I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока; создание положительного настроя учащихся на урок II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | – Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Нарисуйте на полях своей тетради, напротив числа и классной работы «Карту погоды своего состояния» и расскажите о своем настроении. (Солнышко – настроение прекрасное», тучки – «мне грустно», грозу – «я зол».) Записываем сегодняшнее число и классная работа. Итак, тема сегодняшнего урока Деепричастие - особая форма глагола (записывается тема урока в рабочие тетради). – Попробуйте сформулировать цель урока. Цель урока: сформировать представление о деепричастии. –Правильно, ребята. Начнем мы наш с вами урок с орфографической разминки (на прошлом уроке мы изучали тему «Причастие», закрепим знания, полученные ранее) –Проверьте, все ли слова записаны правильно. Исправьте ошибки. Записаны словосочетания: жареные в сметане грибы, книга прочитанна, не скошенная трава, лакированые туфли, непокореная альпинистами вершина. | Приветствуют учителя. Воспринимают информацию на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Рисуют на полях своей тетрадей «Карту погоды своего состояния» и рассказывают о своем настроении. Солнышко – «настроение прекрасное», тучки – «мне грустно», грозу – «я зол». Записывают число и классная работа в свои рабочие тетради. Тема урока: Деепричастие - особая форма глагола. Цель урока: сформировать представление о деепричастии (запись в тетрадь). Взаимопроверка, самооценивание. Один ученик выполняет задание у доски. Учащиеся обмениваются тетрадями, объясняют правильное написание. Ответы учеников: жаренные в сметане грибы (образовано от глагола жарить (что делать?) несовершенного вида. Отглагольное прилагательное жареный пишется в суффиксе с одним -н- (признак предмета) Но стоит только в контексте появится зависимому слову, как это уже причастие, которое пишется с -нн- по правилу орфографии, например: Жаренные в сметане грибы есть зависимое слово), книга прочитана (краткое причастие), нескошенная трава (нет зависимых слов и противопоставлений с союзом «а»), лакированные туфли (полное причастие, образованное от глагола лакировать), не покоренная альпинистами вершина (есть зависимое слово; полное причастие, образованное от глагола покорить). | Формирование мотивации учения.(Л) Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Принимать выделенные действия в учебном материале (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К), Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р) Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П) |
III.Объяснение нового материала Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, знаний на тему «Что такое деепричастие». IV.Изучение теоретического материала. (работа с учебником) V. Первичное закрепление изученного Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию VI. Диагностика усвоения. VII. Домашнее задание. VIII. Рефлексия деятельности. | На доске записаны предложения: 1) Космонавт рассказывает о полёте и улыбается. 2) Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь. – Чем являются выделенные слова в 1-м предложении? – Назовите грамматическую основу 2-го предложения. – Какой вопрос мы задаем к слову «улыбаясь»? –Ребята, давайте вместе с вами сформулируем вывод. В процессе работы над предложениями совместно с учащимися делается вывод: глагол, являющийся сказуемым, обозначает основное действие, а слово «улыбаясь» – добавочное. Это деепричастие. – Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «деепричастие», попытаемся определить его лексическое и грамматическое значение. Рассмотрим термин. Чтобы понять, что обозначает это слово, обратимся к этимологическому словарю. Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении «делать») + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века. –Какая часть слова уже знакома? – Как вы думаете, от какой части речи образовано деепричастие? – Определим, какие морфологические признаки глагола имеет деепричастие. – Можно ли изменить деепричастие? Делаем вывод о том, что деепричастие невозможно изменить, так же как и наречие. Работа с учебником -А сейчас обратимся к учебнику, чтобы узнать, что обозначает этот термин в настоящее время. - Прочитайте параграф 43 и объясните, что это за слово такое. Похвалить за внимание тех учащихся, которые увидели, что суффиксы другие. – Итак, что же такое деепричастие? – На какие вопросы отвечает деепричастие? – Деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов. Каких? – Ребята, выполните Упр. 500 самостоятельно, письменно у себя в тетрадях (стр. учебника 205; все по заданию) См. Приложение №1. 2 ученика выполняют Упр. 500 на доске. Следующее Упр.501 (письменно). Спишите предложения 1-2, вставляя пропущенные буквы. Найти, выделяя суффиксы, все деепричастия в 1-м и 2-м предложениях. Все глаголы и деепричастия разберите по составу. См. Приложение № 2. На стр. 205 прочитайте Возьмите на заметку! Выполним Упр.502. Откройте свои тетради-справочники и запишите. Деепричастие обладает признаками глагола и наречия.(стр.205-206) Выполните Упр.503. Спишите предложения, выделите грамматическую основу, деепричастия подчеркните как члены предложения. Устно определите признаки глагола и признаки наречия, характерные для каждого деепричастия. Обозначьте в деепричастиях морфемный состав. Приложение № 3. Задание: из читаемых слов записать только деепричастия. –Как будем узнавать? Спросить несколько человек. Шумел, шумевший, шумя, зашумев, зашумела, шумящий. Играючи, заигравшийся, играю, играя, выиграв, игрушки, заигранная. Вариант 1 (обязательно) Параграф 43 учить правило, Упр. 501 (3-е и 4-е предложения, 1,2 + задание под цифрой 4), Упр.504 (письменно, по заданию). Вариант 2 (по желанию) Из стихотворения С. Есенина «Береза» выписать предложения с деепричастиями Подведение итогов Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне особенно понравилось… Для меня было сложным… Я могу похвалить себя за … Нарисуйте на полях своей тетради, напротив числа и классной работы «Карту погоды своего состояния. Сегодня за работу на уроке получили оценки следующие ребята… Выставление и комментирование оценок. -Спасибо за урок. До свидания, ребята! | Ответы учащихся: Учащиеся записывают эти предложения в тетрадь. 1) Космонавт рассказывает о полёте и улыбается. 2) Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь. - глагол, являющийся сказуемым; - космонавт рассказывает - что делая? Вывод: глагол, являющийся сказуемым, обозначает основное действие, а слово «улыбаясь» – добавочное. Это деепричастие. –Причастие – от глагола – Улыбаясь (что делая?) – несов. вид, возвратн. –Делаем вывод о том, что деепричастие невозможно изменить, так же как и наречие. Учащиеся читают параграф 43 самостоятельно (2-3 минуты). Учащиеся формулируют правило, затем правило проверяется. –Деепричастие – это особая форма глагола, которые имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость). –Деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? и др. Запись суффиксов с вопросами в тетрадь: Что делая? Как? – -а (-я); Например: бегая, глядя, улыбаясь. Что сделав? Как? – -в; -вши, - ши; -учи (-ючи). Например: прочитав, пробудившись, играючи. Один ученик выполняет на доске, а один за доской. Упражнение 500. См. Приложение № 1. Ученики выполняют задание самостоятельно в тетрадях, один на доске. Упражнение 501 (1-2 предложения) См. Приложение № 2. Один ученик читает: Возьмите на заметку! Другие внимательно слушают. Записывают правило в тетради-справочники. Один ученик на доске, другие самостоятельно в тетрадях. Упражнение 503. Приложение № 3. –По спец. суффиксам, по вопросу. Ответы учащихся: Шумя, зашумев. Играючи, играя, выиграв. Записывают домашнее задание в дневник. Ученики отвечают на вопросы учителя. - что такое деепричастие -отличать причастие от деепричастия Солнышко – настроение прекрасное», тучки – «мне грустно», грозу – «я зол». Благодарят учителя за урок. До свидания! | Умение строить речевое высказывание. (К) Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К) Самоконтроль и самооценка.(Р) Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); Умение работать в группах, строить речевое высказывание. (К) Умение работать по плану, умение сравнивать.(П) Выполнение действий по алгоритму (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Учет разных мнений (К); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Умение строить речевое высказывание. (К) Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К) Самоконтроль и самооценка.(Р) Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) Умение составлять собственный текст.(П) Формирование мотивации к обучению, воспитание эмоционального восприятия мира, чувства языка (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. (К) Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); Самооценка на основе критерия успешности (Л); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Оценивание качества и уровня усвоения (Р); Аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации (К) |