СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты вопросы дефектологического сопровождения учащихся в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС  для обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе»

УДК 376

Дефектологическое сопровождение учащихся в общеобразовательной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

«…ребенок, развитие которого осложнено дефектом,

не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники,

ребенок, но иначе развитой»

Л. С. Выготский

Проблема помощи детям с трудностями в обучении является одной из наиболее важной и актуальной на сегодняшний день.

Содержательная часть профессиональной деятельности учителя-дефектолога школы   претерпевает изменения в связи с переходом на новые Стандарты.

  Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.

К содержанию деятельности специалиста предъявляются обновленные требования, которые включают:

1)    постановку целей и определение задач профессиональной деятельности с учетом требований Стандарта.

2) реализацию в работе с учащимися системно-деятельностного подхода. Авторы Концепции Стандарта рассматривают деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий);

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

3) использование новых образовательных технологий;

  4)  необходимость разработки Рабочей программы по коррекционному курсу (для группы детей с однородной структурой нарушения, зачисленных на занятия).

Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на создание специальных условий для детей, которые испытывают трудности в овладении общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными нарушениями сенсорной, двигательной, познавательной сферах.

К категории детей с ОВЗ в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС обучающихся c ОВЗ, направлена на детей данной категории.

Процесс обучения, развития и воспитания, учащихся с ОВЗ строится в тесной взаимосвязи дефектолога с учителем класса. Специалист оказывает помощь в разработке адаптированных рабочих программ разных категорий детей (в нашей школе это в основном дети с ЗПР), подборе специальных методов и приемов при планировании и проведении уроков, оказывает помощь в организации сотрудничества родителей и педагога.

Работа учителя-дефектолога в условиях психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования строится по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическая деятельность и профилактика, консультативно-просветительское и организационно-методическое.

Для выявления трудностей, которые ребенок испытывает при изучении программного материала (формирования универсальных учебных действий, когнитивной сферы и т. д.) дефектолог проводит диагностическое обследование интеллектуального развития.

Для более детального изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ я провожу динамическое наблюдение, по средствам посещения уроков. По результатам наблюдения составляются рекомендации для педагога класса по обучению детей с ЗПР и для родителей, имеющих ребенка с ОВЗ по вопросам развития и воспитания. Данный вид работы так же способствует предупреждению отставания в обучении и у других детей класса. Таким образом выявив детей, которые испытывают трудности в усвоении программного материала, но не имеют статус ОВЗ, даю рекомендации педагогу и родителям по устранению причин их возникновения.

Кандидат педагогических наук Вильшанская А.Д., выделяет следующие особенности дефектологического обследования:

1.Условия междисциплинарной работы;

2.Условия системности обследования;

3.Условия соблюдения принципов коррекционной педагогики и специальной психологии;

4.Условия реализации дифференцированного стандарта;

5.Условия кретериальной оценки состояния ребенка.

Учитель-дефектолог проводит коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия для детей с ОВЗ. Занятия проводятся во внеурочное время по мере выявления пробелов в развитии и обучении. Работа дефектолога направлена на общее развитие ребенка, а не тренировку отдельных мыслительных процессов. Дефектолог в своем арсенале средств, методов и приемов должен иметь и нетрадиционные. Я в своей работе часто использую приемы, основанные на предметно-практической деятельности детей. Например, применение техники оригами, считаю ее наиболее продуктивной в развитии мелкой моторики рук, пространственных представлений, глазомера, мышления, воображения и т.д. Дефектологические занятия носят предметную и коррекционно-развивающую направленность.

Неотъемлемой частью в работе дефектолога в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ является консультированию педагогов и родителей. Инициатором психолого-педагогической консультации может быть как специалист, так и сам консультируемый. За частую родители сами обращаются за помощью ко мне по вопросам особенностей воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. Я провожу консультации по мере возникновения школьных проблем у ребенка как для педагогов, так и для родителей. Ведется просветительская работа в педагогическом коллективе по вопросам планирования, проведения и организации обучения и воспитания детей с ЗПР в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Таким образом дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе является неотъемляемой частью в организации специальных условий для обучающихся данной категории. Для полноценного развития всесторонне развитой личности необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Учитель-дефектолог является координатором работы по созданию необходимых условий для обучающихся с ОВЗ.