Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарбальджейская основная общеобразовательная школа»
с.Тарбальджей
«Дацаны –история моей малой Родины»
Выполнила: Мальцева Дарья
ученица 9 класса МБОУ «ТООШ»
с.Тарбальджей Забайкальского края
Кыринского района
улица Школьная, дом 19
телефон 8-914-463-76-74
Руководитель: Шестакова С.Ш.
учитель истории и обществознания
МБОУ «ТООШ»с.Тарбальджей
Ноябрь,2023 г
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………..2-3
2. Общие сведения………………………………………………………..3-4
3. Историческая справка …….…………………………………………..4
4. Дацаны- Бырцынский, Кушурский и Талачинский…………………4-6
5. Заключение……………………………………………………………...6
6. Список использованной литературы……………………….................6
7. Прпиложение……………………………………………………………7-11
Введение
Цель работы – рассмотреть разнообразие памятников архитектуры на примере дацанов, показать их историческую значимость в жизни людей.
Задачи:
- исследовать историю основания дацанов в Кыринском районе;
- провести опрос среди старожилов в историях, легендах, воспоминаниях;
- показать значимость святых мест в истории и развитии Родины
Формы работы:
- опрос сторожил села и района;
- поисковая работа с литературой, интернет ресурсами, архивами школьного музея.
Объект исследования –дацаны в Кыринском районе.
«Дацан-место где обретаешь гармонию души.
Далай-лама XIV
Во все века и времена храмы были социальным институтом, выполняющим нравственную, мировоззренческую и воспитательную функции, стабилизировал и объединял общество.
Изучение истории, культуры страны неразрывно связано с изучением храмов, как памятников архитектуры. Каждый храм несет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, вносят в нее гармонию, радуют глаз, умиротворяют душу.
Актуальность: В настоящее время общественная жизнь характеризуется интенсивным ростом национального самосознания. Появляется интерес к прошлому, к историческим истокам, стремлением возродить в новых условиях некогда бездушно отброшенные забытые традиции и обычаи. В связи с демократизацией общества происходят значительные изменения и в религиозной жизни, буддизм испытывает настоящее возрождение. Все больше людей приходят в дацаны за поддержкой, советом, помощью и получают ее. Дацаны имеют огромное значение для возрождения национальной культуры. Это возвращение к духовным истокам, верность традициям и событиям предков, это дань уважения исторической памяти. Значителен интерес к дацанам и у подрастающего поколения. В связи с этим актуальность выбранной темы аргументируется необходимостью приобщения молодежи к духовным ценностям, изучению прошлого, настоящего истории своей малой Родины.
Общие сведения
Храмы - это культовые постройки, воплощающие образ мироустройства в той или иной религии, ее основные ценности.
Дацан - буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики.
Советская власть в 30-х годах закрыла большинство дацанов для посещения, многие храмы были разрушены или использовались не по назначению.
С 90-х годов XX века в России начался процесс «национально-культурного возрождения», в данном контексте Забайкальский край привлекает внимание восстановлением буддийских святынь, реставрационными работами и строительством новых храмов, ступ на пожертвования верующих. Вера снова стала опорой, источником сил и чистоты.
ДАЦАНЫ, монастырские комплексы адм., культовых и учеб. учреждений. Возникли в Забайкалье после 1840-х. До этого времени, с начала XVII в., существовали единичные молельни и общественные сумэ в войлочных юртах, которые не были объединены в единую систему церковной организации буддистов Забайкалья. Даты основания дацанов в разных ист. различаются, т.к. в одном случае бралась дата начала их фактического функционирования, а в другом — дата регистрации в административных органах.
Историческая справка
В начале XIX в. на территории нашего района действовало 3 дацана:
-Бырцинский
-Кушурский
-Талачинский
Дацаны- Бырцынский, Кушурский и Талачинский.
Бырцынский дацан-1828 г.
Служители дацана - 4 ламы (утвержденные правительством), население: мужчин – 945 ч, женщин – 916 ч. В годы революции дацан был сожжен. Приложение №1.
Бырцынский дацан был построен в селе Мордой нашего района. В 1828 году, здесь ещё не было села. Стояли небольшие построения и бурятские юрты.
По рассказам старожилы села Тарбальджея Цыбиковой Цыден-Еши, которая рассказывала о Бырцынском дацане своей внучке Содбоевой Светлане, которая в настоящее время работает учителем истории в родном селе. Из рассказа бабушке стала известно, что бабушка Цыден-Еши была работницей при дацане. Когда пришли люди в чёрных плащах с красными повязками и с ружьями, потребовали всем покинуть здание дацана. Ламы отказались, но попросили работников покинуть здание. Так бабушка осталась жива и стала свидетелем той страшной трагедии. Когда большевики поджигали дацан, мы работники, убежав к лесу, слышали, как ламы читают молитву. В 2008 году силами населения района и края был возведён Субурган памяти лам Бырцинского дацана в селе Кыра. Приложение №2.
Кушурский дацан
Служители дацана - 4 ламы (утверждённые правителем), население: мужчин – 660 ч., женщин-703 ч. Дацан был построен перед селом Ульхун-Партия, если ехать в сторону Читы с Кыры.
В 1936-37 г. перевезен и реконструирован в ДК с. Хапчеранга. Приложение №3.
Талачинский дацан
О месте нахождения Талачинского дацана нам известно со слов Анастасии Гамбоевой. За селами Верхний и Нижний станами, если перевалить через гору, в пади Талачи находился Дацан- это одноэтажное деревянное здание, уничтожено в 30-х годах, лам арестовали и увезли, сказали якобы выселили. Приложение №4. На месте Талачинского дацана опять же силами жителей района, края возведён субурган памяти Талачинского дацана.
В нашем селе построен в 2009 г. молебный дом-дуган, также силами жителей края. На протяжении двух лет шли сборы денег для строительства дугана. Приложение №5.
Здание находится в центре села, бывший продовольственный магазин, который долгое время пустовал. Раз в месяц на 12 лунный день проводятся молебны ламами Токчинского дацана. Многие жители района и соседнего Акшинского района приезжают на молебен. Верующие люди, буряты и русские стараются по возможности чаще бывать в храмах у лам - перед важными хозяйственными делами или в связи с радостными или печальными событиями в своей жизни или самому повернуть хурдэ (молитвенное колесо) – значит просветлить душу, стать чище, значит не ослабеть, а набраться сил. При этом верующий молится не только о себе, перед ним весь огромный земной и неземной мир. В дацан идут не только помолиться, поправить здоровье по тибетской медицине, посмотреть на бесценные мандалы.
Заключение
В истории храмов таится история родного края. Знание истории своей малой родины помогает узнать историю страны. Святые места, которые повлияли на жизнь твоих предков, особенно дороги.
Храмы выполняют духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции, имеют огромное значение в развитии страны. Храмы – духовная защита общества, которая объединяет людей, сеет мир, интеллектуально и культурно развивает человека. Сохранение истории и передача ее от поколения к поколению является важной задачей.
Список использованной литературы:
1. Источник: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=1934 © Энциклопедия Забайкалья;
2. Школьный музей - статьи из газеты «Ононская правда», фотографии;
3. Интернет - ресурс.
Приложение №1
Приложение №2
Субурган памяти лам Бырцинского дацана,
был возведен в 2008 г. силами населения района и края.
Приложение №3
Здание Кушурского дацана, ныне дом культуры в селе Хапчеранга
Приложение №4
Приложение №5
7