Просмотр содержимого документа
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
- ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС
Распределительный диктант
(Не) задумываясь,
(не) навидя, (не) давая, (не) годуя, (не) могя,
(не) замолчав.
Правильный ответ
раздельно
слитно
Не задумываясь
ненавидя
Не замолчав
негодуя
Не давая
Н ЕЛЬЗЯ образовать деепричастия от некоторых глаголов:
ГЛАГОЛЫ
ПРИМЕРЫ
С ОСНОВОЙ НА К , Х
БЕГУТ, ТЕКУТ
С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ
С ОСНОВОЙ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ОДНИХ СОГЛАСНЫХ
МАЖУТ, ЧЕШУТ
ШЬЮТ, БЬЮТ, ЛЬЮТ
ОТ ГЛАГОЛОВ С
СОХНУТ, МЁРЗНУТ
СУФФИКСОМ -НУ-
ОТ ГЛАГОЛОВ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ С — Ш
ПИСАТЬ - ПИШУТ
ТЕМА: Деепричастия
совершенного
и несовершенного
вида
Заполните таблицу:
вид
глагол
Несовер-
совершенный
деепричастие
шенный
что делать?
что делая?
что сделав?
что сделать?
- Образуйте от глаголов деепричастия:
замереть –
улыбнуться –
испечь –
услышат -
Замирают –
Молчат -
ВЫВОД:
деепричастие
несовершенного вида
основа глагола
совершенного вида
настоящего времени
что делая?
суффиксы
-а (-я)
пример
что сделав?
Неопределённой формы
-в, -вши
Молча
Замерев
замирая
- ши
Простое будущее время
-а (-я)
Улыбнувшись
Испёкши
услыша
Домашнее задание:
п. 31,32 теория
упр.197/202 (на выбор)
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО:
чЕрпая
балУясь
Игра « Потерявшиеся пословицы»
Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы.
Назовите деепричастия, определите их вид.
А) не умоешься.
Б) не узнаешь, что в нем.
В) тот вечно вздор твердит.
Г) что стрелять не целясь.
Д) не суйся в воду.
1. Не зная броду,
2. Не замочив руки,
3. Говорить не думая –
4. Кто не подумав говорит,
5. Не развязав мешок,
Тест
1. Деепричастие – это ….
А) самостоятельная часть речи
В) особая неизменяемая форма глагола
С) неизменяемая часть слова
2.Деепричастие обозначает …..
А) добавочное действие при основном действии
В) признак предмета по действию
С) признак другого признака
3. Деепричастие совершенного вида:
А) замерев
В) мчась
С) выдавая
4.Деепричастие несовершенного вида:
А) сознавая
В) свалив
С) опрокинув
5. Каким членом предложения является деепричастие:
Не любя, невозможно понять жизни.
А) обстоятельство
В) определение
С) дополнение
Ключ :
1-А
2-А
3-А
4-А
5-А
Критерии оценивания:
за каждый правильный ответ – 1 балл.
Рефлексия
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5. я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог …