сегодня на уроке мне понравилось...”

- Спасибо за работу.

- До свидания, ребята!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Частица как часть речи»

Частица как часть речи

Цели:

  • Дать детям понятие о частице как части речи, показать возможности частиц, “показать, что при помощи частиц в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чём-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого, так или иначе оценивается содержание высказывания” (Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык).

  • Учиться находить частицы в тексте на примере сказок А. С. Пушкина.

  • Развивать навыки логического мышления, выразительное чтение.

  • Воспитывать интерес к родному языку, к творчеству А.С. Пушкина, любовь к русскому слову.

Задачи урока:

Образовательные:

  • показать морфологические особенности частицы и ее отличие от самостоятельных частей речи;

  • развивать умения работать с тестами;

  • практически применять изученный материал.

Развивающие:

  • развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;

  • развить навыки определения разрядов частиц и определение ее роли в предложении;

  • формировать умение отличать частицу от других частей речи.

Воспитательные:

  • развить познавательный интерес, воспитать информационную культуру;

  • воспитать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи;

  • сформировать умение пользоваться полученными знаниями на письме.

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста!

II. Сообщение темы и цели урока. Слайд №2

Сегодня у нас очень необычный урок. Нас ждет увлекательнейшее путешествие в мир сказки. Мы познакомимся с одной из самых сложных служебных частей речи на примере сказок великого русского поэта А.С. Пушкина.

Люблю я Пушкина творенье. 
И это вовсе не секрет. 
Его поэм, стихотворений 
Прекрасней не было и нет! 
С мальства его читаем сказки, 
В них жар души, природы краски. 
Добро цветёт в них, злоба чахнет. 
В них русский дух, в них Русью пахнет!

(Краткая биографическая справка)

Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Любовь к родному языку А.С.Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. 

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Учение продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. За шесть лет мальчики очень сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.

Слайд №3

Лучшими друзьями Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер.

А.Пушкин писал:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

1911 г. Художник И.Е.Репин написал картину “Пушкин на лицейском акте”, именно так Репин представлял, как сдавал экзамены А.Пушкин. 

- Записываем в тетрадях число

Классная работа

- Пропускаем одну строчку.

- Пишем строчки из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября”. Найдите в них служебные части речи. Запишите их.

(Проверка: бы (б), ни, всё, же)

- К какой служебной части речи вы их отнесете? (К частицам)

- Правильно. Сегодня на уроке, как вы уже догадались, мы будем изучать частицы.

Записываем тему урока: Частица как часть речи.

– Какие служебные части речи мы с вами изучали?

– Что такое предлог? Союз?

– Чем предлог отличается от союза?

- А чем частица отличается от предлога и союза? (Частица не связывает слова в предложении).

- Правильно!

Итак, цель урока: Слайд№4

Познакомиться с частицей как служебной частью речи;

Учиться находить частицы в сказках А.С. Пушкина;

Знать разряды частиц.

III. Изучение нового материла

- Итак, вы немного пополнили свои знания об А.С. Пушкине. А сейчас мы отправляемся в мир сказок великого поэта!

Слайд №5 С.Я. Маршак писал о сказках А.С.Пушкина так: “Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово...”.

Задание: Спишите высказывание С.Я.Маршака, объясните знаки препинания в нём. Найдите все служебные части речи. (Деепричастный оборот, однородные члены предложения). (Проверка: предлоги: о, с. Союзы: и)

Слайд №6. “Что за прелесть эти сказки!..”, - писал А.С.Пушкин.

Запишите слова А.С.Пушкина.

- Какое это предложение по интонации? (Восклицательное)

- Назовите слова, которые усиливают восклицание. (Что за).

- Как вы думаете, какая это часть речи, служебная или самостоятельная? (Служебная)

- Почему? (К ней нельзя задать вопрос, её можно убрать, не имеет лексического значения)

- Правильно!

- Ребята, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”)

- Перед вами сборники сказок поэта (или распечатанные отрывки из сказок на партах)

- Найдите отрывок из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”

“Свет мой, зеркальце! Скажи 
Да всю правду доложи: 
“Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее?”

- Найдите в данной строфе частицу, которая усиливает (выражает) вопрос? Кто догадался? (Частица “ль”).

- Правильно! Молоды!

- Назовите все частицы, которые мы нашли в произведениях А.С. Пушкина?

(Частицы: бы, (б), ль, же)

- Ребята, назовите все частицы, которые мы с вами записали. (бы (б), ни, всё, же, ль, что за)

Слайд №7

- Послушайте небольшой рассказ о частицах бы, ли, же Ф.Кривина.

- Какую роль играют данные частицы в предложениях, в речи?

Частицы бы, ли, же...

Хотя все они служебные слова, но у них у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному.

  • БЫ – мечтает.

  • ЛИ – сомневается (и спрашивает).

  • ЖЕ –  утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте!

Попробуйте ничего не утверждать.

Попробуйте ни о чём не мечтать.

Сможете прожить?

Не сможете!

- Итак, что же такое частица? Слайд №8 (у учащихся на партах План морфологического разбора частиц)

1. Частица – это служебная часть речи, которая

1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия;

2) вносит различные оттенки в предложение.

3) не изменяется; не является членом предложения.

2. Самостоятельное чтение материала учебника на странице 167, параграф 62.

- Найдите разряды частиц: параграфы 63,64,65,67

- Сколько вы насчитали разрядов?

- У нас получилось их очень много – целое “море частиц” Слайд №9

- У вас у каждого есть таблица разрядов частиц. Рассмотрите её. Слайд №10

IV. Закрепление нового материла Слайд №11

- Продолжаем наше путешествие в сказочный мир...

- А сейчас прочитайте выразительно два отрывка из сказки. Из какой это сказки? (“Сказка о золотом петушке”). Найдите все частицы.

1)

...Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда (даже) плакал царь Дадон,
Инда (даже) забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка...

2)

...Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
“Что за чудо?” — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр...

- Работа по вариантам. 1 вариант – 1 текст, 2 вариант – 2 текст.

- Найдите частицы, которые передают отрицание, выражают вопрос, восклицание, указывают на что-либо, усиливают действие. Запишите их в тетрадь, распределяя по разрядам. (Вызывается по одному учащемуся с 1 и со 2 варианта к доске.Работа за закрытой доской).

Слайд №12

Проверка:

  • Отрицательная частица: не (1 в. и 2 в.)

  • Восклицательная: что и (1в.), что за (2в.)

  • Усилительная: инда (даже), и (1в.), уж (2в.)

  • Указательная: вот ((1 в. и 2 в.)

V. Самостоятельная работа. Слайд № 13

- Из какой сказки отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

- Молодцы! Выразительно прочитайте его. Найдите все частицы, определите разряд

“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела: 
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Делать нечего...

Слайд №14 (Проверка: Вопросительные : как, ли; усилительные:-то, и, ж (же), вишь, всё ж; выделительные: лишь; отрицательные: не)

Слайд №15

Доказательство (как отличить частицу от других частей речи):

Запись в грамматическую тетрадь (словарь-справочник)

1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.

2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.

3. Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.

4. Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия. Значит, это частица.

VI. Итог урока Слайд №16 (Выводы)

1. Что такое частица?

2. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте?

а) для образования наклонений глагола;

б) для внесения в предложение утверждения или отрицания;

в) для передачи различных смысловых оттенков.

3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?

4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?

5. На какие группы делятся частицы?

VII. Домашнее задание Слайд №17

1. параграф

2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (со слов ““...Чёрт ли сладит с бабой гневной... до слов ...И оставили одну, отходящую ко сну...”

Слайд №18

Читайте Пушкина, читайте, 
И не живите днём одним 
С ним и любите, и мечтайте. 
И размышляйте вместе с ним. 
И светлой дружбой дорожите 
Её, как свет звезды неся, 
Как Пушкин, пламенно живите,- 
Жить нам без Пушкина нельзя.

VIII. Слайд №19

Рефлексия

  • “Сегодня на уроке я узнал...”

  • “Сегодня на уроке я научился...”

  • “Сегодня на уроке мне было сложно...”

  • “Сегодня на уроке мне было легко...”

  • “Сегодня на уроке мне понравилось...”

- Спасибо за работу.

- До свидания, ребята!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!