СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Деепричастие как часть речи"»

«Деепричастие как часть речи»

1.Лингвистическая разминка:

- Определите лишние слова (записать), поясните свой выбор:


1.Доброжелательный, надежный, туманный, перечеркнув

2. рассмотренная, напевая, срубленная, сочиненная

3. Смело, важно, быстро, покидая

4.Добиваться, швырять, улыбаясь, умыться


2. Новая тема

- Прочитайте, какие слова вы записали.

Чем похожи на глаголы и чем отличаются?

Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.

Перед нами деепричастия.


Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие».

Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.


3. Исследование:что обозначает и на какие вопросы отвечает:

На доске вы видите предложение:

Девочка звонит в колокольчик и всем улыбается

Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (звонит и улыбается).

Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод:в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

Девочка звонит в колокольчик, всемулыбаясь

Задание: найдите его основу и подпишите части речи

 Какое действие стало основным? (звонит)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (улыбаясь)

В1.Таким образом, слово  улыбаясь обозначает добавочное действие, поясняет сказуемое. Это и есть деепричастие.



-задайте вопрос к деепричастию: как? каким образом?

-Что делая? Что сделав?- глагол

А) Дойдя до середины комнаты, девушка пошатнулась. (когда)

Б) Ваня вышел на прогулку, увидев своего друга. (почему)

В3: отвечают на вопросы наречий как, когда, почему? И глаголов. Значит, совмещает в себя признаки двух частей речи:

4. Морфологические признаки:

-что можно определить у причастий: от глагола - вид улыбаясь –несов. Дойдя –сов.в, имеет зависимое слово всем улыбаясь

Вывод4: м.бсов.инесоввида,не изменяются, значит, нет окончаний. Оканчиваются на суффиксы: -а,-я,-в,- вши,- ши

-образуйте от глаголов деепричастия, выделив суффиксы:

Держать- держа, опираться- опираясь

Открыть- открыв, подняться-поднявшись

5. Синтаксическая роль : - обстоятельство.

6. Роль деепричастий в речи:

Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению.Оно украшает глагол, дополняет его другими действиями, «дорисовывает движение» и делает его более живописным.

Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

  • 1 группа-слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)

  • 2 группа-зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)

  • 3 группа-движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)

  • 3 группа-аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя)

Домашнее задание: п. 28, упр.181


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя