Тема урока: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
- Доброе утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности и работоспособности.
II. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. Готовы? Спинки ровные, ножки вместе
- Сделаем пальчиковую гимнастику. Что бы красиво писать.
-Откройте тетради.
- Запишите число, классная работа.
- Обратите внимание на орфограмму запишите правильно слово
-Ну а сейчас минутка чистописания
2. Словарная работа
-Ребята, на каждом уроке русского языка мы узнаем новые слова, их правописание.
- Сейчас по лексическому значению вы должны определить о каком слове идет речь и эти слова записать в столбик.
Отчизна, герой, солдат
- Отчизна это имя собственное пишется с заглавной буквы, подчеркните безударные гласные, с какой буквы пишется отчизна? Поставьте ударение
- Подчеркните безударную гласную, почему эти слова называют словарными? Потому что они не проверяются, их нужно запомнить
- Проверьте, все ли правильно написали? Поднимите руку, кто правильно написал? А кто допустил ошибку? А кто допустил ошибку, исправьте
3. Повторение ранее изученного материала об имени существительном
- Что общего у этих слов? Докажите.
- Что такое имя существительное?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- С какими 2 падежами вы уже познакомились?
- В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали?
- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
-Поставьте данные существительные в форму родительного падежа .
- Запишите рядом в столбик
- Какие вопросы вам в этом помогут?
- Поставьте существительные в форму Р.п. ( нет кого? Отчизны, нет кого? Героя, нет кого? Солдата) не забудьте подчеркнуть орфограмму.
- Молодцы, вспомнили мы с вами два падежа, которые изучали
III. Постановка учебной задачи
-Продолжаем знакомство с падежами
- Прослушайте внимательно стихотворение
Чтобы видеть все вокруг,
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень привлекательный.
Ты березке улыбнись,
Солнышку обрадуйся,
Руку другу протяни -
Вот и замечательно!
- О чем это стихотворение? Что вы представили когда слушали стихотворение?
- Обратите внимание на выделенные слова.
-Определим падеж выделенных существительных.
- выпишите словосочетания глагол +существительное в форме дательного падежа
-Первое слово прочитай, от какого слова зададим вопрос, определи падеж имени существительного
Улыбнись (чему?) березке - Д.п.
Обрадуйся (чему?) солнышку - Д.п.
Протяни (кому?) другу - Д.п.
-Возвращаемся к минутке чистописания.
- Что мы сегодня прописывали?
- Ребята обратите внимание, как можно соотнести с новой теме? Что мы сегодня на уроке писали? Что такое Д.п.? кому чему? А к и по? А с предлогами мы поговорим позже
-Молодцы, вот о чем пойдет сегодня речь
- Запишите тему урока дательный падеж
-Обратимся к словарным словам. Поставьте словарные слова в форму дательного падежа. Какие вопросы будем использовать? (Кому? Чему?)
-Запишите в столбик рядом (Отчизне, герою, солдату)
-Выделите окончание, подчеркните орфограмму (Отчизне окончание е)
-Составьте предложение со словарным словом в форме дательного падежа.
- Молодцы, придумали хорошие предложения. А что бы никому не было обидно, запишем мое предложение.
Любовь к отчизне рождает настоящих героев.
-Как вы понимаете это предложение? Подчерните грамматическую основу предложения.
-так на какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
-с какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже Откройте учебник, давайте прочитаем
-так с какими предлогами
-3-я строчка в чистописании так
Физкультминутка
V. Первичное закрепление
1. Страница 47 упражнение 85.
- Прочитайте, какие слова пропущены?
- Прочитайте составленное стихотворение.
- Спишите последнее предложение, вставляя пропущенные имена существительные, в нужной падежной форме. Определите падеж этих имен существительных. Как определим падеж? Зададим вопрос. (Ведет к чему? К норе. , след к чему к конуре, ведет к чему? К дуплу, Мышкин к чему? К дырочке)
VI. Включение знаний в систему
- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного»
VII. Рефлексия деятельности.
-Наш урок подходит к концу.
-И, чтобы понять насколько хорошо мы разбираемся в падежах ответим на вопросы:
-Какой падеж мы изучали на сегодняшнем уроке?
-Что вы узнали о существительных в дательном падеже? (Дательный падеж.
Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить.)
- Домашнее задание: страница 46 упр. 83 по заданию, страница 47 правило.
- Большое спасибо за активную работу!