СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе "Частица как служебная часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе "Частица как служебная часть речи" разработан в рамках реализации ФГОС. Форма проведения - ролевая игра. Использованы разные формы мотивации учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе "Частица как служебная часть речи"»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Разработала: Кубышина Е.П., учитель МОУ Куркинская СОШ №1


Тема: «Частица как служебная часть речи»

Класс: 7

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: урок-ролевая игра

Цели:

  1. Формирование понятия о частице как служебной части речи.

  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.


Задачи:

  1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие как части речи.

  2. Развивать познавательный интерес к изучению лингвистики.

  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

  4. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

  6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  7. Развивать умение публично выступать.


Планируемые результаты:

  1. Учащиеся должны знать функции частицы как служебной части речи, ее отличия от других частей речи.

  2. Учащиеся должны уметь находить частицы в предложении и тексте.

  3. Учащиеся должны выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

  4. Учащиеся должны уметь осуществлять коммуникативные действия – участвовать в коллективном обсуждении проблемы, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

  5. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания в творческой работе.

  6. Учащиеся должны уметь проводить исследовательскую работу

  7. Учащиеся должны уметь проводить личностную рефлексию

Методы и приемы обучения: словесные, наглядно-практические, игровые, исследовательские


Методы контроля: устный опрос, защита кластера, устные выступления


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2 мин.)

  3. Постановка целей и задач урока (3 мин.)

  4. Актуализация знаний (4 мин.)

  5. Открытие нового знания.(15 мин.)

  6. Первичное закрепление.(15 мин.)

  7. Рефлексия деятельности.(3 мин.)

  8. Домашнее задание.(2 мин.)


Формы организации познавательной деятельности:

1.групповая

2.индивидуальная

3.фронтальная


Средства обучения:

Аппаратно-наглядные:

- персональный компьютер, проектор

Наглядно-дидактические:

-презентация урока,

-видеоролик (притча «Урок бабочки»),

-аудиозапись (Булат Окуджава «Давайте понимать»)

- атрибуты ролевой игры (акции, название компаний, «ценные бумаги»,)

- оценочные листы,

-дидактический и раздаточный материал (тексты)





Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Средства обучения

Мобилизующий этап

Личностные

-мобилизация внимания

-самоопределение

-смыслообразование


Регулятивные

-саморегуляция

- Ребята, начать наш урок мне хочется с одной восточной притчи о бабочке.

- Вспомните, что такое притча?

  • ПРИТЧА – небольшой рассказ аллегорического характера, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

- Подумайте, каков же смысл притчи о бабочке?

(видеоролик притчи о бабочке)

- В чем, по-вашему, смысл притчи? (Чтобы стать совершенным, необходимо приложить усилия)


Включение в учебную деятельность.

-Просмотр видеоролика «Притча о бабочке»

-Коллективное обсуждение смысла притчи, соотнесение ее с учебной деятельностью:

-Какой смысл имеет для меня учение? Какой урок я извлек из притчи?

Слайд 1

Приложение 1. видеоролик «Притча о бабочке»


Целеполагание.

Включение в игровую деятельность.


Регулятивные

-целеполагание,

-мотивация деятельности


Познавательные:

-самостоятельное формулирование учебной цели


Коммуникативные:

-определение целей, функций участников,

- планирование учебного сотрудничества


Личностные

-установление связи между целью учения и ее мотивом,

-проявление интереса к изучению темы


Определение темы урока.

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик. Родной – чужой

неряшливый – аккуратный

горький – сладкий

светлый – темный

ложный – истинный

разбитый – целый

пассивный - активный

Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика.


Запишите тему урока « Частица как служебная часть речи.


- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы урока?.


Вместе мы попытаемся ответить на эти вопросы. Но для этого просто необходимо ваше желание, ваши умственные усилия, ваша активность. И я предлагаю вам провести ролевую игру.


У нас есть две группы, две компании.



Лексическая работа:

-подбор антонимов к словам

(устно)

-Открытие темы








-Запись темы урока

Опираясь на известные морфологические признаки, ставят цели:

Что такое частица?

-Какова роль частиц в предложении и в речи?

-Важны ли частицы в речи?

-Имеет ли частица грамматические признаки?

-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

-Какие частицы бывают?


Слайд 2












Слайд 3



  1. Создание ситуации затруднения Словарная работа.

Как вы думаете, как правильно писать слово: «компания» или «кампания»? Попробуем обратиться к словарям

КАМПА́НИЯ, и, ж. [фр. campagne].

1.Военный поход, действия армии за время одной войны (устар.). (Военная кампания)

2. Совокупность действий – военных, политических и проч. (Рекламная кампания)

  • КОМПАНИЯ.

Заимств. в XVII в. из польск. яз., где kompania (Этимологический словарь, 2004 г.)


  • КОМПА́НИЯ

1. Общество, несколько человек, вместе проводящих время (преимущ. развлекаясь).

2.Торговое или промышленное предприятие, обычно создаваемое на основе объединения торгово-промышленных предпринимателей. (Толк. Сл. Н.Ушакова)


- Как вы думаете, какое слово и в каком значении мы употребим, говоря о наших группах?


АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ - компания, в которой участники объединяют свой капитал и проводят коммерческие операции на основе этого объединения. Участники компании получают акции как титул собственности на часть имущества компании. (Внешне-экономический толковый словарь)


- Сегодня мы будем акционерными компаниями. Ну а какой же капитал мы будем объединять? Несомненно, наши знания и наши усилия. И чем больше усилий вкладывает представитель компании, тем больше у него акций, то есть больше капитал, который мы с вами переведем в конце урока в оценочные баллы.


Итак, перед нами две акционерные компании. А у каждой компании есть название и управляющий, который будет руководить работой всей компании и оценивать вклад каждого в общее дело. Выбираем управляющего

- Высказывают предположения о написании слова, опираясь на имеющиеся знания и жизненный опыт.


- Работают со словарями


- Соотносят новое знание о слове с темой урока















Работа со словарной статьей.






Включение в ролевую игру




-Выбор управляющего и названия акционерной компании (в группах)




Слайд 4





Слайд 5















Слайд 6

Актуализация знаний.

Коммуникативные

-инициативное сотрудничество,

-планирование учебного взаимодействия,

- владение монологической речью

Познавательные

-анализ объектов, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов


Познавательные

- построение речевого высказывания в устной форме


Личностные

-ориентация в социальных ролях и в межличностных отношениях


Регулятивные

- саморегуляция

  1. Презентация компаний

- А теперь начинается представление компаний. Вы должны прорекламировать свои знания, чтобы привлечь инвесторов и клиентов. (создание ситуации соревновательности)


Проводим лингвистический брейн-ринг.

Вопросы для 1 компании

  1. Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.

  2. Морфема, в которой заключено лексическое значение слова.

  3. Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

  4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

  5. Морфологический признак, одинаковый у наречия, категории состояния, деепричастия.

  6. Сонорный звук, не имеющий пары по мягкости-твердости.

  7. Форма родительного падежа множественного числа существительного «носки».

  8. Словарь, в котором можно узнать произношение слов.

  9. Предпоследняя буква русского алфавита.

  10. К какому пласту лексики относятся слова «перст», «очи», «виждь»?

Вопросы для 2 компании.

  1. Раздел лингвистики, изучающий части речи.

  2. Изменяемая морфема, в которой заключено грамматическое значение слова.

  3. Какое слово лишнее: прилагательное, причастие, обстоятельство, наречие.

  4. Наклонение глагола, обозначающего действие, желаемое или возможное при определенных условиях.

  5. Словарь, в котором можно узнать происхождение слова.

  6. Первый звук в слове «яблоко».

  7. Слова, употребляемые людьми узкой социальной или возрастной группы.

  8. Какой частью речи является слово «любимый» в словосочетании «с любимыми не расставайтесь»

  9. Форма родительного падежа множественного числа существительного «договор»

  10. Какого рода существительное «тюль»?


- Подведем итоги брейн-ринга. У компании…… правильных ответов, и они получают ___ акций, которые распределит управляющий. У компании - …правильных ответов, и они получают ___ акций.


- А теперь компании должны продемонстрировать свое умение правильно и точно выражать свои мысли. Мы изучили темы «Предлог» и «Союз» и дома вы должны были подготовить устное публичное выступление на тему:

  1. Предлог и союз. Как они похожи!

  2. Предлог и союз. Они совсем разные! ( Вручение акций)


И наконец, вы должны продемонстрировать свои способности находить недостающие данные и быстро справляться с ситуацией.

Задание: Вставьте пропущенные союзы и охарактеризуйте их.

  1. Не мил свет, --- друга нет.

  2. Сам погибай, --- товарища выручай.

  3. Доброе дело питает душу --- тело.

  4. Горька работа,---- хлеб сладок.





5. Игровое целеполагание.


- Я думаю, что обе компании имеют хороший интеллектуальный и деловой потенциал и могут занять свое место на рынке труда. Компании - за работу!



-Организация работы компаний с целью «зарабатывания акций» на лингвистическом брейн-ринге с опорой на интеллектуальный потенциал каждого участника


-Распределение акций




































Публичное выступление ( по одному учащемуся от каждой компании)




Работа в группах:

- участие в коллективном решении задачи, выбор отвечающего,

-распределение акций по доле участия






-Оценивание шансов компании и анализ стартового капитала


Слайд 7












































Слайд 8






Слайд 9




Фиксация затруднений в деятельности.

Коммуникативные

- целеполагание (игровое и учебное)

- планирование учебного сотрудничества,

-выявление и разрешение проблемы в процессе сотрудничества,

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

-выбор оснований для классификации объектов,

-выдвижение гипотез

Регулятивные

-целеполагание

-планирование деятельности

-прогнозирование

6. Создание ситуации затруднения

- Как и в любой новой компании, мы должны навести порядок на рабочем месте. Перед вами слова разных частей речи. Но из компании 1 пропали все союзы, а из 2 компании все предлоги. Ваша задача – найти свою недвижимость: 1 к.- союзы, 2 к.- предлоги. (Пусть, о, только, чтобы, неужели, если, не, несмотря на, да, бы, зато, для, ввиду; в связи с тем, что; даже, в целях; благодаря , в течение, потому что, оттого что, же, из-за, уж, ведь, также, несмотря на то что, насчет, как будто, когда)

- Проводим опись имущества. Не оказалось ли что-нибудь чужим?

- Почему остались невостребованными некоторые слова? Как вы думаете, что их объединяет? Да, это особая группа слов, которые мы называем частицы.

И перед компаниями стоит серьезная задача: всесторонне изучить данную группу слов, провести исследования, эксперимент и вынести свое заключение.


- Какова наша цель исследования? Как можно больше узнать о частицах.

- Что вы хотите узнать? - Почему это важно для компании и для каждого представителя компании?

- Как мы можем это сделать?

- Что должно получиться? (ожидаемый результат)

- Какие задачи поставим?

  • Познакомиться с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями.

  • Учиться отличать частицы от других частей речи.

  • Учиться употреблять частицы в различных стилях речи.

  • Учиться работать сообща.

Работа в группах: (на столе таблички со словами, учащиеся передвигаются по классу, отбирают свое «имущество» и переносят в свою компанию)

-двигательная активность

-Распределение слов (предлоги и союзы) на группы.

- Выделение группы слов, не вошедших ни в одну группу.

- Анализ ситуации затруднения.

«Почему остались слова?» (пусть,о,только,неужели,не, бы, даже, же, уж, ведь )


Планирование дальнейшей работы. Постановка целей (игровых и учебных)

Карточки со служебными частями речи




















Слайд 10





Открытие нового знания

Коммуникативные

- целеполагание (игровое и учебное)

- планирование учебного сотрудничества,

-выявление и разрешение проблемы в процессе сотрудничества,

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-рефлексия,

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем исследовательского характера,

-анализ, установление причинно-следственных связей

-моделирование

Регулятивные

-планирование

-контроль

-коррекция

-оценка

-саморегуляция

Личностные

-смыслообразование

Итак, компании готовы к серьезной исследовательской работе?

По ходу работы мы будем составлять кластер.

Кластер - графическая модель-схема в виде иерархически разветвленного древа, используемая для классификации и систематизации материала по каким-то признакам

Б) Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».

- Что мы уже знаем о частицах? (Это служебная часть речи)Каковы признаки служебных частей речи?

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3. Не имеет грамматического значения

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения.


Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории. (выступает заранее подготовл.ученик)

    • (…) расскажет вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

    • Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.


(«Разгадка тайны»).

    • Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.


В одном из словарей русского языка имеются таблицы, в которых отражено распределение 121 304 слов по частям речи. При подсчетах обнаружено, что среди этих слов глаголов было 37 319, существительных-56 332, прилагательных- 24 786, местоимений- 93, числительных- 117, наречий- 1916, предлогов- 141, союзов-110, междометий-341, частиц- 149.

Узнав эту цифру, можно сделать, например, такой вывод: «Если самостоятельных слов приблизительно в 300 раз больше, чем служебных, то и в речи они употребляются в 300 раз чаще, чем служебные». Но такой вывод ошибочен. Существует «Частотный словарь современного русского литературного языка». В нем отобрано 2500 наиболее употребительных слов

  • По его подсчетам, к 50 наиболее употребительным словам русского языка относятся такие: и, в, на, не, он, я, что, с, этот, быть, а, весь, они, она, как, мы, к, у, ты, за, тот, по, вы, но, из, о, свой, же, сказать, так, один, вот, который, наш, только, еще, от, такой, мочь, говорить, для, уже, знать, да, какой, когда, другой, первый, ребята, чтобы.


Исследовательская работа

Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.

Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение? Словарно-орфографическая работа.


Вот спорый дождь. По всей реке стоит стекля…ый звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, наб..рает ли дождь силу или ст..хает.

А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что(то) своё, усыпительное.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плач..т». А кому же плакать такими сия..щими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне. (По К. Паустовскому)

(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)

- Можно ли к частицам задать вопрос?

- Имеют ли они лексическое значение?

- Являются ли членами предложения? Почему?

Составляем кластер.


Понаблюдаем за ролью частиц в предложении.


Исследовательская работа («Смысловые значения частиц»).

    • Употребите разные частицы в данном предложении.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.

Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложение. Для чего еще служат частицы в речи?


Наблюдение над языковым материалом. - Прочитайте и сравните предложения. Чем они различаются? Мы пошли в лес Мы пошли бы в лес.

Ярче светит солнце. Пусть ярче светит солнце.

Весна – хорошее время года. Весна – самое хорошее время.

Вывод: частицы служат для образования форм глагола (условного и повелительного), для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий.


- Прочитайте предложения. Найдите в них частицы, с помощью которых образованы формы слов.

1.В стихи б я внёс дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты.(Б.Пастернак.)

2.Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочётом. (В.Маяковский)

3.Дорог мне кубрик матросский, скромное наше жильё, самое синее в мире Чёрное море моё.(М.Матусовский,)

4.Пусть безумствует море и хлещет, гребни волн поднялись в небеса.(И.Гумилёв.)


Объясните орфограммы и пунктограммы.

Определите роль и значения частиц.

(Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте понимать..». Физминутка для глаз)


- Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,

Давайте жить, во всем друг другу потакая, -

Тем более что жизнь короткая такая. Б.Ш.Окуджава


- Продолжим наше исследование. Прочитайте пары предложений в правой и левой колонках. Какие предложения более выразительны? За счёт каких слов это достигается?

Пришла весна? Неужели пришла весна?

Заулыбались хмурые ели. Заулыбались даже хмурые ели.

Чудесное время года! Что за чудесное время года!

Вывод: частицы вносят дополнительный оттенок значения в предложение, и выражают отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении. Это может быть вопрос, сомнение, восклицание, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования., т.е. самые разные «смыслиночки отношений», как сказал о частицах учёный – лингвист В.А. Богородицкий.

Дополните кластер новой информацией и дайте полное определение частицы.


- Моделирование


Слайд 11


Составление кластера

1 часть.«Что мы знаем о частице?»











- Выступление учащегося «История одной частицы»






-Исследовательская работа в группах

(Высказывание предположений, сопоставление с реальным фактом)


Анализ дополнительного источника информации («Частотный словарь современного русского литературного языка»)















Исследовательская работа в группах






















Отвечают на вопросы.

Дополняют кластер.









Слайд 12 ( кластер)








Слайд 13






Слайд 14







Слайд 15-18


















Слайд 19























Слайд 20. Кластер





Слайд 21






Слайд 22









Слайд 23











Слайд 24-25








Слайд 26















Закрепление


3. Закрепление. Частица – сравнительно молодая часть речи. В русском языке частиц немного, употребляются они в разных стилях речи. Но в языке встречаются омонимичные формы.

1)Сравнить предложения, выяснив синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий. Выразительно прочитать предложения с частицами, определить, какое смысловое значение они вносят.

Мал золотник, да дорог.

Да здравствует мир на планете!

Командир говорил просто и убедительно.

Я просто ослеп от яркой вспышки света.

2) Исследование текстов разных стилей. ( по группам) А. Теперь, зная определение частиц, поработаем «исследователями» текста. Начнем поиск частиц в тексте И.С. Тургенева из «Записок охотника» («Лес и степь»). (Текст у каждого ученика.)

Задание для 1 группы. Прочитайте текст, выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание. А между тем з_ря разг_рается; вот уже золотые полосы прот_нулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплыва_т багровое солнце… Свеж_, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая, с белой церковью, вон б_резовый лесок на горе… Как вольно дыш_т грудь, как крепнет человек, охвач_нный свежим дыханьем весны!..

Докажите, что в тексте есть частицы, назовите их. Выпишите на полях тетради. Для чего они необходимы в этом тексте? (Частицы помогают определить авторскую позицию, передать общую тональность текста. Автор передает свое настроение, чувство восхищения красотой и величием природы)

Задание для 2 группы. Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится, отыщите частицы, отметьте их в тексте, выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание. Вот пош_л он по грибы и заблудился. Вот и присел он под дерево. Давай, мол, дождусь до утра. Пр_сел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотр_т – никого. Опять глядит, а перед ним на ветк_ русалочка сидит, кача_тся и его к себе зовет. А сама помирает со смеху. (И.С. Тургенев. Бежин луг)

К какому стилю относится данный текст? Почему? Какие частицы вы отыскали? Какой оттенок значения вносит каждая из них в текст? (Повторяющаяся частица вот содержит эмоциональный оттенок и не теряет своего указательного значения, является средством приближения к читателю, слушателю того, о чем повествует рассказчик: а, вот и – усилительные частицы; частица мол подтверждает разговорный характер высказывания. Кстати, частицы мол и дескать всегда выделяются на письме запятыми!) Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц.

Задание. Прослушайте текст, определите, к какому стилю он относится. Какие риторические вопросы задает автор текста, чтобы привлечь внимание слушателей? Какую частицу он при этом использует?

(Частицы разве, ли и др. используются в риторических вопросах, которые часто употребляются в публицистической речи, чтобы привлечь внимание слушателей, вызвать их сочувствие, согласие и пр.)Вывод: таким образом, использование частиц в речи делает её ярче, эмоциональнее, точнее, конкретнее.

Индивидуальное задание. Прочитайте выразительно текст. Какие факты вам показались интересными? Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы. Сравните с авторским текстом.

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла.

(А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего!

(По. Н.И. Сладкову)


Частицы вынесены в слова для справок.

А сможете ли вы догадаться о происхождении некоторых частиц?

Вряд ли (сомнение) – от сращения предлога в и существительного ряд. Таким образом. Первоначально имела значение «можно ли это поставить в один ряд с тем», т.е. сомнительно, что это так.

Лишь (выделение – от древ. ЛИШЕ(формы срав.степени прил. ЛИХЪ, означавшего «чрезмерный, избыточный». Если учесть значение однокоренного прил. «лишний» (избыточное количество чего-либо), то станет ясным образование частицы с выделительным значением.

  • Только – толика (часть) – малая толика, т.е. небольшая часть.

Дескать= де+сказать Де (устар.) Д Е=говорит (грит,гыт)






















Слайд 27













Слайд 28

































Слайд 29

















Слайд 30,31








Рефлексия деятельности

Личностные:

-самоопределение

Регулятивные:

-саморегуляция,

-осознание качества и уровня усвоения знаний

Коммуникативные:

-умение слушать,

-принятие решения и его реализация,

- оценка действий

Итог урока.



Итак, наши компании закончили свою работу, и можно подвести итоги.

-Что стало продуктом нашей работы? (Знания о частице)

Воспроизведите по кластеру все, что вы узнали об этой части речи.

Вот такая она частица!

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Заполнение оценочного листа


Устный рассказ о частицах по кластеру


Восстановление учебной мотивации.

Работа с оценочными листами (Приложение 1)


-Что нового Я узнал?

-Чему Я научился?

-Где мне пригодятся полученные знания?





Задание на дом

Коммуникативные:

- инициатива в выборе задачи,

-поиск и сбор информации

Регулятивные:

-оценка результатов работы

Домашнее задание. § 62, выучить определение частицы.

Задание на выбор:

1. Выполнить упражнение 357.

2 . Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…».

3 . Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

4 . Подготовить рекламный проект компании по данной теме.


Индивидуальный выбор и запись домашнего задания в соответствии со своими интересами и возможностями

Слайд 32



Приложение 1 Рефлексия.



Оценочный лист

Дата проведения урока: ………….. Класс: …… Предмет:………………….

Тема урока: …………………………………………………………………………..

Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания










За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что…………………………………………………………………………………………………………………..



Приложение 2

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

Приложение 3

Пусть о только чтобы неужели если не ввиду

несмотря на да бы зато для в связи с тем что

даже в целях благодаря в течение потому что оттого что же из-за уж

ведь также несмотря на то что насчет как будто когда

Приложение 4

Прочитайте текст, определите его стиль. Какова роль частиц в тексте?

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

А между тем з_ря разг_рается; вот уже золотые полосы прот_нулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предра..светный ветер подул, и тихо всплыва_т багровое солнце… Свеж_, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая, с белой церков…ю, вон б_резовый лесок на горе…

Как вольно дыш_т грудь, как крепнет человек, охвач_нный свежим дыханьем весны!..

Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Найдите слово, употребленное в переносном значении.



Прочитайте текст, определите его стиль. Какова роль частиц в тексте?

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

Вот пош_л он по грибы и заблудился. Вот и пр…сел он под дерево. Давай, мол, дождусь до утра. Пр_сел и задремал. Вот задремал и слыш…т вдруг, кто(то) его зовет. Смотр_т – н..кого. Опять глядит, а перед ним на ветк_ русалочка сидит, кача_тся и его к себе зовет. А сама пом…рает со смеху.

(И.С. Тургенев. Бежин луг)



Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения. Найдите фразеологизм, объясните его значение.



Задание: Вставить подходящие по смыслу частицы. Какова их роль в предложении? Найдите сложное предложение, определите его вид. Какова роль союза в нем?







_____ у птиц забавные встречаются имена. _____ поверишь, что водится птица поганка. Поганка _____ рогатая. _____ и птичка завирушка есть. Или ______ юла.

______ совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и _____ чечевица. А ______ плохое название чиж или чечетка? _________ непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? __________названия-прозвища лучше всего!

(По. Н.И. Сладкову)



Слова для справок: даже, все-таки, да еще и, неужели, разве, а вот, именно едва ли, просто, ведь










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!