Дефекты. Ошибки, сбои, отказы
Дефект — расхождение ожидаемого и фактического результата. Или дефект — отклонение фактического результата от ожиданий наблюдателя, сформированных на основе требований, спецификаций, иной документации или опыта и здравого смысла.
Ожидаемый результат — поведение системы, описанное в требованиях.
Фактический результат — поведение системы, наблюдаемое в процессе тестирования.
Ошибки совершает человек , которые приводят к возникновению дефектов в коде, которые, в свою очередь, приводят к сбоям и отказам приложения (однако сбои и отказы могут возникать и из-за внешних условий, таких как электромагнитное воздействие на оборудование и т.д.). Таким образом, упрощённо можно изобразить следующую схему
Ошибка (error , mistake) — действие человека, приводящее к некорректным результатам.
Дефект (defect, bug, problem, fault) — недостаток в компоненте или системе, способный привести к ситуации сбоя или отказа.
Дефекты могут быть в документации, настройках, входных данных и т.д.
Сбой или отказ — отклонение поведения системы от ожидаемого.
В ГОСТ 27.002-89 даны краткие определения сбоя и отказа :
Сбой — самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Сбои и отказы являются тем, что тестировщик замечает в процессе тестирования и отталкиваясь от чего, проводит исследование с целью выявить дефект и его причины.
Отчёт о дефекте и его жизненный цикл
При обнаружении дефекта тестировщик создаёт отчёт о дефекте .
Отчёт о дефекте — документ, описывающий обнаруженный дефект, а также содействующий его устранению
Отчёт о дефекте пишется со следующими основными целями:
- предоставить информацию о проблеме — уведомить проектную команду и иных заинтересованных лиц о наличии проблемы, описать суть проблемы; приоритизировать проблему — определить степень опасности проблемы для проекта и желаемые сроки её устранения;
- содействовать устранению проблемы — качественный отчёт о дефекте не только предоставляет все необходимые подробности для понимания сути случившегося, но также может содержать анализ причин возникновения проблемы и рекомендации по исправлению ситуации.
Хорошо написанный отчёт о дефекте — половина решения проблемы для программиста. От полноты, корректности, аккуратности, подробности и логичности отчёта о дефекте зависит очень многое — одна и та же проблема может быть описана так, что программисту останется исправить пару строк кода, а может быть описана и так, что сам автор отчёта на следующий день не сможет понять, что же он имел в виду.
Отчёт о дефекте (и сам дефект вместе с ним) проходит определённые стадии жизненного цикла, которые схематично можно показать так (рисунок 2на следующем слайде):
- Обнаружен (submitted) — начальное состояние отчёта (иногда называется «Новый» (new)), в котором он находится сразу после создания. Некоторые средства также позволяют сначала создавать черновик (draft) и лишь потом публиковать отчёт.
- Назначен (assigned) — в это состояние отчёт переходит с момента, когда кто - то из проектной команды назначается ответственным за исправление дефекта. Назначение ответственного производится или решением лидера команды разработки, или коллегиально, или по добровольному принципу, или иным принятым в команде способом или выполняется автоматически на основе определённых правил.
- Исправлен (fixed) — в это состояние отчёт переводит ответственный за исправление дефекта член команды после выполнения соответствующих действий по исправлению.
- Проверен (verified) — в это состояние отчёт переводит тестировщик, удостоверившийся, что дефект на самом деле был устранён. Как правило, такую проверку выполняет тестировщик, изначально написавший отчёт о дефекте.
Свежий взгляд человека, ранее не знакомого с данным дефектом, позволяет ему в процессе верификации с большой вероятностью обнаружить новые дефекты.
Жизненный цикл отчёта о дефекте с наиболее типичными переходами между состояниями
Набор стадий жизненного цикла, их наименование и принцип перехода от стадии к стадии может различаться в разных инструментальных средствах управления жизненным циклом отчётов о дефектах. Более того — многие такие средства позволяют гибко настраивать эти параметры.
- Закрыт (closed) — состояние отчёта, означающее, что по данному дефекту не планируется никаких дальнейших действий.
Здесь есть некоторые расхождения в жизненном цикле, принятом в разных инструментальных средствах управления отчётами о дефектах:
В некоторых средствах существуют оба состояния — « Проверен » и « Закрыт », чтобы подчеркнуть, что в состоянии « Проверен » ещё могут потребоваться какие-то дополнительные действия (обсуждения, дополнительные проверки) в то время как состояние « Закрыт » означает «с дефектом покончено, больше к этому вопросу не возвращаемся».
- В некоторых средствах одного из состояний нет (оно поглощается другим)
В некоторых средствах в состояние «Закрыт» или «Отклонён» отчёт о дефекте может быть переведён из множества предшествующих состояний с резолюциями наподобие:
- «Не является дефектом» — приложение так и должно работать, описанное поведение не является аномальным.
- «Дубликат» — данный дефект уже описан в другом отчёте.
- «Не удалось воспроизвести» — разработчикам не удалось воспроизвести проблему на своём оборудовании.
- «Не будет исправлено» — дефект есть, но по каким-то серьёзным причинам его решено не исправлять.
- «Невозможно исправить» — непреодолимая причина дефекта находится вне области полномочий команды разработчиков, например существует проблема в операционной системе или аппаратном обеспечении, влияние которой устранить разумными способами невозможно. В подобных случаях будет переведён в состояние «Закрыт», в некоторых — в состояние «Отклонён», в некоторых — часть случаев закреплена за состоянием «Закрыт», часть — за «Отклонён».
- Открыт заново (reopened) — в это состояние (как правило, из состояния «Исправлен») отчёт переводит тестировщик, удостоверившийся, что дефект попрежнему воспроизводится на билде, в котором он уже должен быть исправлен.
- Рекомендован к отклонению (to be declined) — в это состояние отчёт о дефекте может быть переведён из множества других состояний с целью вынести на рассмотрение вопрос об отклонении отчёта по той или иной причине. Если рекомендация является обоснованной, отчёт переводится в состояние «Отклонён» (см. следующий пункт).
- Отклонён (declined) — в это состояние отчёт переводится в случаях, подробно описанных в пункте «Закрыт», если средство управления отчётами о дефектах предполагает использование этого состояния вместо состояния «Закрыт» для тех или иных резолюций по отчёту.
- Отложен (deferred) — в это состояние отчёт переводится в случае, если исправление дефекта в ближайшее время является нерациональным или не представляется возможным, однако есть основания полагать, что скоро ситуация исправится (выйдет новая версия библиотеки, вернётся из отпуска специалист по данной технологии, изменятся требования заказчика и т.д.).
Атрибуты (поля) отчёта о дефекте
Общий вид всей структуры отчёта о дефекте представлен на рисунке
- Идентификатор представляет собой уникальное значение, позволяющее однозначно отличить один отчёт о дефекте от другого и используемое во всевозможных ссылках. В общем случае идентификатор отчёта о дефекте может представлять собой просто уникальный номер, но может быть : включать префиксы, суффиксы и иные осмысленные компоненты, позволяющие быстро определить суть дефекта и часть приложения (или требований), к которой он относится.
- Краткое описание должно в предельно лаконичной форме давать исчерпывающий ответ на вопросы «Что произошло?» «Где это произошло»? «При каких условиях это произошло?».
Например: «Отсутствует логотип на странице приветствия, если пользователь
является администратором»:
- Что произошло? Отсутствует логотип.
- Где это произошло? На странице приветствия.
- При каких условиях это произошло? Если пользователь является
администратором.
Заполнение поля « краткое описание », которое одновременно должно:
- содержать предельно краткую, но в то же время достаточную для
понимания сути проблемы информацию о дефекте;
- быть достаточно коротким, чтобы полностью помещаться на экране;
- при необходимости содержать информацию об окружении, под
которым был обнаружен дефект;
- по возможности не дублировать краткие описания других
дефектов (и даже не быть похожими на них), чтобы дефекты
было сложно перепутать или посчитать дубликатами друг друга;
- быть законченным предложением русского или английского (или
иного) языка, построенным по соответствующим правилам
грамматики.
Для создания хороших кратких описаний дефектов рекомендуется пользоваться следующим алгоритмом:
- Полноценно понять суть проблемы. До тех пор, пока у тестировщика нет чёткого понимания того, «что не работает», писать отчёт о дефекте не стоит.
- Сформулировать подробное описание
- 3. Убрать из получившегося подробного описания всё лишнее, уточнить важные детали.
4. Выделить в подробном описании слова (словосочетания, фрагменты фраз), отвечающие на вопросы, «что, где и при каких условиях случилось».
5. Оформить получившееся в пункте 4 в виде законченного грамматически правильного предложения.
6. Если предложение получилось слишком длинным, переформулировать
его, сократив длину (за счёт подбора синонимов, использования
общепринятых аббревиатур и сокращений). К слову, в английском языке
предложение почти всегда будет короче русского аналога.
Пример применения этого алгоритма.
Тестированию подвергается некое веб-приложение, поле описания товара должно допускать ввод максимум 250 символов; в процессе тестирования оказалось, что этого ограничения нет.
- Суть проблемы: исследование показало, что ни на клиентской, ни на серверной части нет никаких механизмов, проверяющих и/или ограничивающих длину введённых в поле «О товаре» данных.
- Исходный вариант подробного описания: в клиентской и серверной части приложения отсутствуют проверка и ограничение длины данных, вводимых в поле «О товаре» на странице http://testapplication/admin/goods/edit.
- Конечный вариант подробного описания:
- Фактический результат: в описании товара (поле «О товаре»,
http://testapplication/admin/goods/edit/) отсутствуют проверка и
ограничение длины вводимого текста (MAX=250 символов).
- Ожидаемый результат: в случае попытки ввода 251+ символов
выводится сообщение об ошибке.
- Определение «что, где и при каких условиях случилось»:
- Что: отсутствуют проверка и ограничение длины вводимого текста.
- Где: описание товара, поле «О товаре»,
http://testapplication/admin/goods/edit/.
- При каких условиях: – (в данном случае дефект присутствует всегда, вне
зависимости от каких бы то ни было особых условий).
- Первичная формулировка: отсутствуют проверка и ограничение максимальной длины текста, вводимого в поле «О товаре» описания товара.
- Сокращение (итоговое краткое описание): нет ограничения максимальной длины поля «О товаре». Английский вариант: no check for «О товаре» max length.
- Подробное описание представляет в развёрнутом виде необходимую информацию о дефекте, а также (обязательно!) описание фактического результата, ожидаемого результата и ссылку на требование (если это возможно).
Пример подробного описания :
Если в систему входит администратор, на странице приветствия отсутствует логотип. Фактический результат: логотип отсутствует в левом верхнем углу страницы. Ожидаемый результат: логотип отображается в левом верхнем углу страницы. Требование: R245.3.23b.
В отличие от краткого описания, которое является одним предложением, здесь нужно давать подробную информацию. Если одна и та же проблема (вызванная одним источником) проявляется в нескольких местах приложения, можно в подробном описании перечислить эти места.
- Шаги по воспроизведению описывают действия, которые необходимо выполнить для воспроизведения дефекта.
Это поле похоже на шаги тест-кейса, за исключением одного отличия: здесь действия прописываются максимально подробно, с указанием конкретных вводимых значений и самых мелких деталей, т.к. отсутствие этой информации в сложных случаях может привести к невозможности воспроизведения дефекта.
Пример шагов воспроизведения :
- Открыть http://testapplication/admin/login/.
- Авторизоваться с именем «defaultadmin» и паролем «dapassword». Дефект : в левом верхнем углу страницы отсутствует логотип (вместо него отображается пустое пространство с надписью «logo»).
Воспроизводимость показывает, при каждом ли прохождении по шагам воспроизведения дефекта удаётся вызвать его проявление. Это поле принимает всего два значения: всегда или иногда. Можно сказать, что воспроизводимость «иногда» означает, что тестировщик не нашёл настоящую причину возникновения дефекта. Это приводит к серьёзным дополнительным сложностям в работе с дефектом:
- Тестировщику нужно потратить много времени на то, чтобы удостовериться в наличии дефекта (т.к. однократный сбой в работе приложения мог быть вызван большим количеством посторонних причин).
- Разработчику тоже нужно потратить время, чтобы добиться проявления дефекта и убедиться в его наличии. После внесения исправлений в приложение разработчик фактически должен полагаться только на свой профессионализм, т.к. даже многократное прохождение по шагам воспроизведения в таком случае не гарантирует, что дефект был исправлен (возможно, через ещё 10–20 повторений он бы проявился).
- Важность показывает степень ущерба, который наносится проекту существованием дефекта. В общем случае выделяют следующие виды важности:
- Критическая — существование дефекта приводит к масштабным последствиям катастрофического характера, например: потеря данных, раскрытие конфиденциальной информации, нарушение ключевой функциональности приложения и т.д.
- Высокая — существование дефекта приносит ощутимые неудобства многим пользователям в рамках их типичной деятельности, например: недоступность вставки из буфера обмена, неработоспособность общепринятых клавиатурных комбинаций, необходимость перезапуска приложения при выполнении типичных сценариев работы.
- Средняя — существование дефекта слабо влияет на типичные
сценарии работы пользователей, и/или существует обходной путь
достижения цели, например: диалоговое окно не закрывается
автоматически после нажатия кнопок «OK»/«Cancel», при распечатке
нескольких документов подряд не сохраняется значение поля
«Двусторонняя печать», перепутаны направления сортировок по
некоему полю таблицы.
- Низкая — существование дефекта редко обнаруживается
незначительным процентом пользователей и (почти) не влияет на их
работу, например: опечатка в глубоко вложенном пункте меню
настроек, некоторое окно при отображении расположено неудобно
(нужно перетянуть его в удобное место), неточно отображается время
до завершения операции копирования файлов.
- Срочность показывает, как быстро дефект должен быть устранён. В общем случае выделяют следующие виды срочности:
- Наивысшая срочность указывает на необходимость устранить дефект настолько быстро, насколько это возможно.
- Высокая срочность означает, что дефект следует исправить вне очереди, т.к. его существование или уже объективно мешает работе, или начнёт создавать такие помехи в самом ближайшем будущем.
- Обычная срочность означает, что дефект следует исправить в порядке общей очерёдности. Такое значение срочности получает большинство дефектов.
- Низкая срочность означает, что в обозримом будущем исправление данного дефекта не окажет существенного влияния на повышение качества продукта.
- С имптом — позволяет классифицировать дефекты по их типичному проявлению. Не существует никакого общепринятого списка симптомов.
В качестве примера рассмотрим следующие значения симптомов дефекта.
- Косметический дефект — визуально заметный недостаток интерфейса, не влияющий на функциональность приложения (например, надпись на кнопке выполнена шрифтом не той гарнитуры).
- Повреждение/потеря данных — в результате возникновения дефекта искажаются, уничтожаются (или не сохраняются) некоторые данные (например, при копировании файлов копии оказываются повреждёнными).
- Проблема в документации (— дефект относится не к приложению, а к документации (например, отсутствует раздел руководства по эксплуатации).
- Некорректная операция — некоторая операция выполняется некорректно
- Проблема инсталляции — дефект проявляется на стадии установки и/или конфигурирования приложения.
- Ошибка локализации — что-то в приложении не переведено или переведено неверно на выбранный язык интерфейса.
- Нереализованная функциональность — некая функция приложения не выполняется или не может быть вызвана (например, в списке форматов для экспорта документа отсутствует несколько пунктов, которые там должны быть
- Проблема масштабируемости — при увеличении количества доступных приложению ресурсов не происходит ожидаемого прироста производительности приложения
- Низкая производительность — выполнение неких операций занимает недопустимо большое время
- Крах системы — приложение прекращает работу или теряет способность выполнять свои ключевые функции
- Неожиданное поведение — в процессе выполнения некоторой типичной операции приложение ведёт себя необычным (отличным от общепринятого) образом (например, после добавления в список новой записи активной становится не новая запись, а первая в списке).
- Недружественное поведение — поведение приложения создаёт пользователю неудобства в работе (например, на разных диалоговых окнах в разном порядке расположены кнопки «OK» и «Cancel»).
- Расхождение с требованиями — этот симптом указывают, если дефект сложно соотнести с другими симптомами, но тем не менее приложение ведёт себя не так, как описано в требованиях.
- Предложение по улучшению — во многих инструментальных средствах управления отчётами о дефектах для этого случая есть отдельный вид отчёта
Часто у одного дефекта может быть сразу несколько симптомов.
- Возможность обойти — показывает, существует ли альтернативная последовательность действий, выполнение которой позволило бы пользователю достичь поставленной цели (например, клавиатурная комбинация Ctrl+P не работает, но распечатать документ можно, выбрав соответствующие пункты в меню). В некоторых инструментальных средствах управления отчётами о дефектах это поле может просто принимать значения «Да» и «Нет», в некоторых при выборе «Да» появляется возможность описать обходной путь. Традиционно считается, что дефектам без возможности обхода стоит повысить срочность исправления.
- Комментарий— может содержать любые полезные для понимания и исправления дефекта данные.
- Вложения — представляет собой не столько поле, сколько список прикреплённых к отчёту о дефекте приложений (копий экрана, вызывающих сбой файлов и т.д.).