«Деепричастие как часть речи»
1.Лингвистическая разминка:
- Определите лишние слова (записать), поясните свой выбор:
1.Доброжелательный, надежный, туманный, перечеркнув
2. рассмотренная, напевая, срубленная, сочиненная
3. Смело, важно, быстро, покидая
4.Добиваться, швырять, улыбаясь, умыться
2. Новая тема
- Прочитайте, какие слова вы записали.
Чем похожи на глаголы и чем отличаются?
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.
Перед нами деепричастия.
Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие».
Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
3. Исследование:что обозначает и на какие вопросы отвечает:
На доске вы видите предложение:
Девочка звонит в колокольчик и всем улыбается
Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.
Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (звонит и улыбается).
Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)
Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)
Вывод:в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.
Б) Наблюдение.
А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:
Девочка звонит в колокольчик, всемулыбаясь
Задание: найдите его основу и подпишите части речи
Какое действие стало основным? (звонит)
Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (улыбаясь)
В1.Таким образом, слово улыбаясь обозначает добавочное действие, поясняет сказуемое. Это и есть деепричастие.
-задайте вопрос к деепричастию: как? каким образом?
-Что делая? Что сделав?- глагол
А) Дойдя до середины комнаты, девушка пошатнулась. (когда)
Б) Ваня вышел на прогулку, увидев своего друга. (почему)
В3: отвечают на вопросы наречий как, когда, почему? И глаголов. Значит, совмещает в себя признаки двух частей речи:
4. Морфологические признаки:
-что можно определить у причастий: от глагола - вид улыбаясь –несов. Дойдя –сов.в, имеет зависимое слово всем улыбаясь
Вывод4: м.бсов.инесоввида,не изменяются, значит, нет окончаний. Оканчиваются на суффиксы: -а,-я,-в,- вши,- ши
-образуйте от глаголов деепричастия, выделив суффиксы:
Держать- держа, опираться- опираясь
Открыть- открыв, подняться-поднявшись
5. Синтаксическая роль : - обстоятельство.
6. Роль деепричастий в речи:
Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению.Оно украшает глагол, дополняет его другими действиями, «дорисовывает движение» и делает его более живописным.
Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
-
1 группа-слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)
-
2 группа-зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)
-
3 группа-движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)
-
3 группа-аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя)
Домашнее задание: п. 28, упр.181