Тема. Дательный падеж.
Цель: научить распознавать дательный падеж; познакомить с предлогами, употребляемыми с дательным падежом.
Задачи:
Образовательные: создание условий для знакомства детей со способом определения дательного падежа имён существительных; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научиться распознавать дательный падеж имен существительных, развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.
Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Игра «Знаю орфограммы»
Моро…, п…льто, м…тель, лес…ница, Ил…я, шос…е, тр…пинка.
- К какой части речи относятся слова?
- Дайте определение имени существительному?
- Как изменяется имя существительное?
- Сколько падежей в русском языке? Перечислите?
2. Минутка чистописания.
ворона
- Объясните лексическое значение слова ворона?
(Птица с черным или серым опереньем.)
- Составьте предложение с этим словом.
(1 ученик записывает составленное предложение на доске)
- Найдите грамматическую основу предложения. Укажите падеж имён существительных.
III. Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы познакомимся с падежом, о котором можно сказать…
Я – щедрый, удивительный!
Я всех благодарю…
И всем дарю, дарю, дарю!
Собаке – кость!
А стенке – гвоздь!
А Маше, Васе, Лёше, Пете
Дарю по сказочной конфете!
Скорее помогите!
И как зовут скажите!
- О каком падеже идет речь?
- Какова тема нашего урока?
- Сегодня мы научимся определять дательный падеж в именах существительных. Узнаем, с какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже.
IV. Работа по теме урока
3. Работа по учебнику (устно) упр. 82 с. 46
- Прочитайте словосочетания.
- Определите падеж имён существительных в словосочетаниях.
- Какие вопросы вы поставили?
- К каким существительным поставили вопрос кому?, а к каким – чему?
Вывод: дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему?
V. Физкультминутка
4. Работа в парах
На каждую парту даются листы с заданиями. Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги, определите падеж выделенных слов.
Дети шли … дороге … лесу. ( к, по)
Вывод: С именами существительными в дательном падеже употребляются предлоги К, ПО.
5. Работа по учебнику (письменно) упр. 83 с. 46
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)
1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица»)
2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица»)
3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська»)
4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? (К басне «Стрекоза и Муравей»)
- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)
- Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово. Пишем букву – о. Кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву - е, суффикс – ек и т.д.)
- Что ещё мы должны сделать? (Найти в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставить к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже указать падеж.)
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
(Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.
5. Самостоятельная работа.
- Списать предложения. Найти имена существительные в дательном падеже.
Лыжники шли по лесу. Мяч быстро катился по земле. Внуки поехали к бабушке.
VI. Итог урока
- С каким падежом работали на уроке?
- Назовите вопросы дательного падежа.
- С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?
VII. Домашнее задание
С. 47 выучить правило, упр. 85