Проведение диагностики обучающегося первого класса.
Диагностическое направление работы учителя-дефектолога включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводятся изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок), наблюдение за учащимися в учебной фронтальной деятельности и по необходимости дополнительное изучение сформированности школьных умений и навыков.
Основная задача диагностики - прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Примерный план проведения дефектологического обследования
1. Беседа о ребенке, его представлениях об окружающем мире и др.
2. Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности
3. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной слуховой памяти
4. Методика «Домик» Н. И. Гуткина
5. Обследование пространственно-временных представлений
6. Методика по определению состояния зрительной памяти
7. Сформированность учебных навыков по математике
6. Сформированность учебных навыков по чтению
7. Сформированность учебных навыков по русскому языку
№ п\п | Знание общих понятий | Знание частных понятий | Примечание. |
1 | Сведения о себе. | Знание фамилии имени отчества даты рождения возраста домашнего адреса. | |
2 | Сведения о семье. | Знание полного имени родителей братьев, сестер бабушек, дедушек Установление родственных связей: «мать, отец сын дочь» бабушка, дедушка – внук, внучка племянник-тетя, дядя Место работы профессии родителей | |
3 | Представления об окружающем мире. | Знание имен своих учителей Одноклассников других сведений о школе Знание названий городов Красноярского края названия своей страны улиц родного города и пр. | |
Дефектологическое обследование 1 класс
ФИО______________________________________________возраст__________________
Дата рождения_______________________________________________________________
1.Умение вступать в контакт ________________________________________________
2.Пространственно-временные понятия и отношения:
а) Понимание и употребление предлогов, обозначающих пространственные отношения между предметами:
- Спрячь карандаш в коробку._ ________________________________________________________
- Положи карандаш на коробку.________________________________________________________
- Положи карандаш под коробку._______________________________________________________
3. Развитие мелкой моторики (пальчики)______________________________________________
4. Математика (счет, состав числа до 10, счетные операции, сложения и вычитания, решение простых задач)
-счет до 10_______, от 10 до 0________, от 3 до 8________,
-счет до 20 ________. Счет до
-цифровой гнозис(узнавание)______________________________________________________
-счетные операции, сравнение чисел:
5+4 = 8 -3 = 3+4 = 9- 6 =
20-10 = 10+10 = 50-20 =
- задача:
У Пети 4 карандаша, а у Вани на 3 карандаша больше. Сколько карандашей у Вани? ___________________
5. Письмо (письмо под диктовку слов, предложений по фонематическому принципу, соблюдение элементарных орфографических правил)
А) Списывание:
Алёша поймал щуку. Щука была большая.
____________________________________________________________________________________Б) Письмо под диктовку:__ Дедушка Миша живет на даче. Его часто навещает внучка. Они вместе пьют чай.
В)Написание букв (письменных) _______________________________________________
6. Чтение:
А) Знание букв _______________________________________________________________________
Б) Чтение (побуквенное, послоговое, целыми словами)
В) слов в минуту-___________
Г) соблюдение интонации, ударение в словах-____________________
7. Согласование родовых форм (озеро большоЕ/Й, ложка маленькИЙ/АЯ, хлеб свежИЙ/АЯ)
8. Знание фигур ______________________________________________________________________
9.Знание животных__________________________________________________________________
10. Знание фрукты овощи_____________________________________________________________
11.Времена года____________________________________________________________________
12.Дни недели, месяцы______________________________________________________________
13.Ориентация по времени (составляющие суток завтрак, обед, ужин)
14 Каких диких и домашних животных ты знаешь?___________________
15.Каких птиц ты знаешь?________________________________________
16.Когда можно кататься на санях – зимой или летом? Почему?_______________________________
17. Что делает почтальон, строитель, учитель?____________________________________
18. Кто больше – корова или собака? Кто меньше – птица или пчела? У кого больше лап – у кошки или петуха?__________________________________________________________
19. Зрительная память:
Запомни, что нарисовано (10 картинок) _______________________________________________
20. Исследование внимания:
-Какое слово повторяется несколько раз:
Тучи, снег, зима, окно, лицо, мак, зима, дочка, мама, зима, стол, дерево, зима.__________________
21. Мышление (назвать одним словом):
А) Обобщение родовых категорий:
Шкафы, кровати, стулья-
Футболки, брюки, куртки-
Сапоги, туфли, тапочки-
Васильки, ландыши, розы-
Дубы, ёлки, берёзы-
Вороны, голуби, утки-
Смородина, малина, клубника-
Картошка, морковь, помидоры-
Яблоки, груши, мандарины-
Моряки, лётчики, артиллеристы-
Вывод:______________________________________________________________________________
ФИ ___________________________________
1.ПРИМЕРЫ
5+4 = 8 -3 = 3+4 = 9- 6 =
20-10 = 10+10 = 50-20 = 1дм.= ______см.
17-7 = 28-3= 32=3=
2.Поставь ;
5 9, 37 24, 8 8,
3.ЗАДАЧА
У Пети 4 карандаша, а у Вани на 3 карандаша больше. Сколько карандашей у Вани?
________________________________________________________________________
4. ПИСЬМО под диктовку
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5.СПИСЫВАНИЕ: Алёша поймал в озере щуку. Она была большая. Дедушка похвалил внука.
_______________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Нарисуй фигуры.
Треугольник | | Прямоугольник | |
Круг | | | |
Квадрат | | | |