Дополнительная
общеобразовательная программа
«Давайте говорить по-английски»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: базовый.
Составитель: Шишкина Марина Николаевна
Учитель английского языка
Срок реализации: 1 год.
2022 г
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цели и задачи программы……………………………………………………………...3
Содержание программы………………………………………………………………..4
Планируемые результаты………………………………………………………………5
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
Календарный учебный план……………………………………………………………9
Условия реализации программы……………………………………………………...16
Формы аттестации……………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………………………20
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира.
На ранней ступени обучения язык должен, прежде всего, рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и деятельность с языком ребенок развивается, «воспитывается, познает мир и себя». Развитие на ранней ступени вообще и развитие навыков общения в частности, а также само владение языком является предпосылкой успешного обучения в будущем.
В содержание обучения иноязычному общению на ранней ступени входят четыре аспекта: развивающий (приоритетный), воспитательный, познавательный и учебный.
- развитие психических функций ребенка через процесс овладения иностранным языком;
- удовлетворение познавательных потребностей ребенка;
- создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание гражданина не только своей страны, но и мира;
Учебная программа рассчитана на 1 учебный год: 34 учебных часа, 3 часа в неделю (3 группы) .
Возраст: 6 – 7 лет.
Длительность занятий: 60 минут.
Цель – формирование навыков общения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и взрослыми, формирование у ребенка положительного отношения к изучению английского языка.
Задачи программы:
Образовательные:
- научить детей общаться по-английски между собой или с взрослыми и правильному произношению иностранных слов,
- формировать первичные навыки диалогической и монологической речи на английском языке;
- обогащать языковой словарь ребенка словами об окружающем мире.
Метапредметные: развивать речевой слух, память, мелкую моторику рук, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности.
Личностные: воспитывать организованность, терпимость, умение обучаться в коллективе, любознательность, внимание, ответственность, уверенность в своих силах.
Социальные: способствовать социальной адаптации учащихся через приобретение языковых навыков и развитию коммуникабельности при общении в коллективе и воспитать интерес и уважение к культуре других народов.
Предлагаемая программа предназначена для обучения детей английскому языку (старшего дошкольного возраста) в игровой форме. В процессе обучения дети приобретают элементарный словарный запас, простейшие речевые навыки и умения, которые помогут им успешно продолжить изучение английского языка.
Содержание программы
В содержание обучения включаются:
- базовые речевые образцы, отражающие игровые и реальные отношения в речи;
- средства для моделирования этих образцов; (набор существительных, отражающих основные принципы деятельности, глаголы, отражающие основные движения, состояния и действия с предметами, прилагательные и наречия, обозначающие качества предметов и явлений; также скороговорки, стихи, считалки, песни, сказки; диалоги и монологические тексты, аудитивные тексты, игры).
Занятия проходят в группе и исключительно в игровой форме с учѐтом возрастных особенностей детей. Каждое занятие включает просмотр коротких видеофильмов по теме занятия, прослушивание песенок и рифмовок.
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Знакомство. Meeting | 2 |
2 | Я умею считать до 10. I can count to ten | 3 |
3 | Я умею бегать, прыгать и танцевать. I can run, jump and dance | 3 |
4 | Домашние животные. | 3 |
5 | Домашние животные и их детеныши | 2 |
6 | Знакомство с цветами. Colours | 3 |
7 | Мои игрушки. My toys | 3 |
8 | Дикие животные | 3 |
9 | Моя семья. My family | 3 |
10 | Моя любима еда. За столом | 4 |
11 | Фрукты и овощи | 2 |
12 | Прием пищи | 3 |
13 | Итоговое занятие | 1 |
Планируемые результаты
В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:
1. Может активно и адекватно использовать имеющийся словарный запас: минимум 120 лексических единиц в речевых образцах и 20 в рифмовках, стихах, песнях;
2. Умеет в повседневной жизни пользоваться грамматическими конструкциями (речевые образцы (выражения)):
Я… (имя)
Мне (возраст)
Я вижу… ;
Я умею… ;
Я люблю… ;
Я имею… ;
3. Фонетически грамотно произносит звуки, отличные от русских;
4. Переводит слова с русского языка на английский и наоборот;
5. Показывает картинку с названным словом, называет, что или кто изображен на картинке;
6. Правильно использует слова и выражения в монологической речи и в игровой деятельности;
7. Задает и отвечает на вопросы разделов тем программы;
8. Строит монологические высказывания;
9. Участвует в составлении диалогов;
10. Использует в деятельности считалочки, рифмовки.
11. Умеет внимательно слушать речь педагога, перевод ее, опираясь на ключевые слова;
12. Может разыгрывать небольшие сценки на английском языке с использованием игрушек;
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;
• первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур;
• первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;
• почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
3. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран:
• элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран;
• первоначальный опыт межкультурной коммуникации;
4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• любознательность и стремление расширять кругозор.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты в данном курсе достигаются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования.
У дошкольников будут развиты:
1. Положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком:
– элементарное представление об иностранном языке как средстве познания мира и других культур;
– первоначальный опыт межкультурного общения.
2. Языковые и речемыслительные способности, психические функции и процессы:
- языковые способности
– слуховая дифференциация (фонематический и интонационный слух);
– зрительная дифференциация (транскрипционных знаков, букв, буквосочетаний, отдельных слов, грамматических конструкций и т. п.);
– имитация (речевой единицы на уровне слова, фразы);
– догадка (на основе словообразования, аналогии с родным языком, контекста, иллюстративной наглядности и др.);
– выявление языковых закономерностей (выведение правил);
– трансформация (языковых единиц на уровне словосочетания, фразы);
Предметные результаты
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом учащийся научится:
– понимать особенности образа жизни зарубежных сверстников;
–узнавать наиболее известных персонажей англоязычной детской литературы и популярные литературные произведения для детей;
Ребенок получит возможность:
– сопоставить реалии стран изучаемого языка и родной страны;
– представить реалии своей страны средствами английского языка;
– познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения.
В процессе овладения учебным аспектом у обучающихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Говорение:
• вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос
• кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
• воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
Аудирование:
В процессе аудирования обучаемый научится понимать:
– речь учителя во время ведения урока;
– связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова;
– высказывания одноклассников.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный план
Основные темы | Месяц /Кол-во занятий | Цели и задачи | Лексический и грамматический материал |
Позвольте представиться. Знакомство. Давайте дружить. | сентябрь- 2 занятия | Познакомить детей: как надо представляться по-английски, спросить в ответ как зовут, попрощаться; Способствовать развитию навыков общения детей друг с другом, со взрослыми, с незнакомыми людьми, преодолевая языковой барьер; Стремиться к дальнейшему привитию навыков речевого этикета; Способствовать закреплению модельных фраз, употребляемых при знакомстве, при рассказе о себе, отрабатывая правильное реагирование на ответные вопросы собеседника; Закрепить в речи детей различные варианты приветствия, добиваясь четкого понимания: когда и как необходимо здороваться по-английски; Способствовать формированию представления о том, какие бывают родственные связи, развивая умения давать краткую информацию о каждом члене семьи и выражать свое отношение к каждому из них. | Hello! Hi! Good morning! Good afternoon! Good evening! Good night! Good bye! Bye-bye! How are you? I`m fine, thank you! (варианты) What is your name? I`m Kate. My name is Kate. |
Я умею считать | октябрь 3 занятия | Выучить счет до 10; Способствовать закреплению модельных фраз, употребляемых при знакомстве, при рассказе о себе, отрабатывая правильное реагирование на ответные вопросы собеседника | - One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten - I am 6/7 - How old are you? |
В какие игры ты любишь играть Я умею бегать и прыгать Что я не умею делать Я люблю играть с друзьями | октябрь-ноябрь 4 занятия | Продолжить расширять общий кругозор детей, пополняя их словарный запас и на английском, и на родном языке; Закрепить употребление всех активных фраз; Ввести понятие модального глагола «can»; Закрепить счет до 10, Продолжить формирование адекватного реагирования на поставленные вопросы и задания собеседника; Развивать умения воспринимать на слух речь учителя и правильно реагировать на нее; Формировать устойчивую мотивацию на дальнейшее изучение английского языка | - to write, to read, to eat, to drink, to jump, to skip, to run, to go, to dance, to sing, to play the piano, to draw, to sleep, to cry, to play the guitar - Do you like to dance? - Yes, I do| No, I don`t - What can you do? Can you dance? Can you swim? Can you fly? – Yes, I can / No, I can`t |
1.Домашние животные и птицы 2.Кто живет на ферме 3. Домашние животные и их детеныши 3.Как мы встречаем Новый год | ноябрь- декабрь 4 занятия | Познакомить детей с домашними животными и птицами; Продолжить расширять общий кругозор детей, пополняя словарный запас речи детей на обоих языках; Отработать навыки понимания детей взрослых особей и их детенышей домашних животных и птиц на основе родного языка, строя логические цепочки: «петух-курица-цыпленок», и другие; Познакомить детей с традициями празднования Рождества и Нового Года в англо-говорящих странах, сравнивая их с традициями народов России; Продолжить отработку счета до 10, выполняя различные упражнения, направленные на закрепление пройденного материала | - a cockerel, a hen, a chicken, a goat, a pig, a goose, a turkey, a sheep, a rabbit, a horse, a duck, a piggy, a duckling, a ram, a dog, a puppy, a cat, a kitten, a kid, a deer, a cow, a camel, a peacock - Where is the dog`s house? - On the farm. - We wish you a Merry Christmas and Happy New Year |
Знакомство с цветами | январь 3 занятия | Развивать художественно-творческие способности детей при выполнении творческого задания; Познакомить с названиями цветов, научить называть какого цвета каждый предмет вокруг ребенка, используя фразы: «The cat is brown. It`s a brown cat. Развивать умения детей воспринимать на слух речь учителя и правильно реагировать на задания и задаваемые вопросы; Развивать умения декламировать стихи по-английски с опорой и без опоры по пройденным темам; Закрепить счет до 10 по ходу выполнения ряда упражнений; | - What colour is it? – White, black, red, blue, green, yellow, orange, purple, pink, grey, brown. - One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten |
| | | |
| | | |
Какого цвета мои игрушки. В магазине игрушек. Я люблю играть с игрушками. | февраль 3 занятия | Продолжить расширять общий кругозор детей; Развивать умения правильно не только называть игрушки; Повторить название цветов, учась называть какого цвета каждый предмет вокруг ребенка, используя модельные фразы: «The car is blue. It`s a blue car. The car`s colour is blue»; Развивать умения детей воспринимать на слух речь учителя и правильно реагировать на задания и задаваемые вопросы; Продолжить развивать умения логически думать, запоминать, сопоставлять два языка, сравнивая друг с другом. | - My toys: a teddy-bear, a ballon, a pyramid, a doll, a bicycle, a boat, a house, a robot, a horse, a lorry, a car, a top, a drum, a xylophone, a rocket, a doll` stroller, a clown, a brick, a block, a puppy, a bucket, a ball, a train, a clock, a kitten, a plane, a ship, a shovel, a swing, a sledge, a tractor, a watering, a merry-go-round - It is a teddy-bear. - Is it a doll? – Yes, it is / No, it isn`t. |
| | | |
| | | |
Дикие животные. Кто живет в лесу. Кто живет в зоопарке. | февраль- март 3 занятия | Познакомить детей с дикими животными; Продолжить развивать умения детей воспринимать речь учителя на слух, правильно реагируя при демонстрации стихов, выполняя определенные действия; Повторить название цветов с использованием новых слов | - a bear, a wolf, a fox, a hare, a squirrel, a snake, a deer, a frog, a bird, a woodpecker, an owl, a swan, a hedgehog - What is it? Is it a bear? – Yes/ it is / No, it isn`t - In the forest - a tiger, a lion, a wolf, a fox, a pig, a giraffe, a brown bear, a white bear, a zebra, an elephant, a crocodile, a hippo/ a hippopotamus, a bear, a monkey, a tortoise, a kangaroo - In the Zoo - Where`s the dog`s house? – In the house, in the forest, in the Zoo, on the farm - a fly, an ant, a bee, a mosquito, a beetle, a ladybird, a butterfly, a dragon-fly, a grasshopper, a spider, a caterpillar |
Познакомьтесь с моей семьей. Я люблю свою семью. | март 3 занятия | Научить называть членов своей семьи; Способствовать развитию навыков общения детей друг с другом преодолевая языковой барьер; Способствовать закреплению модельных фраз, употребляемых при знакомстве, при рассказе о себе, отрабатывая правильное реагирование на ответные вопросы собеседника; Способствовать формированию представления о том, какие бывают родственные связи, развивая умения давать краткую информацию о каждом члене семьи и выражать свое отношение к каждому из них. | - My family: a father, a mother, a sister, a brother, an uncle, an aunt, a grandfather, a grandmother, a granddaughter, a grandson, a son, a daughter. - I have got a mother. I have got a father. - Have you got a mother? – Yes, I have/ No, I haven`t |
| | | |
| | | |
| | | |
Я люблю фрукты. Множественное число существительных Я люблю овощи. Кто еще любит овощи? Кто любит сладости? Моя любимая еда | март-апрель 5 занятий | Познакомить детей с различными продуктами питания; Способствовать формированию понятия у детей об основах правильного питания, понятия классификации продуктов в повседневной жизни: «овощи-фрукты», «молочные продукты», «мясо-рыба», «бакалея»; Развивать способность детей выражать свое отношение к определенному виду продуктов, используя модельные фразы: «I like banana. I don`t like carrot»; Продолжить развивать умения детей воспринимать речь учителя на слух, правильно реагируя при демонстрации стихов, выполняя определенные действия; Развивать зрительную память, логическое мышление и внимание детей; Познакомить детей с личными местоимениями, делая акцент на различие местоимений «she», «he», «it» в английском языке | The fruits: a banana, an apple, a grape, an apricot, a lemon, a peach, an orange, a pear, a melon A banana – bananas; an orange – oranges… What is it? Is it an apple? – Yes, it is / No, it isn`t The vegetables: a cabbage, a potato, a beet, a pumpkin, a cucumber, a tomato, a reddish, a carrot, an onion; I like to eat apples and bananas Do you like apple? – Yes, I do / No, I don`t The berries: a cherry, a plum, a strawberry, a black currant, a red currant, a white currant, a raspberry, a gooseberry, a watermelon; Another products and food: a nut, butter, an egg, a sausage, ice-cream, macaroni, sour cream, sugar, salad, jam, tea, pancakes, cocoa, cake, curd, oil, milk, bread, meat, fish, cheese, chocolate, salt, sweets, porridge, honey, juice, soup, coffee, pie, biscuit, mineral water Some cheese, some meat, some ice-cream… I, you, we, they, she, he, it |
Что я ем на завтрак. Завтрак, обед, ужин. Столовые приборы. | Май 3 занятия | Познакомить детей с правильными названиями приема пищи по-английски: «breakfast», «lunch», «dinner», «teatime», «supper», сравнивая традиции приема пищи в Великобритании и в России; Продолжить закреплять лексику по теме «Продукты питания», расширяя возможности детей к использованию их в речи; Продолжить расширять общий кругозор детей, пополняя словарный запас и на английском, и на родном языке; Закрепить понятие множественного числа существительных в английском языке, используя их в игровых ситуациях; | Breakfast – for breakfast, lunch – for lunch, dinner – for dinner, teatime – for teatime, supper – for supper I like to eat for breakfast: …… Dishes: a cup, a kettle, a saucer, a table-cloth, a spoon, a glass, a plate, a pan, a pot, a dish, a jug, a bottle, a napkin, a teapot, a vase, a fork, a knife |
Что нового я узнал об английском языке | май 2 занятия | Осуществить обобщающее повторение всего лексического и грамматического материала, пройденного за 1 год обучения; Закрепить употребление всех активных фраз; Закрепить счет до 10, название цветов и животных; Развивать умения воспринимать на слух речь учителя и правильно реагировать на нее; Формировать устойчивую мотивацию на дальнейшее изучение английского языка, показывая, каких успехов дети достигли за пройденный первый год обучения. | - to write, to read, to eat, to drink, to jump, to skip, to run, to go, to dance, to sing, to play the piano, to draw, to sleep, to cry, to play the guitar - Do you like to dance? - Yes, I do| No, I don`t - What can you do? Can you dance? Can you swim? Can you fly? – Yes, I can / No, I can`t |
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
1) помещение – кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям: светлый, сухой, с вентиляцией воздуха.
2) материально-техническое обеспечение: учебное оборудование - ученические столы 13 шт., стулья 26 шт., доска, компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер.
3) материалы и инструменты:
Ножницы, клей ПВА, клей карандаш, цветной картон, цветная гофрированная бумага, простые карандаши, цветные карандаши и фломастеры, краски гуашевые, акварельные краски, кисти.
Кадровое обеспечение программы
Руководитель кружка - педагог дополнительного образования, Шишкина Марина Николаевна, образование высшее, педагогический стаж – 17 лет.
2.3. Формы аттестации
Критерии оценки форм аттестации
Критерии:
1.Диалогическая речь
Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения.
Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условно-правильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки).
Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками).
2. Монологическая речь
Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз.
Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы.
Низкий уровень: не дает ответа.
3. Аудирование
Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку.
Средний уровень: условно-правильно передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы), отгадывает загадку.
Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь, не отгадывает загадку.
4. Лексические навыки
Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения.
Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения.
5. Грамматические навыки
Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы.
Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Ответы нечеткие, условно-правильные (содержащие грамматические ошибки), вопросы условно-правильные.
Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания.
6. Фонетические навыки
Высокий уровень: все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения.
Низкий уровень: многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки.
Список литературы
Васильева И. Английский язык. Первые слова. Рабочая тетрадь дошкольника. М.: «Стрекоза», 2013.
Гацкевич М.А. Учись играя! Учебное пособие по английскому языку для младших школьников. – СПб.: КАРО, 2005.
Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
Каркусова Д.М. Учим английскому языку, играя. Пособие для учителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Коновалова Т.В. Весёлые стихи для запоминания английских слов. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.
Крылова Н.В. А как это по-английски? Методическое пособие. – М.: Линка-Пресс, 2006.
Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. – М.: ВАКО, 2010.
Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: книга для учителей. – М.: центр ВЛАДОС, 2003.
Максютова Г.Ю. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников при изучении иностранного языка. –Чита, 2007.
Пруидзе Е.Ш. Веселый английский для маленьких друзей. – Ростов/Д: Легион, 2014.
Талантливый малыш. Газета для детей дошкольного возраста – 2013.
Трясорукова Т.П. Вместе с мамой учим английские слова. – Изд. 3-е. – Ростовн/Д: Феникс, 2013.
Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Учебник. – М.: РОСМЭН, 2013.
Комплект тематических карточек по английскому языку. – Изд-во РАНОК, 2008.
25