СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастный оборот. Конспект урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"

Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот. Конспект урока»

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Урок русского языка

7 класс


Цели урока:

Предметные:учащиеся научатся опознавать деепричастный оборот, расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения, выраженными деепричастными оборотами, в том числе сложных случаях обособления;

Метапредметные: учащиеся получат возможность овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной деятельности;

Личностные:формирование коммуникативной компетентности, ценностного отношения к слову как средству свободного выражения мыслей.


Оборудование: мультимедийный в проектор,

учебник русского языка,

рабочие материалы(приложения №1,2,3)


Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

Беседа с классом:

Что мы изучали на прошлом уроке?

Возникли ли сложности при выполнении домашнего задания?

Вопросы для самоконтроля«Лист успеха»(приложение№1) (учащимся предлагаетсяотметить те положения, которые ими хорошо освоены) (предполагается, что учащиеся отметят как незнакомые последние положения каждой колонки):

Деепричастие.

Я знаю:

  • Что такое деепричастие.

  • Морфологические признаки деепричастия.

  • Синтаксическая роль деепричастия.

  • Деепричастный оборот.

  • Знаки препинания при деепричастном обороте.

Я умею:

  • Составлять предложения с деепричастными оборотами.

  • Расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами.



Задания для самоконтроля:Тест по теме: «Деепричастие»

Ответы для самоконтроля: слайд


Критерии оценивания:6б.-5, 5-4б.-4, 3б.-3 (отметки ставятся в оценочный лист) (приложение№2)

Тест


Оценка деятельности

Самостоятельная работа

Итоговая отметка






Анализ допущенных ошибок.

Беседа с классом: прошу назвать те вопросы, ответы на которые детям не известны или известны не точно, и, исходя из них, сформулировать тему и цель урока.

Запись темы урока в тетрадь.

  1. Знакомство с новым материалом, отработка умений.

-Слово «оборот» нам уже известно. Где мы его встречали?(причастный оборот)

-Что такое причастный оборот? Давайте теперь подумаем, что же такое деепричастный оборот.

  1. Работа с учебником. Прошу детей найти определение понятия деепричастный оборот и сравнить его с тем, которое назвали учащиеся в начале урока (предполагается, что учащиеся дадут определение Д.о. по аналогии с П.о.).

  2. Работа в парах. Прошу проанализировать предложения и сформулировать правила постановки знаков препинания при Д.о. и одиночном Д. (приложение№1)

Отдохнув в тенистой роще, мы продолжили путь.

Я залюбовался видом просыпающегося города, открыв окно.

Птицы, взлетая, становятся стаей упругой. Слайд


Коллективная проверка. Учащиеся объясняют правила постановки знаков препинания, проверяют себя по учебнику.



  1. Вопрос классу: С какими сложностями мы можем столкнуться, работая с Д.о.?

Сравнительный анализ правил постановки знаков препинания при П.о. и Д.о.

Работа в парах, заполнение таблицы(приложение№1). Коллективная проверка.

Причастный и деепричастный обороты.

П.О.

Д.О.

Относится к



Член предложения



Выделяется запятыми







  1. Тренировочные упражнения

А) Объяснительный диктант.

Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

Сергей, постояв еще минуту, медленно направился к груде угля.


Б) Грамматическое конструирование(приложение№1).



4.Подведение итогов работы.

Возвращаемся к слайду с «Листом успеха». Можем ли мы утверждать, что достигли поставленных целей?

Вопрос классу: можем ли мы назвать свою работу на уроке успешной? Прошу оценить свою деятельность на уроке по следующим критериям:

1) я активно / недостаточноактивноучаствовал в обсуждении проблемных вопросов1б./0б.

2) я добросовестно/недостаточно добросовестно выполнял задания в тетради

1б./0б.

3) для выполнения заданий мне нужна/не нужна была помощь учителя, одноклассника 1б./0 б.

(Баллы выставляются в оценочный лист.)



5. Лингвистически-речевой практикум. Слайд.



В одном из юмористических рассказов, иронизируя над неграмотностью пассажира, А.П. Чехов приводил следующую его запись в жалобной книге: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Какую ошибку допустил пассажир? Как её исправить, сохранив деепричастный оборот?( «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, я обронил шляпу»

-Что мы закрепили на данном этапе урока? (употребление деепричастного оборота и выяснили, что д.о. обозн.добавочное действие при основном действии глагола)

Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.

Проехав по этой тропе километр, открывается чудный пейзаж.

Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым.

6. Что объединяет эти предложения?(фразеологизмы)

На слесаря нельзя было положиться, так как он работал спустя рукава.(плохо)

Солдат каждый день приходил в казарму еле волоча ноги.(медленно)

Чтобы чего-то достичь, нужно работать не покладая рук.(усердно)

-Какую тонкость мы знаем о предложениях с фразелогизмами?

7. Самостоятельная работа (проверка первичного усвоения материала)

Учащимся предлагаются предложения, в которых необходимо расставить знаки препинания и графически объяснить их постановку(приложение№2). Задания будет проверяться учителем, оценка будет выставлена в оценочный лист.


  1. Долго стояла Оксана раздумывая о странных речах кузнеца.

  2. Занятия не прерываясь должны идти до двух часов.

  3. У костра вытаращив испуганные глазёнки и держась одной рукой за кнут стоял худенький черноголовый мальчишка.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

С какими трудностями мы столкнулись на уроке? Смогли ли мы их преодолеть? Что нам в этом помогло? Оценка за урок будет выставлена всем после проверки учителем с/р и суммирования отметок, выставленных детьми и учителем.

Домашнее задание:

Оценочный лист учени ___ 6__ класса ________________

Критерии оценивания деятельности.

1) я активно / недостаточно активно участвовал в обсуждении проблемных вопросов 1б./0б.

2) я добросовестно/недостаточно добросовестно выполнял письменные задания

1б./0б.

3) для выполнения заданий мне не нужна/нужна была помощь учителя, одноклассника 1б./0 б.

Тест


Оценка деятельности

Самостоятельная работа

Итоговая отметка









Деепричастие.



Я знаю:

  • Что такое деепричастие.

  • Морфологические признаки деепричастия.

  • Синтаксическая роль деепричастия.

  • Деепричастный оборот.

  • Знаки препинания при деепричастном обороте.

Я умею:

  • Составлять предложения с деепричастными оборотами.

  • Расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

1.Проанализируйте предложения, сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

Отдохнув в тенистой роще, мы продолжили путь.

Я залюбовался видом просыпающегося города, открыв окно.

Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.

2. Заполните таблицу:

Причастный и деепричастный обороты.

П.О.

Д.О.

Относится к



Член предложения



Выделяется запятыми















  1. Тренировочные упражнения

А) Поставьте знаки препинания, укажите границы причастного и деепричастного оборотов и подчеркните как член предложения:

Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

Сергей постояв еще минуту медленно направился к груде угля.










4. 1) Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.________________________________________________________________

2) Проехав по этой тропе километр, открывается чудный пейзаж._________________________________________________________________

3)Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым._________________________________________________________________



5. Самостоятельная работа.

Расставьте знаки препинания, графически объясняя причины их постановки.

1.Долго стояла Оксана раздумывая о странных речах кузнеца.

2.Занятия не прерываясь должны идти до двух часов.

3. У костра вытаращив испуганные глазёнки стоял худенький черноголовый мальчик.







Тест

1.  Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?                                                                                             Б) Что делая?  Что сделав?

В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки каких частей речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.

Б) Наречия и прилагательного.

В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие -

А) изменяемая часть речи.

Б) неизменяемая часть речи.

4. В предложении деепричастие играет роль:

А) дополнения

Б) определения

В) обстоятельства

5. Найдите деепричастие совершенного вида

А) Глядя       Б) Сложив         В) Улыбаясь

6. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.

А) разрезая  Б) засекреченный           В) перелетят






Тест

1.  Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?                                                                                             Б) Что делая?  Что сделав?

В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки каких частей речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.

Б) Наречия и прилагательного.

В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие -

А) изменяемая часть речи.

Б) неизменяемая часть речи.

4. В предложении деепричастие играет роль:

А) дополнения

Б) определения

В) обстоятельства

5. Найдите деепричастие совершенного вида

А) Глядя       Б) Сложив         В) Улыбаясь

6. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.

А) разрезая   Б) засекреченный       В) перелетят





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!