СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с новой частью речи - деепричастием, с его морфолгическими и грамматическими признаками

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Конспект урока по теме "Типы связи слов в словосочетании"

( 8 класс по учебнику Ладыженской).


Учитель русского языка и литературы Блинова Галина Александровна.


Тема: Типы связи слов в словосочетании.


Цели урока: обобщать,систематизировать,развивать культуру устной, диалогической, письменной речи


Задачи урока:

Образовательные:

-повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

-отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

Развивающие:

-развитие познавательной самостоятельности;

-овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

-воспитание ответственности за качество своих знаний;

-воспитание любви к родному русскому языку

УУД:

Личностные УУД: формирование учебной мотивации; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; на практике усваивают морально-этические принципы общения и сотрудничества;умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: - умеют выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

Тип урока: урок закрепления изученного

Форма работы: коллективная, индивидуальная;

Метод: словесный, наглядный ; поисковый;

Оборудование: таблица, карточки,тестовые задания, учебник


Ход урока:


1.Оргмомент.


- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого урока. Удачи вам!


2. Орфоэпическая разминка (на доске написаны слова). 5 мин.


разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепу, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение.


-Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов


3.Проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы по вариантам с последующей взаимопроверкой (упражнение № 53). 5 минут.

4. Беседа по теме (12 мин.)


- Что такое синтаксис?


(Раздел науки, изучающий строение словосочетаний и предложений)


- Верно. В чем отличие предложения от словосочетания?


(ССЧ входит в состав предложения).


-Назовите состав ССЧ?


(ССЧ состоит из главного и зависимого слова)


-Какое слово называется главным?


(Слово,которое называет предмет,признак,действие и т.д)


-Какое слово называется зависимым?


(Слово поясняет, распространяет главное)


-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова?


(Именные, глагольные, наречные)


-Какие сочетания слов не являются ССЧ?


(сочетания подлежащего и сказуемого ГО; однородные члены предложения; составные формы слов; фразеологизмы)


- Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете?


(согласование, управление, примыкание)


- Что такое согласование? Управление? Примыкание?


(Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.


Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.


Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).


-Сейчас вам нужно начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.


На доске написано 3 ССЧ: окружающая среда, преимущество в игре , писать красиво . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.

Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.


Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит о том, что все три ССЧ выражены разными способами подчинительной связи слов.

- Итак, обратимся к нашей таблице (у всех учеников таблица на парте)


Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять).

зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).


- Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь алгоритмом:

1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.

-Измените главное слово.

-Измените зависимое слово:


-Если зависимое слово изменяется, то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ

-Если зависимое слово не изменяется, то определить его часть речи:

Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связи ПРИМЫКАНИЕ

-Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связи УПРАВЛЕНИЕ

5.Коллективная работа 7 мин.(Предупредительный диктант)-. Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях.


1 задание: Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.


Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере

- Итак, а остальные не являются ССЧ? Докажите.


2 задание: Обратимся к тексту упражнения №58.Из текста из первых четырех предложений выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ (ученики записывают самостоятельно в таблицу тетради , затем задание проверяется коллективно):


- Итак, какой частью речи выражены зависимые слова в ССЧ?


6.Индивидуальная работа.12 мин.

Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.

Время на выполнение – 5 минут.


1 задание. Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.


Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).


Карточка 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).


2 задание: следующее задание составлено по принципу задания на экзамене в 9 классе. Каждый ученик получает индивидуальную карточку


ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ, СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.


1. деревянная ложка – ложка из дерева


2. алгебраическая задача – задача по алгебре


3. учительский стол - стол учителя


ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ


1. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд

2. совет отца – отцовский совет

3.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк


ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.


1. осторожно слез – слез с осторожностью

2. спокойно делал – делал со спокойствием

3. бесстрашно бросился – бросился без страха


ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ


1. глядел со смущением – смущённо глядел

2. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал

3. отзывался с гордостью – гордо отзывался


Сообщение домашнего задания. 1 мин.

П.8 «Синтаксический разбор словосочетаний» самостоятельное чтение.

Упражнение 56


7. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 мин.

- Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?

- Какие из выполняемых на уроке заданий вызвали затруднения?

- Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”


8. Рефлексия. 1 мин.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!