Содержание
Общие сведения
Дефекты Генератора
Разборка Генератора
Инструменты
Техника Безопасности
Графическая часть
Литература
Дефекты генератора
Неисправности генератора имеют следующие основные признаки: отсутствует зарядный ток при работе двигателя, понижена сила зарядного тока, не обеспечивающая необходимого заряда аккумуляторной батареи, либо повышена сила
зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора работе дви-
гателя определяется по контрольным приборам (контрольной
лампе, амперметру, вольтметру) и может быть вызвано вы
ходом из строя ремня привода генератора, неисправностью
самого генератора (выходом из строя его щеточного узла,
загрязнением контактных колец, замыканием или обрывом
электрических цепей элементов генератора), а также неисп-
равностью цепи заряда аккумуляторной батареи.
Определение причины отсутствия зарядного тока гене-
ратора целесообразно производить в следующем порядке.
Сначала необходимо проверить состояние и натяжение рем-
ня привода генератора. Затем следует проверить вольтмет-
ром или пробником с отключенными дополнительными со-
противлениями регулируемое напряжение генератора. Для
этого вольтметр подключается к клемме «30» (или «+») ге-
нератора и к «массе» с соблюдением полярности, устанавли-
вается средняя частота вращения коленчатого вала двигате-
ля (примерно 2000 мин–1) и включаются основные потреби-
тели электроэнергии (дальний свет фар, отопитель, габарит-
ные огни). При этом величина напряжения должна быть в
пределах 13,7...14,5 В.
Если регулируемое напряжение генератора находится в
указанных пределах, то генератор исправен и нужно прове-
рять цепь заряда аккумуляторной батареи. В противном слу-
чае необходимо снять щеточный узел с регулятором напря-
жения, проверить состояние щеток (их износ, отсутствие за-
еданий в щеткодержателе) и отсутствие загрязнения контакт-
ных колец якоря генератора, а также надежность контактов
регулятора напряжения, и снова замерить напряжение. Если
это не даст результатов, то заменить регулятор напряжения
на заведомо исправный. Если после замены регулятора на-
пряжение не восстановится, то следует снять генератор с ав-
томобиля для более детальной проверки и замены вышед-
ших из строя элементов.
Пониженная сила зарядного тока проявляется в недо-
заряде аккумуляторной батареи на автомобиле, при этом
снижается накал ламп приборов освещения и изменяется
тембр звукового сигнала. Причинами пониженного заряд-
ного тока могут быть пробуксовка ремня привода генерато-
ра, нарушение работы щеточно-коллекторного узла (загряз-
нение коллектора, износ или заедание щеток), обрыв и меж-
дувитковое замыкание или обрыв в одной из фаз обмотки
статора, повреждение одного из диодов выпрямительного
блока.
Для определения и устранения неисправности нужно про-
верить натяжение ремня привода генератора, надежность кон-
528
тактов проводов, снять щеточный узел и проверить загряз-
ненность контактных колец, износ и отсутствие заедания ще-
ток. Если после принятых мер регулируемое напряжение ге-
нератора не восстановится, то генератор необходимо снять с
автомобиля для проверки и замены вышедших из строя эле-
ментов.
Повышенная сила зарядного тока вызывает перезаряд
аккумуляторной батареи, при этом стрелки контрольных при-
боров (амперметра, вольтметра) «зашкаливают» при боль-
ших оборотах двигателя, а электролит «кипит» и выплески-
вается из аккумуляторов. Причиной может быть неисправ-
ность регулятора напряжения либо аккумуляторной батареи.
В этом случае следует проверить регулируемое напряжение
генератора, как описано выше, и заменить неисправный ре-
гулятор напряжения либо вышедшую из строя аккумулятор-
ную батарею.
Ремонт генератора состоит в проверке его технического
состояния, разборке, проверке состояния его деталей и сбор-
ке.
Разборка генератора
Генератор поступает на посты разборки и дефектовки. Сначала его разбирают на узлы, а при необходимости и на отдельные детали.
Для разборки генератора следует:
отвернуть винты крепления проводов отрицательной и положительной щеток и снять их. При снятии щеток следует пользоваться специальным крючком, с помощью которого оттягивают рычажки щеткодержателей.
снять крышку подшипника со стороны коллектора и отвернуть гайку вала якоря;
отвернуть гайку крепления шкива генератора и снять пружинную шайбу;
снять шкив генератора при помощи съемника и вынуть шпонку;
вывернуть стяжные болты и снять при помощи съемника крышку со стороны коллектора (смотреть статью под номером 118);
снять корпус с якоря и крышку со стороны привода;
при помощи съемника выдавить якорь из крышки со стороны привода;
разобрать крышки и вынуть из них подшипники;
отвернуть гайки крепления выводов Я и Ш и вынуть их из корпуса.
Перед дефектовкой все детали, не имеющие обмоток, промывают в керосине или бензине, после чего их насухо протирают и обдувают сжатым воздухом. Детали, имеющие обмотки, протирают смоченной в бензине ветошью с последующей протиркой насухо.
Просушку деталей рекомендуется производить в сушильных шкафах с принудительной вентиляцией в течение 30 — 60 мин при температуре 80 — 100°С.
Детали разобранного генератора подвергают дефектовке внешним осмотром. С применением лупы 2,5 или 4кратного увеличения обнаруживают трещины, забоины, задиры и повреждения резьбы.
При внешнем осмотре выявляют также обрывы выходных проводов п повреждение изоляции.
Износы вала и железа якоря определяют при помощи штангенциркуля и микрометра. Износы мест посадки подшипников в крышках определяют индикаторным нутромером или калибрами.
Проверку вала якоря генератора на изгиб производят при помощи индикатора на стойке, устанавливая якорь на призмы в местах посадки подшипников. Биение коллектора проверяют в центрах.
Упругость пружин щеткодержателей проверяют при помощи динамометра.
Проверку изоляции обмотки возбуждения (рис.3) и других деталей, изолированных от массы, производят током напряжением 220 В. Для выполнения этой операции один из зажимов источника тока через контрольный вольтметр присоединяют к изолированной детали, а другой к корпусу. Если состояние изоляции хорошее, то показания вольтметра при выдержке в течение одной минуты будут равны нулю. В случае повреждения изоляции или плохого ее состояния стрелка вольтметра отклонится.
На некоторых приборах контрольный вольтметр заменен лампочкой, которая не горит при нормальной изоляции и загорается, если она нарушена.
Обнаружение короткозамкнутых витков в обмотках возбуждения можно производить путем измерения сопротивления омметром каждой катушки и при помощи прибора ППЯ. Величина измеренного сопротивления катушек должна быть в пределах величин, указанных в ТУ.
Для снятия обмоток корпус генератора устанавливают на подставку прессотвертки и с ее помощью ослабляют крепление полюсных винтов (смотреть статью под номером 119).
Электрические повреждения обмотки якоря определяют с помощью прибора Э236 или другого индукционного прибора для проверки якорей (ППЯ). Прибор снабжен трансформатором, обмотку которого включают в сеть напряжением 220 В. Уложенный на призмы сердечника трансформатора якорь находится в переменном магнитном поле, благодаря чему в секциях обмотки индуктируется э. д. с. Присоединив к двум смежным пластинам коллектора щупы и замкнув с их помощью проверяемую секцию обмотки якоря (смотреть статью под номером 120), поворотом ручки реостата устанавливают стрелку индикатора (миллиамперметра) на середину шкалы. Миллиамперметром измеряют ток, создаваемый э. д. с. в одной секции. Затем якорь повертывают на угол, равный одной пластине коллектора, а щупами замыкают следующую секцию обмотки якоря и т. д., проверяя таким образом последовательно все секции обмотки (смотреть статью под номером 121, а). При отсутствии замыканий витков в испытываемых секциях и отсутствии замыкания пластин коллектора ток, измеренный индикатором, для каждой отдельной секции не должен отличаться более чем на ± 1 деление шкалы. Проверку производят при одном выбранном положении пластин коллектора для всех секций. При этом щупы индикатора должны оставаться неподвижными, а якорь необходимо поворачивать, так как при несоблюдении этого условия миллиамперметр может регистрировать неодинаковый ток при исправных секциях и отсутствии замыканий пластин коллектора.
Если стрелка индикатора не отклоняется, то в проверяемой секции имеется обрыв. При замыкании щупами короткозамкнутой секции показания миллиамперметра будут значительно ниже, чем на исправных секциях, а в случае замыкания пластин коллектора между собой стрелка индикатора будет оставаться на нулевом делении шкашы.
Короткозамкнутую секцию обмотки якоря на приборе ППЯ, можно определить с помощью стальной пластины, слегка касаясь поверхности железа (смотреть статью под номером 121, б), укладывая ее последовательно на каждый паз сердечника. В короткозамкнутых секциях индуктируемая э. д. с. образует ток, который, создав свое переменное магнитное поле, вызовет притяжение и дребезжание стальной пластины.
Приборы ППЯ имеют контактное устройство и контрольную лампу для определения замыкания обмотки якоря на корпус. Коснувшись поочередно пластин коллектора, проверяют отсутствие замыканий обмотки и коллектора на корпус. Горение лампы указывает па наличие замыкания.
Аналогичным способом можно проверить замыкание на корпус любых изолированных деталей генератора.
Техника Безопасности
1. Перед началом работ, привести в порядок рабочую одежду, застегнуть рукава, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов.
2. При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть соответствующую спецодежду и спецобувь.3. Внимательно осмотреть рабочее место, убрать все мешающие в работе предметы.
4. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза.
5. Рабочий инструмент и детали расположить в удобном и безопасном для пользования порядке.
6. Убедиться в том, что рабочий инструмент, приспособления и средства индивидуальной защиты исправны и соответствуют требованиям техники безопасности.
Необходимо, чтобы:
- гаечные ключи не имели выработки зева и строго соответствовали размерам гаек и болтов.
пользоваться подкладками к гаечным ключам между гранями ключа и гайки, наращивать гаечные ключи трубами и другими предметами запрещается;
7. Во время работы необходимо быть внимательным, не заниматься
посторонними делами, не отвлекать внимания других.
Запрещается:
прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электроприводам,
арматуре общего освещения и открывать дверки электрошкафов;
- стоять или находиться под поднятым грузом или вблизи него;
8. Работать под автомобилем вне осмотровой канавы, эстакады
или подъемника только при наличии лежаков. Работать на полу (земле) запрещается.
9. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при неработающем двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.
10. При постановке а/м на пост технического обслуживания или ремонт, автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить не менее двух упоров (башмаков).
11. Рабочее место содержать в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Не допускать небрежного обращения с маслом, нигролом, солидолом и бензином. Сливать масло и воду только в специальную тару.
12. В случае травмирования или недомогания прекратить работу,
известить об этом механика и обратиться в медпункт.
13. По окончании работ, привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить на отведенное для них место.
14. Сообщить механику обо всех нарушениях и неполадках, выявленных в процессе работы.
15. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом. После работы с этилированным бензином обязательно принять теплый душ
Графическа Часть
Список Литературы
АВТОСЛЕСАРЬ . Устройство , техническое обслуживание и ремонт автомобилей Ю.Т.Чумаченко, А.И.Герасименко, Б.Б.Расанов. Изд. 8-е,доп. И переработка. Учебное пособие. Под ред. А.С.Трофименко.- Ростов Н,Д: Феникс, 2005. – 512с. (Начальное профисеональное образование)
Сайты: http://www.el-generators.ru/index/obshhie_svedenija_ob_ustrojstve_generatora/0-42
https://www.google.ru/search?client=opera&rls=ru&q=%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&sourceid=opera&ie=utf-8&oe=utf-8
11