МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»
Урок русского языка

подготовила и провела:
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории Мишарова В.Н.
Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.
Задачи урока
образовательные:
а) повторить морфологические признаки и орфограммы, связанные с правописанием наречий («Буквы О и А на конце наречий», «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий», «Н и НН в наречиях», «Не с наречиями»);
б) познакомить учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях;
в) способствовать формированию умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях.
развивающие:
способствовать развитию сообразительности, самостоятельности, логического мышления, речевой, мыслительной активности; формировать коммуникативные навыки, навыки самоконтроля.
воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к уроку русского языка, желанию добиться успеха в работе, культуры общения.
Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.
Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, тестами, самостоятельная работа, самоконтроль.
Формы: индивидуальная, коллективная
Оборудование урока:
Доска, мел.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебник «Русский язык. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова – М.: Просвещение, 2012.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой (слайд 1)
Учитель: Добрый день! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (слайд 2)
Очень хочется, чтобы на каждом уроке вы усваивали что-то новое и обязательно что-то прибавляли к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением. Итак, мы начинаем.
Открываем тетради, записываем число, классная работа. На уроке нам предстоит выполнить следующие задачи: повторить все известные сведения по теме «Наречие», закрепить на практике уже изученные орфографические навыки и познакомиться с новыми (слайд 3). Темы урока пока нет, мы её узнаем чуть позже.
II.Актуализация опорных знаний. Беседа по повторению пройденного материала
Учитель: Ребята, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (морфологию).
Учитель: Что изучает морфология? (Морфология - это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.)
Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Наречие.)
Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого повторим изученный материал, а затем проверим себя по кластеру.
Ученики:
1.Наречие - самостоятельная часть речи.
2.Наречие обозначает признак действия и относятся к глаголу.
3. Наречие отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как ? зачем? и почему ? в какой мере и степени?
4.Наречие имеют 6 разрядов по значению: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
5.Наречие не изменяются
6. Наречия могут образовывать степени сравнения
7.В предложении наречие является обстоятельством.
Учитель: посмотрите кластер на экране, все ли признаки наречий вы назвали? (Слайд 4. Ученики проверяют себя.)
III. Проверка домашнего задания
Учитель: Незадолго до сегодняшнего урока вы получили задание: найти пословицы, поговорки и фразеологизмы, в состав которых входят наречия. И нужно было, кроме объяснения значения выражений, указать смысловые группы наречий. Давайте посмотрим, как часто встречаются наречия в найденных вами выражениях и что они обозначают.
Ученики: читают подобранный ими материал.
IV. Подведение учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Молодцы. Ребята, посмотрите ещё раз на экран, вы видите на нём все морфологические признаки наречий. Но кроме них, мы с вами узнали и много орфографических особенностей наречий. Давайте повторим их в виде игры «Четвертый лишний». Перед вами на экране даны наречия, объединенные по какому-либо орфографическому правилу, нужно записать в тетрадь слово, которое отличается написанием от остальных (слайд 5)
Ученики выписывают в тетрадь слова.
Учитель: Проверим, что же вы исключили из строк и почему (после проверки идёт выставление оценок активным ученикам) Как вы думаете, по какому признаку объединены слова в последней строке и какое слово здесь лишнее?
( не знают)
А пока класс работает по заданию, к доске идут 3 учеников для работы по карточкам (индивидуальная работа у доски).
Учитель: на какие правила были ваши слова? Расскажите (ответы учеников).
Учитель: Ребята, в последнем задании вам встретились слова, написание которых мы ещё не знаете. Что это за слова?
Ученик: наречия с дефисом.
Учитель: на доске записаны слова других частей речи, в написании которых употребляется дефис. Мы повторили правила о постановке в них дефиса.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Дефисное написание наречий», давайте определим цели урока. Цели: познакомиться с правилом «Дефисное написание наречий», сформировать умение находить данную орфограмму в речи, выработать навык правильного написания подобных слов (слайд 6)
Для этого проведем небольшую исследовательскую работу, когда и почему пишется дефис в наречиях. Внимание, на экран (слайд 7)
Какие же морфемы образуют данные слова, запишите: от чего и с помощью чего они образованы (приставки, суффиксы, приставки и суффиксы, сложение корней)
Определите способ образования данных наречий: (запись в тетрадях). Сделаем вывод о написании дефиса в наречиях (ответы учеников) (слайды 8)
Запомните также написание сложных наречий, образованных путем повтора, обратите внимание на 2 последних слова и на постановку в них дефиса. (Слайд 9)
Учитель: Вот мы и выяснили условия дефисного написания наречий. Сверим наши наблюдения, находки с учебником (чтение правила - параграф 42,стр. 117,119 и орфограммы №62).
Учитель: Что- то новое из учебника узнали?
Ученик: Все условия дефисного написания наречий у нас записаны в таблице. Вернемся к строке, с которой мы начали объяснение темы. Какое же слово будет «лишним»? (слайд 10, побольше)
V. Усвоение темы.
1. Творческое задание.
Учитель: Чтобы закрепить это орфографическое правило на письме, составьте с помощью данных морфем (слайд11) новые слова и выделите изучаемую орфограмму, её образец вы видели на странице 119 в учебнике.
Учитель: А теперь проверим составленные слова (слайд 12)
2.Работа с учебником. Упражнения на закрепление под звездочкой
Учитель: Давайте ещё потренируемся. Найдем в учебнике на странице 117 упражнение под звездочкой, где даны к словам приставки в-, во- и суффиксы –ых, -их. Прочитаем задание. А теперь запишите наречия, составленные из данных частей. Ребята, что у вас получилось? (дети читают слова). Эти слова вы уже встречали, когда писали сочинения – рассуждения, Они называются вводными и используются в текстах, требующих перечислить какие-либо доказательства, размышления. Теперь вы знаете, как они записываются, а в предложении после них всегда ставится запятая.
VI. Физкультминутка.
Учитель: сейчас немного отдохнем и проведем физкультминутку. Слушайте стихи и выполняйте за мной (слайд 13)
Дружно все ребята встали.
Руки кверху мы подняли.
Сладко-сладко потянулись.
Влево, вправо повернулись.
Раз – нагнулись, два – нагнулись.
Отдохнули. И опять
Знанья будем получать.
VII. Закрепление изучаемого материала.
1.Работа на внимание и нахождение наречий в тексте
Учитель: Ну что, немного отдонули? Давайте ёщё чуть-чуть потрудимся. Посмотрите на слова физкультминутки. Есть ли среди них наречия?(дружно, кверху, влево, вправо, опять). А слова на изучаемое правило?(сладко-сладко).Почему так пишется? (сложное наречие)
2.Задание на развитие речи (слайд 14).
Учитель: Ребята, перед вами фотографии зимнего Краснослободска, придумайте предложения или связный текст по ним, используя наречия с дефисом (по-зимнему, по-прежнему, по-морозному, по-сказочному, по-таинственному)
Ученики: пишут, а затем читают предложения.
3.Тестовая работа.
Учитель: В завершение сегодняшнего урока небольшая тестовая работа,запишите вариант теста и выберите правильные варианты ответов к заданиям (пишут ответы к тестам).А теперь посмотрите на экран и проверьте себя, поставив оценки. Я увижу все результаты, собрав тетради (слайд 15)
VII. Подведение итогов.
Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:
С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)
Когда наречия мы пишем через дефис?
Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).
Учитель:(слайд 16) Цели урока достигнуты? Вы помните, что для их достижения мы определили задачи, повторяя все известные сведения по теме «Наречие», закрепить на практике уже изученные орфографические навыки и познакомиться с новыми.
Учитель объявляет оценки за урок.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Ребята, сегодняшний урок подошел к концу. Перед вами карточки разных цветов. Попробуйте ими дать оценку полученным сегодня знаниям. Если вы остались на прежнем уровне, то поднимите белую карточку. Если узнали что-то новое желтую, а если хорошо усвоили материал, то красную.
Учитель: Итак, запишем в дневник домашнее задание (слайд 17, домашнее задание: § 42 упр. 250 , в тетрадь-справочник записать схему правила и слова - исключения), урок окончен, дежурных я прошу собрать мне тетради №1 и раздать тетради №2.
ПРИЛОЖЕНИЕ

слайд1 слайд 2
слайд 3 слайд 4

слайд 5 слайд 6

слайд 7 слайд 8

слайд 9 слайд 10

слайд 11 слайд 12
слайд 13 слайд 14

слайд 15 слайд 16

слайд 17