СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деятельность ДОУ по реализации национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен педагогам ДОУ по реализации националь-регионального компонента

Просмотр содержимого документа
«"Деятельность ДОУ по реализации национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»»

Мамижева Ж.М.,

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №28 «Нэбзый»




(Из опыта работы)


«Деятельность ДОУ по реализации национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО» (изучение адыгейского языка)



Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский


Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования.

В соответствии Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОСДО деятельность ДОУ строится по основной образовательной программе дошкольного образования. Она состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

  • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Таким образом, нормативная составляющая активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

Статья 3. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования гласит:

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Одной из задач ФГОС ДО (1.6.) является:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Региональный компонент образовательной программы предусматривает:

  • воспитание уважения к своему дому, к родному городу и краю, своей малой родине (на материале о городе Майкопе, Республики Адыгея);

  • приобщение ребенка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям сибирских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей;

  • приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;

  • воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.

Педагогические условия реализации культурной направленности регионального компонента:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

  • подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

  • создание культурно-развивающей среды;

  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Реализация регионального компонента в нашем дошкольном учреждении осуществляется в тесной взаимосвязи с социальными институтами города и при их поддержке в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы.

Принципы реализации регионального компонента:

  • Системность и непрерывность.

  • Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

  • Свобода индивидуального личностного развития.

  • Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

  • Принцип регионализации (учет специфики региона).





Задачи регионального компонента по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызвать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Республики Адыгея, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие:

Приобщать детей к истории Республики Адыгея. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

Речевое развитие:

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой, историей Республики Адыгея.

Художественно-эстетическоеразвитие:

Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Республики Адыгея.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности: адыгейский орнамент, золотое шитье.

Физическое развитие:

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Республики Адыгея.

Формы и методы реализации регионального компонента по образовательным областям программы


Познавательное

развитие

1.Ознакомление с природой:

беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, передвижные выставки музеев по ознакомлению с животным и растительным миром Республики Адыгея , с народными приметами,

сбор гербариев, коллекций;

опытническая и экспериментальная работа;

проектная деятельность;

акции.

2.Ознакомление с ближайшим окружением:

-экскурсия: младшая группа – по помещениям и территории детского сада;

средняя группа – по ознакомлению с достопримечательностями микрорайона;

старшая и подготовительная – пешие и автобусные экскурсии по городу, мини-походы в парк, сквер; походы в театр, музей.

-беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Город мой родной», «Родина малая и родина большая», «Моя родная улица», «Мой любимый уголок в городе».

- ознакомление детей с элементами архитектуры, являющимися украшением города: фонтаны, скверы, парк, памятники, детские игровые площадки;

- ознакомление детей с архитектурными достопримечательностями города;

- ознакомление с разными профессиями;

-ознакомление с символикой: флаг, герб, портрет президента РА.

3.Ознакомление с прошлым:

организация этнографического уголка в группе;

-просмотр старых фотографий, посещение национального музея, рассказ экскурсовода.

4.Духовность и культура:

- беседы по ознакомлению с духовно-нравственным укладом жизни многонациональной республики;

-проведение детских фольклорных праздников по народному календарю

-празднование всех государственных и республиканских праздников, День города.

Физическое развитие

Беседы, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о спорте и спортсменах;

Беседы о спортсменах – чемпионах, гордости республики.

Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики.

Проведение спортивных праздников, развлечение, эстафет, соревнований, мини-Олимпиад


видео-экскурсии: центры Здоровья (детская поликлиника №1),

беседы о здоровье «Я и мое тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»;

экскурсии в 1 детскую поликлинику, ближайшую аптеку;

проектная деятельность, акции;

опыты и экспериментирование;

устройство в группе уголка здоровья, здорового питания

Художественно- эстетическое развитие

-беседы об изобразительном искусстве: об орнаменте и декорах;

-беседы, компьютерные мини- презентации о творчестве художников;

- экскурсии в национальный музей;

-рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов;

-художественно-продуктивная деятельность;

-чтение художественной литературы

-народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки; скороговорки;

-мифы, легенды, сказки народов;

-выставки тематические, посвященные творчеству писателей Адыгеи;

- «музыкальные экскурсии»;

- знакомство с творчеством профессиональных и самодеятельных взрослых и детских танцевальных коллективов города (ансамбль «Салам»)

- проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорных народных праздников;

- ознакомление с народными музыкальными инструментами:

- оформление музыкального уголка.

Речевое развитие

- игры-инсценировки;

- показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный, театр игрушек, настольный, пальчиковый);

- оформление уголков ряжения во всех возрастных группах;

- посещение театров;

- встречи с артистами театров, с работниками теле - и радиокомпаний;

- чтение произведений писателей и поэтов республики Адыгея.



Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к национальной культуре и истории родного края может быть представлена следующим образом:

Блок «Вместе дружная семья»  призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.

Блок «Моя малая Родина» предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, героическом прошлом родного города, знакомятся с гербом и другими символами города. Наличие памятников архитектуры, достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое города. Развитие народных промыслов также уходят своими корнями вглубь истории. Дети знакомятся с традиционно-кустарным искусством своего региона. На занятии дети получают информацию и о людях, которые прославили родной край, знакомятся с их родословной.

Блок «Широка страна моя родная» - самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с истоками зарождения нашей прародины — Древней Руси, с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями, народным календарем. Впечатления о полученных знаниях дети отражают в художественно — продуктивной деятельности.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между детским садом и семьей, детским садом и обществом.

Создание единого образовательного пространства с учетом региональной специфики должно охватить дошкольные и школьные учреждения, учебные заведения, социальные и культурные учреждения, комплексы в их взаимосвязи. В таком контексте именно образование будет выступать как одно из важных средств развития региона.

В рамках регионального компонента в МБДОУ организовано изучение адыгейского языка с детьми 3-7 лет. «Язык- душа народа»-гласит адыгейская пословица Первые слова, которые ребенок слышит- это слова матери, это ее колыбельные песни. В детском саду ребенка мы начинаем знакомить с небольшими песенками, стихами, которые затем он повторяет, подражая взрослым. Педагоги воспитывают любовь и интерес к родному языку, желание говорить и общаться на адыгейском языке при ознакомлении с произведениями художественной литературы талантливых поэтов и писателей республики, устным народным творчеством -пословицами. поговорками, загадками. скороговорками и конечно же сказками.Сказки доставляют детям радость, воспитывают сострадание, сопереживание, заботу о слабом, формируют понятия добра и зла. Понравившиеся сказки дети затем инсценируют. В сюжетно-ролевых играх играют положительных героев. Воспитанники активно играют в адыгейские народные игры. Игры мы включаем в содержание физкультурных занятий, праздников, прогулок. При организации подвижных игр используем считалки, которые воздействуют на поведение ребенка, воспитывают выдержку, развивают речь.Важным этапом в нашей работе является ознакомление детей с адыгейским национальным орнаментом. На занятиях по декоративному рисованию и аппликации обучаем составлять простейшие узоры, украшать одежду, посуду, мебель простыми и доступными элементами адыгейского орнамента Развитию родного (адыгейского) языка способствует ознакомление с адыгейскими музыкальными инструментами. Рассказываем историю возникновения инструмента, его назначение, из какого материала изготовлен, кто, когда, и где играет на нем. «Что покажешь ребенку-то его дорога»-так издавна говорят адыги. В этом помогает мини-музей, созданный работниками детского сада и родителями наших воспитанников. В мини-музее собран материал духовной и материальной культуры адыгов. Педагоги организуют экскурсии и разные занятия. Чтобы общение ребенка в музее стало интересным, развивающим, привлекаем детей в оснащении и оформлении, пополняя музей их работами по рисованию, лепкеи аппликации. В течение учебного года проходят тематические праздники, посвященные Дню рождения республики, Дню Матери, Дню защитников Отечества, обрядовые праздники – «Укладывание ребенка в колыбель», «Первый шаг ребенка». К праздникам готовятся взрослые и дети. Они проходят торжественно, интересно и весело. Эти праздники воспитывают положительныеотношения к истории, культуре своей Родины, формируют этикетные нормыобщения.