СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефектология зпр

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дефектология зпр»

Пояснительная записка


В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, преобладание игровых интересов.

У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной.


Нормативно-правовую базу разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для детей с задержкой психического развития;

  • Устав МБОУ СОШ №12;

  • Учебный план МБОУ СОШ №12 на 2018-2019 уч. год;

  • Годовой календарный график МБОУ СОШ №12 на 2018-2019 уч. год


Программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку. Работа по коррекции слоговой структуры слова опирается на методики Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей,2000 г., Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания, 2007.

Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента класса и особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР.

Цели программы:

  • предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;

  • обеспечение высокого уровня речевого развития у учащихся;

  • активизация мыслительной и речевой деятельности через определенные методы обучения;

  • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.


Задачи программы:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

  • формировать выразительную сторону речи;

  • учить строить устные связные высказывания;

  • воспитывать культуру речевого общения;

  • совершенствовать звукопроизношение;

  • развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез;

  • корригировать навык воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры.

  • корректировать ошибки оптического и акустического характера.


Содержание программы коррекционно – развивающей работы основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.


Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР

Направления

работы логопеда

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагнос-тическое

Определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

1.Диагностика общего и речевого развития обучающегося.

2.Исследование результатов обученности.

3.Изучение состояния навыков письменной речи.

1.Характеристика образовательной ситуации.

2.Составление рекомендаций для родителей и учителей.

Коррекци-онное

Коррекция общего и речевого развития, направленная на формирование УУД, необходимых для их самостоятельной учебной деятельности.

Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи,фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма.

Сформированность языковых средств и умений пользоваться ими.

Профилак-тическое

Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития.

Направление детей по результатам диагностики на обследование и лечение детскому неврологу, психиатру, офтальмологу и другим медицинским специалистам.

Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития.


Дефектологическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность дефектолога, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду дефектологических знаний среди педагогов и родителей.


Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:

• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

• графомоторного навыка и мелкой моторики;

• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.


Программа составлена для обучающейся 2 класса, с нарушениями устной и письменной речи.


Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю. Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей, скорости усвоения материала.


Длительность занятий: 25-30 минут.


Форма проведения: индивидуальное занятие.



Программа логопедического сопровождения ребенка с ЗПР реализуется в двух направлениях:


1. Коррекция слоговой структуры слова - осуществляется по перспективному плану индивидуальных занятий для коррекции слоговой структуры слова.

2. Коррекция нарушений чтения и письма – осуществляется по программе дефектологических занятий с периодичностью 1 занятие в неделю.








ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Психолого – педагогическое обеспечение

Обеспечение психолого – педагогических условий

коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы;

учет индивидуальных особенностей ребенка;

соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса

Обеспечение специализированных условий

использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения;

комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях

Обеспечение здоровьесберегающих условий

профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся;

соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил



Программно-методическое и материально-техническое обеспечение


Книгопечатная продукция

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

  2. Агранович 3. Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

  3. Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Картинный материал для проведения игр. - М.: Книголюб, 2005.

  4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе //Дефектология. – 2006. - №4.

  5. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.

  6. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

  7. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

  8. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. М.: Просвещение, 1991.

  9. Большакова С.Е.Формируем слоговую структуру слова — М.: ТЦ Сфера, 2006

  10. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания — М.: ТЦ Сфера, 2007.

  11. Е.Е.Коржаева Программа логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР— М.: ТЦ Сфера, 2011.

  12. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М. : ВЛАДОС, 1999.

Технические средства обучения

Компьютер, МФУ, колонки, микрофон.

Экранно-звуковые пособия

Презентации различных комплексов упражнений для детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе». Авторы: В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова. – Калининград: «Кибер Сфера», 2012.

Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д.

Стол для индивидуальных занятий, настенное зеркало.

Магнитно-маркерная доска.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия по коррекции слоговой структуры слова

Работа по развитию связной речи

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1-2

Отличие гласных и согласных звуков

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)

2

15.01


3

Анализ звуковых сочетаний согласных букв

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы

1

22.01



4

Анализ звуковых сочетаний

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам

1

29.01


5

Анализ звуковых сочетаний

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам

1



6-7

Анализ звуковых сочетаний

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы

2



8-9

Анализ звуковых сочетаний

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа

2

5.02

12.02


10-11

Односложные слова

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа

2

19.02

26.02


12-13

Двухсложные слова из открытых слогов

Краткий пересказ. Составление плана пересказа

2

05.03

12.03


14

Трехсложные слова из открытых слогов

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа

1

19.03




15

Односложные слова из закрытых слогов

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа

1

02.04



16

Двухсложные слова из закрытых слогов

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа

1

09.04


17

Двухсложные слова со стечением согласных в середине, начале слова и открытым слогом

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам

1

16.04


18

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам

1

23.04



19

Трехсложные слова с закрытым слогом

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам

1

30.04


20

Трехсложные слова с закрытым слогом

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке

1

07.05



21

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке

1

14.05


22

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картин

1

21.05


23

Двухсложные слова с двумя стечениями.Итоговое занятие

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картин

1

28.05





Итого часов:

23







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о русском языке как средстве межнационального общения;

– представления о своей этнической принадлежности.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– первоначальному умению смыслового восприятия текста;

– подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения(например: слово – слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

– первичному умению оценивать правильность(уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

– произносить многосложные слова согласно орфоэпическим нормам.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;

– первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;

– составлять текст по его началу, по его концу.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!