Пояснительная записка
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, преобладание игровых интересов.
У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной.
Нормативно-правовую базу разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для детей с задержкой психического развития;
Устав МБОУ СОШ №12;
Учебный план МБОУ СОШ №12 на 2018-2019 уч. год;
Годовой календарный график МБОУ СОШ №12 на 2018-2019 уч. год
Программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку. Работа по коррекции слоговой структуры слова опирается на методики Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей,2000 г., Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания, 2007.
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента класса и особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР.
Цели программы:
предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
обеспечение высокого уровня речевого развития у учащихся;
активизация мыслительной и речевой деятельности через определенные методы обучения;
создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.
Задачи программы:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения;
совершенствовать звукопроизношение;
развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
корригировать навык воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры.
корректировать ошибки оптического и акустического характера.
Содержание программы коррекционно – развивающей работы основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР
Направления работы логопеда | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагнос-тическое | Определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития. | 1.Диагностика общего и речевого развития обучающегося. 2.Исследование результатов обученности. 3.Изучение состояния навыков письменной речи. | 1.Характеристика образовательной ситуации. 2.Составление рекомендаций для родителей и учителей. |
Коррекци-онное | Коррекция общего и речевого развития, направленная на формирование УУД, необходимых для их самостоятельной учебной деятельности. | Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи,фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма. | Сформированность языковых средств и умений пользоваться ими. |
Профилак-тическое | Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития. | Направление детей по результатам диагностики на обследование и лечение детскому неврологу, психиатру, офтальмологу и другим медицинским специалистам. | Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития. |
Дефектологическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность дефектолога, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду дефектологических знаний среди педагогов и родителей.
Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:
• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;
• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;
• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);
• графомоторного навыка и мелкой моторики;
• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);
• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.
Программа составлена для обучающейся 2 класса, с нарушениями устной и письменной речи.
Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю. Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей, скорости усвоения материала.
Длительность занятий: 25-30 минут.
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Программа логопедического сопровождения ребенка с ЗПР реализуется в двух направлениях:
1. Коррекция слоговой структуры слова - осуществляется по перспективному плану индивидуальных занятий для коррекции слоговой структуры слова.
2. Коррекция нарушений чтения и письма – осуществляется по программе дефектологических занятий с периодичностью 1 занятие в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Психолого – педагогическое обеспечение |
Обеспечение психолого – педагогических условий | коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса |
Обеспечение специализированных условий | использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях |
Обеспечение здоровьесберегающих условий | профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил |
Программно-методическое и материально-техническое обеспечение |
|
Книгопечатная продукция |
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. Агранович 3. Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Картинный материал для проведения игр. - М.: Книголюб, 2005. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе //Дефектология. – 2006. - №4. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. М.: Просвещение, 1991. Большакова С.Е.Формируем слоговую структуру слова — М.: ТЦ Сфера, 2006 Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания — М.: ТЦ Сфера, 2007. Е.Е.Коржаева Программа логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР— М.: ТЦ Сфера, 2011. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М. : ВЛАДОС, 1999. |
Технические средства обучения |
Компьютер, МФУ, колонки, микрофон. |
Экранно-звуковые пособия |
Презентации различных комплексов упражнений для детей, имеющих недостатки звукопроизношения. |
«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе». Авторы: В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова. – Калининград: «Кибер Сфера», 2012. |
Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д. |
Стол для индивидуальных занятий, настенное зеркало. Магнитно-маркерная доска. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия по коррекции слоговой структуры слова | Работа по развитию связной речи | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1-2 | Отличие гласных и согласных звуков | Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы) | 2 | 15.01 | |
3 | Анализ звуковых сочетаний согласных букв | Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы | 1 | 22.01 | |
4 | Анализ звуковых сочетаний | Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам | 1 | 29.01 | |
5 | Анализ звуковых сочетаний | Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам | 1 | | |
6-7 | Анализ звуковых сочетаний | Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы | 2 | | |
8-9 | Анализ звуковых сочетаний | Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа | 2 | 5.02 12.02 | |
10-11 | Односложные слова | Выборочный пересказ. Составление плана пересказа | 2 | 19.02 26.02 | |
12-13 | Двухсложные слова из открытых слогов | Краткий пересказ. Составление плана пересказа | 2 | 05.03 12.03 | |
14 | Трехсложные слова из открытых слогов | Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа | 1 | 19.03 | |
15 | Односложные слова из закрытых слогов | Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа | 1 | 02.04 | |
16 | Двухсложные слова из закрытых слогов | Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа | 1 | 09.04 | |
17 | Двухсложные слова со стечением согласных в середине, начале слова и открытым слогом | Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам | 1 | 16.04 | |
18 | Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам | 1 | 23.04 | |
19 | Трехсложные слова с закрытым слогом | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам | 1 | 30.04 | |
20 | Трехсложные слова с закрытым слогом | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке | 1 | 07.05 | |
21 | Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке | 1 | 14.05 | |
22 | Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом | Устное сочинение. Составление рассказа по серии картин | 1 | 21.05 | |
23 | Двухсложные слова с двумя стечениями.Итоговое занятие | Устное сочинение. Составление рассказа по серии картин | 1 | 28.05 | |
| | Итого часов: | 23 | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о русском языке как средстве межнационального общения;
– представления о своей этнической принадлежности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из его частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– первоначальному умению смыслового восприятия текста;
– подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения(например: слово – слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться, приходить к общему решению;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
– первичному умению оценивать правильность(уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
– произносить многосложные слова согласно орфоэпическим нормам.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
– первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
– составлять текст по его началу, по его концу.