Просмотр содержимого документа
«Дедушка Крылов и его басни»
Дедушка Крылов и его басни.
Кто не слыхал
его живого слова?
Кто в жизни с ним
не встретился своей?
Бессмертные творения
Крылова
Мы с каждым годом
любим всё сильней
М.Исаковский
Цели урока: -
- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
- развивать речь и творческие способности учащихся через чтение басен по ролям;
- закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, олицетворение, ирония ;
- знакомство с понятием антитеза ;
- воспитывать доброту, честность, справедливость, трудолюбие.
Эпиграф :
« Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
И.А.Крылов
У истоков басенного жанра
Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.
Жан де Лафонтен (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец.
В.И.МАЙКОВ
М.В.ЛОМОНОСОВ
БАСНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
БАСНЯ КАК ЖАНР
Басня — это небольшой стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера.
Басня состоит:
1. Основное повествование.
Олицетворение - наделение человеческими качествами животных, оживление предметов.
Аллегория -/иносказание / изображение предмета, за которым скрывается другое понятие.
2. Мораль. Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
« ВОЛК НА ПСАРНЕ»
Волк – Наполеон
Ловчий – Кутузов
А Л Л Е Г О Р И И
ВОЛК - НАПОЛЕОН
- забияка
- вор
- хитрец
- вероломный
- трусливый
- лицемерный
- лгун
Л О В Ч И Й - К У Т У З О В
- мудрый
- с жизненным опытом
- решительный
- смелый
- прямолинейный
М О Р А Л Ь :
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
« СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ»
СЛОВАРНАЯ РАБОТА :
- Невежа – грубый, невоспитанный человек.
- Невежда – малообразованный, малосведущий человек.
- Что делает Свинья?
- Какой вам представляется Свинья?
- Есть ли в её действиях
какой-то смысл?
олицетворяет Свинья?
- В каких строчках заключена мораль басни?
М О Р А Л Ь Б А С Н И
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя,
что он вкушает их плоды.
ЧЕМ ОНИ ОТЛИча
ются?
ВОРОН
СВИНЬЯ
- Умный
- Трудолюбивый
- Воспитанный
- Думает о других
- Думающий
- Глупая
- Ленивая
- Нахальная и грубая
- Эгоистка
- Невежественная
Басня построена на антитезе – противопоставлении персонажей.
Чему учат басни Крылова?
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Свинья под Дубом».
2. Нарисовать иллюстрацию к басне.
Спасибо за внимание,
до новых встреч
на уроках литературы!