ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ.
1. В котором часу воспитатель поднял детей после дневного сна? Соответствует ли это время установленному режиму?
2. Какие условия созданы для одевания детей (свободно или тесно, есть ли возможность одеваться сидя, следит воспитатель за тем, чтобы дети не стояли босиком на полу?
3. Какую воспитательно-образовательную работу проводит воспитатель во время одевания? Имела ли место работа по воспитанию навыков самостоятельности в одевании, воспитание аккуратности, вежливости, взаимопомощи, по приучению детей правилам дисциплинированного поведения, использовал ли воспитатель этот режимный момент для расширения кругозора детей? В чем это выражалось?
4. Какие приемы в работе с детьми использовал воспитатель во время одевания (напоминание, контроль, игровые моменты и т.п.)? Понравились ли зам эти приемы? Какие приемы использовали бы вы?
5. Как организована уборка постели? Какое участие принимали дети? Руководил ли воспитатель детьми, как?
6. Сколько времени длилось одевание? В котором часу дети приступили к иглам? Достаточно ли было время для игр?
7. Какая деятельность детей была организована воспитателем после одевания? Играли ли дети? В какие игры? Какие слова, действия использовал воспитатель, чтобы организовать игры детей? Играла ли с детьми сама? Самостоятельно ли дети выбрали себе занятия, или их подсказывал воспитатель? Добился ли воспитатель, чтобы каждый ребенок был занят интересной игрой? Как он этого добился?
8. В котором часу началась подготовка к полднику? Чем она началась (сервировка стола с участием детей, указания к окончанию игр, постепенный переход детей от игр к умыванию, уборка игрушек на свое место)? Соответствует ли время начала подготовки к полднику установленному режиму? Какие ошибки допустил воспитатель в организации этого режимного момента? В чем бы вы хотели ему подражать?
9. Наблюдался ли постепенный переход детей от игр к умыванию, или все дети сразу, по команде воспитателя, пошли умываться? Как следует поступить правильно?
10. Моменты умывания детей перед полдником анализируются также,
как и момент умывания перед завтраком, обедом.
11. Проведение полдника анализируется также, как проведение завтрака, обеда.
12. Что делали дети после полдника? Успевал ли воспитатель распределить свое внимание между детьми заканчивающими полдник, и детьми, вышедшими из-за стола?
13. В котором часу дети вышли одеваться на вечернюю прогулку? Соответствует ли это время установленному режиму?
14. Одевание детей на прогулку анализируется также, как и одевание на дневную прогулку.
15. Чем отличается содержание работы воспитателя во время вечерней прогулки по сравнению с дневной прогулкой? Интересно ли была организована вечерняя прогулка? Почему да? Почему нет? Какие виды деятельности детей вы наблюдали? Как бы вы организовали вечернюю прогулку?
.
ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ.
1.Подготовка, специалиста к занятию. Есть ли план-конспект? Насколько правильно и тщательно он разработан? Точно ли сформулированы задачи? Соответствует ли содержание занятия поставленным задачам, возрасту детей и уровню физического развития, их подготовленности условиям проведения? Последовательно ли расположены в плане-конспекте упражнения? Взаимосвязаны ли части занятия? Хорошо ли составлены организационно-методические указания? Подготовлены ли места для занятия и физкультурный инвентарь? В какой одежде и обуви занимались дети и как был одет специалист?
2. Организация занятия. Вовремя ли началось, закончилось занятие? Как практически было распределено время на отдельные части занятия? Какие были использованы приемы размещения детей на занятии и способы их организации для выполнения упражнений? Рационально ли использовались помещение и инвентарь?
3. Проведение занятия. В какой мере были решены задачи обучения движениям и закрепления умении и навыков у детей? Как специалист реализовал на практике принципы обучения? Соответствовали и в какой мере методы обучения возрасту и подготовленности детей, этапу обучения, характеру движений, музыкальному сопровождению? Умеет ли специалист предупреждать и исправлять ошибки у детей, а также обеспечить страховку во время выполнения упражнений? Сообщались ли детям теоретические сведения о физическом воспитании, и в каком объеме? Как решались оздоровительные задачи: укрепление органов и систем организма, закаливание? Правильно ли были установлены и точно ли выдерживались темп выполнения и дозировка каждого упражнения? Как регулировалась физическая нагрузка? Решалась ли задача привития навыков правильной осанки, а также личной и общественной гигиены? Продолжительность всего занятия и каждой его части. Оценка обшей и моторной плотности занятия.
Как решались воспитательные задачи: уделялось ли внимание воспитанию интереса и привычки к ежедневным физкультурным занятиям, привитию умений самостоятельно заниматься физическими, организовывать и проводить их со своими сверстниками и с младшими детьми? Как и в какой мере решались задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурного занятия?
4. Поведение и состояние детей. Мера организованности и дисциплинированности группы, взаимоотношения со сверстниками. В какой степени проявилось внимание, активность, инициатива, настойчивость? Самочувствие и настроение детей.
5. Выполнение требований к специалисту. Качество показа и выполнения упражнений. Объяснение упражнений. Умение видеть всю группу, контролировать самочувствие и поведение детей. Умение владеть голосом, культура речи. Умение соблюдать педагогический такт, тон в обращении с детьми. Характер ведения занятия (уверенно, неуверенно), настроение воспитателя.
6. Общая оценка проведенного занятия.
7. Предложения к исправлению недостатков и усовершенствованию методики проведения физкультурных занятий.
ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Методички-вопросники, соответствующие определенному виду деятельности, использовать форму записи в виде условных знаков:
03 - низкий уровень;
04 - средний уровень;
05 - высокий уровень.
Причем оценивать надо каждый показатель данной методички. Приведен полный и сокращенный варианты табличной записи анализа проведения специалистом утренней гимнастики в центре (напротив каждого показателя ставится точка, затем точки соединяются ломаной линией). Графический метод наглядно отображает результат и позволяет объективно оценить деятельность специалиста. Этим методом могут пользоваться специалисты для самоконтроля.
Графический метод анализа - это микродиагностика профессиональных знаний, умений, навыков специалиста, где четко виден индивидуальный рост каждого.
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ.
Показатели методички-вопросника | 03 | 04 | 05 |
1. Организация детей. | | | |
2. Владение терминологией, четкость команд. | | | |
3. Выдержана ли структура. | | | |
4. Правильность проведения ввод ной части занятия. | | | |
5. Обшеразвивающие упражнения; последовательность, количество и дозировка, соответствие возрасту. | | | |
6. Качество показа специалиста. | | | |
7. Качество выполнения детьми, индивидуальная работа. | | | |
8. Велась ли работа над осанкой и дыханием. | | | |
9. Ритмичность (под музыку синхронность). | | | |
10. Продолжительность. | | | |
11. Гигиенические условия. | | | |
12. Элементы творчества в организации занятия. | | | |
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА:
Использование времени, отведенного в режиме дня для игр, характер игровой деятельности в разные периоды игр, виды игр. Создание условий для игр, место для разных видов игр в помещении и на участке; игрушки и игровое оборудование. Влияние воспитателя на развитие детских игр и формирование игровой деятельности; введение новых ролей, новых игровых действий, новых игровых ситуаций; приемы, направленные на развитие игр. Обучение детей игровой деятельности в группе: приемы, направленные на обучение; личное участие воспитателя в играх. Формирование реальных и игровых взаимоотношений; создание детских игровых коллективов.
Привлечение детей к проведению дидактических игр. Руководство воспитателя: предложение игр, объяснение правил, контроль за их выполнением, решение дидактических задач, поставленных в игре; поддержание интереса к игре; организованное окончание игры.
Организация детей для проведения строительных игр, руководство воспитателя: выбор темы постройки, показ отдельных приемов ее содержания, использование дополнительного материала и игрушек для оформления построек; обучение строительству по чертежам, рисункам, фотографиям, по заданным условиям.
Уровень развития игровой деятельности дестей в группе: самостоятельность в выборе игры и развитии сюжетных линий; продолжительность игры охват детей; разнообразие ролей, игровых действий, игровых ситуаций. Реальные взаимоотношения детей в игре: умение сговариваться, распределять роли, намечать план игры и осуществлять его, самостоятельно подбирать или изготовлять оборудование, устанавливать правила и следить за их выполнением, организованно окончить игру.
Подбор игр, игрушек, строительных материалов для разных видов игр в разных возрастных группах; размещение и хранение оборудования.
методика музыкального воспитания.
основные вопросы для наблюдения и анализа:
1. Структура и варианты музыкальных занятий.
2. Программное содержание каждого, вида музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в подгруппе.
3. Методика проведения занятия:
а) вводная часть, приемы организации обучения детей движениям под музыку;
б) эффективность использования приемов при слушании музыки;
в) роль музыкальных упражнений на занятии;
г) методические приемы в работе над песней (чистота интонирования, дикции, дыхание, ансамбль, звукообразование).
4. Качество пения детей, умеют ли спеть знакомую песню, могут ли петь без аккомпанемента, индивидуально и подгруппами, есть ли у детей любимое произведение.
5. Приемы организации и методы обучения детей движениям под музыку, пляски, игры.
6. Грамотность программного музыкального материала.
7. Согласованность в работе музыкального руководителя и воспитателя, их готовность к занятию.
8. Выводы о просмотренном занятии.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И КОНСТРУИРОВАНИЮ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Соответствует ли содержание занятия программе данной группе?
2. Определите познавательное значение данного занятия, достаточна ли была нагрузка на занятии?
3. В чем заключалось сочетание нового и знакомого детям материала на занятии?
4. В чем заключалось воспитательное значение данного занятия?
5. Оцените оптимальность используемых на занятии методов и приемов обучения: соответствие уровню развития детей, виду занятия, характеру программных задач.
6. Оцените объяснение и показ способа изображения предмета воспитателем: четкость, доступность, последовательность, методическая грамотность.
7. Оцените поведение детей на занятии: организованность, соблюдение дисциплины, самостоятельность, темп работы.
8. Оцените качество детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, уровень технических и изобразительных умений, творческий подход к решению поставленных задач, аккуратность в работе.
9. Длительность занятия в целом и по частям. Соответствие возрасту детей. Причины задержки занятия (если это имело место).
10. Дайте общую характеристику и оценку просмотренному занятию (какие изменения целесообразно внести в методику проведения занятия).
СХЕМА ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
Хронометраж времени | Действия воспитателя | Действия детей |
По структурным частям занятия. | Методы и приемы обучения, слова и действия воспитателя в процессе всего занятия. | Как дети поняли объяснение задания, обращались ли за помощью к воспитателю, товарищам, как справились с заданием, проявление творчества, умение анализировать работы. |
| | |
ВОПРОСЫ ДЛЯ АСПЕКТН0Г0 АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО:
1 аспект. Подготовка занятия. Хронометраж времени на занятии.
- подготовка обстановки, материала для детей:
- подготовка демонстрационного материала, его соответствие дидактическим требованиям: эстетичность, доступность по содержанию детям, соответствие теме, задачам занятия.
Хронометраж:
- длительность 1 части занятия;
- длительность 2-ой части занятия;
- длительность 3-ей части занятия;
- общая длительность занятия, соответствие временных затрат возрасту детей, причины задержки занятия;
2 аспект. Оценить оптимальность методики организации и проведения первой части занятия (вводно-вступительная часть):
- при помощи, каких методов переключила воспитатель внимание детей на занятие;
- вид занятия, доступность темы, задания детям;
- какими приемами была вызвана умственная и речевая деятельность детей, их интерес к занятию;
- соответствие показа и способов изображения предмета дидактическим требованиям (целенаправленность, четкость, доступность, конкретность, опора на наглядность);
- закрепление этапов выполнения работы.
3 аспект. Проанализировать эффективность и результативность методического руководства деятельностью детей:
- как преступили дети к выполнению работы (сразу после объяснения задания, долго продумывали, задавали вопросы, о чем спрашивали);
- какие методы и приемы использовал воспитатель в процессе индивидуальной работы с детьми (указания, советы, напоминания приемов изображения, оценка, поощрение);
- все ли дети были в поле зрения воспитателя;
- следил ли воспитатель за осанкой детей, поведением, темпом работы;
- замечал ли воспитатель ошибки детей в технике выполнения работы (как дети держат карандаш, как действуют кистью);
- сколько времени длилась данная часть занятия?
4 аспект. Анализ детских работ и общая оценка деятельности детей.
- предупредила ли воспитатель о конце занятия заблаговременно?
- все ли дети закончили занятие своевременно?
- целесообразность формы анализа детских работ (выставка всех работ, коллективный анализ работ, самооценка, создание игровой ситуации, оценка детских работ воспитателем, выделение творческого характера детских работ);
- обращала ли воспитатель внимание детей на допущенные ошибки в работе;
- привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями они пользовались при оценке работ?
- правильно ли дети пользовались словами, определяющими свойствами предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы;
- сколько времени занял просмотр детских работ.
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА:
1. Каково программное содержание занятий в группе, соответствие его ИПРМ.
2. Каковы структурные части занятия, их целесообразность, роль каждой части в решении программных задач.
3. Какие методы обучения, направленные на развитие мышления детей, на умение формулировать предложения, на обучение связному высказыванию отобранные воспитателем.
4. Каковы содержание, логика и направленность вопросов, типы вопросов. В чем проявилась зависимость детских ответов от характера вопросов?
5. Правильно ли подобраны наглядные материалы? Каковы особенности использования их на данном занятии?
6. Направлена ли фронтальная и индивидуальная работа на решение поставленных задач?
7. Как оценены детские высказывания и рассказы? Содержание и методика опенки.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ:
1. Каково содержание знаний, на основе которых осуществлялось формирование словаря? Соответствие его требованиям программы, доступность и новизна знаний.
2. Как реализуются задачи словарной работы на занятии, объем и содержание формируемого словаря?
3. Какова целенаправленность использованных на занятиях методов и приемов для освоения детьми значения слова (включение обследовательских и других действий с предметами) для закрепления и активизации слов, приемов, направленных на освоение и использование детьми образных слов и выражений,
синонимов, антонимов и т.д., приемов, направленных на исправление словарных ошибок.
4. Какова развивающая роль занятия: какие новые знания получил ребенок, как обеспечивалось развитие восприятия, мышления, формирование учебной деятельности?
5. Каковы речевые реакции детей, причины и характер словарных ошибок?
6. Какова структура занятий, обоснованность и логичность структуры с точки зрения решаемых задач.
7. Каковы задачи работы с детьми и воспитателем по развитию словаря детей данной группы?
НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.
Знакомство с материальной группы по экологическому воспитанию:
- наличие уголков природы в группе;
- оборудование для труда в природе;
- цветник, огород.
Программа наблюдения.
1.Соответствует ли содержание и программные задачи требованиям "Программы", уровню развития данной возрастной группы (знания, навыки, развитие наблюдательности).
2.Структура занятия, его логика, влияние на развитие ребенка.
3.Приемы активизации умственной деятельности детей, их результативность (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта).
4.Характер заданий и вопросов, соответствие их возрастным особенностям детей.
5.Реализованы ли программные задачи, усвоено ли детьми содержание.
6.Индивидуальное поведение детей на занятии; осуществление индивидуального подхода к ним.
7.Связь экологических занятий с работой в повседневной жизни.
"Экскурсия с детьми в природу".
Программа наблюдения:
1. Условия проведения экскурсии:
- выбор места проведения экскурсии;
- выбор объектов для наблюдения;
- подбор оборудования экскурсии, соответствие времени года, теме экскурсии;
- карта-маршрут;
- выбор охраняемых объектов природы.
2. Приемы, используемые воспитателем для простановки цели экскурсии в ходе предварительной беседы.
3. Структура экскурсии:
- фронтальное наблюдение;
- самостоятельное наблюдение детей;
- сбор природного материала;
- игры с собранным материалом;
- природоохранная работа по экскурсии.
4. Методы и приемы, направленные на руководство познавательной деятельностью детей, эффективность их выбора (соответствие возрастным особенностям данной группы, уровню их развития).
5.Проявление интереса детей в ходе экскурсии (содержание детских вопросов, суждений; сосредоточенность внимания, эмоции).
6.Закрепление полученных знаний (проведение беседы, использование художественного слова, оформление выставки, рисование), результативность.
7.Решение задач экологического воспитания в процессе экскурсии и послеэкскурсионной работы.
Наблюдение прогулок с детьми.
Программа наблюдения.
1.Время и место работы по экологическому воспитанию в структуре прогулки.
2. Содержание деятельности детей (навыки, умения).
3. Формы организации деятельности на прогулке.
4. Приемы руководства деятельностью детей (приемы привлечения к деятельности, приемы руководства ходом деятельности, приемы поддержания интереса, оценки деятельности).
5. Проявление детей в ходе деятельности (отношение к деятельности, результаты выполнения заданий).
6. Решение воспитательных задач в ходе прогулки.
УГОЛОК ПРИРОДЫ.
Анализ состояния уголков природы:
1.Содержание уголка природы.
2.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, доступность уходу за объектами, воспитательная ценность объектов).
3.Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворения потребностей и др.).
4.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов.
5.Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?
6. Рекомендации по улучшению уголка природы и чем они вызваны.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ НАБЛЮЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
Осуществление основных задач трудового воспитания (Воспитание трудолюбия, обучение трудовым умениям и навыкам, формирование умения трудиться в коллективе) в различных видах труда и формах организации трудовой деятельности.
Оборудование и гигиенические условия труда. Руководство трудом детей: обучение трудовым умениям, воспитание культуры труда, распределение обязанностей в коллективном труде; требовательность к качеству труда; контроль и опенка результатов труда; контроль и оценка результатов труда.