СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Учитель: Полухина Екатерина Олеговна - МОУ «Мочильская СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: открытие нового знания

Технологическая карта изучения темы

Тема



Деепричастие как часть речи

Цели


Образовательные:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки, научиться различать деепричастия, глаголы, наречия

Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание

Воспитательные: воспитание культуры общения и поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

- Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

- Коммуникативные УУД: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

- Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь отличать и находить деепричастия.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.


Основные понятия

Деепричастие, деепричастный оборот, причастие, причастный оборот, глагол, наречие, фразеологизм,

Межпредметные связи

литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Оборудование:

Учебники: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2016 г.

Мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданиями.




Виды деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа



Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)





Повторение изученного материала.

( 3 мин)

- Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

-На прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы. Какой? (Причастие). Сегодня мы готовы приступить к изучению новой темы. Но, прежде, давайте, вспомним, что мы знаем о причастии. Поиграем в игру «Ромашка». Вы отрываете лепесток, на котором написан вопрос, отвечаете полным ответом на него.

Вопросы:

Что такое причастие?

От глагола причастия получили признаки ....

От прилагательного причастия получили признаки ....

Все причастия по значению делятся на....

Действительные причастия обозначают признак...

Страдательные причастия обозначают признак....

Также как и прилагательные, причастия делятся на ....

Полные причастия отвечают на вопросы ...... и в предложении выступают в роли...

Краткие причастия отвечают на вопросы ...... и в предложении выступают в роли...

Включение в урок

Ответы на вопросы по изученной теме

Личностные УУД: формирование осознанного положительного отношения к учению

Познавательные УУД:объяснять языковые явления; умение давать определения понятиям

Предметные УУД:знание теоретического материала по теме.

2.Формулирование темы урока, постановка цели. (4 мин)

Задание: определите лишние слова в каждой группе (подчеркнуть в листе задания)

1. Любоваться, гулять, восхищаясь, гордиться

2. Быстро, весело, хорошо, любуясь

3. Говорил, гуляя, улыбался, радовался

4. Основательно, красиво, современно, воплотив.

- Прочитайте, какие слова вы записали. Почему?

Чем похожи на глаголы и чем отличаются выбранные вами слова? (обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов)

- На какие вопросы они отвечают? Какой же частью речи являются выбранные вами слова? Именно эту часть речи мы с вами сегодня изучать.

Определите тему урока. Запишите в рабочих тетрадях тему урока: «Деепричастие».

-Мы записали тему урока. Сформулируйте, какие цели стоят перед нами? Что мы с вами должны узнать?

1) Познакомиться .... (с новой частью речи)

2) Узнать .... (признаки деепричастия)

3) Закрепить .... (полученные знания и навыки)


Выполняют задания индивидуально, отвечают на вопрос учителя.

Запись даты урока и темы

Самостоятельно формулируют цели урока.


Познавательные УУД:объяснять языковые явления; умение давать определения понятиям

Предметные УУД:знание теоретического материала по изученной теме.

3.Изучение нового.

(10 мин)


-Вы , вероятно, заметили, что своим названием тема сегодняшнего урока сходна с изученной ранее темой.

-Чем различаются темы?

-Какие ассоциации у вас возникают , услышав сочетание букв «дее»? Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу.

-Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.


Активно работают при ответах на вопросы

Предметные УУД:знание теории ранее изученного материала

Регулятивные УУД:определять цель деятельности

Познавательные УУД:

Объяснять связи и отношения, выявленные в ходе работы

А). Выявление места и причины затруднения.
 

Найдите различия в предложениях на слайде.

Дирижер рассказывает о концерте и улыбается.

Дирижер рассказывает о концерте, улыбаясь.

В каком из предложений от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом, а другое - добавочное, дополнительное при главном?

Добавочное действие выражено словом, улыбаясь. Это деепричастие. Деепричастия образуются от глаголов.

На какой вопрос отвечает деепричастие улыбаясь? (как? что делая?)

Давайте найдем определение деепричастия в учебнике.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

-Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Послушайте письмо, которое написало само деепричастие.

Письмо Деепричастия.

Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье причастий и считалось близким родственником действительных причастий, хотя и в краткой форме.

Потом меня переселили в новую семью, дали другое имя. В результате этих перемен я утратило многие возможности. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века.

Конечно с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значения действия, хоть и добавочного, и вид, возвратность. Матери же у нас разные. Свой матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.

Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми. И все вопросы задает как? каким образом? Или еще лучше: что делая? что сделав?

-О каких свойствах деепричастия вы еще узнали?

Активно работают при ответах на вопросы, формулируют определение деепричастия




Предметные УУД:

Знание теории ранее изученного материала

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности

Познавательные УУД:

Объяснять связи и отношения, выявленные в ходе работы

Б).Построение проекта выхода из затруднения

Как и все дети, похожи на своих родителей, так и деепричастие похоже на своих родителей. А родителями деепричастия являются глагол и наречие. Наша задача выяснить, какие признаки деепричастие взяло себе от глагола и наречия. Чем оно похоже на своих родителей?

Для этого вы разделитесь на 2 группы. 1 группа будет определять признаки от глагола. А 2 группа – от наречия. ( распечатать таблицы каждому на парту)

Работают в группах по исследованию проблемной ситуации.

Каждая группа выполняет индивидуальное задание.

Познавательные УУД :

извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться

В). Реализация проекта.

Г). Открытие нового знания.








Заслушивает представителей от групп.

Подводит итоги групповой работы.

Признаки от глагола

Признаки от наречия

1. Вид

1. Неизменяемая ЧР

 2.Возвратность

2. Синтаксическая роль (обстоятельство)

Предлагает инструкцию по выявлению деепричастий.

1. Ищи в тексте слово с суффиксом -а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.

Лежа, читая, будучи, сказав, утомившись, запершись

2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос что делая? что сделав? от глагола.

3. Попробуй определить, от какого глагола они образованы.





Представляют результат выполнения групповой работы.

Устный ответ представителя группы

Проговаривают инструкцию нахождения деепричастий в речи

Регулятивные УУД:планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы в группе.

Познавательные УУД :построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

4. Физкультминутка.

( 3 мин)

Прежде чем мы начнем закреплять полученные знания, проведем небольшую физкультминутку.

Если названные мной слова нужно писать с большой буквы поднимайте руки вверх, если с маленькой – наклоняетесь вниз.

котенок, Барсик, город, Воронеж, Никита, семиклассник, река, Волга, Москва, ученик, урок, Саратов.

Выполняют упражнения на восстановления внимания

Личностные:формирование мотивации к обучению через игровые моменты

5. Закрепление нового

(8 мин)

Первичное закрепление во внешней речи

( 1-2 мин)

Коллективная работа.

-Перед вами таблица с вопросами. Попытаемся вместе ответить на них и у нас получится опорная схема.

№ вопроса

деепричастие

1. От какой части речи образуются?

От глагола

2.На какие вопросы отвечают?

Что делая?

Что сделав?

3. Что обозначают?

Добавочное действие

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагола

наречия

5. Как изменяются?

Не изменяется

6. Имеют суффиксы:

-а- (-я-);

-вши- -ши-

-в-; -учи- (уст.)

Чем отличаются по морфемному составу?

Не имеет окончание

8. Какими членами предложения могут быть?

обстоятельство

10. Какую часть речи распространяют в предложении

глагол

11. Как обособляются?

Всегда обособляется

12. Роль как средства выразительности

Украшает глагол, дополняет его другими действиями;

“создает живописную картину действия”



Закрепляют полученные самостоятельно знания.



Предметные УУД:

различать деепричастия, глаголы и наречия.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные УУД:

Использовать адекватные языковые средства для выступления перед аудиторией.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону ( 4 мин)









V. Контролирующее задание

( 14 мин)



Упражнение 1. Среди предложенных слов найти и выписать деепричастия и определить их вид. ( по группам)

А)Смеясь, смех, смеяться, красиво, красивый, блестя, блестящий, блестки, зеленый, зеленеть, зеленея, воздух, воздушный, полет, пролетать, пролетая. (несов. вид)

Б)Взглянуть, взглянув, выращенный, вырастить, вырастив, запертый, запершись, запереться, ответ, ответный, ответив, ответить. (сов. вид)



Упражнение 2. Работа с текстами.

- Как вы уже поняли из письма, деепричастие выделяется на письме запятыми. У деепричастия так же как и у причастия могут быть зависимые слова, вместе с которыми они образуют деепричастный оборот. Но в отличие от причастного, который не всегда выделяется запятыми, деепричастный оборот выделяется всегда.

Задание (индивидуальное):

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:

1.Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится…”
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая, 
В прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчев “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенин “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

Задание 3. Творческое задание***“Аукцион фразеологических оборотов”.

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

Работать хорошо - Засучив рукава

Работать плохо Спустя рукава

Бежать быстро, (мчаться) Сломя голову

Без особого на то желания Скрепя сердце.

- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)

- Фразеологические обороты не требуют обособления в предложении, даже если в их составе есть деепричастие).

Задание 4. Редактирование. Отредактируйте данный текст, заменив выделенные синтаксические конструкции на деепричастные обороты.

1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. ( выполняет весь класс вместе с учителем как пример) 2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает (принимая) мрачный вид. 3. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекают ( рассекая)воздух. 4. Заметались беспокойные муравьи, сбились ( сбившись) в кучу. 5. Вспыхивает молния, ослепляет( ослепляя) зрение и освещает(освещая) нас.





Выполняют групповую самостоятельную работу с последующей самопроверкой







Выполняют индивидуальную самостоятельную работу с последующей самопроверкой

Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД:формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Предметные УУД:знание признаков деепричастия как части речи, уметь находить деепричастия среди других частей речи, в предложении

6. Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

Организует работу по подведению итогов урока.

_Сегодня вы хорошо потрудились. Что нового вы сегодня узнали? Вывод какой? Вывод: деепричастие – это…..

Рефлексия.

-Закончите предложения

На этом уроке я понял(а) …

На этом уроке я вспомнил(а) …

На этом уроке я запомнил(а)

Оцениваю свою работу на …….

Домашнее задание: написать 5 предложений с использованием деепричастий.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!