СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефект зрения школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дефект зрения школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа



Конкурс социальных проектов

Клеймёновские чтения»

Номинация: социальные проблемы


Дефект зрения школьников.

Проект





Выполнила обучающаяся10 класса

Гугучкина Анастасия Владимировна

Руководитель учитель биологии

Вильчанская Зоя Витальевна





Пос. Пригородный Моршанского района

2012г.




Содержание.



  1. Введение…………………………………………………3

2. Органы зрения и их строение………………………........6

3. Основные заболевания глаз, встречающиеся в

подростковом и юношеском возрасте…………………....7

4. Состояние зрения учащихся школы…………………….14

4. 1 Глазные заболевания……………………….…….14

4. 2 Близорукость ……………………………………..15

4. 3Астигматизм ………………………………..……...16

4. 4Дальнозоркость ……………………………..…….16

4. 5Аккомодация ………………………………….…...17

5. Причины изменения зрения учащихся……………….…18

5.1 Освещённость кабинетов…………………….........18

5.1 Размер мебели…………………………………...….20

5.2 Наследственность………………………………......20

5.3 Нарушение правил работы с книгой……………....21

5.4 Чрезмерная нагрузка при работе с компьютером...21

5.5 Просмотр телевизионных программ…………....….22

5. 6 Экология…………………………………..……..…..22

5. 7 Недостаток витаминов………………………….….22

6. Заключение………………………………………………….23

7. Рекомендации по сохранению зрения……………………..24

8. Используемые источники…………………………………..25

9. Приложение………………………………………………….26







Введение.


«Я тебя вижу!» - как просто сказать и улыбнуться в ответ. «Я тебя вижу!» - и не задумываться над улетевшими словами - что это значит. «Я тебя вижу!» - и весь великолепный мир перед тобой. Что может быть лучше? Живёшь, видишь, и не хочется думать о том, что этот дар может исчезнуть из жизни в любой момент. Мировые данные показывают, что страх потерять зрение является одной из самых страшных фобий человечества в цивилизованном мире. От 50 до 70 % людей страдают от ухудшения зрения, связанного с близорукостью, дальнозоркостью и астигматизмом. Они носят очки или контактные линзы. Но сколько проблем и неудобств испытывает их обладатель! Как известно, "стекляшки" отражаются на внешности человека, искажают видимое пространство, ограничивают боковое зрение, запотевают, в конце концов, бьются. У контактных линз другие недостатки. Роговица под инородным предметом "устает" и отекает, глаза краснеют. Кроме того, ношение линз может спровоцировать развитие различных заболеваний. Но человек смиряется даже с такими неудобствами ради того что вновь и вновь видеть красоту земных просторов, родные и любимые лица. Мы часто слышим: «Береги честь смолоду!», но не пора ли сказать: «Береги зрение с младенчества!»

Многие родители просто не замечают, достаточно ли хорошо видит их ребенок. Особенно если это дошкольник. Малыш еще не научился говорить, но по тому, как он реагирует на игрушки и различные предметы - подносит ли он их близко к лицу, - можно сделать вывод, насколько хорошо обстоят у него дела со зрением.

В подростковом возрасте существенно возрастает нагрузка на орган зрения ребенка в связи с расширением объема учебной работы; трудовая, а в последних классах производственная, деятельность, занятия физкультурой и спортом увеличивают вероятность различных повреждений такого нежного органа, как глаз. У старших подростков возникает повышенный интерес к своему внешнему облику, отсюда проблема очков, косметики и т.п. Наконец, именно в этом возрасте возникают некоторые заболевания глаз, способные оказать влияние на выбор профессии.
Такое положение дел ни кого не может оставить безразличным к проблеме изменения зрения у растущего, впитывающего в себя знания, ищущего своё место в жизни человека.
Проблема изменения зрения остро стоит и перед учащимися нашей школы.

Поэтому в данной работе перед собой мы ставим следующую цель:

Изучить состояние уровня зрения учащихся школы и разработать меры по предотвращению снижения зрения.


Гипотеза:

Снижение остроты зрения школьников связано с недостаточной освещённостью кабинетов и рекреаций школы.

Задачи:

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

- изучить внешнее и внутреннее строение органов зрения;

- изучить основные заболевания глаз, встречающиеся в подростковом и юношеском возрасте;

- изучить физиологию болезненных состояний;

- изучить состояние изменения зрения учащихся нашей школы;

- выявить основные причины изменения зрения учащихся;

- оценить естественную освещённость кабинетов и помещений;

- разработать рекомендации по профилактике и исправлению изменения зрения у подростков.

Ход работы:


  1. Изучение литературных источников.

  2. Анализ полученных данных

  3. Изучение состояния зрения учащихся школы различных ступеней.

  4. Анализ полученных данных.

  5. Оценить естественную освещённость кабинетов и помещений

  6. Разработка профилактических мер направленные на сохранение зрения.













































Органы зрения и их строение.


Глаз – периферическая часть зрительного анализатора. Включает рецепторы, вспомогательные части, помогающие улавливать определённый вид раздражителя, усиливающие раздражения, защищающие органы. Самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает движение, даже в состоянии кажущегося покоя. Орган зрения расположен в глазнице. (Приложение№1) Он состоит из глазного яблока со зрительным нервом и вспомогательных аппаратов. Спереди глаз защищён веками, ресницами и бровями. В верхнем углу глаза со стороны щеки находится слезная железа. В нижнем внутреннем угле начинается слёзный канал. Снаружи глазное яблоко покрыто склерой переходящую в роговицу – самую сильную линзу глаза. (Приложение №2) За ней находится сосудистая оболочка в передней части глаза переходящую в радужную оболочку. Сосудистая оболочка является непосредствен­ным продолжением цилиарного тела. В силу своего положения и структуры, она принимает активное участие в аккомодации и дезаккомодации. Растяжимость этой оболочки различна в меридиональном и циркулярном направлении.

Здесь же в центре находится зрачок. За зрачком располагается хрусталик — двояковыпуклая линза, состоя­щая из волокон, образующих слои. Форма и разме­ры хрусталика меняются с возрастом. Диаметр хрусталика взрослого человека в среднем со­ставляет 9-10 мм. Вещество хрусталика до 25-30 лет имеет мягкую консистенцию.

Его окружает цилиарная мышца, представляющая собой комп­лекс мышечных волокон, прилежащих к внутренней поверхности склеры в переднем отделе глаза. Тра­диционно в ее составе выделяют три группы воло­кон: продольные (мышца Брюкке), циркулярные (мышца Мюллера) и радиальные (мышца Иванова).

Световые лучи фокусируются на задней внутренней стенки глаза – сетчатой оболочке. (Приложение №3) Сетчатка - тонкий и очень нежный слой клеток – зрительных рецепторов в форме палочек и колбочек, а также расположенные перед ними нервные клетки. Аксоны нейронов образуют зрительный нерв. Именно здесь воспроизводится видимое изображение. (Приложение № 4)

Внутренняя часть глаза заполнена стекловидным телом — прозрачной структурой, за­полняющей пространство между сетчаткой и хрус­таликом. Оно содержит 98% воды и практически не­сжимаемо. Плотный кортикальный слой стекловид­ного тела связан с сетчаткой в области зубчатой линии, диска зрительного нерва, в макулярной об­ласти и по ходу сосудов. Именно стекловид­ное тело обеспечивает глазу шарообразную форму, стабилизирует положение сетчатки и хрусталика. (Приложение №5)


Основные заболевания глаз, встречающиеся в подростковом и юношеском возрасте.


Глаза - это не изолированный орган, а часть целостного организма. Не случайно расстройством зрения, хотя поначалу и обратимым, у школьников могут начинаться психические расстройства, нежелание учиться, а так же появляются общие заболевания, такие как юношеская гипертония. И поэтому необходимо, вовремя диагностировать и лечить следующие заболевания:

Дальнозоркость (гиперметропия) - это нарушение зрения, при котором изображение предмета формируется не на сетчатке, а за ней.

(Приложение №6)

Дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью, поэтому, чтобы сфокусировать изображение на сетчатке, компенсаторно увеличивается напряжение мышц, изменяющих кривизну хрусталика. Но даже и этого бывает зачастую недостаточно, чтобы рассмотреть предметы вдали. При рассматривании близко расположенных предметов напряжение еще больше возрастает. При небольшой степени дальнозоркости , зрение вдаль и вблизи хорошее, но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль при работе; при средней степени гиперметропии - зрение вдаль остается хорошим, а вблизи затруднено; при высокой дальнозоркости - плохое зрение и вдаль, и вблизи, так как исчерпаны все возможности глаза фокусировать на сетчатке изображение даже далеко расположенных предметов.

Для детей - это естественная рефракция, которая изменяется с ростом глазного яблока и постепенно при нормальном развитии органа зрения превращается в эмметропию.

Причиной этого служит несоответствие размеров глазного яблока и силы преломляющего аппарата. Это может происходить из-за малого размера глазного яблока и слабости преломляющего аппарата. Увеличив ее, можно добиться того, что лучи будут фокусироваться там, где они фокусируются при нормальном зрении. Дальнозоркость - состояние врожденное. Дальнозоркость, вызванная короткой продольной осью глаза, обычно передается по наследству от родителей детям.

Однако при небольших степенях в молодом возрасте она никак не проявляется, так как может быть компенсирована напряжением хрусталика глаза. В это время дальнозоркость может быть выявлена только при проведении специального обследования (при медикаментозном расширении зрачка хрусталик расслабляется и проявляется истинная рефракция глаза). Поначалу глаз "справляется собственными силами". Так как затылочные доли головного мозга, ответственные за зрение, воспринимают нечеткую картинку, как расположенную слишком близко, они дают сигнал хрусталику на увеличение силы рефракции. При нормальном зрении такой механизм действует для рассматривания предметов вблизи, здесь он применяется "не по назначению", но дает необходимый результат. Однако когда степень дальнозоркости увеличивается или происходит возрастное снижение эластичности хрусталика (пресбиопия, или возрастная дальнозоркость), сил хрусталика уже не хватает и человек перестает хорошо видеть и вблизи, и вдали.

Основные признаки дальнозоркости:

  • очень плохое зрение вблизи;

  • плохое зрение вдаль (сильной дальнозоркости)

  • повышенная утомляемость глаз при чтении;

  • перенапряжение глаз при работе (головные боли, жжение в глазах).

Дальнозоркость, если ее игнорировать, чревата такими неприятными осложнениями как косоглазие; частые воспалительные болезни глаз "ленивый" глаз - внешне глаз здоров, но плохо видит и исправить это не удается, ни очками, ни контактными линзами. Прогрессирование дальнозоркости может привести к нарушениям оттока внутриглазной жидкости и, как следствие, развитию глаукомы.

Близорукость, или Миопия — это дефект зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней из-за того, что преломляющая система глаза обладает увеличенной оптической силой и слишком сильно фокусирует (относительно данного переднезаднего размера глазного яблока). (Приложение№7) Человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль и должен пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. Близорукость или миопия – одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 15-16 лет практически каждый второй ребенок страдает детской близорукостью.

И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Очень важно помнить, что развитие близорукости – это показатель слабости организма в целом. Большое значение для развития близорукости имеет нарушение функций склеры – соединительной ткани, которая должна держать правильную форму глаза. Но соединительная ткань связана не только с глазами. Соединительная ткань – та, что удерживает наши органы и обусловливает функциональную их жизнедеятельность. Это значит, что соединительной тканью будут являться и сухожилия, связки, суставные сумки, и хрящи, и кости, и кровь, лимфатическая жидкость, межклеточная и спинномозговая жидкость. Такого не может быть, что соединительная ткань глаз вдруг плохо выполняет свои функции, а, например, с позвоночником все в порядке. Нет, в организме все тесно взаимосвязано, именно забота о здоровье всего организма должно быть решающим.

По тяжести заболевания, в близорукости выделяют три степени:

Слабая – до 3 диоптрии, средняя – до 6 диоптрии, высокая – свыше 6 диоптрии.

При слабой и средней степени близорукости, как правило, осуществляется полная или почти полная оптическая коррекция для дали и применяются более слабые (на 1-2 диоптрии) линзы для работы на близком расстоянии.

При высокой степени близорукости – постоянная коррекция, величина которой для дали и для близи определяется по переносимости. Если очки недостаточно повышают остроту зрения, рекомендуется контактная коррекция.

Астигматизм  - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью. Является одной из разновидностей аметропий.

При астигматизме нарушение равномерной кривизны роговой оболочки глаза или хрусталика приводит к искажению зрения. Световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке, как это происходит в нормальном глазу, в результате на сетчатке формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмерки». В некоторых случаях изображение вертикальных линий может казаться нечётким, в других горизонтальные или диагональные линии выявятся вне зоны фокусировки. (Приложение №8) Для легкости восприятия на приведенном графическом примере показана разница в оптической силе роговицы в двух взаимно перпендикулярных меридианах. В меридиане, где лучи света обозначены желтым цветом, роговица преломляет свет гораздо сильнее, чем в меридиане, где лучи света обозначены зеленым. Следовательно, фокус в зеленом меридиане роговицы расположен дальше от нее, чем фокус для лучей в желтом меридиане. Такая ситуация приводит к тому, что пучок параллельных лучей, падающих в глаз, фокусируются в двух точках вместо одной. Астигматизм часто развивается в раннем возрасте (обычно вместе с дальнозоркостью и близорукостью) и обычно сформировывается уже после первых лет жизни. Симптомами астигматизма является понижение зрения, иногда видение предметов искривленными, их раздвоение, быстрое утомление глаз при работе, головная боль. Различают несколько типов астигматизма.

1. Правильный астигматизм

2. Простой дальнозоркий

3. Простой миопический (близорукий)

4. Сложный дальнозоркий

5. Сложный миопический (близорукий)

6. Смешанный астигматизм 

Многие люди рождаются с астигматизмом, и, связанное с этим, снижение зрения может со временем нарастать. Быстрое прогрессирование близорукости и астигматизма, не исправляемых очками, в молодом возрасте (18-30 лет) может быть признаком серьезного глазного заболевания - кератоконуса. Астигматизм без коррекции зрения может вызвать головные боли и резь в глазах.

Спазм аккомодации (ложная близорукость) — это нарушение работы глазной (цилиарной) мышцы, и вследствие этого способности глаза поддерживать четкое видение предметов, находящихся на разных удалениях от глаз. (Приложение №9) Ресничная мышца залегающая в ресничном теле, состоит из трех самостоятельных групп мышечных волокон: радиальные волокна (от хрусталика к наружной оболочке глаза), циркулярные (вот эти – кольцом как удав) и меридиональные (под самой склерой вдоль меридианов глаза, если считать, что полюсы на глазном яблоке – впереди и сзади). Мышечные волокна сами не прикрепляются к хрусталику, они находятся в толще ресничного тела. Но от ресничного тела к центру, к капсуле хрусталика идут Цинновы связки. Двигательную иннервацию ресничная мышца получает от вегетативной нервной системы, поэтому акт аккомодации приказам коры головного мозга не подчиняется. Мы не можем просто напрячь ресничную мышцу.

Спазм аккомодации чаще всего встречается у детей и молодых людей. По некоторым данным, каждый шестой школьник страдает подобным нарушением. Основная его причина – зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтение, работа на компьютере, длительный просмотр телепередач).

Развитию спазма аккомодации способствуют:

  • несоответствие мебели в школе и доме росту ребёнка;

  • плохое освещение рабочего места;

  • слабость шейных и спинных мышц;

  • отсутствие правильного распорядка дня;

  • поздний отход ко сну;

  • нерациональное по времени и качеству питание;

  • недостаточное пребывание на свежем воздухе;

  • пренебрежение занятием утренней зарядкой, физкультурой и спортом;

  • частые и длительные просмотры телепередач;

  • общее ослабление здоровья.

Долгое сидение за компьютером и интенсивная работа с бумагами приводят к тому, что глаза быстро устают, в них возникает ощущение жжения, рези и боли. Глаза краснеют, иногда возникает слезотечение. Картинка вблизи становится менее четкой, а далекие предметы словно расплываются, может появиться двоение. Если ухудшение зрения носит временный характер, то речь, возможно, идет именно о спазме аккомодации (ложной близорукости).

Школьник, страдающий спазмом аккомодации, почувствовав ухудшение зрения, быстрее устает на занятиях, требующих зрительного напряжения, что довольно скоро проявляется снижением успеваемости. При этом у него появляются головные боли, причину которых часто не могут определить и относят за счет возрастной перестройки организма. Спазм аккомодации может впоследствии перейти в истинную близорукость.

Зрительная астенопия.

Вызывается недостаточностью оптического или мышечного аппаратов глаз, Если глазные яблоки в длину несколько короче, чем необходимо внутриглазной мышце, чтобы настроить оптику глаза на различение книжного шрифта, приходится сильно напрягаться. Впрочем, и на улице этой мышце нужно усиленно работать, обеспечивая достаточную остроту зрения. Утомление этой аккомодационной мышцы; периодически отказывающейся работать, и воспринимается как общее зрительное утомление. Подобное состояние (гиперметропия, или дальнозоркость) не сопровождается обычно понижением остроты зрения.





ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Состояние зрения учащихся школы.

Проанализировав, литературные источники и подобрав необходимые методики исследования, для выяснения степени изменения зрения у школьников, было произведено анкетирование (Приложение №10) и обследование медицинских карточек 121 учащихся школы среднего и старшего звена. В результате исследования мы получили следующие данные.

Количество детей, не имеющих отклонение по зрению, в классах варьирует от 43 до 73%. (Приложение № 11)


Класс

Всего учащихся

Здоровы

Дефект зрения

11

17

6

35%

11

65%

11

6

54,5%

5

45,4%

14

7

50%

7

50%

18

9

50%

9

50%

11

8

72.7%

3

27,3%

6

19

13

68,4%

6

31,5%

17

11

64,7%

6

35,2%

14

6

42,8%

8

57,1%

всего

121

66

54,5%

55

47,1%


Наибольшее количество здоровых детей в 7Б, 8б, 5Б. 6 классах. Наименьшее количество в 11, 8а, 9а, 9в классах. Отклонение по зрению в дошкольном периоде имели 13,2% первоклассников. В начальных классах зрение ухудшилось у 21,4% учеников, в подростковый период нарушения достигли – 35,7%, а в старшем звене - 0% - наступила стабилизация зрения.






Глазные заболевания


Согласно результатам исследования детей имеющих дефект зрения наиболее распространенными заболеваниями являются:

аккомодация – 37,8%, близорукость – 29,7%, астигматизм – 16,2% дальнозоркость – 16,2%, (Приложение № 12)


Показатели заболеваемости органов зрения учащихся.


близорукость

дальнозоркость

астигматизм

аккомодация

29,7%

16,2%

16,2%

37,8%



Класс

Дальнозоркость

Близорукость

Астигматизм

Аккомодация

0%

17%

0%

22%

0%

9%

18%

9%

0%

24%

6%

6%

0%

0%

0%

14%

9%

0%

18%

0%

6

0%

16%

0%

11%

14%

7%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

11

18%

0%

18%

24%



Близорукость


Исследуя, заболевание учащихся близорукостью, нами выявлено, что в дошкольный период близорукость имели 27,2% первоклассников. В начальных классах близорукость проявилась у 63,6% детей, а в классах средней ступени увеличение произошло на 9,8%. В старшем звене изменений не наблюдалось. Таким образом, общее количество страдающих близорукостью составило 29,7% от общего количества детей, имеющих отклонение зрения. (Приложение№13)



Классы

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

17%

0%

0%

0%

0%

0%

12%

12%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

6

5%

10%

0%

0%

0%

0%

7%

0%

0%

11

0%

0%

0%

всего

63,6%

9,8%

0%






Астигматизм


В 8а, 9а, , 6, 7б, 5б, астигматизм отсутствует. Но в 8в, 8б, 9в, 11заболевание астигматизмом достигает уровня 9 - 18% от общего количества обследованных. Причём наибольшее прогрессирование состояния приходится на начальную ступень обучения – 83,3%. Следующий порог изменения зрения пришёлся на среднюю ступень – подростковый период – 16,6%. В старших классах изменение состояния зрения по астигматизму не происходило, наступила стабилизация процесса. Таким образом, общее количество страдающих астигматизмом составило – 16,2% из числа детей имеющих дефект зрения.(Приложение№14)




Классы

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

0%

0%

0%

9%

0%

0%

0%

6%

0%

0%

0%

0%

18%

0%

0%

6

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

11

12%

0%

0%

всего

83,3%

16,6%

0%




Дальнозоркость


Изменение состояния по дальнозоркости показывает, что изменения зрения проявились только у учащихся 5б и 11 классов на начальной ступени обучения в пределах от14 до18%. В среднем звене в 9в классе дальнозоркость увеличилась на 9%. Таким образом, общее количество страдающих дальнозоркостью составило – 16,2% от количество детей, имеющих дефект зрения. (Приложение№15)


Классы

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

9%

0%

6

0%

0%

0%

0%

0%

0%

14%

0%

0%

11

18%

0%

0%

всего

83,3%

16,6%

0%



Аккомодация


В 8а, 11 классе и 9а данное заболевание у школьников изменилось в пределах 5,5 - 18%. У учащихся 8б, 8в, 9в, 7б, 5б классе данного заболевания не наблюдается. Изменения зрения происходило в большей степени в дошкольный период. Так в школу поступало до 14% детей с ослабленной аккомодацией, что является благотворной почвой для развития близорукости и дальнозоркости у учащихся. В начальной ступени обучения только в 8а и 11 классе происходили стойкие изменения в сторону увеличения числа детей, имеющих зрение в стадии аккомодации. Так в 8а классе увеличение произошло на 11%, а в 11 классе на 6%. В подростковом периоде в этих же классах заболевание прогрессировало на 5,5% в 8а и 18% в 11 классе. На уровне старшей ступени прогрессирование состояния аккомодации закончилось. Таким образом, общее количество детей с нарушением аккомодации составило 37,8% от общего количества школьников имеющих дефект зрения. (Приложение№16)



Классы

Дошкольный период

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

5,5%

11%

5,5%

0%

9%

0%

0%

0%

6%

0%

0%

0%

14%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

6

10,5%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

11

0%

6%

18%

0%

всего

50%

21,4%

28,5%

0%





Причины изменения зрения


Изменение зрения у школьников может происходить по различным причинам. Нами в ходе исследований было выявлено несколько факторов, влияющих на изменение зрения детей:


  1. Освещённость школьных кабинетов.

  2. Наследственность.

  3. Неправильный подбор размера мебели.

  4. Несоблюдение расстояния от глаза до текста при чтении.

  5. Чрезмерная нагрузка при работе с компьютером.

  6. Несоблюдение требований гигиены при просмотре телевизионных программ и DVD.

  7. Недостаток витаминов.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:


Освещённость кабинетов


Одним из факторов, в первую очередь влияющие на снижение остроты зрения является степень освещённости учебных мест. При низкой освещённости быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность. Так, во время трёхчасовой зрительной работы при освещённости 30–50 лк устойчивость ясного видения снижается на 37 %, при освещённости 200 лк она снижается только на 10–15 %. Недостаточная освещённость вызывает чрезмерное напряжение зрения, большая яркость также утомляет, раздражает глаза.

Для нормальной работы в классах необходимо выдерживать режим освещения рабочих мест, что позволит уменьшить нагрузку на зрительную систему школьников. Поэтому было проведено исследование естественного освещения кабинетов по следующей методике:

Оборудование: рулетка.

Выполнение работы:

1. С помощью рулетки измеряется высота и ширина окон.

2. Рассчитывается общая площадь окон.

3. Рассчитывается площадь застеклённой части окон (10 % общей поверхности окон приходится на переплёты).

4. Измерив длину и ширину комнаты, рассчитывается площадь пола.

5. Подсчитывается световой коэффициент (СК) по формуле: СК= So: S, где So – площадь застеклённой части окон; S – площадь пола.

А также определяется коэффициент заглубления окон:

Коэффициент заглубления - отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) комнаты. (Приложение№17)

Ориентация окон учебных кабинетов практически на все стороны горизонта, мебель расставлена так, что естественное освещение во всех комнатах левостороннее боковое. Специальное искусственное освещение осуществляется люминесцентными светильниками и лампами накаливания. Световые точки размещены в два ряда, параллельно окнам, дополнительные светильники установлены над учебными досками.

Тип арматуры: люминесцентные ртутные ЛБ 20Х120 удельная мощность 40 ВТ/В.ч. (Приложение № 18 )

Полученные данные позволяют сделать вывод, что естественная освещённость помещений школы выше нормативного предела на 0,4 единиц, расположение светильников правильное, а значит, освещение учебных кабинетов соответствует гигиеническим нормам.





Размер мебели

Учебная мебель соответствует нормам САН ПИН. В большинстве своём она трансформенного типа и может быть использовано для детей различного роста и комплекции. Цвет мебели бежево – коричневый за исключением старых столов покрашенных в бело – голубой или бело – зелёный цвет. Бежевый цвет более благодатно сказывается на глаза , при выполнении длительной работы за учебным столом, т.к. отражающая способность выше у столов покрашенных белой краской, а значит, на глаза приходится большая нагрузка.


Наследственность

Наследственные изменения зафиксированы только у 1% исследуемых, но нельзя не учитывать тот факт, что такое заболевание глаз как дальнозоркость в подавляющем большинстве закладывается уже в период внутриутробного развития плода. Поэтому можно утверждать, что наследственные изменения зрения имеют 17,2% исследуемых школьников. (Приложение № 19 )



Нарушение правил работы с книгой

Подавляющее большинство учащихся не обращают внимание на осанку во время работы с книгой. При этом изменяется расстояние от книги до глаз, что приводит к нарушению рефракции, что означает возможное возникновение близорукости в раннем подростковом периоде. В нашей школе увеличение количества детей страдающих близорукостью наблюдается в начальном звене обучения на 63,6%. В среднем звене изменения претерпевают 9,8% подростков. Всего с нарушением зрения в результате нарушений правил чтения книг наблюдается у 27% школьников, имеющих отклонение зрения.




Чрезмерная нагрузка при работе с компьютером



Исследуя данные, по глазным заболеваниям учащихся, и данные анкет мы пришли к выводу, что основным источником заболеваний является чрезмерная нагрузка при работе с компьютером -37,8%. Можно утверждать, что основным источником заболеваний является несоблюдение режима работы и отдыха детей за компьютером:

15 % учащихся, работающих без соблюдения правил работы заболевают в начальной школе, 45% – в среднем звене, 40% – в старших классах. Очень часто подростки длительное время проводят за компьютером потому, что пользуются виртуальными играми, заигрываются, забывают об отдыхе глаз и нервной системы, могут часами сидеть перед светящимся во тьме комнаты монитором. А ведь резкий контраст сумерек комнаты и светящегося экрана приводит к стойкому поражению сетчатки глаз и в результате к снижению остроты зрения – близорукости.


Просмотр телевизионных программ



Одним из «старых врагов» зрения, является просмотр телевизионных программ на близком расстоянии от экрана. Установлено, что 16% обучающихся имеют снижение зрения именно по этой причине. Сюда же относится и просмотр DVD, тем более, что большинство ребят пользуются низкокачественными записями где нередка видимая зернистость изображения, расплывчатость контуров, нарушение контрастности. Как и в случае с компьютерами часто и телевизор просматривают в тёмном помещении, что как мы знаем опасно для зрения.




экология


Изменение экологической ситуации не может не отражаться на организме человека. Человек пьёт, дышит, питается и в его сущность входят разнообразные вещества, изменяющие функциональное состояние органов. Проникая в организм эти вещества адсорбируются на поверхности клеток, транспортируются через клеточные мембраны в том числе в роговицу глаза , в стекловидное тело, глазные мышцы, что приводит к нарушению рефракции, интоксикации органа. По заключению врачей 2% школьников страдают именно из – за нарушения экологического баланса.




Недостаток витаминов



На изменение зрения влияет недостаток витаминов группы А. Это жирорастворимые витамины, влияющие на работу всего зрительного анализатора, и поэтому недостаток в организме этих витаминов ведёт к снижению зрения. Своевременное принятие препаратов обычно даёт положительный эффект.











Заключение


В ходе исследовательской работы по изучению дефекта зрения обучающихся в Сокольниковской СОШ доказано, что 54,5% обучающихся не страдают никакими глазными заболеваниями. В большей степени глазными заболеваниями страдают учащиеся среднего звена – 40,5%. Причём у 42,8% дефект зрения был обнаружен при прохождении дошкольного осмотра, 21,4% из них имели дефект зрения уже в начальных классах, а у 35,7% зрение изменилось на средней ступени обучения. Из этого можно сделать вывод, что изменение зрения у исследованных детей происходит в средней школе, это говорит о том, что нагрузка в школе провоцирует изменение зрения обучающихся.

В школе нормы освещения соответствуют требованиям САН ПИН, что доказывает – зрение детей изменяется под воздействием других факторов.

В большинстве своём это несоблюдение правил работы с компьютером учащиеся имеют наследственное предрасположение к изменению зрения, в особенности к проявлению дальнозоркости.

Кроме того одним из факторов усугубления состояния дефекта зрения является нарушение норм работы с книгой и просмотром телевизионных программ.








Рекомендации по сохранению зрения.

  1. Ввести в процесс проведения физкультминутки обязательное использование упражнений на релаксацию глазных мышц.(Приложение №20)

  2. На классных часах и родительских собраниях провести учёбу по использованию упражнений по восстановлению зрения по особо распространенным глазным заболеваниям. ( Приложение №21)

  3. Организовать тенинговую группу по восстановлению зрения учащихся.

  4. Рекомендовать проведение витаминизации школьников салатами, позволяющими вырабатывать в организме витамин А. ( салат из моркови и сметаны, морс с чёрной смородиной, отвар из сушёной чёрной смородины и черники, кисель из ягод смородины и черники)

  5. Заменить лампы накаливания на люминесцентные в виду с очень хорошей цветопередачей и светоотдачей для рабочих поверхностей.

  6. Создать памятку о правильной работе с книгой и распространить по всем классам.

  7. Создать памятку о правильной работе с компьютером и распространить по всем классам.

  8. Для тренировки глаз использовать спортивные игры: настольный теннис, кегли, бадминтон без использования очков или линз.










Используемые источники


1.В.И. Белов энциклопедия здоровья. М. химия. 1994г.

2. А. Гореславец. Анализ рынка электронных балластов. Компания "Додэка Электрик" (September 20, 2005). Проверено 11 ноября 2008.

3. Детская офтальмология  2006 г

  1. Е.А. Карашвили. физкультурная минутка. М. творческий центр 2002г.

  2. Справочник фельдшера. М. Медицина 1998г.

  3. Справочник «Домашний доктор», Москва, 2001.

  4. В. Присташ. С. В. Скицюк. Биомеханизм аккомодации. М. Медицина 2002.

  5. . www.inpromed.ru Справочник клиник MedPortal. Ru
















Приложение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа



Конкурс социальных проектов

Клеймёновские чтения»

Номинация: экологические проблемы



Дефект зрения школьников.





Выполнила обучающаяся 10 класса

Гугучкина Анастасия Владимировна

Руководитель учитель биологии

Вильчанская Зоя Витальевна





Пос. Пригородный Моршанского района

2012г.




Приложение №1

Внешнее строение глаза.









Приложение№2

Внутреннее строение глаза.




      


 1 - склера,
 2 - сосудистая оболочка,
 3 - сетчатка,
 4 - роговица,
 5 - радужка,
 6 - ресничная мышца,
 7 - хрусталик,
 8 - стекловидное тело,
 9 - диск зрительного нерва,
10 - зрительный нерв,
11 - желтое пятно.





Приложение №3

Цилиарная мышца.













Приложение №3

Мышцы глаза



      








1 - наружная прямая;
2 - внутренняя прямая;
3 - верхняя прямая;
4 - мышца, поднимающая верхнее веко;
5 - нижняя косая мышца;
6 - нижняя прямая мышца










Приложение №4

Строение сетчатой оболочки глаза.














Приложение №5


















Приложение№6

Дальнозоркость.












Приложение №7


Близорукость.










Приложение №8




Фокусировка при астигматизме.





слева - фокусировка вдаль;
справа - фокусировка на близкие предметы




















Приложение №9

Разновидность аметропии при аккомодации.






При аккомодации Норма








Приложение№10


Анкета

  1. Имеются ли у вас отклонение зрения?

  2. Как давно замечено ухудшение зрения?

  3. Учитываете ли вы в своём рационе питания продукты, благотворно влияющих на восстановление зрения (привести примеры)?

  4. Используете ли вы упражнения для глаз при различных видах работ?

  5. Как долго работаете за компьютером?

  6. Используете ли вы во время работы за компьютером упражнения для глаз?

  7. На каких уроках применяют упражнения для снижения усталости глаз?

  8. Есть ли отклонение зрения у ваших родителей?

  9. Есть ли отклонение зрения у ваших сестёр и братьев?

10.Что бы вы могли предложить для улучшения зрения учащихся?














Приложение №11


Общие данные по изменению зрения учащихся.


Классы

здоровые

Дошкольный период

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

73%

27%

0%

0%

0%

50%

11%

17%

22%

0%

65%

12%

6%

18%

0%


50%


7%

7%

36%

0%


55%


6%

9%

27%

0%


6

68%

16%

0%

16%

0%

71%

14%

14%

0%

0%

11

43%

12%

18%

35%

0%

100%

0%

0%

0%

0%













Количество здоровых детей.




Изменение зрения в дошкольный период.






Изменение зрения в начальной школе.


















Изменение зрения на средней ступени обучения.


















Приложение №12



Глазные заболевания


Класс

Дальнозоркость

Близорукость

Астигматизм

Аккомодация Др. заболевания

Аккомодация

0%

17%

0%

0%

22%

0%

9%

18%

0%

9%

0%

24%

6%

6%

6%

0%

0%

0%

36%

14%

9%

0%

18%

27%

0%

6

0%

16%

0%

5%

11%

14%

7%

0%

7%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

11

18%

0%

18%

18%

24%








Приложение №13

Состояние заболевания близорукостью в различные периоды обучения.



Классы

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

17%

0%

0%

0%

0%

0%

12%

12%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

6

5%

10%

0%

0%

0%

0%

7%

0%

0%

11

0%

0%

0%




Приложение №14


Уровень астигматизма в различные периоды обучения.


Классы

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

0%

0%

0%

9%

0%

0%

0%

6%

0%

0%

0%

0%

18%

0%

0%

6

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

11

12%

0%

0%



Приложение №15





Динамика дальнозоркости в различные периоды обучения.



Классы

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

9%

0%

6

0%

0%

0%

0%

0%

0%

14%

0%

0%

11

18%

0%

0%






Приложение №16


Динамика аккомодация у школьников в различные периоды обучения.


Классы

Дошкольный период

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

5,5%

11%

5,5%

0%

9%

0%

0%

0%

6%

0%

0%

0%

14%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

6

10,5%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

11

0%

6%

18%

0%





Приложение №17

Естественная освещённость помещений.

Помещение

Световой коэффициент

Коэффициент заглубления

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

комната

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

География

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Музыка

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Математика №1.

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Математика №2.

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Литература

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

История №1

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

История №2

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Английский язык №1

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Английский язык №2

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Физика

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Химия

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Русский язык

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Биология

2

0, 25– 1,66

1/2

1/2

Информатика

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Спортивный зал

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

технологии

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Библиотека

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Директорская

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2

Учительская

2

0,25 - 1.66

1/2

1/2











Приложение №18


Международная маркировка люминисцентных ламп.

Код

Определение

Особенности

Применение

530

Basic warmweiß / warm white

Свет тёплых тонов с плохой светопередачей. Объекты кажутся коричневатыми и малоконтрастными. Посредственная светотдача.

Гаражи, кухни. В последнее время встречается всё реже.

640/740

Basic neutralweiß / cool white

«Прохладный» свет с посредственной цветопередачей и светоотдачей

Весьма распространён, должен быть заменён на 840

765

Basic Tageslicht / daylight

Голубоватый «дневной» свет с посредственной цветопередачей и светоотдачей

Встречается в офисных помещениях и для подсветки рекламных конструкций (ситилайтов)

827

Lumilux interna

Похожий на свет лампы накаливания с хорошей цветопередачей и светоотдачей

Жильё

830

Lumilux warmweiß / warm white

Похожий на свет галогеновой лампы с хорошей цветопередачей и светоотдачей

Похожий на 827, с несколько голубоватым оттенком

840

Lumilux neutralweiß / cool white

Белый свет для рабочих поверхностей с очень хорошей цветопередачей и светотдачей

Общественные места, офисы. Внешнее освещение

865

Lumilux Tageslicht / daylight

«Дневной» свет с хорошей цветопередачей и посредственной светоотдачей

Общественные места, офисы. Внешнее освещение

880

Lumilux skywhite

«Дневной» свет с хорошей цветопередачей


930

Lumilux Deluxe warmweiß / warm white

«Тёплый» свет с отличной цветопередачей и плохой светоотдачей

Жильё

940

Lumilux Deluxe neutralweiß / cool white

«Холодный» свет с отличной цветопередачей и посредственной светоотдачей.

Музеи, выставочные залы

954, 965

Lumilux Deluxe Tageslicht / daylight

«Дневной» свет с непрерывным спектром цветопередачи и посредственной светоотдачей

Выставочные залы, освещение аквариумов









Приложение №19


Причины изменения зрения


Факторы

Количество

Неправильное чтение

27%

Чрезмерная работа за компьютером

37,8%

Экологическая ситуация

2%

Наследственность

17,2%

Просмотр телевизора и DVD

16%



Приложение №20

Упражнение для глаз на физкультминутке.

Филин.

Закрыть глаза и держать закрытыми на счёт один – четыре. Широко раскрыть, глаза посмотреть вдаль и держать открытыми 1 -6. Повторить 4 – 5 раз.

Метёлки.

Выполнять частые моргания без напряжения глаз до 10 – 15 раз. Упражнения можно сопровождать проговариванием текста: вы метёлки усталость сметите глазки нам хорошо освежите. Повторять 4 – 5 раз.

Далеко – близко.

Дети смотрят в окно. Ведущий называет вначале удалённый предмет, а через две секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предмет, который называет ведущий. Повторить 6 – 8 раз.

Поймать зайчика.

Ведущий включает фонарик и запускает»солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

«В угол - на нос»

Двигательные глазные упражнения типа взгляда «в угол — на нос — на предмет», то есть вращательные движения глаз в течение 3 - 5 минут.







Приложение №21



Упражнения для укрепления глазных мышц

Тренировка наружных мышц глаз :

В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно ,затем справа налево и обратно ,затем справа налево и обратно (повторить по 10-12 раз),круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4-6 раз),частое моргание в течении 20 сек.

Тренировка внутренних мышц глаз :

На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром в 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. За окном найти любой удаленный предмет и переводить взгляд то на метку ,то на этот удаленный предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день. В первые два дня – в течение 3 минут ,на третий и четвертый день-5 мин ,в последующие дни-10 мин. Если за 25-30 дней аккомодация не наладится ,сделайте перерыв на 10-15 дней ,затем возобновите тренировку.

Для укрепления внутренних глазных мышц очень полезны тренировки с мячом.

Лечение близорукости


Перед их выполнением нужно взять ватман длиной 30-100 см и несколько старых журналов. Вырезать из них слова или фразы с различным размером шрифта и наклеить их по порядку на ватман таким образом, чтобы вверху высота букв была максимальная, а внизу- минимальная. Расстояние между строками 2,5 см. Повесить таблицу на хорошо освещенном месте на расстоянии 180-185 см. После этого на карточке ручного формата скопировать все наклеенные на ватман строки и поставить глаза солнцу во время выполнения больших поворотов, затем сделать пальминг и приступить к выполнению упражнений.



Упражнение 1.

Поднести карточку к глазам так, чтобы можно было видеть буквы. Прочитать на таком близком расстоянии верхнюю строку, портом прочитать её на расстоянии вытянутой руки, чередовать чтение на близком и далёком расстоянии 3 – 4 раза. Затем быстро посмотреть на верхнее слово на дальнем листе бумаги. Оно должно стать чётче. Закрыть глаза и сделать поворот, глубоко дыша. Затем повторить, читая вторые строки, закрыть глаза и написать носом то, что увидели. Вновь взглянуть должно, быть более чёткое изображение.



Упражнение для централизования зрения.


Повести таблицу с надписью «Релаксация нормализует ваше зрение» на хорошо освещённом месте.

Переведите взгляд с белого фона на одну сторону, какой - либо буквы, опять на фон и вновь на другую сторону буквы. Повторять до тех пор, пока зрение не «притрётся». Сядьте так близко к таблице, чтобы можно было видеть верхнюю строку букв РНВ не очень чётко. Затем мягко закройте глаза и вспомните букву «Р». Направьте взгляд на белую поверхность слева от буквы, затем на право от неё (2 -3 раза в быстром темпе) мягко откройте глаза. Всё повторить с остальными буквами. После выполнения упражнения пожонглируйте мячами.



























Таблица ручного формата

Р Н В

Е О А

Л Р Ш

А М Е

К А З

С Л Р

А И Е

Ц З Н

И У И

Я Е Е


Т













Приложение №21


Памятки – рекомендации.



Классным руководителям



Для детей с нарушением зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окна.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояний между мебелью:

*Между рядами двухместных столов-60 см.

* Между рядами столов и внешней стеной-50-60 см.

* От последних столов до стены, противоположной классной доске, не менее 70см.

*От первой парты до учебной доски 240-270 см.

*От демонстрационного стола до учебной доски 100см.

*От последней парты до учебной доски 860 см.

*Высота нижнего края учебной доски 80-90 см.

*Угол видимости доски для учащихся 1 ступени не менее 45.2,3 степени-35.


Освещенность рабочего места


Должна быть достаточной (но не избыточной), чтобы не возникало необходимости наклонять лицо к книге ближе, чем на 30 см. В противном случае увеличивается привычный угол схождения зрительных осей обоих глаз; расположенные с височной стороны наружные мышцы глаза начинают оказывать излишнее давление на капсулу глаз, стремясь придать им вытянутую форму. Кроме того, возрастает и нагрузка на аккомодацию. Все это может вести к близорукости. При избыточной яркости источника света ребенок начинает щуриться, напряженные веки давят на глаз, несколько повышая внутри глазное давление. А это в свою очередь способствует периодическим микрорастяжениям глазного яблока, которые иногда закрепляются, сдвигая рефракцию также в сторону близорукости. Попробуйте незаметно понаблюдать за тем, как читает ваш ребенок книгу. Если он держит ее достаточно далеко и не щурится, можете считать, что освещенность хорошая.

Положение книги.

При чтении сидя книгу желательно располагать на столе в наклонном положении (при помощи подкладок или специальной подставки). Это же относится и к тетради, но здесь подставка должна быть достаточно прочной и устойчивой. Лежащая строго горизонтально книга вызывает желание помещать голову над текстом, т.е. смотреть сверху вниз, а "отвисание" глазных яблок нежелательно.
Неблагоприятно для глаз из-за застоя крови в области головы и чтение лежа на животе. Иной механизм вредности в чтении лежа на спине. В этой позе мы удерживаем книгу ниже, чем требуется для естественного "прямого" положения взора. Глаза приходится отклонять необычно сильно вниз, что может приводить к некоторому сплющиванию их растянутыми верхними мышцами. Если уж так складываются обстоятельства, что читать приходится только лежа, надо пользоваться специальными отклоняющими призматическими очками.

Просмотр телепередач и DVD-фильмов

Должен быть ограничен, так как, отрывая подростков от здорового подвижного отдыха, телевизор (компьютер, кстати, тоже) вносит свою лепту в формирование близорукости. А если смотреть передачи без перерывов, да еще с близкого расстояния и в темноте, то их воздействие несомненно будет вредным.

Перегружать ослабленную аккомодацию близоруких не стоит. Поэтому при слабой миопии, о которой и идет речь, читать лучше без очков, а смотреть телевизор, как и кино, - в очках для дали. Но садиться нужно и в кинотеатре, и дома достаточно далеко от экрана: от телевизора по крайней мере в 4 - 5 м.


















62