СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Слова разных частей речи". ( УМК "Гармония" 3-й класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • суммировать сведения о частях речи, учить находить и различать их.
  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями.

 

Использовала: учебник по русскому языку для 3 класса /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, тетрадь-задачник к учебнику для 3 класса/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, листы с текстами для работы учащихся, интерактивная доска, карточни с частями речи.

Ход урока

I. Организационный этап.

А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

II. Мотивация.

Язык, на котором мы говорим красив и богат. А.С. Пушкин считал, что «язык славянско-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек. Вот и мы сейчас проверим, являетесь ли вы знатоками своего родного языка. А для этого мы проведем КВН.

Вы веселые ребята И не любите скучать С удовольствием мы с вами В КВН будем играть

– Кто мне скажет, что означают эти волшебные буквы?

В соревновании принимают участие 2 команды (выход, название, приветствие).

Первая команда: Наша команда «Слово».

Приветствие: «Победу, а не пораженье, мы вам желаем, «Предложение».

Вторая команда: Наша команда: «Предложение»

Приветствие: «У нас приветствие готово ребятам из команды «Слово»: «Соперник наш, не позабудь: к победе очень труден путь»

III. Конкурсная часть

1. Разминка.

  • Какие самостоятельные части речи вы знаете?
  • Какие служебные части речи знаете?
  • Из какие частей могут состоять слова?
  • Могут ли имена существительные изменяться по числам?
  • могут ли имена прилагательные изменяться по числам?
  • Какая из названных частей речи изменяется еще и по родам, а какая не может этого делать?
  • Какая из этих двух частей речи обычно командует, а какая – подчиняется?
  • Какие части речи изменяются по падежам?
  • Сколько в русском языке падежей?
  • В каком падеже не бывает предлогов?

2. Конкурс капитанов

Определить части речи:

  • Команда «Слово»: Посадила мать в печь пироги с капустой печь.
  • Команда «Предложение»: Снежное покрывало покрывало огромное поле.

3. Зазеркальные слова

Перед вами листочки с отрывком из сказки Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье». Укажите, какими частями речи являются «зазеркальные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики, в мове.

Дети выполняют задание.

– Как вы догадались о том, какой частью речи являются эти слова ? (по вопросам)

4. Собери словечко

Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей делать слово из частей.

Для команды «Слово»: Его корень в слове «слово», Приставка в слове «понёс», Суффикс в слове «курица», Окончание в слове «крапива». (Ответ: пословица)

Понёс слово курица крапива

Для команды «Предложение»: Его корень в слове «морозец», Приставка в слове «занос», Суффикс в слове «горка», Окончание в слове «листочки» (Ответ: заморозки)

Занос морозец горка листочки

5. Угадай пословицу

Слово имеет смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы? Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте.

Для команды «Слово»: Новый враг хуже старых двух.

Для команды «Предложение»: Все плохо, что плохо начинается.

Как вы их понимаете?

Физминутка дыхательная

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок и нет цветка.

6. Собери ромашку.

К вам, ребята, мы спешили, познакомиться решили. Но вчера упали с кочки и распались на кусочки. Помогите, помогите! Из кусочков нас сложить.

У каждой команды в конверте лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка, числительное, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение, частица.

На сердцевине у первой команды: «Части речи». Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашей ромашки.

На сердцевине у другой ромашки: «Слово.» Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашей ромашки.

7. Игра «Прятки»

Работа по учебнику с. 75 упр. 221.

8. Выражения с крыльями

Крылатые выражения – это образные и устойчивые фразеологизмы.

Задание: раскрыть смысл выражений. Команда «Слово»:

  • Смотреть сквозь пальцы – закрыть глаза на недостатки
  • На нём лица нет
  • Спустя рукава – лениво, нехотя, медленно

Команда «Предложение»:

  • Слезами обливается – горько, безутешно плакать, много плакать
  • Кричать на всю Ивановскую – кричать особенно громко
  • Водить за нос – о человеке, который обманывает, не исполняет обещанное

IV. Подведение итогов

Прочитайте, что написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.

“Учись отлично”

Домашнее задание. Игра со словами.

Работа в печатной тетради. С. 64 упр. 222, 223.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Слова разных частей речи". ( УМК "Гармония" 3-й класс)»

Конспект урока русского языка по теме: "Играем со словами разных частей речи" (УМК "Гармония", 3-й класс)

Голдобина Анастасия Юрьевна учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Цели урока:

  • суммировать сведения о частях речи, учить находить и различать их.

  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;

  • развитие интереса к изучению русского языка;

  • укрепление и сплочение детского коллектива.

Оборудование: учебник по русскому языку для 3 класса /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, тетрадь-задачник к учебнику для 3 класса/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, листы с текстами для работы учащихся.

I. Организационный этап.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Мотивация.

Язык, на котором мы говорим красив и богат. А.С. Пушкин считал, что «язык славянско-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек. Вот и мы сейчас проверим, являетесь ли вы знатоками своего родного языка. А для этого мы проведем КВН.

Вы веселые ребята
И не любите скучать
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть

– Кто мне скажет, что означают эти волшебные буквы?

В соревновании принимают участие 2 команды (выход, название, приветствие).

Первая команда: Наша команда «Слово».

Приветствие: «Победу, а не пораженье, мы вам желаем, «Предложение».

Вторая команда: Наша команда: «Предложение»

Приветствие: «У нас приветствие готово ребятам из команды «Слово»: «Соперник наш, не позабудь: к победе очень труден путь»

III. Конкурсная часть

1. Разминка.

  • Какие самостоятельные части речи вы знаете?

  • Какие служебные части речи знаете?

  • Из какие частей могут состоять слова?

  • Могут ли имена существительные изменяться по числам?

  • могут ли имена прилагательные изменяться по числам?

  • Какая из названных частей речи изменяется еще и по родам, а какая не может этого делать?

  • Какая из этих двух частей речи обычно командует, а какая – подчиняется?

  • Какие части речи изменяются по падежам?

  • Сколько в русском языке падежей?

  • В каком падеже не бывает предлогов?

2. Конкурс капитанов

Определить части речи:

  • Команда «Слово»: Посадила мать в печь пироги с капустой печь.

  • Команда «Предложение»: Снежное покрывало покрывало огромное поле.

3. Зазеркальные слова

Перед вами листочки с отрывком из сказки Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье». Укажите, какими частями речи являются «зазеркальные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.

Дети выполняют задание.

– Как вы догадались о том, какой частью речи являются эти слова ? (по вопросам)

4. Собери словечко

Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей.

Для команды «Слово»: Его корень в слове «слово», Приставка в слове «понёс», Суффикс в слове «курица», Окончание в слове «крапива». (Ответ: пословица)

Понёс слово курица крапива

Для команды «Предложение»: Его корень в слове «морозец», Приставка в слове «занос», Суффикс в слове «горка», Окончание в слове «листочки» (Ответ: заморозки)

Занос морозец горка листочки

5. Угадай пословицу

Слово имеет смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы? Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте.

Для команды «Слово»: Новый враг хуже старых двух.

Для команды «Предложение»: Все плохо, что плохо начинается.

Как вы их понимаете?

Физминутка дыхательная

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.

6. Собери ромашку.

К вам, ребята, мы спешили,
познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
и распались на кусочки.
Помогите, помогите!
Из кусочков нас сложить.

У каждой команды в конверте лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка, числительное, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение, частица.

На сердцевине у первой команды: «Части речи». Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашей ромашки.

На сердцевине у другой ромашки: «Слово.» Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашей ромашки.

7. Игра «Прятки»

Работа по учебнику с. 75 упр. 221.

8. Выражения с крыльями

Крылатые выражения – это образные и устойчивые фразеологизмы.

Задание: раскрыть смысл выражений. Команда «Слово»:

  • Смотреть сквозь пальцы – закрыть глаза на недостатки

  • На нём лица нет

  • Спустя рукава – лениво, нехотя, медленно

Команда «Предложение»:

  • Слезами обливается – горько, безутешно плакать, много плакать

  • Кричать на всю Ивановскую – кричать особенно громко

  • Водить за нос – о человеке, который обманывает, не исполняет обещанное

IV. Подведение итогов

Прочитайте, что написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.

Учись отлично”

Домашнее задание. Игра со словами.

Работа в печатной тетради. С. 64 упр. 222, 223.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!