«Деепричастие как часть речи»
Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.
Задачи:
Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер; проектор и мультимедийный экран
СЛАЙД 1
Ход урока:
Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие.
Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. СДАЙЛ 2
Сегодняшний урок – это маленькая книга под названием «Деепричастие как часть речи», в которую мы должны записать полученные знания по теме (работа в тетрадях, запись числа, темы урока). СЛАЙД 3
-
Сравним два предложения (запишем их в тетрадях)
Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
-
Разберите по членам предоожения
-
Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
-
Как выражены действия в этих предложениях?
В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием. СЛАЙД 4
Определим глагольные признаки деепричастия:
- Обозначает добавочное действие
- Образуется от глагола
- Имеет вид
Определим вид, поставим вопрос от глагола: Осыпались что делая? – роняя – несовершенный вид.
• Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
• Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)
• Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)
Наречные признаки деепричастия :
- Не изменяется
- Синтаксическая роль: обстоятельство
В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Но, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия!
-
Работа по учебнику (чтение и обсуждение материала с. 73, 74)
-
Работа с текстами. Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия:
1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”: СЛАЙД 5
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”: СЛАЙД 6
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
3. Н.А. Некрасова “Однажды…”: СЛАЙД 7
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
4. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”: СЛАЙД 8
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…
5. И.А.Бунина “***”: СЛАЙД 9
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
-
СЛАЙД 10. Сейчас у нас будет отдых с пользой для дела. А теперь физкультминутка. И проверим, как вы поняли, какие слова относятся к деепричастиям. Выполняя упражнения, посчитайте, сколько деепричастий я использовала.
Встаньте, выпрямив спину.
Поставив ноги на ширине плеч, выполняем наклоны.
Положив руки на пояс, делаем повороты.
Закрыв глаза, выполняем круговые вращения головой.
Улыбнувшись, садимся на свои места
5.Работа в группах. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола). СЛАЙД 11
Совместное заполнение таблицы (в группах)
№ вопроса | причастие | деепричастие |
1.От какой части речи образуются? | | |
2. На какие вопросы отвечают? | | |
3. Что обозначают? | | |
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | | |
5. Как изменяются? | | |
6. Имеют суффиксы: | | |
7. Чем отличаются по морфемному составу? | | |
8. Какими членами предложения могут быть? | | |
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? | | |
10. Какую часть речи распространяют в предложении | | |
11. Как обособляются? | | |
12. Роль как средства выразительности | | |
Совместное обсуждение таблицы. СЛАЙД 12
№ вопроса | причастие | деепричастие |
1. От какой части речи образуются? | От глагола |
2.На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Что делая? Что сделав? |
3. Что обозначают? | Признак предмета по действию | Добавочное действие |
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | Глагола прилагательного | Глагола наречия |
5. Как изменяются? | По родам, числам, падежам | Не изменяется |
6. Имеют суффиксы: | -ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т- | -а- (-я-); -вши- -ши- -в-; -учи- (уст.) |
Чем отличаются по морфемному составу? | Имеет окончание | Не имеет окончание |
8. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | обстоятельство |
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? | Какой? Каков? | Как? Когда? Почему? |
10. Какую часть речи распространяют в предложении | Существительное, местоимение | глагол |
11. Как обособляются? | После определяемого существительного | Всегда обособляется |
12. Роль как средства выразительности | Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу” | Украшает глагол, дополняет его другими действиями; “создает живописную картину действия” |
-
Работа у доски .
1.На крутом берегу Быстрой Сосны в селе Лавы наши предки выбрали место и решили построить школу.
2. На крутом берегу Быстрой Сосны в селе Лавы наши предки, выбрав место, решили построить школу.
3. На собранные деньги купца Филатова и крестьян было построено новое здание, в одной половине которого был храм, в другой – школа.
4.Собрав деньги, построили новое здание.
5.Ученики впитывали знания, отдавали все силы, старались получить образование.
6.Ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.
Задание к предложениям.
1. Выделите грамматическую основу предложений.
2. Найдите слова, обозначающие действие.
3. Определите действие по степени важности (какое действие является основным, какое – добавочным?)
4. От чего образуются деепричастия?
5. От каких слов вы будете задавать вопрос к деепричастию? Поставьте вопросы к деепричастию.
6. Признаки каких частей речи объединяет в себе деепричастие? Назовите свойства глагола? (вид); наречия? (неизменяемость). Работа с суффиксами деепричастий.
7. Каким членом предложения является деепричастие?
8. Какую роль играют деепричастия в тексте?
8. Одинаковы ли деепричастия? СЛАЙД 13
У Л. Козыря есть четверостишие:
Холмы, вырастая и в сумерках тая
и думу какую-то в складках тая,
о том и молчат, что совсем не простая,
совсем не простая планета моя.
От каких глаголов образованы деепричастия?
… в сумерках та?я (таять)и таить
9. СЛАЙД 14. Редактирование. Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.
1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.3. Вот задрожала осиновая роща.4. Листья становятся мутного цвета. 5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. 6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух. 7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу. 8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. 9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Взаимопроверка текстов
10. СЛАЙД 15. Я хочу вам показать, как виртуозно литераторы используют деепричастия в своей речи. В стихотворении Роберта Саути «Лодорский водопад» 162 деепричастия. Послушайте стихотворение, а затем выразите свое впечатление цветом: синий – не понравилось, красный – понравилось; желтый – недоумение.
Там среди склонов гор
Гладь холодных озёр;
Там меж гор родники,
Там журчат ручейки –
Кто быстрее и спорее?! –
То скрываясь в буграх,
То петляя во мхах
И звеня там и тут,
Пока вдруг не уснут
В малюсеньком озере.
От сна пробуждаясь,
Поток, изливаясь,
Бежит, баловник,
Сквозь мхи и тростник,
Луга и поляны
И через бурьяны –
Под солнцем, в тени,
Волнуясь средь скал,
Забыв, когда спал, -
И ночи, и дни,
В суматохе
И переполохе.
Здесь грозен и ярок,
Там тих или жалок;
В брызгах и пене,
Волненье и гневе –
Со стонущим рёвом
В беге суровом,
Волею мучим,
Срывается с кручи
И рвёт в своей мощи
Всё в мелкие клочья,
В гневе и ярости,
Не ведая жалости
Ни к гротам, ни к скалам,
В броске небывалом –
Скача, угасая,
Стелясь, набухая,
Вздуваясь и ширясь,
Стекая, пузырясь,
Срываясь, бросаясь,
Светясь, извиваясь,
Клубясь, завихряясь,
Звеня, изливаясь,
Сплетаясь, вращаясь –
Себе вечно вторя
В безумном повторе!
Вселяя смятенье,
Как битва, сраженье,
Поражая и изумляя,
Оглушая в могучем мажоре.
Дрожа, и кружа,
Спеша и шурша,
Шипя, и скрипя,
И летя, и свистя,
И гремя, и шумя,
Катясь, и вертясь,
И ярясь, и борясь,
Бушуя, бунтуя,
Воркуя, ликуя,
И ноя, и воя,
И роя, и кроя,
Озаряя, мелькая,
Сверкая, вскипая,
И спеша, и круша,
И мчась, и кружась,
Сливаясь, вздымаясь,
Скручиваясь, вспучиваясь,
И собираясь, и истончаясь,
И убеляясь, и искривляясь,
Пробиваясь, и расстилаясь,
И дробясь, и резвясь,
Волнуясь, беснуясь,
Бросаясь, срываясь,
И урча, и журча,
И ворча, и рыча,
И струясь, и смеясь,
Скользя, егозя и разя,
Играя, болтая, пленяя,
Вздымая, лаская, мелькая,
Пикируя, солируя, лавируя,
Стремясь, и несясь, и вертясь,
Срываясь, сливаясь, встречаясь,
Взрываясь, наполняясь, растекаясь,
Расщепляясь, простираясь, убыстряясь,
Струясь, и несясь, и клубясь, и резвясь,
Оглушая, и разлучая, и разбивая, и нарастая,
И отступая, и блуждая, и нарастая, и рассекая,
Разливаясь, изгибаясь, переплетаясь, расстилаясь,
Ослабевая, и обвивая, и взмывая, и размывая,
И корчась, и морщась, топорщась, ерошась,
И швыряя, и стеная, И курясь, и искрясь,
И хлопая, и шлёпая, и капая, и крапая,
Ошеломляя, озаряя, сметая, и угасая,
И бурля, и кругля, и беля, и хмеля,
Гарцуя, танцуя, лупцуя, глянцуя -
В бесконечном паденье,
Непрерывном смешенье,
В шуме, и рёве, и мощном напоре –
Так падают воды в могучем Лодоре.
- назовите глагол (-ы), обозначающий основное действие (ПАДАЮТ)- выписать 5 деепричастий, определить, от каких глаголов они образованы, указать грамматические признаки – 2, 3 уровень; выписать 3 пары синонимов (хлопая – шлепая, стремясь – несясь, волнуясь – беснуясь) и 3 пары антонимов (отступая – нарастая; ноя – воя; скача – угасая). С какой целью Роберт Саути использует столько деепричастий?
Рефлексия. СЛАЙД 16
Из записанных на слайде деепричастий выберите те , которые соответствуют вашему основному действию на уроке, продолжите устно предложение: Сегодня я работал… (успевая, понимая, затрудняясь, помогая, слушая, не успевая , ошибаясь, стараясь).
Все вы принимали участие в ее написании, поэтому сейчас предстоит каждому поставить оценку – знак, который является выражением вашего удовлетворения от своей работы на уроке.
СЛАЙД 17. Соотнесите полученные результаты работы с задачами, которые были сформулированы в начале урока.
!- «Тему понял. Уроком доволен».
? – «Остались вопросы. Помогите разобраться».
…- «Затрудняюсь ответить».
Подведение итогов:
-
Правда ли, что в русском языке есть великое множество слов?
-
О каких словах мы сегодня узнали?
-
Каковы признаки деепричастия?
-
Какую роль играют деепричастия в речи?
-
Какова синтаксическая роль деепричастий?\
СДАЙД 18
Домашнее задание : Решение кроссворда “Деепричастие”.
Задание. Выбрать из З предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.
По горизонтали:
3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.
По вертикали:
-
Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.
Уровень А
Задание 1. Укажите верные утверждения.
Деепричастие обозначает …
-
основное действие предмета;
-
признак предмета;
-
качество предмета;
-
добавочное действие предмета.
Задание 2. Укажите верные утверждения.
Деепричастие соединило в себе признаки…
-
существительного;
-
прилагательного;
-
наречия;
-
глагола;
-
причастия.
Уровень В
Задание 1. Найдите предложения, в которых есть деепричастие:
-
Мама сидела, откинувшись в кресле.
-
Я открыл окно и залюбовался видом.
-
Брат склонил голову и писал что-то.
-
Разложив игры, дети сели в кружок.
-
Уставшая, она не хотела идти дальше.
Задание 2. Найдите словосочетание с деепричастием:
-
выкрашенный краской;
-
выкрасив краской;
-
устроенный по проекту;
-
устроившись на ночлег;
-
запертый дома;
-
заперев дом.
Уровень С
Задание 1.Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
-
Держа указку
-
Рассматривающий картину
-
Пригибаясь к земле
-
Проверив себя
-
Вернувшаяся из поездки
-
Громко крича
Задание 2. В каких предложениях есть деепричастия?
-
Не зная брода, не суйся в воду.
-
Жалеешь – не давай, а дал – не жалей.
-
Не давши слова, крепись, а давши, держись.
Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, как изобразил водопад известный художник Иван Константинович Айвазовский. Покажите, какое впечатление на вас произвел этот пейзаж.
-
“Найди пару”. Представитель от каждой группы получает карточку с незаконченным текстом пословицы. Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару:
…, по волосам не плачут | Снявши голову, … |
…, не умоешься | Не замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … | …, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу | Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду | Не зная броду, … |
Пирога ждать,… | …, не евши, спать |
- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)
- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).
-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)
- Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.